Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
Методическая разработка
«Окна нашего Дома. Что они для нас значат?»
автор работы:
Ольшевская Инна Викентьевна,
учитель английского языка,
I квалификационная
категория
Козловщина, 2022
Тема: «Окна нашего Дома. Что они для нас значат?» (заседание детско-родительского клуба «Познаём свою малую родину вместе»)
Метод: поисковый
Формы: работа в группах, индивидуальная работа
Цель: формирование чувства гордости за историю своей деревни, региона, страны; любви к малой родине.
Задачи:
- формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;
- создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к малой родине;
- воспитывать у учащихся чувство гордости, любви и уважения к прошлому, настоящему, стремление быть соучастниками и созидателями будущего.
Наглядность, оборудование, ИКТ: мультимедийный проектор, презентация, карта Республики Беларусь, словарь Ожегова, видео «Моя малая родина, мой Дом», «А что там за моим окном?», фоновая музыка, картинки с названиями деревень и посёлка, васильки и карточки с прилагательными.
План подготовки
1. Разработка сценария.
2. Поиск исторических материалов о своей деревне, посёлке.
3. Подбор литературных и музыкальных произведений.
4. Составление презентации.
5. Съёмка и монтаж видео «Моя малая родина, мой Дом», «А что там за моим окном?»
6. Подготовка наглядных и раздаточных материалов.
План проведения
1.Вступительная часть
Классный руководитель:
Говорят, все пути ведут к дому.
Говорят он начало начал.
Человек, как никто, по любому
Тосковал по нему и скучал.
Человек здесь на свет появился.
И отсюда пойдёт он вперёд.
Только где бы он, не поселился,
Дом родной его вновь позовёт.
Доброе утро, ребята!
Здравствуйте, уважаемые родители, гости!
Классный руководитель:
Живёт на земле человек. И у него есть свой Дом. Дом – это, то место, где он родился и живет. Без своего дома и без своего народа человек не может жить.
Ребята, давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. Ульяна, прочитай, пожалуйста, значение слова «Дом».
Дом – это
1. жилое здание;
2. своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство;
3. место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования;
4. династия.
Классный руководитель: Обратите внимание, что у такого обыденного слова «дом» не одно, а несколько значений.
Классный руководитель: Ребята, скажите, а что для вас слово «Дом»?
(ответы детей)
А для вас, уважаемые родители, что значит «Дом»?
(ответы родителей)
Классный руководитель: Ребята, недавно я обратила внимание на то, как много можно увидеть одним взглядом из окна своего дома. Я посмотрела в окошко и увидела свою улицу, мою любимую улицу.
Я и вас просила остановить взгляд на том, что можно увидеть за вашим окном. Поделитесь этим с нами. Давайте посмотрим, что у нас получилось (видео).
(ответы детей)
Классный руководитель: Верно, ребята. Для каждого человека окна его дома – это что-то особенное, много значащее для него. И из окон мы видим и друзей, и наш двор, и улицу своей местности.
Задание «облако слов» - «Моя малая Родина, мой Дом»
Классный руководитель: А теперь, ребята, посмотрите на это «облако слов», что вы здесь видите? Как мы можем назвать эти слова, одним словом?
(ответы детей)
Классный руководитель: Правильно – это ваша малая родина. Всё начинается с малой родины. И не удивительно, что в Республике Беларусь этот год объявлен Годом малой родины.
2. Основная часть.
Классный руководитель: Поэтому тема нашего классного часа - «Окна нашего Дома. Что они для нас значат?»
Ребята, обратите внимание, что слово «Дом» написано с прописной буквы. Как вы считаете, почему? Это разве собственное имя существительное?
(ответы детей)
(просмотр видео «Окна нашего Дома»)
Классный руководитель: Итак, мы совершили экскурс на вашу малую родину.
А теперь, открывая наши «Окна», мы будем узнавать ваши маленькие тайны о родине.
