Классный час «Право-универсальный регулятор
отношений людей в обществе»
После этого занятия учащиеся смогут:
- объяснять три значения понятия «право»;
- определять, в каком значении употребляется понятие «право» в той или иной ситуации;
- работать в группе, выступать публично;
- выразить свое отношение по поводу роли права в жизни общества.
Ход занятия
I. Высказывании о праве
Рассмотрите следующие высказывания о праве. Выделите два высказывания, которые, на ваш взгляд, более близки вашему пониманию значения права. Раскройте смысл этих утверждений.
«Право - это защищенный интерес» (Р. Иеринг, выдающийся немецкий юрист XIX века).
«Право есть царство реализованной свободы» (Г.В.Ф. Гегель, великий немецкий философ XIX века).
«Право - это действующий порядок общественных отношений» (С. Муромцев, известный русский правовед, живший на рубеже Х1Х-ХХ веков, председатель Первой Государственной Думы).
«Право - это искусство добра и справедливости» (римский юрист Ульпиан).
«Право - ещё одно слово, которое занимает такое же центральное место в жизни человека, как и свобода. ...История дает великое множество примеров, как представление людей о праве и его основах определяло поступки государственных деятелей и решающим образом сказывалось на судьбах страны (Халь Кок, датский гуманист).
Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Маленький принц» высказал важную мысль: «Главное глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце». Не испытывали ли вы такого состояния, когда на сердце становится как-то тяжело, когда что-то сделаешь не так? Как будто этим убивается частичка любви, частичка самого человека. Наверное, если бы в глубине души человек не понимал, не любил другого, то люди никогда не смогли бы жить вместе! Однако человек — несовершенное существо, поэтому-то нам и нужны разные-разные правила, чтобы жить вместе. Жизнь человека в обществе без правил представить сложно. Но мы попробуем это сделать в ходе игры. (Учитель раздает ребятам разные мелкие предметы: скрепки, ручки, резинки, кубики и т.п. Часть предметов оставляет у себя.)
II. Игра «Эстафета»
1. Каждый ряд учеников составляет команду. Сидящие первых партах - капитаны команд.
2. Капитаны получают разное количество предметов.
3. Учитель объявляет: «Игра началась!» (Учащиеся изображают удивление: «Как играть?»)
4. Учитель делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать предметы на последнюю парту по одному. Далее объявляет: «Игра началась!»
5. Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Учитель говорит, что они забыли, что передавать предметы только левой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!»
6. Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Учитель говорит, что они перепутали, что передавать предметы нужно только правой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!»
7. Теперь учитель дает возможность доиграть до конца, но победителя определяет по своему усмотрению, что вызывает возмущение.
8. Учитель спрашивает:
• Чем вы недовольны?
• Что вам не понравилось?
• Что надо изменить, чтобы игра была честной, справедливой?
45Учитель и ученики делают выводы:
• Должны быть правила.
• Эти правила должны быть известны.
• Правила должны быть ясными, четкими, понятными.
• Правила не должны меняться по ходу игры.
• Все участники игры должны быть равны.
• Не должно быть дискриминации.
{Основные идеи записываются на доске: «правила», «гласность», «ясность», «стабильность», «равенство», «нет дискриминации»...)
III. История возникновения права
Первые правила поведения, или, другими словами, нормы, были религиозными: поведение человека определялось «волей богов». Неслучайно считалось, что первые сборники законов были божественного происхождения. Взять, к примеру, законы Хамму-рапи, начертанные на базальтовом столбе. Этот столб был. украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти, что символизировало, что царь Вавилона получает право судить население своей страны по законам божьим, которые незыблемы.
Случалось так, что в одной местности жили люди разных народностей, вероисповеданий, обычаев. Тогда начали появляться разные нормы, которые уже не принадлежали ни одной конкретной религии. Например, правила, оценивающие поступки человека с точки зрения «добра и зла»: «помогать ближнему - добро», «лгать - зло» и другие. Такие нормы называются нормами морали и нравственности, или этическими нормами.
Другие правила - традиции и обычаи.
Если мы хотим определить, что нам прибыльно или выгодно, то мы применяем экономические нормы.
* Когда мы рассматриваем поступки с точки зрения государственной пользы, то мы говорим о политических нормах.
А если мы оцениваем красоту, гармонию, изящество каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики.
А какие лее нормы являются правовыми?
\. Право вобрало в себя такие религиозные, моральные, экономические, политические и другие правила, без которых становится невозможной совместная жизнь людей в обществе. (Рассмотрите христианские заповеди. Какие из них находят отражение в законе?)
2. Правовые нормы являются общими для всех людей в стране (независимо от национальности и' вероисповедания, занятий, политических пристрастий и др.).
3. Право должно охраняться государством, поскольку государство, управляя обществом, призвано выражать общие интересы.
Метод «Займи позицию
Каждый из вас получит карточку с выдержкой из документа. Пользуясь памяткой № 1. Вам нужно определить, в каком значении права излагается данный документ. В классе будет три стола с табличками: «Имею право», «Обязан соблюдать», «Так принято в обществе». Ваша задача, получив карточку, подойти к соответствующей табличке. В группе вы обменяетесь мнением с другими и объясните, почему вы решили, что этот документ относится к данной группе.
