Классный час «Азбука этики»
(О моральном облике современного учащегося)
Цель:
1. Формирование учащихся ценностного отношения к семье, лицею, друзьям, окружающим людям;
2. Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.
Содержание классного часа:
1. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».
2. Что такое нравственность (беседа с обсуждением).
3. Работа в группах.
4. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.
«Всё, что прекрасно – нравственно».
Г. Флобер
I. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?»
Прежде чем познакомиться с содержанием выбранной проблемы, предлагаем обратиться каждому из вас к самому себе, как к неповторимому человеку, а также испытать себя – готовы ли вы к изучению этой проблемы.
Задание 1. Ответьте письменно, продолжив следующие строки:
Неповторимый человек…
Во мне меня радует то, что…
Когда я думаю о себе, то всегда…
Я чувствую, что в жизни я смогу…
(Ответ может быть анонимным.)
Задание 2. Определите главные для вас ценности.
Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выстроив их по мере значимости (№1, №2, №3 и т.д.). Достаточно указать 5 – 6 ценностей. Эти номера напишите рядом с соответствующими ценностями.
Список ценностей (целей):
Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
Друзья.
Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
Здоровье (физическое и душевное)
Интересная работа.
Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
Любовь.
Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
Свобода (самостоятельность, независимость).
Счастливая семейная жизнь.
Счастье других.
Развитие (работа над собой, самосовершенствование).
Развлечения.
Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).
Творчество (возможность творческой деятельности).
Уважение других людей.
Уверенность в себе.
II. Что такое нравственность
Беседа:
Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)
«Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.» (П.Гольдбах)
«Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.» (Гельвеций)
Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим и многое другое.
Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Как называется наука о нравственности?
Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
Как бы вы объяснили это мальчику?
Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование.
Поступать плохо – это значит:
Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей;
Лениться и бездельничать;
Быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
Требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
Заискивать перед тем, кто сильнее тебя;
Давать пустые обещания, нарушать слово;
Наушничать, доносить на товарища;
Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
Отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать;
Пустословить, произносить всуе святые имена;
Смеяться над увечными;
Не любить и обижать животных;
Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.
Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему? (обсуждение).
Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя. (Апостол Павел)
Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше.
«Христианская мораль – мораль становления человеческой личности – возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. Заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека: «Блаженны чистые сердцем…», «Блаженны алчущие и жаждущие правды…», «Блаженны милостивые…», «Блаженны миротворцы…», «Блаженны гонимые за правду…», «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», «Веруйте в свет, да будете сынами света», «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» - краткие, как афоризмы, но глубокие по содержанию, служат путеводной звездой для многих выдающихся людей нашей современности. Из чистого евангельского источника утоляли свой душевный голод и все те, кто в прошлом веке стал провозвестником подлинной высокой морали: Белинский, Добролюбов, Л.Н.Толстой. Впоследствии они отошли от церкви, но мораль у них осталась евангельская». (Из книги «Наука и религия»)
В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:
«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».
Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по- вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять? (обсуждение).
В озлоблении людей.
В разобщении по политическим и идейным мотивам.
В эгоизме (каждый по себе).
В росте преступности.
В исчезновении элементарной культуры поведения.
В утрате идеологической и ценностной ориентации.
В том, что порвалась связь поколений.
В чём ещё?
«Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе». (Э. Фромм)
Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие поступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека? (обсуждение).
«Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.» (Цицерон)
Можно ли страдать от собственной безнравственности?
Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
Украсть пучок редиски у соседа на даче.
Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.
Сделать благотворительный взнос.
Написать анонимное письмо.
На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.
Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.
III. Работа в группах
Разделить группу на 4 группы, в каждой из которых учащиеся выполняют задание с последующим обсуждением результатов.
1 группа
Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.
Нравственно: Безнравственно:
Помогать товарищу бросить товарища в беде
Быть честным лгать
Считаться с мнением окружающих жить в своё удовольствие и т.д.
2 группа
Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.
«Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются точно так же, как и у животного».
«Нравственно то, что ведёт человека к благополучию».
«Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе».
3 группа
Напишите сочинение «Что такое хорошо и что такое плохо»
4 группа
Представьте, что вы в результате кораблекрушения оказались на необитаемом острове и в ближайшие несколько лет не сможете вернуться к цивилизованной жизни. Разработайте нравственный кодекс взаимоотношений, помогающих решению конкретных проблем, сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор, а также санкции за нарушение законов и норм.
Необитаемый остров
На острове (назовите его) богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые животные и растения (какие?), ливневые дожди (названия), короткий, но жестокий холод, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Вам нужно не только освоить остров, организовав хозяйство, но и наладить социальную жизнь. Решить вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение (лидер, большинство, наиболее влиятельная группа и т.д.). Как будет распределяться пища (поровну, по трудовому вкладу, больным и слабым в первую очередь). Какие у вас будут праздники и как часто? Какие функции будет выполнять каждый из вас?
IV. Заключительный этап.
Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список педагог заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.