Классный час "О вреде снюса и насвая"

Классный час "О вреде снюса и насвая"

Медиа
Руководства для учителя
docx
Воспитательная работа
8 кл—11 кл +1
02.12.2019
Классный час.docx

 

Классный час на тему: «О вреде снюса и насвая»

Цель: выработка негативного отношения к употреблению снюса и насвая.

Задачи:

- повысить информационность подростков о вреде снюса и насвая;

- выделить свойства снюса и насвая и их влияние на организм, в частности, на организм подростка;

- выявить причины, побуждающие подростка попробовать снюс и насвай;

- формировать негативное отношение к употреблению снюса и насвая;

- осознание проблемы через ситуацию.

План



1.      Вступительное слово.

2.      Снюс и его история распространения / исторические сведения/

3.      Свойства снюса и его влияние на организм подростка.

4.      Насвай и его история распространения / исторические сведения/

5.      Свойства насвая и его влияние на организм подростка.

6.      Портрет употребляющего снюс и насвай человека.

7.      Проблемная ситуация.

8.      Упражнение: «Умей сказать «НЕТ».

9.      Заключительное слово.

10.  Итог.

Ход классного часа.

Вступительное слово.

Учитель: Тема сегодняшнего классного часа «О вреде снюса и насвая». Эти препараты все чаще всего употребляются подростками. Что же такоеснюс, насвай?

Жевательный табак (снюс)

Жевательным называется бездымный цельнолистовой табак, содержащий соли, увлажнители и ароматизаторы. Он закладывается за щеку или губу и жуется, в результате чего быстро впитывается в слизистые оболочки и попадает в кровь. Человек при этом получает удовлетворение.

Снюс обычно приравнивают к жевательному табаку, но это скорее его разновидность, которая сейчас пользуется популярностью. Он выглядит как измельченная пудра, поэтому его правильнее назвать сосательным.

В отличие от содержимого сигарет, жевательный табак содержит меньше вредных примесей, в том числе нитрозаминов. Соль добавляют для усиления вкуса, но одновременно она выполняет роль консерванта, за счет чего продлевается срок годности продукта. Увлажнители, в качестве которых чаще всего используется вода, защищают снюс от высыхания.

Изобрели жевательный табак в Швеции, откуда в начале 19 столетия его завезла в Россию компания Эттан. Лишь во второй половине позапрошлого века он стал известен в США.

Шведы первыми выяснили, что жевательный табак безопаснее для здоровья, чем курительный. Это подтверждают ученые, некоторые из которых даже заявляют о том, что при употреблении снюса человек продлевает свою жизнь.

Однако мнение шведских специалистов не разделяют их коллеги в других странах. На реализацию жевательного табака наложен запрет на всей территории Евросоюза, исключая Швецию и Норвегию, хотя его употребление абсолютно легально по всему ЕС. В России в 2015 г. были введены штрафы за продажу жевательного табака, но в интернете купить его до сих пор не составляет труда.

Главным производителем снюса до сих пор является Швеция. Он выпускается в общей упаковке или расфасованным по отдельным пакетикам. Как правило, чем меньше порция, тем выше в ней содержание никотина.

Популярностью пользуется жевательный табак с ароматизаторами и вкусовыми добавками — кофе, мятой, лаймом, лакрицей. Разновидностей снюса сейчас очень много, отчасти поэтому люди и проявляют к нему повышенный интерес.
hello_html_m5b84c372.jpg

Эффект

Если при курении никотин из табака проникает в организм с дымом, то при жевании или рассасывании — через слюну, с которой быстро всасывается в слизистые и кровь. Снюс помещают обычно под верхнюю губу, где его держат от 5 минут до часа. Когда вкус или эффект ослабевает, его выплевывают, при необходимости заменяя новой порцией.