Карточка 1 . Семейный кодекс РФ, ст.80: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей... В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются с родителей в судебном порядке».
Карточка 2. Конституция РФ, ст.32, п.5: « Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе».
Карточка 3. Конституция РФ, ст.57: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Карточка 4. Конституция РФ, ст.27: «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ».
Карточка 5. Из «Поучения Владимира Мономаха»: «Чтите старых, как отца, а молодых - как братьев, не пропускайте человека, не поприветствовав его и не сказав ему доброго слова; навещайте больного и провожайте покойника».
Карточка 6. Закон РФ «Об образовании», ст.6, п.4: «Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне её территории, в получении ими основного общего образования на родном языке».
Карточка 7. Налоговый кодекс РФ, ст.80, п.6: «Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки».
Памятка.
Три значения понятия «право».
1. Право — система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, к исполнению которых принуждает государство- Это объективное право. Все граждане, проживающие на территории данного государства, обязаны соблюдать эти правовые нормы. Это можно выразить следующей фразой: «Я обязан...»
2. Термин «право» используется и в значении «обеспеченной законом возможности что-то делать, иметь и т.д.». В этом случае мы имеем в виду конституционные права (право на свободу совести, религии, на информацию, на образование и т.д.). Это субъективное право. В данном случае можно применить следующую фразу: «Я имею право на...»
3. Слово «право» часто используется и в неюридическом смысле, когда говорят о праве на уважение, праве на внимание и т.п. Право - универсальный регулятор общественных отношений.
IV. Признаки права
Право отличают от других социальных норм следующие признаки.
1. Наличие норм: право выражено в нормативно-правовых актах.
2. Общая обязательность исполнения: за нарушение права всегда наступает юридическая ответственность.
3. Право принимается государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности. Государство гарантирует реализацию этих норм.
4. Многократность применения.
Определите, о каком признаке права говорится в следующих ситуациях.
• Нормы права объединены в институты права, а институты права - в отрасли права.
• Право на образование закреплено в Конституции РФ, а также в законе «Об образовании».
• Гражданин Рассеянный сел на трамвай № 2, заплатил за проезд. Проехав остановку, он вспомнил, что ему необходимо успеть в аптеку; до закрытия оставалось 10 минут. Он вышел из трамвая № 2, купил лекарства в аптечном ларьке, дождался следующего трамвая и продолжил путь. Однако трамвай шёл в депо; пришлось вновь сойти и пересесть на другой трамвай. Так гражданин Рассеянный вместо 4 рублей потратил на проезд 12 рублей.
• Инспектор ГАИ остановил водителя «Жигули» за превышение скорости и выписал водителю квитанцию. Следом на превышающей норму скорости промчался «Мерседес». На следующем посту «Мерседес» задержали. Водитель предложил уладить неприятность «компенсацией», вложив в водительское удостоверение 10$. Однако инспектор ГАИ выписал квитанцию и вместе с вложенной в удостоверение купюрой передал обратно водителю.
• Высшей юридической силой обладает основной закон -Конституция, ниже расположены федеральные законы, за ними следуют Указы Президента, далее Постановления Правительства.
Ответы: нормативность; формальная определенность; многократность применения; общая обязательность исполнения; системность.
V. Ролевая игра «О чем пишут газеты?»
/. Ситуация: Представьте, что в нашей стране исчезли правила. Как могут повести себя люди? Как изменится ваше поведение? О чем могли бы писать газеты через год? Станет ли ваша жизнь счастливей, если не надо будет придерживаться правил?
2. Распределение ролей: учитель предлагает группам в ходе жеребьевки выбрать следующие роли: «продавцы», «водители», «ученики», «депутаты», «врачи», «предприниматели», «СМИ» и т.д. (ученики могут сами предложить те или иные роли).
3. Разъяснение задания: группы обдумывают предложенную ситуацию, исходя из своей роли. Группа, представляющая средства массовой информации, проводит опрос жителей города (представителей других групп), готовит устный репортаж или выпуск номера газеты.
4. Выполнение задания
5. Презентация работы групп
VI. Подведение итогов занятия
• Что мы делали на занятии?
• Что нового узнали?
• В каких значениях употребляется понятие «право»? Раскройте смысл каждого утверждения.
• Какие признаки имеет право?
• Для чего же существуют правила в нашей жизни?
Каким правилам вы должны следовать сегодня?
Дополнительные упражнения
1 задание: назовите среди примеров поведения человека в обществе те, которые соответствуют нормам морали, а какие не соответствуют; приведите и свои примеры.
Примеры: сорить в общественных местах; ходить босиком; распивать спиртные напитки; грубить; завидовать; жадничать; сплетничать; смотреть видеофильмы; ловить рыбу; курить.
Соответствуют нормам морали
|
Не соответствуют нормам морали
|
1. 2. 3.
|
1. 2. 3.
|
2 задание: заполните таблицу «Правила этикета».
Если вы находитесь:
|
Правила этикета
|
в гостях
|
|
в театре
|
|
в общественном транспорте
|
|
за столом
|
|
в музее
|
|
3 задание: заполните таблицу «Обычаи и традиции».
При праздновании:
Масленицы, пасхи, свадьбы, нового года, дня рождения
Обычаи и традиции:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.