Классный час по тенме "Азбука этики"

  • docx
  • 19.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час Азбука этики.docx

Классный час «Азбука этики»

 (О моральном облике современного учащегося)

 

Цель:

1. Формирование учащихся ценностного отношения к семье, лицею, друзьям, окружающим людям;

2. Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.

 

Содержание классного часа:

1. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».

2. Что такое нравственность (беседа с обсуждением).

3. Работа в группах.

4. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

 

«Всё, что прекрасно – нравственно».

Г. Флобер

 

I. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?»

    Прежде чем познакомиться с содержанием выбранной проблемы, предлагаем обратиться каждому из вас к самому себе, как к неповторимому человеку, а также испытать себя – готовы ли вы к изучению этой проблемы.

 

Задание 1.  Ответьте письменно, продолжив следующие строки:

 

Неповторимый человек…

Во мне меня радует то, что…

Когда я думаю о себе, то всегда…

Я чувствую, что в жизни я смогу…

(Ответ может быть анонимным.)

 

Задание 2. Определите главные для вас ценности.

 

Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выстроив их по мере значимости (№1, №2, №3 и т.д.). Достаточно указать 5 – 6 ценностей. Эти номера напишите рядом с соответствующими ценностями.

 

Список ценностей (целей):

Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.

Друзья.

Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).

Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).

Здоровье (физическое и душевное)

Интересная работа.

Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).

Любовь.

Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).

Свобода (самостоятельность, независимость).

Счастливая семейная жизнь.

Счастье других.

Развитие (работа над собой, самосовершенствование).

Развлечения.

Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).

Творчество (возможность творческой деятельности).

Уважение других людей.

Уверенность в себе.

 

II. Что такое нравственность

 

Беседа:

     Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

     «Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.» (П.Гольдбах)

    «Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.» (Гельвеций)

     Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим и многое другое.

     Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).

    В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

    Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

    Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского:

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

Что такое хорошо

И что такое плохо?

 

Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование.

 

Поступать плохо – это значит:

Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей;

Лениться и бездельничать;

Быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;

Требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;

Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;

Заискивать перед тем, кто сильнее тебя;

Давать пустые обещания, нарушать слово;

Наушничать, доносить на товарища;

Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;

Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;

Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;

Отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;

Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать;

Пустословить, произносить всуе святые имена;

Смеяться над увечными;

Не любить и обижать животных;

Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

 

    Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

   Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему? (обсуждение).

     Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.  (Апостол Павел)

 

  Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше.

 «Христианская мораль – мораль становления человеческой личности – возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. Заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека: «Блаженны чистые сердцем…», «Блаженны алчущие и жаждущие правды…», «Блаженны милостивые…», «Блаженны миротворцы…», «Блаженны гонимые за правду…», «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», «Веруйте в свет, да будете сынами света», «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» - краткие, как афоризмы, но глубокие по содержанию, служат путеводной звездой для многих выдающихся людей нашей современности. Из чистого евангельского источника утоляли свой душевный голод и все те, кто в прошлом веке стал провозвестником подлинной высокой морали: Белинский, Добролюбов, Л.Н.Толстой. Впоследствии они отошли от церкви, но мораль у них осталась евангельская». (Из книги «Наука и религия»)

    В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:

    «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

   Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по- вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять? (обсуждение).

В озлоблении людей.

В разобщении по политическим и идейным мотивам.

В эгоизме (каждый по себе).

В росте преступности.

В исчезновении элементарной культуры поведения.

В утрате идеологической и ценностной ориентации.

В том, что порвалась связь поколений.

    В чём ещё?

«Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе». (Э. Фромм)

 Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие поступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека? (обсуждение).

      «Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.» (Цицерон)

     Можно ли страдать от собственной безнравственности?

 Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

Украсть пучок редиски у соседа на даче.

Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.

Сделать благотворительный взнос.

Написать анонимное письмо.

     На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.

 Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.

 

III. Работа в группах

 

Разделить группу на 4 группы, в каждой из которых учащиеся выполняют задание с последующим обсуждением результатов.

 

1 группа

Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

     Нравственно: Безнравственно:

Помогать товарищу бросить товарища в беде

Быть честным лгать

Считаться с мнением окружающих жить в своё удовольствие и т.д.

 

2 группа

Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

 

«Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются точно так же, как и у животного».

 

«Нравственно то, что ведёт человека к благополучию».

 

«Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе».

 

3 группа

Напишите сочинение «Что такое хорошо и что такое плохо»

 

4 группа

     Представьте, что вы в результате кораблекрушения оказались на необитаемом острове и в ближайшие несколько лет не сможете вернуться к цивилизованной жизни. Разработайте нравственный кодекс взаимоотношений, помогающих решению конкретных проблем, сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор, а также санкции за нарушение законов и норм.

Необитаемый остров

     На острове (назовите его) богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые животные и растения (какие?), ливневые дожди (названия), короткий, но жестокий холод, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Вам нужно не только освоить остров, организовав хозяйство, но и наладить социальную жизнь. Решить вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение (лидер, большинство, наиболее влиятельная группа и т.д.). Как будет распределяться пища (поровну, по трудовому вкладу, больным и слабым в первую очередь). Какие у вас будут праздники и как часто? Какие функции будет выполнять каждый из вас?

 

IV. Заключительный этап.

 

Диагностика отношения к жизненным ценностям.

 

Инструкция:

     "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список педагог заранее выписывает на доске.

 

Список желаний:

Быть человеком, которого любят

Иметь много денег

Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь много слуг и ими распоряжаться

Иметь доброе сердце

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь то, чего у других никогда не будет

 

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

 

 

 


 

Посмотрите также