Когда никотин поступает в организм, человек ощущает расслабление, как и в результате курения. Одни жуют табак, чтобы бороться со стрессом и депрессиями, другие — для улучшения аппетита. За счет различных добавок слюна после снюса становится вкусной, и для усиления эффекта ее глотают.

Однако, если человек выбрал табак с высоким содержанием никотина, после проглатывания слюны он почувствует симптомы отравления:

·         головокружение;

·         тошноту;

·         рвотные позывы.

Поэтому в арсенале человека, употребляющего снюс, есть специальная плевательница. В нее сплевывают слюну, которую нельзя проглатывать.

Вред и последствия

Вреден ли снюс? Исследователи утверждают, что жевательный табак провоцирует развитие ряда заболеваний:

·         болезней носоглотки;

·         рака желудка, простаты, кишечника;

·         потери чувствительности вкусовых рецепторов;

·         нарушений аппетита;

·         сердечных патологий:

·         гипертонии;

·         заболеваний зубов и десен;

·         атрофии мышц.

Употребляя снюс, человек не вдыхает токсичный дым. но все равно подвергает организм вредному воздействию.

 

Дело в том, что в жевательном табаке, как и в курительном, содержатся вредные вещества в высокой концентрации:

·         никотин;

·         канцерогены;

·         соль;

·         сахар.

Одна порция снюса содержит в 5 раз больше никотина, чем сигарета. Поэтому у людей, потребляющих жевательный табак, быстрее развивается привыкание, причем одновременно и физическое, и психологическое. Все это и является ответом на вопрос, вреден ли снюс.

Оздоровиться с переходом от курения к жеванию табака невозможно. В ходе экспериментов установлено, что от одной порции снюса организм получает столько же никотина, сколько от одной сигареты. Потребление двух пачек жевательного табака в неделю провоцирует тот же эффект, что выкуривание 1,5 пачек сигарет в день.

Многие производители сейчас выпускают снюс с низким содержанием никотина. Думая, что он абсолютно безвреден, его часто начинают пробовать подростки, чтобы испытать новые ощущения или казаться более взрослым и солидным в глазах сверстников.

По мере развития зависимости тинейджер начинает переходить на более крепкие сорта в надежде получить расслабление, которое он испытал в первый раз, но этого не происходит. В результате человек, наоборот, становится более раздражительным.

При попытке прекратить употреблять снюс развивается сильная никотиновая ломка.

Синдром отмены сопровождают неприятные симптомы и последствия:

·         агрессивность;

·         плохое настроение;

·         депрессия;

·         сильный стресс;

·         расстройства пищеварения;

·         нарушения ночного сна.

Кроме того, в составе снюса присутствует 28 канцерогенов, в том числе никель, радиоактивный полониум-210, нитрозамины. Все эти вещества даже в малых дозах провоцируют развитие раковых опухолей, а в жевательном табаке их содержание превышает все допустимые нормы. Научно установлено, что в снюсе в 100 раз больше канцерогенов, чем в пиве и беконе — мягко говоря, не самых полезных продуктах.

По информации онкологического общества США, у потребителей жевательного табака в 50 раз чаще выявляется рак десен, щек, внутренней поверхности губ. Клетки тканей в этих областях пытаются создать барьер, который бы препятствовал дальнейшему распространению снюса. Однако из-за воздействия канцерогенов здоровые клетки трансформируются в раковые.

После всасывания в слизистые канцерогены из жевательного табака попадают в кровь, с которой разносятся по всему телу. Поэтому онкологический процесс может возникнуть не только в ротовой полости, но и в любой другой части организма. Чаще всего страдают желудок, кишечник, а у мужчин — еще и простата.

Предугадать развитие раковой опухоли невозможно — это зависит исключительно от особенностей конкретного организма. Некоторые могут употреблять жевательный табак годами без тяжелых последствий для здоровья. Однако снюс в разы повышает риск возникновения онкологического заболевания.

