Классный час «Правила дорожного движения для маленьких пешеходов»
Цель: Формировать представления о безопасности дорожного движения.
Задачи: Область знаний: углубить и систематизировать знания правил дорожного движения; расширить кругозор об обеспечении безопасности жизни; учить культуре поведения на улицах и дорогах.
Область умений: уметь строить высказывания; уметь формулировать проблему; развить умение логически мыслить; уметь соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;уметь узнавать, называть знаки дорожного движения, классифицировать их на группы.
Воспитательные: воспитывать необходимость сознательного соблюдения ПДД и уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения; бережного отношения к жизни.
Познавательные: навыки работы с информацией, умение строить высказывания; умение формулировать проблему; овладение логическими операциями; уметь соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить узнавать, называть знаки дорожного движения.
Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; формирование понимания необходимости соблюдения ПДД.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
Ход классного часа:
1.Мотивация.
Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем,
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
2. Постановка темы и задач.
- Ребята, я очень рада приветствовать вас на занятии.
- А кто из вас уже догадался, какой теме посвящен наш классный час?
- Какие вопросы мы будем обсуждать?
(высказывания детей)
Делаем ребятам предложение,
Выучим сегодня правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители
- Сегодня мы поведём речь о том, как важно знать и соблюдать правила дорожного движения. Повторим те правила, которые вам уже известны и возможно узнаем новые.
Презентация – слайд №1 - 2
3. Актуализация опорных знаний.
Раньше
счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку движенья!
- А для чего нужно знать правила дорожного движения?
- Давайте повторим, какие правила вы уже знаете.
(высказывания детей)
4.Содержательный этап.
- С каждым годом всё больше и больше появляется транспорта на дорогах городов и посёлков. Для того чтобы движение было безопасным, действует строгий закон - Правила дорожного движения. Соблюдать эти правила обязаны все: водители, пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Об этих правилах мы сегодня и поговорим. Твёрдо запомните, и строго соблюдайте их. Этим вы сохраните себе здоровье и жизнь.
(дети читают стихи)
1 чтец. Везде и всюду
правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
2 чтец. По городу, по улице не ходят просто так,
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимателен и помни наперёд:
Свои имеет правила шофёр и пешеход.
3 чтец. На улицах наших движения так много!
Везде всевозможных так много машин!
Но ты не теряйся, не бойся дороги.
А смело по улицам этим иди.
- В большом городе, с зелёными, широкими улицами и переулками, по которым движется много легковых и грузовых машин, едут трамвай, автобусы, никто никому не мешает.
Это потому, что чёткие и строгие правила для водителей машин и пешеходов.
- А вот перейти с одной стороны улицы на другую не просто.
- К нам сегодня прибыл гость из сказочного цветочного города. Вы узнаёте, дети
нашего гостя? Кто это?
( ответ детей Незнайка)
- Но наш гость чем-то смущён, огорчён. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось?
Презентация – слайд № 3
Незнайка: Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал.
Не зная знаков светофора.
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, Вы мне помогите
И, если можно, расскажите.
Дорогу как переходить ,
Чтоб под трамвай не угодить!
- Наши дети уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения.
Они тебе, Незнайка, расскажут, как надо вести себя на улицах города.
4 чтец. Всегда помни пешеход:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Красный свет, всем говорит:
- Стой! Опасно! Пусть закрыт!
Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут!
5 чтец. Чтобы время перехода
мог ты правильно узнать,
У большого светофора надо маленький искать.
Посмотри-ка, у него есть два глазика всего:
Если красный глаз горит, человечек в нём стоит.
Значит, надо переждать, у дороги постоять.
Светофор свой цвет меняет, глаз зелёный зажигает.
Человечек в нём идёт - всё, свободен переход!
6 чтец. Нужно слушаться без спора
Указаний светофора
Нужно правила движения
Выполнять без возражения!
Светофоры служат людям,
Чтобы жизнь оберегать,
Так давайте же, ребята,
Их сигналы выполнять!
Презентация – слайд №4
- Но, к сожаленью, есть ребята, которые не знают и не выполняют требования светофора. Что произошло с одним из таких нарушителей, я вам сейчас расскажу:
Движеньем полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А, это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры.
Во все гудки гудят
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда,
Ещё одна минута –
Случилась бы беда!
И взрослые, и дети
Едва сдержали крик.
А под машиной – Петя
Хвастун и озорник.
Он смелостью хвалился
В кругу своих друзей.
И быстро очутился
На паре костылей.
