Классный час в 9 классах
«Дороги, которые мы выбираем».
Разработано классным руководителем Парниковой Е.Ю. ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
Цель: активизация процесса профессионального самоопределения.
Задачи: - расширить представление детей о различных профессиях;
- формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
- побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Тип классного часа: Информационно - игровой классный час
Форма проведения: час общения.
Ход классного часа
Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Улыбнитесь друг другу.
Сегодняшний наш классный час мы хотели бы начать с притчи:
Притча (видеоролик)
-Как-то пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.
Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.
Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.
Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.
Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Вывод: Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.
Главное для нас - найти свой верный путь, дорогу; свою цель.
Итак, тема нашего классного часа? … «Дороги, которые мы выбираем».
Как вы думаете: «Какова его цель?», «Какие задачи нам нужно решить?»
Сегодня на нашем классном часе мы поговорим с вами о том, как выбрать правильно дело всей своей жизни, чтобы вы стремились к осознанному профессиональному выбору
А кто может объяснить понятие – ПРОФЕССИЯ?
ПРОФЕССИЯ – род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки.
Сегодня в мире существует более 10 тысяч профессий. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы все-таки попробуем.
А помогут нам в этом занимательные и познавательные задания.
Чтобы нам было интереснее, мы разделимся на две команды: «Кем быть» и «Мой Выбор»
Сейчас мы с вами проведем игру «Кто больше знает профессий?».
Ребята за определённое время записывают профессии на листочках, а затем капитаны зачитывают их по очереди, побеждает та группа, у которой больше всего профессий.
Как много профессий вы знаете! И, конечно же, вы знаете, что профессия со временем накладывает какой-то отпечаток на внешний вид человека, на его поведение, даже на характер. Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения (друг пошёл учиться на повара и я с ним за компанию), поверхностных впечатлений (не знаю куда пойти, пойду где легче учиться), родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Далее проводится с ребятами тренинг «Рука судьбы».
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.
Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции. Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам! Как не ошибиться и найти свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь!
Внимание! Следующий конкурс.
Мы предлагаем вам вспомнить профессии на предложенную букву. Один представитель из команды вытягивает карточку.
Вспомнить и записать профессии на букву К |
Вспомнить и записать профессии на букву П |
Кондуктор |
плотник |
Контролёр |
повар |
Крановщик |
полицейский |
Кочегар |
пожарный |
Киномеханик |
педагог |
Космонавт |
пекарь |
Кровельщик |
печник |
Кондитер |
пилот |
Каменщик |
почтальон |
Молодцы, вы назвали много профессий.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества". А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?
Оказывается, чтобы быть профессионалом в своём деле, необходимо обладать профессиональными качествами.
Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям повар, бухгалтер, штукатур-маляр.
Назовите качества человека, которые важны для этих профессий.
Я вам дам конверт, в нём название профессии и различные качества, подберите профессиональные качества к данной профессии.
Качества: ответственность, аккуратность, внимательность, выносливость, крепкое здоровье, сила воли, дисциплинированность, умение подбирать цвета, опрятность, быстрота реакции, чистоплотность, милосердие, хороший глазомер, развитая вкусовая и обонятельная память, твердость руки, любовь к детям, образованность.
По окончанию работы в группах, представители от каждой команды размещают на доске выбранные качества.
При выборе профессии должны выполняться три условия
Хочу ------------мои желания
Могу-------------способности и возможности
Надо--------------востребованность профессии
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии – полезно. Ведь если неправильно выбрать себе будущую профессию, то вы всю свою дальнейшую жизнь будете заниматься “нелюбимым” делом. А ведь в жизни так важно иметь любимое дело, приносящее радость. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь.
Следующая игра: «САМАЯ-САМАЯ». А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии: ( по очереди каждой команде)
∙ Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
∙ Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
∙ Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
∙ Самая волосатая (парикмахер...)
∙ Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
∙ Самая смешная (клоун, пародист...)
∙ Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
∙ Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий.
Итак вывод, что же мы должны учитывать при выборе профессии?
∙ Востребованность на рынке труда.
∙ Доходность.
∙ Требования к здоровью.
∙ Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
∙ Возможность карьерного роста (важно или не важно).
Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она тебе всю жизнь нравилась, но надо к этому стремиться. Потому что только когда дело твоё делается с душой, только тогда оно настоящее и результаты даёт хорошие.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности. Познать себя нелегко, профессий тоже много и неправильный выбор может сделать человека несчастным.
Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем».
Вопросы - закончить предложения. (каждая команда, предлагает свой вариант)
Мы сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
И у кого ответ будет близок к их ответу заработает балл.
Закончить предложения":
Сравниваем:
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
Учитель: Выбор профессии - это одно из самых важный и значимых решений в вашей жизни.
Задание: Профессиональные качества
Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?
ШТУКАТУР–МАЛЯР – САДОВНИК (1 КОМАНДЕ)
ПОВАР – ШВЕЯ (2 КОМАНДЕ)
Как правильно выбрать профессию? Чем заняться в будущем? Множество подобных вопросов возникает перед выпускниками школ. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути, своей дороги. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Поведение итогов (рефлексия).
Что интересного вы сегодня узнали?
Что останется в памяти?
О чём можно задуматься?
Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет". ( слайд 17)
Спасибо, ребята, за работу!
Приложение.
Мотивы выбора профессии.
Престижность |
Высокая зарплата |
Интерес |
||
Доступность обучения |
Хорошие условия труда |
Возможность трудоустройства |
||
Указания родителей, советы других людей |
Пример друзей и знакомых |
Соответствие своим возможностям |
|
ВОДИТЕЛЬ |
УЧИТЕЛЬ |
ПОВАР |
БУХГАЛТЕР |
||
|
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений. |
Коммуникабельность |
Образованность |
Ответственность |
||
|
Самообладание |
Любовь к детям |
Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная |
Умение оперировать цифрами, информацией… |
||
|
Дисциплина |
Гуманность |
Хорошая координация движений; |
Точность |
||
|
Ответственность |
Образованность |
Твердость руки, устойчивость кистей рук |
Собранность |
||
|
Концентрированность внимания быстрота реакции. |
Терпение |
Хороший глазомер |
Информированность |
||
|
Умение быстро ориентироваться в окружающей среде |
Самосовершенствование |
Самосовершенствование |
Коммуникабельность |
||
Вспомнить и записать профессии на букву К |
|
Вспомнить и записать профессии на букву П |
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
ОТВЕТСВЕННОСТЬ
АККУРАТНОСТЬ
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫНОСЛИВОСТЬ
КРЕПКОЕ ЗДОРОВЬЕ
СИЛА ВОЛИ
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
УМЕНИЕ ПОДБИРАТЬ ЦВЕТА
ОПРЯТНОСТЬ
БЫСТРОТА РЕАКЦИИ
ЧИСТОПЛОТНОСТЬ
МИЛОСЕРДИЕ
ХОРОШИЙ ГЛАЗОМЕР
РАЗВИТАЯ ВКУСОВАЯ ПАМЯТЬ
ТВЕРДОСТЬ РУКИ
ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ
ОБРАЗОВАННОСТЬ
Задания
|
«Кем быть»
|
«Мой выбор» |
Кто больше знает профессий
|
|
|
Профессии на предложенную букву
|
|
|
Подбор профессиональных качеств к профессиям
|
|
|
«Самая-самая»
|
|
|
«Закончи предложение»
|
|
|
«Найди общее»
|
|
|
Итого
|
|
|
«МОЙ ВЫБОР»
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ МАШИН
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.