Повышенное содержание соли в снюсе может спровоцировать скачок артериального давления. Это создает риски возникновения болезней сердца и сосудов, а также гипертонии. В Швеции, на родине снюса, откуда распространяются мифы о безопасности его употребления для организма, эта вредная привычка является причиной более 5% сердечных приступов.

Высокая концентрация сахара в жевательном табаке приводит к стоматологическим болезням. Многие производители утверждают, что от снюса, в отличие от сигарет, не возникает кариес и желтый налет на зубах, а также не появляется специфический запах изо рта. Отзывы ученных говорят о том, что это всего лишь рекламный трюк.

Из-за постоянного жевания табака снижается чувствительность вкусовых рецепторов. Это приводит к расстройствам пищевого поведения. Человек теряет аппетит или же приобретает нездоровые пристрастия в еде, в результате чего у него нарушается пищеварение.

Кроме того, жевательный табак может вызвать атрофию мышц. Поэтому его употребление для улучшения результатов спортивных соревнований необоснованно.

 

 

Что такое насвай

hello_html_7bdeedb4.jpg

С виду это небольшие шарики темно-зеленого или земляного цвета и размером чуть больше спичечной головки. Реже можно встретить насвай в виде палочек или порошка.

 

В Россию и Европу вещество пришло из Центральной Азии. Там его делают из табака и щелочи. Иногда добавляют приправы и растительное масло для улучшения вкуса. Есть и суррогаты: вместо гашеной извести, которая в оригинальной рецептуре играет роль щелочи, добавляют более дешевую золу растений и даже помет кур или верблюдов.

Но, несмотря на сомнительный состав насвая, он все равно привлекателен для молодежи по причине низкой себестоимости и простоты употребления. В России купить один пакетик насвая, который можно растянуть на несколько дней, можно примерно за 100-150 рублей.

Это интересно: Изначально, чтобы повысить интерес потребителя к насваю, его позиционировали как средство, позволяющее избавиться от никотиновой зависимости. Доля правды в этом есть: некоторые люди, употребляющие насвай, действительно отказываются от сигарет. Но у них появляется зависимость от нового наркотика.

Ожидаемый эффект

При попадании в организм насвай вызывает ощущения легкого опьянения, сопровождаемого слюноотделением, головокружением, помутнением в глазах и покалыванием в кончиках пальцев. Длительность эффекта зависит от количества насвая, а также возраста и опыта того, кто употребляет наркотик.

Студенты обычно «закидываются» насваем прямо на переменах, и им достаточно 3-4 шариков, чтобы поймать пятиминутный кайф. Старшие подростки употребляют вещество на дискотеках и во время молодежных тусовок, и количество насвая измеряется уже в горстях.

Это интересно: По версии студентов, насвай они употребляют по причине того, что после него пропадает желание курить. А получить необходимую дозу никотина от насвая проще, чем от сигареты.

Как употребляют

Несмотря на то, что насвай называют жевательным табаком, его не жуют. Эйфорический эффект от употребления насвая достигается при закладывании шариков под язык или за губу. В молодежной среде это называется «кинуть» или «закинуть».

При попадании на слизистую щелочь изменяет кислотность и помогает никотину быстрее всасываться. Слюну, которая образуется в больших количествах, обязательно сплевывают. Ее проглатывание может вызвать тошноту, рвоту и сильное отравление, особенно, если в состав насвая входят суррогатные продукты.

Опасность для организма

Насвай в разы опаснее, чем сигаретный табак. Но об этом распространители наркотика, разумеется, не предупреждают. Понять, что вред от насвая велик, можно по первым симптомам, возникающим после закладывания шариков в рот. Слизистую начинает сильно жечь, во рту появляется неприятный привкус.

Эти неприятные явления купируются мгновенным, но кратковременным ощущением эйфории, после которого идет вторая волна негативного воздействия на организм: головокружение, апатия, раздражительность. Последняя вызывается абстинентным синдромом, заключающимся в желании употребить насвай снова.

