классный час "Путешествие по страницам Конституции Республики Беларусь"

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

материал можно использовать для проведения классных и информационных часов для учащихся 3-7 классов по правовому воспитанию
Иконка файла материала Путешествие по страницам Конституции Республики Беларусь - классный час.docx

 

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

 

 

выполнила:

Тишкевич Ольга Николаевна, учитель начальных классов

1 квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 152 г. Минска», Ленинский р-н,

г. Минск, ул. Якубова, д.32, кв.82, 220101, +375299385109,

tish.olga.2018@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

1)    организация работы по правовому просвещению учащихся;

2)    формирование у учащихся начальной школы правовой культуры, активной гражданской позиции, норм нравственного поведения.

Задачи:

1)    просвещать учащихся в области права ;

2)    познакомить учащихся с государственными информационными правовыми ресурсами, современными техническими средствами обучения;

3)    совершенствовать практические навыки использования в работе государственных информационно-правовых ресурсов.

Оборудование: Конституция Республики Беларусь, политико-административная карта Республики Беларусь, физическая карта Республики Беларусь, фото авто, Президента, изображение флага, герба, песня «Колесо», песня «Мы – будущее страны».

Ход классного часа:

1)    Организационный момент (2 мин.)

Прозвенел звонок, начинается урок!

Встаньте прямо, распрямитесь!

Удивитесь! Улыбнитесь!

И за парты все садитесь!

2)    Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности. Викторина (5 мин.):

Ребята, знаете ли вы:

- Как называется наша Родина? Покажите на карте нашу страну.

- Посмотрите на карту нашей страны, с какими странами граничит Республика Беларусь? (Украина, Польша, Латвия, Литва, Россия). Покажите эти страны на карте.

- На каких языках говорят на территории Беларуси? Какие государственные языки в Республике Беларусь?

- Кто является Президентом нашей страны?

- Назовите столицу нашей страны?

- Как выглядит герб?

- Какого цвета флаг?

- Назовите третий государственный символ? (герб, флаг и гимн)

Целеполагание. Введение темы классного часа.

Молодцы, ребята!  У меня в руках Основной закон нашего государства – Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Она была принята 24.11.1996 года и 17.10.2004 года на республиканских референдумах.

Сегодня на уроке мы будем путешествовать по страницам  Конституции.

- На чем мы можем путешествовать по просторам нашей Родины? (на поездах, машинах). Предлагаю сесть всем в автомобиль и отправиться в путешествие.

Звучит песня «Колесо», дети заводят машину и вращают воображаемое колесо.

3) Этап усвоения новых знаний.

Итак, мы приехали на первую станцию «Президент» (на доске фото Президента Республики Беларусь)

Организуется работа с учащимися по изучению статьей Конституции (ст.80-ст.89). Чтение цепочкой статей 80-89 и их обсуждение (Приложение 1).

Звучит песня «Колесо» и мы отправляемся на станцию  «Парламент», фото .

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту деления областей Республики Беларусь или по-другому, она называется политико-административная карта.  Сколько выделенных областей вы там видите? (6). У каждой области есть центральный главный город.

Какой центральный город у Брестской области? (Брест)

Какой центральный город у Гомельской области? (Гомель)

Какой центральный город у Минской области? (Минск)

Какой центральный город у Могилевской области? (Могилев).

Какой центральный город у Витебской области? (Витебск)

Какой центральный город у Брестской области? (Брест)

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (статья 101 Конституции). Парламент состоит из 2 палат -  Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей -110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются 8 депутатов. Давайте подсчитаем: сколько всего депутатов насчитывает Совет Республики? (6х8+8=48+8=56 депутатов).

Сегодня мы побудем с вами в роли депутатов. Попробуем на основе Конституции создать «Карту прав гражданина».

Предлагаю разделиться на группы и поработать со статьями Конституции Проводится работа в группах. Ребятам предлагаются статьи, их нужно обсудить и сделать кластер.

1 группа составляет кластер по гражданским и личным правам (статьи 45.46, 47, 48, 49,50);

2 группа: составляет кластер по политическим правам (статьи 33, 35,36,38,39 Конституции);

3 группа: составляет кластер по социальным правам гражданина (Статьи 10,11,12,24, 25, 26, 29,30).

Каждая группа озвучивает статьи, из которых был составлен кластер.

Завершается работа общим голосованием, принятием учащимися «Карты прав гражданина».

Физкультминутка

Я – человек (показываем рукой на себя),

всегда готов стать рядом (шаг в сторону),

иль чуть впереди (шаг вперед),

протянуть руку помощи (протягиваем руку вперед),

легко нагнуться к малому или слабому (наклоняемся вниз),

подставить под груз тревог и забот (поднимаем плечи),

обернуться к отставшим (поворот назад),

перепрыгнуть через усталость и боль (прыжок вперед),

подняться после неудачи (приседаем и встаем),

пронести через всю жизнь дружбу и любовь (обнимаем себя),

бороться с собственной ленью (боксируем),

дотянуться до мечты (тянемся вверх),

глубоко вздохнуть по несбывшемуся (вздыхаем),

и повторить комплекс сначала до победы (поднимаем руки вверх)

Звучит песня «Колесо», мы едем на станцию «Правительство». Парламент разрабатывает проекты законов, а правительство управляет и утверждает эти законы.

Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства.  Сегодня к нам пришли министры из разных министерств, чтобы рассказать подробнее о своей работе.

Давайте их послушаем. Выступают министры транспорта и коммуникаций, информации, внутренних дел, образования, культуры, архитектуры и строительства, экономики и здравоохранения. Круглый стол, министры рассказывают о своей работе.

Звучит песня «Колесо», мы едем на 4 станцию «Суд».

 

Станция «Суд»

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также судами общей юрисдикции.  Действующими лицами суда являются истец и ответчик, судья и могут быть защитники – адвокаты. Кто же такой истец? Ответить на этот вопрос нам может информационно-поисковая система  «ЭТАЛОН», ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE», журнал «Право.by»,  сборник «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», а также детский правовой сайт www.mir.pravo.by (ДЕМОНСТРАЦИЯ слайдов информационно-поисковых систем, журнала, реклама детского правового сайта).

Истец –  человек, который обратился в суд для защиты   своих прав.

Ответчик - человек, к  которому через суд предъявлены  требования (иск).

Адвокат -   человек, имеющий высшее юридическое  образование и лицензию (разрешение) на оказание правовой помощи гражданам, защиту их прав и законных интересов.

Я предлагаю вам, ребята, подумать и ответить на вопрос следующей задачи.

Задача:

Два мальчика гуляли на улице и решили красками для граффити покрасить памятник. Они взяли разноцветные краски и разукрасили памятник.  Мимо проходили взрослые. Увидев мальчиков, они взяли их за руку и привели в отделение милиции. Как дальше будут развиваться события?

Решение: кодекс РБ «Об административных правонарушениях», с. 19.4. «Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.  Давайте умножим: 20х25,5=510 р., 50Х25,5=1275р.

4. Этап подведения итогов классного часа. Рефлексия.

- Много ли обязанностей у Президента?

- Сколько депутатов в составе Палаты представителей? В составе Совета Министров?

- О каких министерствах вы сегодня узнали?

- Кто такие адвокаты?

- На каких сайтах вы сможете найти информацию и поиграть в правовые игры?

Перед вами весы Фемиды. Если вы сегодня узнали для себя много нового и вам было интересно на классном часу, положите магнит на правую чашу весов, если было скучно и ничего нового вы не узнали – на левую.

Завершается классный час коллективным исполнением песни Лауриты «Мыбудущее страны».

Приложение 1

Президент

Статья 79. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Статья 80.  Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Статья 81.  Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

Статья 83.  Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания:

«Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

.

Статья 84.  Президент Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда.

9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19) осуществляет помилование осужденных.

Статья 89.  В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

 

Приложение 2

Раздаточный  материал для учащихся, играющих роль министров.

Министерство информации руководиит средствами массовой информации, книгоиздания, книгораспространения. Подчиняется Совету Министров. На него возложена функция государственного регулирования в области передачи и распространения информации.

 2. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Оно осуществляет в соответствии с законодательством государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, за исключением маломерных судов, железнодорожного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации и использования части воздушного пространства Республики Беларусь;

перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;

работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования;

обследование, проектирование, возведение, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог, объектов авиации, внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений и портов;

Основными задачами Минтранса являются:

реализация единой дорожно-транспортной политики, направленной на создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах, с учетом минимизации вредного воздействия на окружающую среду;

3. Министерство внутренних дел

Министерство внутренних дел Республики Беларусь (далее - МВД) - республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД (далее - внутренние войска), осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Министерство образования

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

·         государственно-общественный характер управления; 

·         обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

·         повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В настоящее время в стране работают свыше 8 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают около 430 тыс. работников системы образования.

Министерство культуры. Основные задачи:

сохранение, развитие и совершенствование профессионального искусства, сценического, пластического, музыкального искусства, народного творчества, кинематографии, кино-видеообслуживания населения, музейного дела, библиотечного дела, досуговой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел;

государственная поддержка деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов и исполнителей, а также творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии.

Министерство архитектуры и строительства

Министерство разрабатывает и реализует государственную техническую политику в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве.

Министерство экономики

является республиканским органом государственного управления, который подчиняется Правительству Республики Беларусь, проводит государственную политику, осуществляет регулирование и управление в сферах анализа и прогнозирования социально-экономического развития, разработки и реализации государственной экономической политики и государственной политики в сфере осуществления инвестиций, развития предпринимательской деятельности, банкротства .

Министерство здравоохранения

Задачами Министерства здравоохранения являются:

– осуществление государственной политики в области охраны здоровья населения;

– предоставление населению медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

– проведение государственной политики в области охраны здоровья населения;

– формирование здорового образа жизни;

– обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.     Конституция Республики Беларусь // Минск/Национальный центр правовой информации Республики Беларусь/2016.

2.     Кодекс Республики Беларусь «Об административных  правонарушениях»//Минск/ Амалфея/2016.

3.     Детский правовой сайт htth: // www.mir.pravo.by


 

Скачано с www.znanio.ru