КЛАССНЫЙ ЧАС «ПРАВО-УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ»
Оценка 4.8

КЛАССНЫЙ ЧАС «ПРАВО-УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ»

Оценка 4.8
docx
20.08.2024
КЛАССНЫЙ ЧАС «ПРАВО-УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР  ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ»
ПРАВО-УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР.docx

Классный час «Право-универсальный регулятор

 отношений людей в обществе»

 

После этого занятия учащиеся смогут:

- объяснять три значения понятия «право»;

- определять, в каком значении употребляется понятие «пра­во» в той или иной ситуации;

- работать в группе, выступать публично;

- выразить свое отношение по поводу роли права в жизни об­щества.

 

Ход занятия

I. Высказывании о праве

Рассмотрите следующие высказывания о праве. Выделите два высказывания, которые, на ваш взгляд, более близки вашему по­ниманию значения права. Раскройте смысл этих утверждений.

«Право - это защищенный интерес» (Р. Иеринг, выдающийся немецкий юрист XIX века).

«Право есть царство реализованной свободы» (Г.В.Ф. Гегель, великий немецкий философ XIX века).

«Право - это действующий порядок общественных отноше­ний» (С. Муромцев, известный русский правовед, живший на рубеже Х1Х-ХХ веков, председатель Первой Государственной Думы).

«Право - это искусство добра и справедливости» (римский юрист Ульпиан).

«Право - ещё одно слово, которое занимает такое же цен­тральное место в жизни человека, как и свобода. ...История дает великое множество примеров, как представление людей о праве и его основах определяло поступки государственных деятелей и решающим образом сказывалось на судьбах страны (Халь Кок, датский гуманист).

Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Маленький принц» выска­зал важную мысль: «Главное глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце». Не испытывали ли вы такого состояния, когда на сердце становится как-то тяжело, когда что-то сделаешь не так? Как будто этим убивается частичка любви, частичка самого чело­века. Наверное, если бы в глубине души человек не понимал, не любил другого, то люди никогда не смогли бы жить вместе! Од­нако человек — несовершенное существо, поэтому-то нам и нужны разные-разные правила, чтобы жить вместе. Жизнь человека в обществе без правил представить сложно. Но мы попробуем это сделать в ходе игры. (Учитель раздает ребятам разные мелкие предметы: скрепки, ручки, резинки, кубики и т.п. Часть предметов  оставляет у себя.)

 

II. Игра «Эстафета»

1.   Каждый ряд учеников составляет команду. Сидящие первых партах - капитаны команд.

2.   Капитаны получают разное количество предметов.

3.   Учитель объявляет: «Игра началась!» (Учащиеся  изображают  удивление: «Как играть?»)

4. Учитель делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать пред­меты на последнюю парту по одному. Далее объявляет: «Игра на­чалась!»

5. Очень быстро останавливает игру, просит передать пред­меты опять капитанам. Учитель говорит, что они забыли, что пе­редавать предметы только левой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!»

6. Очень быстро останавливает игру, просит передать пред­меты опять капитанам. Учитель говорит, что они перепутали, что передавать предметы нужно только правой рукой. Далее объявля­ет: «Игра началась!»

7. Теперь учитель дает возможность доиграть до конца, но победителя определяет по своему усмотрению, что вызывает воз­мущение.

8.   Учитель спрашивает:

•     Чем вы недовольны?

•     Что вам не понравилось?

• Что надо изменить, чтобы игра была честной, справед­ливой?

45Учитель и ученики делают выводы:

•    Должны быть правила.

•     Эти правила должны быть известны.

•     Правила должны быть ясными, четкими, понятными.

•    Правила не должны меняться по ходу игры.

•     Все участники игры должны быть равны.

•     Не должно быть дискриминации.

{Основные идеи записываются на доске: «правила», «глас­ность», «ясность», «стабильность», «равенство», «нет дискрими­нации»...)

 

III. История возникновения права

Первые правила поведения, или, другими словами, нормы, были религиозными: поведение человека определялось «волей бо­гов». Неслучайно считалось, что первые сборники законов были божественного происхождения. Взять, к примеру, законы Хамму-рапи, начертанные на базальтовом столбе. Этот столб был. укра­шен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти, что символизировало, что царь Вавилона по­лучает право судить население своей страны по законам божьим, которые незыблемы.