Последствия от длительного употребления

Только один студент из пяти после первого приема насвая раз и навсегда поймет, что ему это не нужно. Остальные четыре попадут во власть наркотического вещества и начнут употреблять его постоянно. И тогда последствия употребления насвая могут быть весьма плачевными для организма.

hello_html_13f352c9.jpg

Слизистая

Даже после однократного закидывания шариков в рот, возникает ощущение жжения. Если принимать насвай регулярно, можно серьезно повредить слизистые оболочки вплоть до образования язв. Заядлыхнасвайщиков можно узнать по воспалившимся губам, которые кровоточат и источают резкий неприятный запах.

Внимание! Употребление насвая нередко становится причиной раковых заболевания губ, языка или гортани.

Желудочно-кишечный тракт

Даже если всегда сплевывать образующуюся при употреблении насвая слюну, все равно какая-то часть разложившихся веществ будет попадать в желудок. Кроме тошноты и рвоты, это может вызывать диарею и появление хронических заболеваний: гастрита, язвы. На фоне частого приема насвая может развиться рак желудка.

hello_html_m1cac9d67.jpg

При употреблении суррогатного вещества можно подхватить еще кишечную инфекцию, вызванную попаданием в организм экскрементов животных.

Центральная нервная система

Расстройства нервной системы вызывают любые виды наркотиков. Из-за насвая люди становятся апатичными, вялыми, им все чаще требуется очередная доза, чтобы почувствовать хоть какой-то прилив сил. Школьники, употребляющие вещество, становятся рассеянными, забывчивыми и неуравновешенными.

Сердце

У людей, принимающих насвай больше года, велик риск развития заболеваний сердца и крови. Возрастает вероятность ранних инфарктов и инсультов.

Репродуктивная система

На мужчин насвай воздействует губительно и со стороны детородной функции. При этом потенция остается в норме, но качество спермы резко падает. Из-за этого мужчины страдают бесплодием.

 

Негативные последствия употребления насвая для организма

Продавцы позиционируют насвай как безобидное средство для борьбы с курением, но это простой рекламный трюк. В действительности данное вещество в разы опаснее табака: оно вызывает сильную зависимость и приводит к таким тяжелым последствиям, как онкозаболевания. Чем так опасен насвай и какое действие он оказывает на организм?

Вред насвая

Поскольку главный ингредиент состава насвая – табак, вещество оказывает разрушительное воздействие на организм. Однако если от сигарет сильнее страдают легкие, то после употребления насвая основной удар приходится на желудочно-кишечный тракт и слизистую рта.

Всего одна доза смеси содержит столько же табака, сколько сразу несколько сигарет, поэтому насвай и оказывает более сокрушительное действие на человеческий организм. Он не только не помогает справиться с никотиновой зависимостью, как уверяют продавцы, но и вызывает множество побочных действий. При этом школьники, не осознавая тяжесть последствий, употребляют насвай на переменах, чтобы просто расслабиться и получить «быстрый приход».

Уже в самом начале употребления насвая со стороны ЖКТ возникают нарушение пищеварения и диарея, которая вскоре переходит в хроническую форму. Поскольку в составе смеси зачастую присутствуют верблюжий навоз или куриный помет, зависимые нередко подхватывают кишечные инфекции или заражаются паразитами. Часто в подобных случаях развиваются вирусные гепатиты.

Гашеная известь обжигает нежную слизистую ротовой полости, а при попадании в желудок начинает разъедать его оболочку. При длительном употреблении насвая развивается язвенная болезнь.

Как и при курении сигарет, при употреблении насвая никотин отрицательно влияет на десны, зубы. Повышается риск развития рака гортани и ротовой полости. Только при курении все эти негативные процессы протекают медленнее. Учитывая все это, польза от насвая, якобы от средства, помогающего бросить курить, весьма сомнительна.

Краткосрочное воздействие

Люди, которые пробовали насвай, так описывают свои краткосрочные ощущения:

·         Сильное жжение слизистой рта.