И начнем мы с первого окошка. Это деревня Молдовичи. А кто у нас родился и живёт там? Это Александра.
Расскажи, а что для тебя значит твоё окошко?
Учащаяся 1: Для меня моё окошко – это история моей деревни.
(прикрепляет слово «история» на доску).
Деревня Молдовичи находится в 20 километрах от города Дятлово. Я узнала, что впервые о деревне Молдовичи упоминается в 1880 году. В то время в деревне проживал 81 человек. В настоящее время в деревне 50 домов, в которых проживает 72 человека. На окраине деревни в 1967 году был заложен сквер и поставлен памятник воинам, погибшим в Великой отечественной войне.
Спасибо, Александра.
О следующем окошке нам расскажет Ангелина.
Учащаяся 2: Я из Денисово.
В моей деревне много известных людей, среди которых Юрий Семёнович Тоболевич, известный врач, кандидат медицинских наук; Павел Фёдорович Сарадоев, председатель колхоза.
А деревня наша названа в честь Григория Михайловича Денисика. Он родился в очень бедной семье и всегда помогал своим родителям. По его инициативе был создан первый колхоз. Он даже был назначен руководителем Козловщинского сельского совета.
В честь известных людей моей деревни моё окошко - «известные люди»
Учащаяся 3: Я хотела бы тоже открыть своё окошко.
Классный руководитель: Давай я тебе в этом помогу.
Учащаяся 3: Моя деревня - Руда-Яворская. И моей малой родине я хотела бы посвятить это стихотворение.
Читает стихотворение
Есть на свете одна деревушка,
Небольшая она, не богата.
По сравнению со Вселенной
Можно смело сказать – маловата.
Только буду я эту деревню
В своей памяти свято хранить.
Потому что счастливое время
Я могу здесь всегда проводить.
Классный руководитель: Спасибо тебе, Алеся. Мы все увидели, как трепетно ты говоришь о своей малой родине. И хочется верить, ребята, что где бы вы ни были, куда бы вас ни забросила жизнь, вы будете эту деревню в своей памяти свято хранить.
Учащаяся 3: И поэтому моё окошко – это «память».
Классный руководитель: Двигаемся дальше. И я открываю следующие окна. Это деревни Ненадовичи и Маськовцы, где живут Лиза, Владислав. Что же такое особенное есть в ваших деревнях?
(ответы детей)
Классный руководитель: Чем вы, уважаемые родители, гордитесь, и чем хотите с нами поделиться?
(ответы родителей)
Стихотворение читает мама учащейся.
Мама учащейся: Теперь принято уезжать в город, а мы гордимся тем, что живём в деревне. И поэтому наше окошко – это «чувство гордости за свою деревню»
Классный руководитель: Итак, у нас ещё горит свет в нескольких окошках, и сейчас мы узнаем, что такое Родина для трёх богатырей: Алексея, Кирилла и Павла.
Сценка «Что такое Родина?» (на заставке видеоролик по сюжету сценки)
-Что такое Родина?
- Это запах хлеба!
-Солнышко лучистое!
- Голубое небо!
- Это травы сочные!
- Это реки быстрые!
-Это рощи светлые!
- И луга душистые!
-Что такое Родина?
- Всё, что людям свято!
- И могила павшего за Родину солдата.
- Пусть восходит солнце
- Над отчизной нашей.
- Нет любимей Родины,
- И милей, и краше.
Группа учащихся: Приближается 75-я годовщина Великой Победы, мы должны всегда помнить о тех, кому сегодня обязаны жизнью, поэтому наше окошко мы назвали «святость».
Классный руководитель: Посёлок Козловщина стал малой родиной для Ульяны, Любови, Елизаветы, Оксаны, Виктории. Я предлагаю и вам поделиться самым сокровенным о своём «окошке».
Група учащихся: В нашем посёлке люди отличаются доброжелательностью, приветливостью и гостеприимством. И мы рады нашим гостям. И наше окошко «гостеприимство».