Случалось так, что в одной местности жили люди разных на­родностей, вероисповеданий, обычаев. Тогда начали появляться разные нормы, которые уже не принадлежали ни одной конкрет­ной религии. Например, правила, оценивающие поступки челове­ка с точки зрения «добра и зла»: «помогать ближнему - добро», «лгать - зло» и другие. Такие нормы называются нормами морали и нравственности, или этическими нормами.

Другие правила - традиции и обычаи.

Если мы хотим определить, что нам прибыльно или выгодно, то мы применяем экономические нормы.

* Когда мы рассматриваем поступки с точки зрения государст­венной пользы, то мы говорим о политических нормах.

А если мы оцениваем красоту, гармонию, изящество каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики.

А какие лее нормы являются правовыми?

\.   Право вобрало в себя такие религиозные, моральные, экономические, политические и другие правила, без которых стано­вится невозможной совместная жизнь людей в обществе. (Рас­смотрите христианские заповеди. Какие из них находят отражение в законе?)

2. Правовые нормы являются общими для всех людей в стране (независимо от национальности и' вероисповедания, заня­тий, политических пристрастий и др.).

3. Право должно охраняться государством, поскольку го­сударство, управляя обществом, призвано выражать общие ин­тересы.

 

Метод «Займи позицию

Каждый из вас получит карточку с выдержкой из документа. Пользуясь памяткой № 1. Вам нужно определить, в каком значе­нии права излагается данный документ. В классе будет три стола с табличками: «Имею право», «Обязан соблюдать», «Так принято в обществе». Ваша задача, получив карточку, подойти к соответст­вующей табличке. В группе вы обменяетесь мнением с другими и объясните, почему вы решили, что этот документ относится к данной группе.

Карточка 1 . Семейный кодекс РФ, ст.80: «Родители обя­заны содержать своих несовершеннолетних детей... В случае, ес­ли родители не предоставляют содержание своим несовершенно­летним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются с родителей в судебном порядке».

Карточка 2. Конституция РФ, ст.32, п.5: « Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе».

Карточка 3. Конституция РФ, ст.57: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Карточка 4. Конституция РФ, ст.27: «Каждый может сво­бодно выезжать за пределы РФ».

Карточка 5. Из «Поучения Владимира Мономаха»: «Чти­те старых, как отца, а молодых - как братьев, не пропускайте че­ловека, не поприветствовав его и не сказав ему доброго слова; на­вещайте больного и провожайте покойника».

Карточка 6. Закон РФ «Об образовании», ст.6, п.4: «Го­сударство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне её территории, в полу­чении ими основного общего образования на родном языке».

Карточка 7. Налоговый кодекс РФ, ст.80, п.6: «Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки».

 

Памятка.

Три значения понятия «право».

1. Право — система установленных государством общеобяза­тельных правил поведения, норм, к исполнению которых принуж­дает государство- Это объективное право. Все граждане, прожи­вающие на территории данного государства, обязаны соблюдать эти правовые нормы. Это можно выразить следующей фразой: «Я обязан...»

2. Термин «право» используется и в значении «обеспеченной законом возможности что-то делать, иметь и т.д.». В этом случае мы имеем в виду конституционные права (право на свободу со­вести, религии, на информацию, на образование и т.д.). Это субъ­ективное право. В данном случае можно применить следующую фразу: «Я имею право на...»

3. Слово «право» часто используется и в неюридическом смыс­ле, когда говорят о праве на уважение, праве на внимание и т.п. Право - универсальный регулятор общественных отношений.

 

IV. Признаки права

Право отличают от других социальных норм следующие при­знаки.

1. Наличие норм: право выражено в нормативно-правовых актах.

2. Общая обязательность исполнения: за нарушение права все­гда наступает юридическая ответственность.

3. Право принимается государственными органами, уполно­моченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности. Государство гарантирует реализацию этих норм.

4. Многократность применения.

Определите, о каком признаке права говорится в следующих ситуациях.

• Нормы права объединены в институты права, а институты права - в отрасли права.

• Право на образование закреплено в Конституции РФ, а также в законе «Об образовании».