·         Тяжесть в голове и во всем теле.

·         Расслабленность мышц.

·         Апатия.

·         Сильное слюноотделение.

·         Неприятный вкус и запах.

Некоторые утверждают, что  эффекты выражены слабее у тех, кто ранее курил табак. Это можно объяснить снижением чувствительности к никотину, которая развивается по мере его употребления.

При долговременном употреблении насвая человек перестает ощущать неприятный вкус и запах смеси. Кроме того, пропадает чувство жжения во рту. Однако зловонный запах изо рта к тому времени становится заметен окружающим.

Краткосрочное воздействие на организм насвая


hello_html_m34fa4a02.jpg

Влияние на организм

В зависимости от состава и объема дозы, насвай может держаться в крови разное время. Однако во всех случаях вещество оказывает сильное негативное воздействие на функционирование организма.

Никотин вызывает сужение всех сосудов, из-за чего ухудшается кровоснабжение головного мозга, сердца и других жизненно важных органов. Они недополучают кислород, поэтому не могут нормально выполнять свои функции. Более того, стенки сосудов начинают истончаться, поэтому увеличивается риск инсульта, что является еще одним ответом на вопрос, какой вред наносит такое вещество организму.

Частота сердечных сокращений под воздействием никотина резко повышается, что вызывает износ миокарда и инфаркт. Свинец, кадмий и ртуть приводят к тяжелым поражениям печени и почек.

Фекалии животных повышают риск заражения различными инфекциями и паразитами. Кроме того, любой садовод подтвердит, что концентрированный куриный помет вызывает ожог растения. Нежная слизистая желудка тем более не выдерживает столь агрессивного воздействия, поэтому у зависимых от насвая развивается язвенная болезнь.

На фото последствия употребления насвая


hello_html_3fe7e6e.jpg

Психологическая зависимость

Один из распространенных мифов о насвае заключается в том, что эта смесь не вызывает зависимости, а отказаться от нее можно в любой момент. Так дельцы говорят о любом виде наркотика, но это всегда ложь.

Табак – основной компонент насвая, поэтому в результате его употребления появляется сильная никотиновая зависимость. В результате добавления гашиша и марихуаны формируется наркомания. Кроме этого, у подростков, употребляющих насвай, развивается психологическая зависимость от вещества, что представляет не менее серьезную проблему.

Особенно существенный вред насвай наносит на детский организм. Дети особенно подвержены внушению, чем активно пользуются торговцы насваем, расхваливающие эффекты вещества и утаивая какие последствия от него. Кроме того, на подростков давит авторитет старших приятелей, употребляющих смесь.

В результате длительного приема формируется стойкая психологическая зависимость от насвая как от безопасного и эффективного средства для поднятия настроения. Через какое-то время у подростка возникает желание более ярких ощущений, что толкает его на употребление спиртных напитков и тяжелых наркотиков.

Зачастую насвай становится наживкой, на которую наркодилеры ловят своих жертв. Вначале подростки подсаживаются на безопасное вещество. Затем в него подмешивают марихуану или гашиш, после чего многие переходят на героин и кокаин.

Последствия

При продолжительном приеме насвая развиваются такие серьезные последствия, как:

·         Рак языка, губ, гортани.

·         Разрушения зубов.

·         Нарушения психики.

·         Заболевания внутренних органов.

·         Бесплодие.

По статистике онкологов Узбекистана, где употребление насвая принимает масштабы катастрофы, это вещество в 8 из 10 случаев приводит к онкологическим процессам в ротовой полости.

Из-за высокой концентрации табака в насвае в процессе длительного употребления у человека существенно ухудшается состояние зубов, а также возникает сильная никотиновая зависимость. Добавление в насвай психотропных веществ приводит к нарушениям психики и личностным изменениям. У человека ухудшается память, он постоянно пребывает в растерянности. Следовательно, лечение зависимости от насвая должно начинаться как можно скорее.

