Классный час «Лабиринт профессий» для обучающихся 10 класса
Введение
Актуальность: В последнее время на российском рынке труда складывается ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. Поэтому в старшей школе необходимо проводить классные часы по профориентации.
Цель: знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору
Задачи: Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью человека;
1. Формировать позитивное отношение к труду;
2. Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;
3. Развивать умение работать в группе;
4. Оценивать свои достижения для выбора будущей профессии.
Методы и формы работы: проблемный диалог, игра, групповая работа.
Оборудование: проектор, раздаточный материал.
«Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду.»
Ход классного часа
беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель: «Ребята! Сейчас вы - учащиеся 10 класса, а это значит, что пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Сегодня мы попробуем разобраться в лабиринте профессий и максимально подойти к их осознанному выбору.
Классный руководитель: Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Чем они отличаются? (ответы уч-ся)
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Классный руководитель: Кто есть кто? Соотнесите следующие понятия с терминами:
Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы,
Учитель, учитель математики высшей категории, директор школы (дети отвечают).
Классный руководитель: Молодцы, все верно. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо). Причем последний критерий в наше время является определяющим в профессиональной успешности человека. В реальности часто все бывает наоборот.
Чем обычно руководствуются молодые люди, выбирая профессию?
Дети отвечают: Наклонности Зарплата Востребованность Возможность карьерного роста Здоровье
Классный руководитель: А всегда ли выбранная профессия соответствует этим требованиям? (нет)
Для дальнейшей работы нам надо разделиться на 3 группы.
(Делятся, рассаживаются)
У каждой группы есть список профессий, наиболее часто выбираемых выпускниками миасских школ. Оцените, пожалуйста, каждую по тем параметрам, которые мы назвали. На работу группам дается 5 минут. Результат обозначьте в заготовленных таблицах. В помощь каждой группе даны: списки самых востребованных и, наоборот, невостребованных в нашем регионе профессий, модные профессии, примерные заработные платы
Профессия
|
Наклонности +/- |
Зарплата +/- |
Востребованность +/- |
Возможность карьерного роста +/- |
Здоровье +/- |
учитель |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|
|
|
|
|
|
Начинайте работу!
Список профессий 1 группа: HR-менеджер, бьюти-редактор, личный стилист, преподаватели и коучи, разработчики мобильных приложений, специалист в области сервиса.
Список профессий 2 группа: арт-консультант, финансовый аналитик, эксперт страховой компании, медицинские работники, специалисты IT-сферы, PR-менеджеры
Список профессий 3 группа: инструктор по йоге, дизайнер витрин, системный администратор, инженеры, переводчики технической документации, менеджеры по рекламе.
Выступление групп (с таблицами) Таблицы прикрепляются на доску.
Классный руководитель: Давайте подведем итоги: среди самых выбираемых профессий очень мало востребованных…. Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем
Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель: Мы сегодня уже говорили: чтобы правильно выбрать профессию можно воспользоваться формулой: «хочу», «могу» и «надо».
Демонстрация осознанного выбора профессии
ХОЧУ -Интересы (хочу знать) -Склонности (Хочу сделать)
|
МОГУ Способности -общие (по своему здоровью, характеру, темпераменту, уровню знаний, индивидуальным качествам) -специальные (зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук) |
НАДО Потребности на рынке труда (подбираете из списка востребованных профессий) |
Напишите на листочках свой выбор: в 1 колонке указываете профессии, которые хотелось бы, во 2 колонке запишите те профессии, которые соответствуют вашему характеру, наклонностям, способностям, состоянию здоровья, а в 3 колонке вы
подбираете из списка востребованных профессий.
Какие результаты вы получили? Изменился ли у кого-то из вас выбор будущей профессии?
Флагман российских инноваций «Сколково» выпустил альманах «Атлас новых профессий», разработанный специально для студентов и родителей, которые хотят помочь своим детям найти специальность по душе и при этом не остаться за бортом.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель: «Всегда интересно знать, доволен ли человек выбранной профессией?». Некоторые люди говорят, что ошиблись в своем выборе, некоторые признаются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?»
Примерные ответы детей:
Кл.рук.: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Рефлексия
1. Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?
2. Что вам больше всего понравилось?
3. Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?
Кл.рук.: «Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Спасибо за внимание.
- Ребята! Сейчас вы - учащиеся 10 класса, а это значит, что пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Сегодня мы попробуем разобраться в лабиринте профессий и максимально подойти к их осознанному выбору.
- Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Чем они отличаются?
- Кто есть кто? Соотнесите следующие понятия с терминами:
Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 3-й городской больницы,
Учитель, учитель математики высшей категории, директор школы
- Молодцы, все верно. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо). Причем последний критерий в наше время является определяющим в профессиональной успешности человека. В реальности часто все бывает наоборот.
Чем обычно руководствуются молодые люди, выбирая профессию?
Дети отвечают: Наклонности Зарплата Востребованность Возможность карьерного роста Здоровье
- А всегда ли выбранная профессия соответствует этим требованиям? (нет)
-Для дальнейшей работы нам надо разделиться на 3 группы.
-У каждой группы есть список профессий, наиболее часто выбираемых выпускниками миасских школ. Оцените, пожалуйста, каждую по тем параметрам, которые мы назвали. На работу группам дается 5 минут. Результат обозначьте в заготовленных таблицах. В помощь каждой группе даны: списки самых востребованных и, наоборот, невостребованных в нашем регионе профессий, модные профессии, всегда нужные, примерные заработные платы,
Профессия
|
Наклонности Нужен ли талант? |
Зарплата х/о? |
Востребованность На рынке труда |
Возможность карьерного роста |
Здоровье Можно ли утверждать, что профессия не нарушает |
учитель |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Начинайте работу!
.Выступление групп (с таблицами) Таблицы прикрепляются на доску.
-Давайте подведем итоги: среди самых выбираемых профессий очень мало востребованных…. Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем. Но выбирая профессию, мы ориентируемся на востребованные, а не на модные профессии.
-Мы сегодня уже говорили: чтобы правильно выбрать профессию можно воспользоваться формулой: «хочу», «могу» и «надо».
-Напишите на листочках свой выбор: в 1 колонке указываете профессии, которые хотелось бы, во 2 колонке запишите те профессии, которые соответствуют вашему характеру, наклонностям, способностям, состоянию здоровья, а в 3 колонке вы
подбираете из списка востребованных, нужных профессий. (Заполнение хочу-могу-надо)
-Какие результаты вы получили? Изменился ли у кого-то из вас выбор будущей профессии?
-Флагман российских инноваций «Сколково» выпустил альманах «Атлас новых профессий», разработанный специально для студентов и родителей, которые хотят помочь своим детям найти специальность по душе и при этом не остаться за бортом.
-Я вам рекомендую посмотреть в интернете более подробно, а для примера, подарю.
- Всегда интересно знать, доволен ли человек выбранной профессией? Некоторые люди говорят, что ошиблись в своем выборе, некоторые признаются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?
(В папке 22 ошибки)
- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
- Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?
- Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?
- Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.
Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.