В знак нашей встречи примите от нас эти угощения.
Классный руководитель: Итак, настала пора и мне открыть окошко моей малой родины.
- Сейчас, ребята, послушайте, что значит для меня моя родина. Постарайтесь во время моего рассказа определить то ключевое слово, которое наиболее значимо для меня.
Я живу в деревне Скипоровичи. Я люблю это место, потому что я здесь родилась, выросла, здесь живут самые дорогие люди, мои родители, которые любят меня, и которых люблю я. Здесь живёт моя любимая семья. Именно здесь я нахожу поддержку и опору в трудную минуту, здесь я нахожу силу и выдержку, потому что это и есть моя любимая малая родина.
Учащиеся: Это любовь к малой родине.
Классный руководитель: Ребята, вот мы и открыли вместе с вами все окна в нашем доме. Каждый из вас рассказал, что они для вас значат. Давайте посмотрим на Дом. Какой он у нас получился сегодня?
Учащийся: Наш Дом очень необычный. Здесь и богатая история, и известные люди, и наша дружба, и память о прошлом, и наше радушие – и всё это наша малая родина и любовь к ней.
Мама: Да, наши дети. Это и есть наш Дом. Может он необычный, но это тот Дом, который каждому из нас дорог по-своему. И мы, родители, хотели бы, чтобы вы ценили и берегли наш общий Дом и всегда помнили вот об этих окошках. И пусть они никогда не будут для вас закрытыми.
Классный руководитель: Как вы считаете, чего не хватает нашему дому?
(ответы детей)
Учащийся: Символом белорусских полей является скромный цветок василёк. Я предлагаю вам стать художниками и разукрасить васильки прилагательными (учащиеся разукрашивают Дом васильками, при этом называют прилагательные)
1.Синеглазая – у нас много красивых рек, озер. В полях цветут синие васильки.
2.Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.
3.Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.
4.Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.
5.Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.
6.Лучшая – потому что это наша Родина.
Учащиеся: А можно мы добавим ещё васильков и сделаем наш Дом ещё красивее? (учащиеся украшают Дом васильками)
3. Заключительная часть
Вот теперь у нас получился действительно красивый Дом, наша чудесная малая родина, которой нельзя не гордиться.
Ребята, через несколько лет вы построите свой дом. И где бы вы ни были, пусть окна вашего дома, будут для вас тем неугасающим огоньком, который будет звать вас в родные края.
Малая родина – точка на карте,
Невидима даже, и вечно скромна.
Малая родина – это место для старта:
В жизненный путь отправляет она.
Малая родина – милая, славная.
Помни о ней и безмерно гордись.
Малая родина – буква заглавная
В книге большой, под названием жизнь.
Дети поют песню «Беларусь моя, синеглазая» (танцуют)
Использованная литература
1. Бедулина, Г.Ф. Активные формы и методы патриотического воспитания учащейся молодёжи / Г.Ф. Бедулина // Пазашкольнае выхаванне. - 2011. - № 1. – С. 35-44.
2. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащийся молодёжи: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. – Минск: НИО, 2007. – 280 с.
3. Кивлюк, Л.А. Проектирование как культурная форма инновационной деятельности в воспитании / Л.А. Кивлюк // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - № 2. – С. 7-10.
4. Смагина, Л.И. Современная белорусская семья / Л.И. Смагина // Адукацыя і выхаванне. – 2007. - № 6. – С. 3-8.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
6. http://law.gsu.by/index.php/ru/podrazdeleniya/kafedry/kafedra-politicheskoj-sotsiologii/novosti-kafedry-ps/1054-informatsionnyj-chas-2018-god-v-belarusi-god-maloj-rodiny.
7. https://ds2-nkr.edu.yar.ru/novosti/2016/statya_na_sayt.pdf
8. https://www.inpearls.ru/1066363
9. http://www.myshared.ru/slide/907134/
10. http://vkmonline.com/minusovki/minusfile/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.