Под действием никотина истончаются сосуды, ухудшается кровоснабжение, в результате чего страдают сердце, головной мозг и другие органы. Тяжелые металлы в составе насвая вызывают поражения печени и почек.

Кроме того, насвай вызывает бесплодие – этот факт подтвержден учеными Национальной академии наук в Киргизии. В результате исследования 50 мужчин выяснилось, что данное вещество блокирует выработку сперматозоидов. Нарушения репродуктивной функции в таких случаях необратимы, а появиться они могут уже после первого приема насвая.

Ребята, давайте составим портрет употребляющего снюс и насвай человека:

(ребята описывают этого человека)

- Бледная кожа,

- раздражительность,

- невнимательность,

- рассеянность,

- головокружение,

- отсутствие аппетита,

- агрессивность,

- бессонница.

Рассмотрим проблемную ситуацию.

У вашего однокурсника вечеринка в честь его дня рождения. Кто-то принес снюс и насвай. Вы знаете, что родители ничего не узнают. Двое подростков уже пробовали эти препараты, и им понравилось. Двое еще не употребляли, но один согласился попробовать, а другие отказались.

Почему согласился подросток? (Высказывания студентов).

Представьте себя на месте того подростка, который отказался. Что бы вы ответили? (Ответы студентов).

Упражнение «Умей сказать «НЕТ».

Большинство студентов начали употреблять эти вещества под влиянием других. Хотя и не хотели пробовать, но все же поддавались на уговоры и принимали снюс и насвай. Почему они так себя вели? Да потому, что боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает снюс и насвай. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать:

- «Да, я боюсь за свое здоровье»;

- «Да, я, маленький»;

- «Да, я дурак».

Или повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет».

И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно, самостоятельный, сильный человек.

Заключительное слово.

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение губит молодое поколение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

Подведение итогов.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Изменилось ли ваше отношение к этим препаратам?

- Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать их?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ ЧАС (ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ) «ДОРОГИЕ МОИ, СТАРИКИ…» 8 КЛАСС

Классный час (духовно-нравственный)

Тема: «Дорогие мои, старики…»

Возраст учащихся: 8 класс.

Цель: способствовать формированию уважительного отношения к людям пожилого возраста, умению строить взаимоотношения с пожилыми людьми.

Образовательный аспект: способствовать формированию представлений о нормах отношении к пожилым людям в обществе на разных этапах его развития.

Воспитательный аспект: содействовать усвоению нравственных норм: уважению к старшим, милосердию, толерантности; воспитание креативности, трудолюбия, целеустремлённости, стремление к самореализации.

Развивающий аспект: способствовать развитию исследовательских и коммуникативных компетенций; содействовать развитию умений использовать научные методы познания, самостоятельно планировать, организовывать, контролировать свою деятельность и работу в группе, публично представлять результаты исследования.

Задача: составить правила взаимоотношений с пожилыми людьми,

Оборудование: проектор, презентация, отрывок из художественного фильма «Нахалёнок», фотографии бабушек и дедушек учеников класса.

 

Ход классного часа.

Учитель.

-Добрый день, ребята. Я хочу вам прочитать старинную легенду, которая меня очень тронула. (Звучит музыка)

Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней.

Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть.

Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться.

Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну. И вот драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал.

Но нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги. И никто не знал, что делать, растерялись люди перед нежданной бедой. И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, поделился военными хитростями, и враг был разбит.

Все стали восхвалять Хакима, его мудрость. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.

Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.

-Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

-Почему эта тема важна?

Тема нашего классного часа звучит как слова из песни «Дорогие наши, старики».

-Каждый из вас знает тепло рук бабушки, заботу дедушки. У некоторых из вас есть даже прабабушки и прадедушки. Но вы стали взрослее, порой стесняетесь их нежных объятий, поцелуев, а их заботу считаете излишней опекой. А иногда случается и такое…

(Кадры из фильма «Нахалёнок»).