- А среди вас и ваших друзей есть такие ребята?
- Как же надо переходить дороги? В каких местах это можно сделать?
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята! Спасибо! Теперь, я думаю, и наш гость, и мы крепко запомним, как нужно переходить дорогу.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Разрешается – не разрешается»
Я читаю стихи, где остановлюсь, вы хором скажите: Разрешается или не разрешается».
И проспекты, и бульвары -
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару,
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу … (запрещается).
Быть
примерным пешеходом … (разрешается).
Если едешь ты в трамвае,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи… (скорей вперед).
Ехать «зайцем», как известно, … (запрещается).
Уступить старушке место… (разрешается).
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход на красный свет … (запрещается).
На зеленый даже детям… (разрешается).
Физминутка: - Мы повторили основные правила дорожного движения, а теперь отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:
красный – стоять на месте
жёлтый – хлопать в ладоши
зелёный – шагать на месте.
- Отдохнули, молодцы! А теперь предлагаю вам познакомиться с азбукой улиц, перекрёстков и дорог. Да-да есть и такая азбука и у неё свои правила.
1 чтец. Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
2чтец.
Бурлит в движении мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все
будьте правилу верны -
Держитесь правой стороны.
3чтец.
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки,
Во дворе и на площадке
4чтец.
На проезжей части не катайтесь, дети,
Ни на самокате, ни на велосипеде.
Мчатся по дороге быстрые машины,
Там вы попадете прямиком под шины.
5
чтец. Объяснить можно запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта,
Для тебя – тротуар!
6чтец. Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи!
7чтец. Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Помни Таня, Юра, Сева,
Что смотреть надо
Налево!
8чтец. Как дойдёшь до середины,
То отсюда, с половины
Помни, Аня, Вика, Слава,
Что смотреть надо
Направо!
9чтец.
Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
10чтец. В наше время невозможно
Жить без азбуки дорожной!
Чтоб дорогу перейти,
Ты внимательно гляди!
11чтец. Чтоб приучить
Пешехода к порядку
Разлиновали асфальт
Как тетрадку,
Через дорогу полоски идут
И за собой пешехода ведут!
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход,
От машин тебя спасёт!
12чтец. И троллейбус, и автобус
Обходите сзади вы,
А трамвая громкий звон
Нам твердит другой закон:
Все трамваи обходи
Непременно спереди!
13чтец. чтец. Обходить трамвай не глядя,
Не позволит постовой
Кто трамвай обходит сзади,
Тот рискует головой.
14чтец. Слышишь, раздаётся перестук колёс,
По стальным по рельсам едет тепловоз,
Вот он засигналил: «Еду, берегись!»
Ты у переезда стой, остановись!
Все: Осторожно на дороге!
Берегите руки, ноги.
Помни правила везде,
А иначе быть беде!
Физминутка: Ты налево повернись
–
Что нет автомобиля - убедись.
А теперь направо поворот –
Будь внимательней пешеход!
Переходим дорогу скоро,
Соблюдая знаки или сигнал светофора.
Решение
проблемных задач «Опасные ситуации» (работа в группах)
- Сейчас вы быстро поделитесь на группы,
можно по рядам, каждой группе я раздам карточки – ситуации, на которых
изображены опасные случаи поведения водителей, пешеходов и пассажиров. Вы
обдумываете ситуацию, потом высказываете свое мнение и обосновываете его.
1.
Ситуация: Мяч покатился на дорогу. Ребята побежали за ним.
2. Ситуация: Мальчик читает книгу и переходит
дорогу. А водители сигналят ему.
3. Ситуация: Школьники в автобусе громко
разговаривают и смеются.
(высказывания детей)
- Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизни.
Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице, не ходят просто так,
Когда не знаешь правила легко попасть впросак.
Все время будь внимателен, и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход
Город, в котором с тобою мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, - над мостовой
Знаки развешены над головой.
Чтобы руки были целы, чтобы ноги были целы.
Знаки эти надо знать! Надо знаки уважать!
- Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные знаки. Некоторые из них вам уже знакомы, а другие мы увидим сейчас. У каждого знака свое назначение. Постарайтесь их запомнить.
Демонстрация презентации – слайд № 5 – 11
- Кто из вас знает, на какие группы делятся все знаки? (ответы детей)
- Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы. И сейчас, я хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете ПДД, поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы там, где нужно, должны будете отвечать: « Это я, это я, это все мои друзья!» или молчать.
Игра: « Это я, это я, это все мои друзья!»
-Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
-Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит?
- Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора (Дети молчат)
-Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
- Знает кто, что красный свет-
Это значит - хода нет?
- Молодцы, ребята, вы легко справились с этим заданием! Теперь вас ждёт викторина!
Демонстрация презентации – слайд № 12 - 21
5. Итог. Рефлексия.
- Кто скажет, чему был посвящен наш классный час?
(ответ детей)
- Сегодня вы повторили ПДД и узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми. Ещё я хочу каждому из вас дать памятки, которые помогут запомнить ПДД и соблюдать их.
Памятка.
Переходи дорогу спокойным шагом только по пешеходному переходу.
При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.
Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим транспортом.
Не играй на тротуаре, не устраивай игр вблизи проезжей части дороги.
- Скажите, с каким настроением, желанием вы уходите с классного часа?
- Я предлагаю вам: «Давайте заполним «лестницу успеха». У каждого из вас на столах лежат кружочки красного, желтого и зеленого цвета. Кто считает, что получил много полезной информации и хорошо работал на уроке, пусть приклеит зеленый кружок на первую ступеньку. Кто встретил трудности в заданиях - приклеит желтый кружок на вторую ступеньку. Кто считает, что безуспешно провел свое время на уроке, приклеит свой красный кружок на третью ступеньку».
Учитель комментирует расстановку кружков и благодарит детей за работу.
Приложение №1
Описание презентации
Слайд №1 – Детям знать положено. Тема классного часа «Правила дорожного движения для маленьких пешеходов».
Слайд №2
- Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку движенья!
Слайд №3 – Незнайка
Слайд №4
– светофор - Красный, жёлтый и зелёный,
Он на всех глядит в упор.
Перекрёсток оживлённый,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
Слайд №5 – «Дорожная азбука»
Слайд №6 – знак «Пешеходный переход» - Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный переход.
Слайд №7
– «Подземный переход» - С тротуара вниз ведет,
Под дорогу
длинный вход.
Нет ни двери,
ни ворот –
То подземный переход.
Слайд №8
– «Пункт медпомощи» - Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу
пункт
Медицинской
помощи.
Слайд №9
– знак «Остановка общественного транспорта»» - Если ты собрался с другом,
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
Он домчит вас быстро, ловко
Знак автобусная остановка.
Слайд
№10 – знак «Велосипедная дорожка» - Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг,
внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
Слайд №11 – знак «Осторожно дети» - Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети.
Слайд №12 - Экзамен важного значенья
Держи по правилам движенья.
Слайд №13 - На какой сигнал светофора следует переходить дорогу?
Предполагает выбор детьми ответа. На правильный ответ – раздаются аплодисменты, на неверный – звук другого характера. При ответах необходимо нажать значок звука.
Слайд №14 – светофор - Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет!
Желтый свет на пути,
Приготовьтесь в путь идти.
Свет зеленый впереди:
Вот теперь переходи.
Слайд №15 - Какой знак обозначает велосипедную дорожку?
Предполагает выбор детьми ответа. На правильный ответ – раздаются аплодисменты, на неверный – звук другого характера. При ответах необходимо нажать значок звука.
Слайд №15 - Какой знак обозначает пешеходный переход?
Предполагает выбор детьми ответа. На правильный ответ – раздаются аплодисменты, на неверный – звук другого характера. При ответах необходимо нажать значок звука.
Слайд №16 - Какой знак обозначает пешеходный переход?
Предполагает выбор детьми ответа. На правильный ответ – раздаются аплодисменты, на неверный – звук другого характера. При ответах необходимо нажать значок звука.
Слайд №17 - В каком месте можно переходить дорогу?
Предполагает выбор детьми ответа. На правильный ответ – раздаются аплодисменты, на неверный – звук другого характера. При ответах необходимо нажать значок звука.
Слайд
№18 - Знает маленький народ
Пешеходный переход-
Знак в полоску белую,
Здесь шагаю смело я!
Слайд №19 - Какой знак обозначает автобусную остановку?
Предполагает выбор детьми ответа. На правильный ответ – раздаются аплодисменты, на неверный – звук другого характера. При ответах необходимо нажать значок звука.
Слайд №20 - Какой знак обозначает подземный переход?
Предполагает выбор детьми ответа. На правильный ответ – раздаются аплодисменты, на неверный – звук другого характера. При ответах необходимо нажать значок звука.
Слайд №21 - Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из правил движенья,
Знать как таблицу должны умноженья.
Приложение №2
Картинки к «Опасным ситуациям»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.