КЛАССНЫЙ ЧАС
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
|
выполнила: Тишкевич Ольга Николаевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории ГУО «Средняя школа № 152 г. Минска», Ленинский р-н, г. Минск, ул. Якубова, д.32, кв.82, 220101, +375299385109, tish.olga.2018@mail.ru
|
Цели:
1) организация работы по правовому просвещению учащихся;
2) формирование у учащихся начальной школы правовой культуры, активной гражданской позиции, норм нравственного поведения.
Задачи:
1) просвещать учащихся в области права ;
2) познакомить учащихся с государственными информационными правовыми ресурсами, современными техническими средствами обучения;
3) совершенствовать практические навыки использования в работе государственных информационно-правовых ресурсов.
Оборудование: Конституция Республики Беларусь, политико-административная карта Республики Беларусь, физическая карта Республики Беларусь, фото авто, Президента, изображение флага, герба, песня «Колесо», песня «Мы – будущее страны».
Ход классного часа:
1) Организационный момент (2 мин.)
Прозвенел звонок, начинается урок!
Встаньте прямо, распрямитесь!
Удивитесь! Улыбнитесь!
И за парты все садитесь!
2) Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности. Викторина (5 мин.):
Ребята, знаете ли вы:
- Как называется наша Родина? Покажите на карте нашу страну.
- Посмотрите на карту нашей страны, с какими странами граничит Республика Беларусь? (Украина, Польша, Латвия, Литва, Россия). Покажите эти страны на карте.
- На каких языках говорят на территории Беларуси? Какие государственные языки в Республике Беларусь?
- Кто является Президентом нашей страны?
- Назовите столицу нашей страны?
- Как выглядит герб?
- Какого цвета флаг?
- Назовите третий государственный символ? (герб, флаг и гимн)
Целеполагание. Введение темы классного часа.
Молодцы, ребята! У меня в руках Основной закон нашего государства – Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Она была принята 24.11.1996 года и 17.10.2004 года на республиканских референдумах.
Сегодня на уроке мы будем путешествовать по страницам Конституции.
- На чем мы можем путешествовать по просторам нашей Родины? (на поездах, машинах). Предлагаю сесть всем в автомобиль и отправиться в путешествие.
Звучит песня «Колесо», дети заводят машину и вращают воображаемое колесо.
3) Этап усвоения новых знаний.
Итак, мы приехали на первую станцию «Президент» (на доске фото Президента Республики Беларусь)
Организуется работа с учащимися по изучению статьей Конституции (ст.80-ст.89). Чтение цепочкой статей 80-89 и их обсуждение (Приложение 1).
Звучит песня «Колесо» и мы отправляемся на станцию «Парламент», фото .
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту деления областей Республики Беларусь или по-другому, она называется политико-административная карта. Сколько выделенных областей вы там видите? (6). У каждой области есть центральный главный город.
Какой центральный город у Брестской области? (Брест)
Какой центральный город у Гомельской области? (Гомель)
Какой центральный город у Минской области? (Минск)
Какой центральный город у Могилевской области? (Могилев).
Какой центральный город у Витебской области? (Витебск)
Какой центральный город у Брестской области? (Брест)
Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (статья 101 Конституции). Парламент состоит из 2 палат - Палаты представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей -110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются 8 депутатов. Давайте подсчитаем: сколько всего депутатов насчитывает Совет Республики? (6х8+8=48+8=56 депутатов).
Сегодня мы побудем с вами в роли депутатов. Попробуем на основе Конституции создать «Карту прав гражданина».
Предлагаю разделиться на группы и поработать со статьями Конституции Проводится работа в группах. Ребятам предлагаются статьи, их нужно обсудить и сделать кластер.
1 группа составляет кластер по гражданским и личным правам (статьи 45.46, 47, 48, 49,50);
2 группа: составляет кластер по политическим правам (статьи 33, 35,36,38,39 Конституции);
3 группа: составляет кластер по социальным правам гражданина (Статьи 10,11,12,24, 25, 26, 29,30).
Каждая группа озвучивает статьи, из которых был составлен кластер.
Завершается работа общим голосованием, принятием учащимися «Карты прав гражданина».
Физкультминутка
Я – человек (показываем рукой на себя),
всегда готов стать рядом (шаг в сторону),
иль чуть впереди (шаг вперед),
протянуть руку помощи (протягиваем руку вперед),
легко нагнуться к малому или слабому (наклоняемся вниз),
подставить под груз тревог и забот (поднимаем плечи),
обернуться к отставшим (поворот назад),
перепрыгнуть через усталость и боль (прыжок вперед),
подняться после неудачи (приседаем и встаем),
пронести через всю жизнь дружбу и любовь (обнимаем себя),
бороться с собственной ленью (боксируем),
дотянуться до мечты (тянемся вверх),
глубоко вздохнуть по несбывшемуся (вздыхаем),
и повторить комплекс сначала до победы (поднимаем руки вверх)
Звучит песня «Колесо», мы едем на станцию «Правительство». Парламент разрабатывает проекты законов, а правительство управляет и утверждает эти законы.
Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства. Сегодня к нам пришли министры из разных министерств, чтобы рассказать подробнее о своей работе.
Давайте их послушаем. Выступают министры транспорта и коммуникаций, информации, внутренних дел, образования, культуры, архитектуры и строительства, экономики и здравоохранения. Круглый стол, министры рассказывают о своей работе.
Звучит песня «Колесо», мы едем на 4 станцию «Суд».
Станция «Суд»
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также судами общей юрисдикции. Действующими лицами суда являются истец и ответчик, судья и могут быть защитники – адвокаты. Кто же такой истец? Ответить на этот вопрос нам может информационно-поисковая система «ЭТАЛОН», ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE», журнал «Право.by», сборник «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», а также детский правовой сайт www.mir.pravo.by (ДЕМОНСТРАЦИЯ слайдов информационно-поисковых систем, журнала, реклама детского правового сайта).
Истец – человек, который обратился в суд для защиты своих прав.
Ответчик - человек, к которому через суд предъявлены требования (иск).
Адвокат - человек, имеющий высшее юридическое образование и лицензию (разрешение) на оказание правовой помощи гражданам, защиту их прав и законных интересов.
Я предлагаю вам, ребята, подумать и ответить на вопрос следующей задачи.
Задача:
Два мальчика гуляли на улице и решили красками для граффити покрасить памятник. Они взяли разноцветные краски и разукрасили памятник. Мимо проходили взрослые. Увидев мальчиков, они взяли их за руку и привели в отделение милиции. Как дальше будут развиваться события?
Решение: кодекс РБ «Об административных правонарушениях», с. 19.4. «Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин. Давайте умножим: 20х25,5=510 р., 50Х25,5=1275р.
4. Этап подведения итогов классного часа. Рефлексия.
- Много ли обязанностей у Президента?
- Сколько депутатов в составе Палаты представителей? В составе Совета Министров?
- О каких министерствах вы сегодня узнали?
- Кто такие адвокаты?
- На каких сайтах вы сможете найти информацию и поиграть в правовые игры?
Перед вами весы Фемиды. Если вы сегодня узнали для себя много нового и вам было интересно на классном часу, положите магнит на правую чашу весов, если было скучно и ничего нового вы не узнали – на левую.
Завершается классный час коллективным исполнением песни Лауриты «Мы – будущее страны».
Приложение 1
Президент
Статья 79. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Статья 80. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Статья 81. Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 83. Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания:
«Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».
.
Статья 84. Президент Республики Беларусь:
1) назначает республиканские референдумы;
2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда.
9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
19) осуществляет помилование осужденных.
Статья 89. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.
Приложение 2
Раздаточный материал для учащихся, играющих роль министров.
Министерство информации руководиит средствами массовой информации, книгоиздания, книгораспространения. Подчиняется Совету Министров. На него возложена функция государственного регулирования в области передачи и распространения информации.
2. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Оно осуществляет в соответствии с законодательством государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, за исключением маломерных судов, железнодорожного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации и использования части воздушного пространства Республики Беларусь;
перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;
работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования;
обследование, проектирование, возведение, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог, объектов авиации, внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений и портов;
Основными задачами Минтранса являются:
реализация единой дорожно-транспортной политики, направленной на создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах, с учетом минимизации вредного воздействия на окружающую среду;
3. Министерство внутренних дел
Министерство внутренних дел Республики Беларусь (далее - МВД) - республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД (далее - внутренние войска), осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Министерство образования
Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:
· государственно-общественный характер управления;
· обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
· повышение качества образования для каждого.
Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
В настоящее время в стране работают свыше 8 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают около 430 тыс. работников системы образования.
Министерство культуры. Основные задачи:
сохранение, развитие и совершенствование профессионального искусства, сценического, пластического, музыкального искусства, народного творчества, кинематографии, кино-видеообслуживания населения, музейного дела, библиотечного дела, досуговой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел;
государственная поддержка деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов и исполнителей, а также творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии.
Министерство архитектуры и строительства
Министерство разрабатывает и реализует государственную техническую политику в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве.
Министерство экономики
является республиканским органом государственного управления, который подчиняется Правительству Республики Беларусь, проводит государственную политику, осуществляет регулирование и управление в сферах анализа и прогнозирования социально-экономического развития, разработки и реализации государственной экономической политики и государственной политики в сфере осуществления инвестиций, развития предпринимательской деятельности, банкротства .
Министерство здравоохранения
Задачами Министерства здравоохранения являются:
– осуществление государственной политики в области охраны здоровья населения;
– предоставление населению медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
– проведение государственной политики в области охраны здоровья населения;
– формирование здорового образа жизни;
– обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция Республики Беларусь // Минск/Национальный центр правовой информации Республики Беларусь/2016.
2. Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»//Минск/ Амалфея/2016.
3. Детский правовой сайт htth: // www.mir.pravo.by
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.