-Строгие были правила у казаков. Вы посмотрели отрывок из старого советского фильма «Нахалёнок», который наверняка любят ваши родители, бабушки и дедушки.

Какую проблему я хочу с вами обсудить?

Проблема: как строить отношения с пожилыми людьми, чтобы избежать конфликтов, сохранить взаимопонимание?

Чтобы решить любую проблему, задачу нужно знать правила её решения. Следовательно, чтобы научиться строить отношения с пожилыми людьми нужно знать правила, и эти правила мы составим в ходе нашего занятия вместе с вами.

-И так, какая цель нашего занятия?

Цель: составить правила взаимоотношений с пожилыми людьми.

В теме нашего разговора звучит слово «старики». Какие ассоциации у вас возникают при слове «старики»? Каким словом его можно заменить? («пожилые люди», «люди преклонного возраста») Обидно ли звучит это слово? (зависит от нашего отношения).

         Основная часть. Для начала разберёмся, существует ли проблема отношения к пожилым людям в обществе, в нашем посёлке и в нашем классе. Вы провели исследования по разным вопросам этой темы. Какое задание у вас было? Познакомьте нас с результатами вашего исследования.

1 группа. Задание: что изучает наука геронтология, какое количество пожилых людей и долгожителей проживает в нашем посёлке?

К каким выводам вы пришли? (Четвёртая часть населения нашего посёлка – пенсионеры, Число долгожителей уменьшается) Существует ли проблема взаимоотношений с пожилыми людьми в обществе, в нашем посёлке?

2 группа. Задание: выяснить, сколько домов престарелых в Антрацитовском р-не. По каким причинам старики туда попадают.

К каким выводам вы пришли? Существует ли проблема одинокой старости?

3 группа. Задание: провести социологический опрос в классе по теме «Находите ли вы общий язык со своими бабушками и дедушками?»

К каким выводам вы пришли? Существует ли проблема взаимоотношений с дедушками и бабушками в нашем классе?

Вы убедились, что проблема взаимоотношений с пожилыми людьми существует в обществе и у вас тоже. Каким образом общество решает эту проблему? С древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению, создавали нормы, правила. Какие же это нормы? Прочитайте документы и ответьте на вопросы к тексту, обсудив их в группе. Какие советы мы можем найти в христианстве, в заветах великих людей?

Работа в группах с документами

Говорят о состоянии общества можно судить по тому, как оно относится к детям и старикам. Так оно и есть, ибо старики — наше прошлое, а дети – будущее.

Выясним, как вы усвоили наставления наших предков. Проанализируем знакомые вам ситуации.

Работа в группах.

1 группа.

Разыграйте сценку. Сюжет: внук или внучка собирается в школу, бабушка провожает в его школу и проявляет заботу, внимание. Покажите, из-за чего может произойти конфликт.

Знакома ли вам такая ситуация? В чём причина конфликта? Почему бабушка проявляет заботу? Почему вам это не нравится? Как избежать конфликта, обид? (понимание, терпение, толерантность)

2 и 3 группы.

Продолжить историю. Мише позвонила его бабушка Таня, попросила сходить в апте­ку за лекарством. Но Миша спешил на секцию и сказал, что сде­лает это завтра.

Бабушка пошла с просьбой к соседям. И соседский маль­чик Андрей согласился ей купить лекарство в аптеке. Бабушка этому очень обрадовалась. Родители Миши, узнав о звонке, отругали сына, купили лекарства и отправили к бабушке.

Придумайте окончание истории. Как бы вы поступили в такой ситуации?

(Когда Миша пришел к бабушке, то узнал, что лекарство уже есть. Он пошел к Андрею и поблагодарил его. А потом они вместе пили чай с булочками у бабушки.)

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов. Какой вывод из этого примера вы можете сделать?

