Классный час "Профориентация в 10 классе"

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала классный час (1).docx

Классный час «Лабиринт профессий» для обучающихся 10 класса

Введение

Актуальность: В последнее время на российском рынке труда складывается ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. Поэтому в старшей школе необходимо проводить классные часы по профориентации.

Цель: знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору

Задачи: Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью человека;

1.     Формировать позитивное отношение к труду;

2.     Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;

3.     Развивать умение работать в группе;

4.     Оценивать свои достижения для выбора будущей профессии.

Методы и формы работы: проблемный диалог, игра, групповая работа.

Оборудование:  проектор, раздаточный материал.

«Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду.»

Ход классного часа

беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Классный руководитель: «Ребята! Сейчас вы - учащиеся 10 класса, а это значит, что пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.  Сегодня мы попробуем разобраться в лабиринте профессий и максимально подойти к их осознанному выбору.

Классный руководитель: Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Чем они отличаются? (ответы уч-ся)

 Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Классный руководитель: Кто есть кто? Соотнесите следующие понятия с терминами:

Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы,

Учитель,  учитель математики высшей категории, директор школы (дети отвечают).

Классный руководитель: Молодцы, все верно. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо). Причем последний критерий в наше время является определяющим в профессиональной успешности человека. В реальности часто все бывает наоборот.

Чем обычно руководствуются молодые люди, выбирая профессию?

Дети отвечают: Наклонности  Зарплата  Востребованность  Возможность карьерного роста  Здоровье 

Классный руководитель: А всегда ли выбранная профессия соответствует этим требованиям?  (нет)

Для дальнейшей работы нам надо разделиться на 3 группы.

(Делятся, рассаживаются)

У каждой группы есть список профессий, наиболее часто выбираемых выпускниками миасских школ. Оцените, пожалуйста, каждую по тем параметрам, которые мы назвали. На работу группам дается 5 минут. Результат обозначьте в заготовленных таблицах. В помощь каждой группе даны: списки самых востребованных и, наоборот, невостребованных в нашем регионе профессий, модные профессии, примерные заработные платы

Профессия

 

Наклонности

+/-

Зарплата

+/-

Востребованность

+/-

Возможность карьерного роста +/-

Здоровье

+/-

учитель

+

-

-

+

-

 

 

 

 

 

 

Начинайте работу!

Список профессий 1 группа: HR-менеджер, бьюти-редактор, личный стилист, преподаватели и коучи, разработчики мобильных приложений, специалист в области сервиса.

Список профессий 2 группа: арт-консультант, финансовый аналитик, эксперт страховой компании, медицинские работники, специалисты IT-сферы, PR-менеджеры

Список профессий 3 группа: инструктор по йоге, дизайнер витрин, системный администратор, инженеры, переводчики технической документации, менеджеры по рекламе.

Выступление групп (с таблицами) Таблицы прикрепляются на доску.

Классный руководитель: Давайте подведем итоги: среди самых выбираемых профессий очень мало востребованных…. Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем

Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель:  Мы сегодня  уже говорили: чтобы правильно выбрать профессию можно воспользоваться формулой: «хочу», «могу» и «надо».

Демонстрация осознанного выбора профессии

ХОЧУ

-Интересы (хочу знать)

-Склонности

(Хочу сделать)

 

МОГУ

Способности

-общие (по своему здоровью, характеру, темпераменту, уровню знаний, индивидуальным качествам)

-специальные (зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук)

НАДО

Потребности на рынке труда

(подбираете из списка востребованных профессий)

Напишите на листочках свой выбор: в 1 колонке указываете профессии, которые хотелось бы, во 2 колонке запишите те профессии, которые соответствуют вашему характеру, наклонностям, способностям, состоянию здоровья, а в 3 колонке вы

подбираете из списка востребованных профессий.

Какие результаты вы получили? Изменился ли у кого-то из вас выбор будущей профессии?

Флагман российских инноваций «Сколково» выпустил альманах «Атлас новых профессий», разработанный специально для студентов и родителей, которые хотят помочь своим детям найти специальность по душе и при этом не остаться за бортом.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель: «Всегда интересно знать, доволен ли человек выбранной профессией?». Некоторые люди говорят, что ошиблись в своем выборе, некоторые признаются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?»

Примерные ответы детей:

  • «Давят» родители.
  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
  • Выбирают «за компанию».
  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Кл.рук.: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Рефлексия

1.     Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?

2.     Что вам больше всего понравилось?

3.     Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?

Кл.рук.: «Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята! Сейчас вы - учащиеся 10 класса, а это значит, что пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.  Сегодня мы попробуем разобраться в лабиринте профессий и максимально подойти к их осознанному выбору.

- Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Чем они отличаются?

 - Кто есть кто? Соотнесите следующие понятия с терминами:

Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 3-й городской больницы,

Учитель,  учитель математики высшей категории, директор школы

- Молодцы, все верно. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо). Причем последний критерий в наше время является определяющим в профессиональной успешности человека. В реальности часто все бывает наоборот.

Чем обычно руководствуются молодые люди, выбирая профессию?

Дети отвечают: Наклонности  Зарплата  Востребованность  Возможность карьерного роста  Здоровье 

- А всегда ли выбранная профессия соответствует этим требованиям?  (нет)

-Для дальнейшей работы нам надо разделиться на 3 группы.

-У каждой группы есть список профессий, наиболее часто выбираемых выпускниками миасских школ. Оцените, пожалуйста, каждую по тем параметрам, которые мы назвали. На работу группам дается 5 минут. Результат обозначьте в заготовленных таблицах. В помощь каждой группе даны: списки самых востребованных и, наоборот, невостребованных в нашем регионе профессий, модные профессии, всегда нужные, примерные заработные платы,

Профессия

 

Наклонности

Нужен ли талант?

Зарплата

х/о?

Востребованность

На рынке труда

Возможность карьерного роста

Здоровье

Можно ли утверждать, что профессия не нарушает

учитель

+

-

-

+

-

Начинайте работу!

.Выступление групп (с таблицами) Таблицы прикрепляются на доску.

-Давайте подведем итоги: среди самых выбираемых профессий очень мало востребованных…. Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем. Но выбирая профессию, мы ориентируемся на востребованные, а не на модные профессии.

-Мы сегодня  уже говорили: чтобы правильно выбрать профессию можно воспользоваться формулой: «хочу», «могу» и «надо».

-Напишите на листочках свой выбор: в 1 колонке указываете профессии, которые хотелось бы, во 2 колонке запишите те профессии, которые соответствуют вашему характеру, наклонностям, способностям, состоянию здоровья, а в 3 колонке вы

подбираете из списка востребованных, нужных профессий. (Заполнение хочу-могу-надо)

-Какие результаты вы получили? Изменился ли у кого-то из вас выбор будущей профессии?

-Флагман российских инноваций «Сколково» выпустил альманах «Атлас новых профессий», разработанный специально для студентов и родителей, которые хотят помочь своим детям найти специальность по душе и при этом не остаться за бортом.

-Я  вам рекомендую посмотреть в интернете более подробно, а для примера, подарю.

- Всегда интересно знать, доволен ли человек выбранной профессией? Некоторые люди говорят, что ошиблись в своем выборе, некоторые признаются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?

 (В папке 22 ошибки)

- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

- Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?

- Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?

 - Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.

Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Спасибо за внимание.