Классный час по профориентации

  • Работа в классе
  • docx
  • 15.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час.docx

Классный час в 9 классах

«Дороги, которые мы выбираем».

Разработано классным руководителем Парниковой Е.Ю. ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения.

Задачи: - расширить представление детей о различных профессиях;

- формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

- побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Тип классного часа: Информационно - игровой классный час

Форма проведения: час общения.

Ход классного часа

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Улыбнитесь друг другу.

Сегодняшний  наш классный час мы хотели бы начать  с притчи:

Притча (видеоролик)

-Как-то пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

Второй сказал:

- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:

- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:

- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:

- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Вывод: Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

 

У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

Главное для нас - найти свой верный путь, дорогу;  свою цель.

 

Итак, тема нашего классного часа? … «Дороги, которые мы выбираем».

Как вы думаете: «Какова его цель?», «Какие задачи нам нужно решить?»

Сегодня на нашем классном часе мы поговорим с вами о том, как выбрать правильно дело всей своей жизни, чтобы вы стремились к осознанному профессиональному выбору

 

А  кто может объяснить понятие – ПРОФЕССИЯ?

 

ПРОФЕССИЯ – род трудовой   деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки.

 

Сегодня в мире существует более 10 тысяч профессий. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы все-таки попробуем.

А помогут нам в этом занимательные и познавательные задания.

Чтобы нам было интереснее, мы разделимся на две команды: «Кем быть» и «Мой Выбор»

 

Сейчас мы с вами проведем игру «Кто больше знает профессий?».

Ребята за определённое время записывают профессии на листочках, а затем капитаны зачитывают их по очереди, побеждает та группа, у которой больше всего профессий.

Как много профессий вы знаете! И, конечно же, вы знаете, что профессия со временем накладывает какой-то отпечаток на внешний вид человека, на его поведение, даже на характер. Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения (друг пошёл учиться на повара и я с ним за компанию), поверхностных впечатлений (не знаю куда пойти, пойду где легче учиться), родительской прихоти, путем проб и ошибок.

 

Далее проводится с ребятами тренинг «Рука судьбы».

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.

Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции. Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам! Как не ошибиться и найти свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь!

 

Внимание! Следующий конкурс.

Мы предлагаем вам вспомнить профессии на предложенную букву. Один представитель из команды вытягивает карточку.

Вспомнить и записать профессии

на букву К

Вспомнить и записать профессии

на букву П

Кондуктор

плотник

Контролёр

повар

Крановщик

полицейский

Кочегар

пожарный

Киномеханик

педагог

Космонавт

пекарь

Кровельщик

печник

Кондитер

пилот

Каменщик

почтальон

            Молодцы, вы назвали много профессий.

 

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества".  А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?

Оказывается, чтобы быть профессионалом в своём деле, необходимо обладать профессиональными качествами.

Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям  повар, бухгалтер, штукатур-маляр.

Назовите качества человека, которые важны для этих профессий.

Я вам дам конверт, в нём название профессии и различные качества, подберите профессиональные качества к данной профессии.

Качества: ответственность, аккуратность, внимательность, выносливость,  крепкое здоровье,  сила воли, дисциплинированность, умение подбирать цвета, опрятность, быстрота реакции, чистоплотность, милосердие, хороший глазомер, развитая вкусовая и обонятельная память, твердость руки, любовь к детям, образованность.

 По окончанию работы в группах, представители от каждой команды размещают на доске выбранные качества.

 

При выборе профессии должны выполняться три условия

Хочу ------------мои желания

Могу-------------способности и возможности

Надо--------------востребованность профессии

 

Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии – полезно. Ведь если неправильно выбрать себе будущую профессию, то вы всю свою дальнейшую жизнь будете заниматься “нелюбимым” делом. А ведь в жизни так важно иметь любимое дело, приносящее радость. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь.

 

Следующая игра: «САМАЯ-САМАЯ». А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии: ( по очереди  каждой команде)

∙ Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

∙ Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

∙ Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

∙ Самая волосатая (парикмахер...)

∙ Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

∙ Самая смешная (клоун, пародист...)

∙ Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

∙ Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

 

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий.

 

Итак вывод, что же мы должны учитывать при выборе профессии?

∙ Востребованность на рынке труда.

∙ Доходность.

∙ Требования к здоровью.

∙ Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

∙ Возможность карьерного роста (важно или не важно).

 

Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она тебе всю жизнь нравилась, но надо к этому стремиться. Потому что только когда дело твоё делается с душой, только тогда оно настоящее и результаты даёт хорошие.

 

Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности. Познать себя нелегко, профессий тоже много и неправильный выбор может сделать человека несчастным.

    Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем».

Вопросы - закончить предложения. (каждая команда, предлагает свой вариант)

Мы сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

И у кого  ответ будет близок к их  ответу  заработает  балл.

 

Закончить предложения":

 

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…

 

 

Сравниваем:

 

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

 

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

 

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

 

 

Учитель: Выбор профессии - это одно из самых важный и значимых решений в вашей жизни.

 

Задание: Профессиональные качества

Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?

 

ШТУКАТУР–МАЛЯР – САДОВНИК    (1 КОМАНДЕ)

ПОВАР – ШВЕЯ    (2 КОМАНДЕ)

 

 

Как правильно выбрать профессию? Чем заняться в будущем? Множество подобных вопросов возникает перед выпускниками школ. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути, своей дороги.  Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

 

Поведение итогов (рефлексия).

 

Что интересного вы сегодня узнали?

Что останется в памяти?

О чём можно задуматься?

 

Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет". ( слайд 17)

 

Спасибо, ребята, за работу!

 

 

Приложение.

 

 

Мотивы выбора профессии.

 

 

Престижность

 

Высокая зарплата

 

Интерес

 

Доступность

обучения

 

Хорошие условия труда

 

Возможность трудоустройства

 

Указания родителей, советы других людей

 

Пример друзей и знакомых

 

Соответствие своим возможностям

 

 

 

 

 

 

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

 

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений.

Коммуникабельность

Образованность

Ответственность

 

Самообладание

Любовь к детям

Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Умение оперировать

цифрами, информацией…

 

Дисциплина

Гуманность

Хорошая координация движений;

Точность

 

Ответственность

Образованность

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Собранность

 

Концентрированность внимания быстрота реакции.

Терпение

Хороший глазомер

Информированность

 

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Самосовершенствование

Самосовершенствование

Коммуникабельность

Вспомнить и записать профессии

на букву    К

 

 

Вспомнить и записать

профессии

на букву    П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТСВЕННОСТЬ

 

АККУРАТНОСТЬ

 

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

 

ВЫНОСЛИВОСТЬ

 

КРЕПКОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

СИЛА ВОЛИ

 

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

 

УМЕНИЕ ПОДБИРАТЬ ЦВЕТА

 

ОПРЯТНОСТЬ

 

БЫСТРОТА РЕАКЦИИ

ЧИСТОПЛОТНОСТЬ

 

МИЛОСЕРДИЕ

 

ХОРОШИЙ ГЛАЗОМЕР

 

 

РАЗВИТАЯ  ВКУСОВАЯ  ПАМЯТЬ

 

ТВЕРДОСТЬ РУКИ

 

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ

 

ОБРАЗОВАННОСТЬ

 

 

Задания

 

«Кем быть»

 

«Мой выбор»

Кто больше знает профессий

 

 

 

Профессии на предложенную букву

 

 

 

Подбор профессиональных качеств к профессиям

 

 

 

«Самая-самая»

 

 

 

«Закончи предложение»

 

 

 

«Найди общее»

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«МОЙ ВЫБОР»

 

 

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ МАШИН