ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ
ХАНСА КРИСТИАНА АНДЕРСЕНА
(классный час)
Цель:
1. Средствами художественного слова воспитывать доброту, милосердие, справедливость, познавательный интерес к чтению, прививать любовь к литературе.
2. Развивать логическое, ассоциативное и образное мышление, речь.
3. Обобщить знания учащихся по сказкам Х. К.Андерсена.
Оборудование: мультимедийная презентация; музыкальное сопровождение; выставка книг Х.К.Андерсена; «сказочные предметы»: зонтики (черный и разноцветный) , свечи, рисунок Оле-Лукойе, спринцовка с молоком ; тематическая выставка рисунков детей «Ханс Кристиан Андерсен и его сказки»; стенд, посвященный Х.К.Андерсену, фишки для подсчета очков, медаль «Знаток сказок».
Девиз: «Читайте Андерсена, люди!
Нет лучше сказок на земле!..»
Михаил Грозовский
Ход мероприятия
I. Вступление
Звучит песня сказочника «Однажды в старой Дании»
(Музыка М. Миткова, слова
В. Коростылева)
2. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на литературную игру, которая посвящается творчеству замечательного детского сказочника Х.К.Андерсена. Нас ожидает путешествие в Сказочную Страну и встреча со многими героями Андерсена. Пусть победят самые большие любители сказок и самые внимательные их читатели.
3. Из биографии Х. К.Андерсена
УЧИТЕЛЬ. Но прежде, чем перейти к игре, мы немного уделим внимание биографии писателя. Перед вами портрет великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена.
УЧЕНИК 1. Х.К. Андерсен родился 2 апреля 1805 г в маленькой стране Дании, в крошечном городке Оденсе. Отец его был башмачник, а мама – прачка. Семья жила очень бедно. И детство сказочника прошло в скромном доме. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.
Семья башмачника жила трудно, как живут все бедные люди на земле.
Х. К.Андерсену в 12 лет пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных. Но он учился, учился со страстью, всё свободное время только и делал, что читал и слушал. Читал и слушал сказки – их он любил больше всего на свете. И он решил стать писателем и тоже писать сказки. Ханс Кристиан начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .
УЧИТЕЛЬ. Отец Ганса водил в театр на пьесы. Это очень нравилось маленькому мальчику. Особенно его ошеломил, поразила один спектакль с романтическим названием «Дунайская дева». И он стал ярым поклонником театра – театралом. Но ходить в театр часто, как ему хотелось бы, он не мог. Семья ведь была бедная. Тогда Андерсен познакомился и подружился с расклейщиком афиш. Расклейщик всегда давал Хансу одну афишу из каждого спектакля театра. Ханс читал их, читал действующие лица, и сам придумывал сюжеты, свой спектакль.
УЧЕНИК 2. Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Хансу Кристиану пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. Еще у Ханса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу, за свой голос он получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».
В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»
УЧИТЕЛЬ. Мама учила Ханса шитью и у него это хорошо получалось. Она думала, что когда-нибудь ее сын станет хорошим портным, и жизнь его будет безбедной. А у Ханса был театр. И все мечты у него были только о нем. У Ханса виртуозно получалось вырезать и мастерить куклы. Это умение он сохранил до конца своей жизни, чему удивлялись и поражались многие знакомые Андерсена. Но и навыки шитья ему тоже помогли в жизни. Он прошивал свои рукописи и сшивал их в книги, а если хотел дополнить какой-то текст, то дописывал на бумажке и вшивал уже в готовую книгу.
УЧЕНИК 3. Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ханс Кристиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.
Великому сказочнику и его героям установлены памятники. А героиня сказки Х.К.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ханса Кристиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.
И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Х.К. Андерсена.
УЧИТЕЛЬ. Андерсен видел себя поэтом, драматургом, сатириком, но только не сказочником?!.
В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества IBBY (Ай-Би-Би-Уай) была основана Премия Андерсена. Она присуждается один раз в два года в апреле автору лучшей детской книги и лучшему художнику-иллюстратору. А также учреждена и Золотая медаль Х.К.Андерсена.
Среди награжденных: Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Джанни Родари и другие¸ а также русская художница Татьяна Маврина
Ежегодно с 1967 года день 2 апреля – день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги.
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
- А сейчас, ребята, давайте и мы с вами откроем обложки-двери книг, книг со сказками Х.К.Андерсена и совершим удивительное путешествие в этот замечательный волшебный мир.
– Сколько сказок Х.К.Андерсена вы знаете? (Ответы).
А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, животных, растений…
В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.
УЧЕНИК. В мире много разных сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостье: «Заходи!»
Звучит песня «Приходи сказка»
- Ребята, а кто знает кто такой Оле – Лукойе. (Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ.
Оле-Лукойе. Никто
в мире не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер-то
рассказывать!
Вечером (учитель
зажигает свечи), когда дети преспокойно сидят за столом или на своих
скамеечках, является Оле-Лукойе. Он обут в одни чулки и тихо-тихо поднимется по
лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка
прыснет детям в глаза молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко
брызжет из нее тоненькой-тоненькой струйкой (учитель демонстрирует).
Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уж не могут разглядеть Оле, а он
подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылки(учитель
демонстрирует). Подует, и головки у них сейчас отяжелеют. Боли при этом
никакой: у Оле-Лукойе нет злого умысла; он хочет только, чтобы дети
угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Вот он и уложит
их, а потом уж начнет рассказывать сказки. Когда дети заснут, Оле-Лукойе
присаживается к ним на постель; одет он чудесно — на нем шелковый кафтан,
только нельзя сказать, какого цвета: он отливает то голубым, то зеленым, то
красным, смотря по тому, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по
зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми (учитель
раскрывает цветной зонтик), и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки,
а другой совсем простой, гладкий, который он развертывает над нехорошими детьми(учитель
раскрывает черный зонтик) и они спят всю ночь, как чурбаны, и поутру
оказывается, что они ровно ничего не видели во сне!
УЧЕНИК. Я – Оле-Лукойе,
Я сказочный гном.
Я – Оле-Лукойе!
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
Вам сон подарю.
И в сказку любую
Попасть помогу.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, а вы знаете, как переводится Оле – Лукойе на русский язык с датского языка?
(- Оле-Лукойе (дат. Ole Lukoie — букв. «Оле закрой глазки») — герой сказки Х.К.Андерсена «Оле-Лукойе» (1849).)
Вывешивается рисунок.
- Давайте-ка , ребята, вместе с этим сказочником попутешествуем по сказкам Х.К. Андерсена.
1.Викторина.
1) Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
(«Дюймовочка»)
2) Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная … (Принцесса на горошине)
3) Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … («Снежная королева»)
4) Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтоб в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал … (Свинопас)
2.Все ли сказки принадлежат перу Х.К.Андерсена?
1) «Соловей», «Беляночка и Розочка» (Братья Гримм), «Морозко» (русская народная)
2) «Золотой гусь» (Братья Гримм),»Снегурочка» (русская народная сказка), «Ослиная шкура» (Ш.Перро), «Огниво».
3) «Дикие лебеди», «Золушка» (Ш.Перро), «Колобок» (русская народная сказка)
4) «Гадкий утёнок», «Горшок каши» (Братья Гримм)
3.Дополни название сказки
«Штопольная … (игла)»
«Стойкий … (оловянный солдатик)»
«Оле-… (Лукойе)»
«Дикие … (лебеди)»
«Гадкий … (утёнок)»
«Снежная …(королева)»
«Калоши…(счастья)»
«Сундук-…(самолет)»
«Свинья-…(копилка)»
4. Угадай сказку
1) Старая ведьма, три собаки, три сундука. («Огниво»)
2) Король, обманщики, два ткацких станка, новое платье. («Новый наряд короля»)
3) Старая оловянная ложка, солдатики, бумажная балерина, чертёнок из табакерки. («Стойкий оловянный солдатик»)
5.«Узнай сказку по ее началу»
1.« Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…» («Принцесса на горошине»).
2.«Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье…» («Дюймовочка»)
3. «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей и я все стал видеть злым и безобразным…» («Снежная королева»)
4.«И соловей запел так дивно, что у этого героя слезы набежали на глаза. Он был очень доволен и хотел пожаловать соловью свою золотую туфлю на шею…» («Соловей»)
5.« Жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа; он смастерил такое зеркало…» («Снежная королева»)
6)«В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое с текло, - но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы якорь достал до дна…» («Русалочка»)
7) «Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но какое-никакое, а всё же королевство – хоть женись, и вот жениться-то он как раз и не хотел.» («Свинопас».)
8) «Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист…» («Гадкий утенок»)
6.Конкурс «Узнай сказку по ключевым словам»
1) Осколок, санки, роза, олень. «Снежная королева».
2) Горшочек, трещотка, фрейлина, поцелуй. «Свинопас».
3) Корабль, напиток, ведьма, голос. «Русалочка».
4) Дупло, собака, деньги, кремень. «Огниво».
(Подсчет очков. Вручение медали.)
УЧЕНИК. Жаль, невозможно все книжки прочесть
Про благородство, про верность, про честь.
Еду на бал в золоченной карете,
Где же мой принц, всех прекрасней на свете?
Я путешественник, я на Памире,
В Лондоне хмуром и знойном Алжире.
Вот я скачу на горячем коне…
Или все это привиделось мне?
Жаль, невозможно все книжки прочесть
Книги, спасибо за то, что вы есть!
УЧИТЕЛЬ. Пришло время Оле-Лукойе закрыть свои зонтики и погасить свечи. Наше путешествие закончилось.
Звучит «Песня Волшебника». (Учитель гасит свечи, закрывает зонтики.)
Михаил
Грозовский
Читайте Андерсена, люди!
Нет лучше сказок на земле!
Пусть первым из уроков будет
Рассказ о голом короле.
Тогда хитрющие портные,
Ребята продувные сплошь,
Решили как-то - Вот шальные! -
Сыграть на трусости вельмож.
Король в кругу чиновной знати
Красой похвастать захотел.
И вот невидимое платье
На тело пухлое надел.
А после шествовал спесиво,
Открыв и пузо, и бока,
И каждый вслух дивился диву,
Боясь прослыть за дурака.
Читайте люди эту книжку,
Как голым шпарил этот хрыч,
Когда единственный мальчишка
Издал благоразумный клич:
"Король-то голый!" - так всерьёз
Лишь мальчик правду произнёс.
Один в кругу льстецов придворных
Не перепутал свет и тьму,
А простодушно и беспорно
Доверил глазу своему.
«Читайте Андерсена,
люди!
Нет лучше сказок
на земле!..»
М. Грозовский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.