Мы живем в третьем тысячелетие. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Но должны оставаться неприкосновенными такие вечные ценности как сострадание, милосердие и уважение к пожилым людям. (Презентация. Трогательные фотографии пожилых людей.)

Как легко обидеть старика…
Как легко обидеть старика!
Скажешь ему что-то неуклюже —
Сразу взгляд бездомного щенка:
Никому-то я теперь не нужен!
Ты уж позабыл, что ты сказал,
А у него горит на сердце рана,
Слезы набегают на глаза,
Словно у ребенка от обмана.
Жизнь ушла. И завтра будет ночь.
Заберет. Ни встать, ни оглянуться.
А ведь так легко ему помочь —
Только, как ребенку, улыбнуться!
Для весёлых весенних ветвей

Корни более чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов и огня.

За спиной у них —

Гул атак,

Годы тяжких трудов и битв…

Но у старости —

Ломок шаг

И неровен дыханья ритм,

Но у старости —

Силы не те.

дней не прожитых

мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас.

Бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам. Не было бы их – не было и вас, таких умных, красивых, воспитанных, замечательных.. Ребята, сегодня вы принесли фотографии своих бабушек и дедушек. Покажите их нам. Давайте поговорим о ваших дедушках и бабушках.

Что хорошего для вас делают ваши бабушки и дедушки?

Почему вы любите своих бабушек и дедушек?

Почему вы гордитесь своими бабушками и дедушками?

Давайте добавим эти фотографии к нашему созвездию. (Закрепляют магнитами фото на лучи)

В центре созвездия – наш класс. Лучи соединяют нас с вашей семьёй. Посмотрите, каким ярким стало наше созвездие. Что оно символизирует?

Мы подошли к самой важной части нашего занятия, подведём итог нашей работы и составим правила взаимоотношений с пожилыми людьми. Закончите утверждения.

 (Дети дописывают правила на листах.)

Утверждения:

Старики слабые — им нужно помогать.

Старики одиноки — их надо навещать.

Старики мудрые — у них надо учиться.

Старики нас поучают — нужно проявлять терпение.

Старики много пережили – их надо уважать.

Я хочу напомнить вам «золотое правило нравственности» — относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Рефлексия

Мне важно узнать ваше впечатление о нашей беседе.

Продолжите фразу:

Во время занятия я чувствовал…

Сегодня я научился….

Для пожилых людей я могу …

Придя домой я, сделаю….

Я хочу обратить ваше внимание на то, что в вашей заботе нуждаются не только родные бабушки и дедушки, но и старики, которые живут рядом. Вы волонтёры, участвуете в акции «День пожилого человека», они всегда рады вашим поздравлениям, помощи. Но людей, которых нуждаются в нашей помощи много.

Задание узнать кто такие «тимуровцы» и провести разведку «добрых дел». Что вы можете сделать для пожилых людей, которые живут рядом с вами? А на следующем классном часе вы расскажите, какие добрые дела для стариков вы сделали.

Вопросы анкеты:

Есть ли у вас бабушки или дедушки? (да, нет)

Есть ли у вас прабабушки или прадедушки? (да, нет)

Живёте ли вы вместе с ними? (да, нет)

Находите ли вы общий язык со своими бабушками и дедушками?

а) да, мы друг друга хорошо понимаем;

б) не всегда, мы все-таки разные поколения;

в) нет, мне не о чем с ними разговаривать;

1 группа.

Христианское отношение к старикам.

Библия рассматривает долголетие (Быт. 15:15; Ис. 65:20; Зх. 8:4 и другие) как благословение. Долголетие считается наградой за выполнение определенных заповедей (Исх. 20:12; Втор. 22:7; 25:15; 

Правила взаимоотношений с пожилыми людьми

Старики слабые —

 

Старики одиноки —

Старики мудрые —

Старики нас поучают —

Старики много пережили —

«Золотое правило нравственности» —

относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)