• Гражданин Рассеянный сел на трамвай № 2, заплатил за проезд. Проехав остановку, он вспомнил, что ему необходимо ус­петь в аптеку; до закрытия оставалось 10 минут. Он вышел из трамвая № 2, купил лекарства в аптечном ларьке, дождался сле­дующего трамвая и продолжил путь. Однако трамвай шёл в депо; пришлось вновь сойти и пересесть на другой трамвай. Так граж­данин Рассеянный вместо 4 рублей потратил на проезд 12 рублей.

• Инспектор ГАИ остановил водителя «Жигули» за превы­шение скорости и выписал водителю квитанцию. Следом на пре­вышающей норму скорости промчался «Мерседес». На следую­щем посту «Мерседес» задержали. Водитель предложил уладить неприятность «компенсацией», вложив в водительское удостове­рение 10$. Однако инспектор ГАИ выписал квитанцию и вместе с вложенной в удостоверение купюрой передал обратно водителю.

• Высшей юридической силой обладает основной закон -Конституция, ниже расположены федеральные законы, за ними следуют Указы Президента, далее Постановления Правительства.

Ответы: нормативность; формальная определенность; мно­гократность применения; общая обязательность исполнения; сис­темность.

 

V. Ролевая игра «О чем пишут газеты?»

/. Ситуация: Представьте, что в нашей стране исчезли пра­вила. Как могут повести себя люди? Как изменится ваше поведе­ние? О чем могли бы писать газеты через год? Станет ли ваша жизнь счастливей, если не надо будет придерживаться правил?

2. Распределение ролей: учитель предлагает группам в ходе жеребьевки выбрать следующие роли: «продавцы», «водители», «ученики», «депутаты», «врачи», «предприниматели», «СМИ» и т.д. (ученики могут сами предложить те или иные роли).

3. Разъяснение задания: группы обдумывают предложенную ситуацию, исходя из своей роли. Группа, представляющая средст­ва массовой информации, проводит опрос жителей города (представителей других групп), готовит устный репортаж или выпуск номера газеты.

 

4. Выполнение задания

5. Презентация работы групп

 

VI. Подведение итогов занятия

•    Что мы делали на занятии?

•    Что нового узнали?

• В каких значениях употребляется понятие «право»? Рас­кройте смысл каждого утверждения.

•    Какие признаки имеет право?

• Для чего же существуют правила в нашей жизни?

 Каким правилам вы должны следовать сегодня?

 

Дополнительные упражнения

1 задание: назовите среди примеров поведения человека в об­ществе те, которые соответствуют нормам морали, а какие не со­ответствуют; приведите и свои примеры.

Примеры: сорить в общественных местах; ходить босиком; распивать спиртные напитки; грубить; завидовать; жадничать; сплетничать; смотреть видеофильмы; ловить рыбу; курить.

Соответствуют нормам морали

 

Не соответствуют нормам морали

 

1. 2. 3.

 

1. 2. 3.

 

2 задание: заполните таблицу «Правила этикета».

Если вы находитесь:

 

Правила этикета

 

в гостях

 

 

 

в театре

 

 

 

в общественном транспорте

 

 

 

за столом

 

 

 

в музее

 

 

 

3 задание: заполните таблицу «Обычаи и традиции».

При праздновании:

Масленицы, пасхи, свадьбы, нового года, дня  рождения

Обычаи и традиции:


 

Классный час «Право-универсальный регулятор отношений людей в обществе»

Классный час «Право-универсальный регулятор отношений людей в обществе»

Учитель делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать пред­меты на последнюю парту по одному

Учитель делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать пред­меты на последнюю парту по одному

А если мы оцениваем красоту, гармонию, изящество каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики

А если мы оцениваем красоту, гармонию, изящество каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики

Термин «право» используется и в значении «обеспеченной законом возможности что-то делать, иметь и т

Термин «право» используется и в значении «обеспеченной законом возможности что-то делать, иметь и т

Распределение ролей: учитель предлагает группам в ходе жеребьевки выбрать следующие роли: «продавцы», «водители», «ученики», «депутаты», «врачи», «предприниматели», «СМИ» и т

Распределение ролей: учитель предлагает группам в ходе жеребьевки выбрать следующие роли: «продавцы», «водители», «ученики», «депутаты», «врачи», «предприниматели», «СМИ» и т

Обычаи и традиции». При праздновании:

Обычаи и традиции». При праздновании:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024