Классный час по теме: «Права и обязанности ребенка».
5класс
Цель: формирование правовой культуры учащихся
Задачи:
1.Познакомить детей с основными положениями Конвенции и законов Российской Федерации.
2.Соотнести права и обязанности детей
3.Способствовать осознанию ответственности за свои права
4.Формировать положительное отношение к правам других
5.Отработать умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: Конвенция о правах ребенка, презентация по правам ребенка, выставка детских книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду! (слайд 1)
У: Как понимать последние слова?
- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей.
Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).
А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка (слайд 2)
3. Объявление темы и постановка цели занятия.
У: Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
- Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности ребёнка»)
- Как вы понимаете, что такое право? …
-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять» (слайд 3)
- Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)
- Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом.
- В Конвенции 54 статьи.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
- Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.
Затем сравниваем с теми, что написали дети и теми, какие есть.
Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на личную жизнь.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды /мнение/.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на защиту от эксплуатации и насилия.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на неприкосновенность жилищ.
Право на защиту своих прав (слайд 4)
4. Практическая часть.
Вспомните содержание сказок и определите какие права героев были нарушены.
«Колобок» - право на жизнь, «Гуси-лебеди»- право на заботу и воспитание родителями, «Морозко» - право на защиту от эксплуатации и насилия, «Заюшкина избушка» - право иметь имущество.
Окажи юридическую помощь спаси литературного героя.
1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу
вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим
языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки.
Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с
ним, как с животным
4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за
тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?
Сценка 6.
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
У:О чем эта сценка?
Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.
Обязанности:
слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание;
соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
соблюдать правила поведения в школе
У: Давайте повторим некоторые из них:
1.Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7.Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет (слайд 10).
5. Закрепление знаний.
Решение Онлайн кроссворда http://puzzlecup.com/?guess=899341A4503A59AU (расположен на Фабрике кроссвордов)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Статья 1. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством
Статья 23, согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы.
Статья 11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.