Классный час "Русский каравай"
Оценка 4.6

Классный час "Русский каравай"

Оценка 4.6
doc
02.01.2021
Классный час "Русский каравай"
Классный час.doc

Классный час "Русский каравай"

Цель: показать детям, что во все времена, у всех народов – хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Задачи:

·    Составить правила бережного отношения к хлебу.

·    Воспитание нравственности.

·    Развитие речи и кругозора у учащихся.

Ход классного часа

1. Сообщение темы. Загадка.

Круглый, как солнышко
На горячем донышке.
В печке подрумянится,
Да там и останется.
Остынет на блюде,
Пожалуйста, к людям:
Ешьте на здоровье.

– Итак, сегодня мы говорим о хлебе. Тема классного часа: «Русский каравай».
– Как вы понимаете смысл пословицы «Хлеб- всему голова»?
– Как у вас дома относятся к хлебу?
– Какой хлеб вы любите?
– В русском языке есть слово «хлебосольство».
– Как же встречали дорогих гостей?

Выходят две девочки в русских костюмах с караваем на подносе. Обращаются к гостям.

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе! 
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Дорогие наши гости!
Примите наш хлеб!

2. В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом, как полная чаша – хлеб соль со стола не сходят!» В знак же благодарности за сердечное угощение, часто произносили такие слова: «Хлебом солью довольны – глаза не глядят».

Верили русские люди, что обласканный в доме гость не причинит зла.

Хлебом и солью встречали самых именитых гостей и молодых в день свадьбы, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу, по умению испечь хлеб, определяли домовитость хозяйки.

·       Хлеб – это символ щедрости и гостеприимства.

·    Хлеб – всему голова.

Наши девочки учатся быть хозяйками. Кира испекла хлеб вместе с бабушкой.

(Кира рассказывает, как испекла хлеб, показывает этот хлеб.)

3. Хлеб – символ щедрости и гостеприимства не только у русских.

-Кто из вас знает как называют хлеб у разных народов?

Армяне – лаваш

Грузины – шоти

Украинцы-паляница

Вывод учителя:

Каждый народ почитает хлеб.

Отношение человека к хлебу – важный показатель его культуры.

У каждого народа есть свой хлеб, свои традиции.

Все народы берегут хлеб, прославляют и уважают его.

– Что значит беречь хлеб?

– Как вы думаете?

Диана рассказала одноклассникам, как они с бабушкой готовят блюда из чёрствого хлеба.

Учитель: «Когда вы берёте в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нём заключён».                             

Физкультминутка.

Проводится русская народная игра «Каравай».

«Как на Мишины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины!
 (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»

После этого водящий выбирает из круга другого игрока:

«Я люблю, конечно, всех,
Только <имя> — больше всех!»

Задание: найди  отгадку.

1. «Корабль великан по земле идёт.
    Поле пройдёт – урожай соберёт». «Комбайн».

2. «Он в тенёчке не лежал, а хлеба растил и жал». «Хлебопашец».

3. «Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку». «Мельник».

4. «Он не грел на печке бок, каравай ребятам пёк». «Пекарь».

Загадки читают по карточкам подготовленные ученики.

Работа в парах. Составление рассыпанных пословиц:

1. Не в пору обед,
    Если хлеба нет.

2. Хлеб – всему голова.

3. Не шуба греет, а хлеб.

– Сотворение каравая начинается далеко от пекарни.

– Многие профессии нужны для этого.

– Слесарь проверяет и ремонтирует комбайны и тракторы.

– Агроном выбирает лучшие и сильные зёрна и принимает решение, когда и где их посадить.

– Тракторист пашет землю, сеет зёрна.

– Через некоторое время появляются всходы. Выходят комбайны. – Убрали. Надо отвезти в хранилище.

– Сушить да проветривать, чтобы сохранить урожай.

– А потом на мельницу. Оттуда на хлебозавод везут муку, чтобы из неё выпекли хлеб.

– Учитесь ценить труд других, не бросайте хлеб – это безнравственно. – Останавливайте тех, кто бросил хлеб.

– Если кусочек упал, подберите его и отдайте птицам.

4.  Стихотворение Сергея Михалкова «Булка».

 

БУЛКА

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

 

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

 

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

 

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

 

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

 

Читает подготовленный ученик.

После повторного чтения – обсуждение по вопросам:

– В чём были неправы ребята?

– Почему пекарь поцеловал булку хлеба?

– Какой главный смысл этого стихотворения?

Чёрствому хлебу можно продлить жизнь.

– Приготовить панировочные сухари.

– Посушить гренки для супа.

– Поджарить хлеб к чаю.

Чтобы не оставалось недоеденных кусков, надо брать за столом столько хлеба, сколько можешь съесть.

Помните, если каждый выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберётся 7 килограммов или 15 батонов.

5. «Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами составили?»

Дети читают хором:

1.     Береги хлеб, он дорого даётся.

2.     Не оставляй недоеденных кусков.

3.     Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.

4.     Продли хлебу жизнь.

5.     Никогда не бросай хлеб.

6.     Подними брошенный кусок, отдай птицам.

Эти правила вывешивались постепенно, в течение классного часа.

Напишите на жёлтых листах зёрнышках, что вы узнали о хлебе, как вы будете к хлебу относиться.

– Прикрепим зёрнышки в виде колосков.

– У нас получилась общая работа.

– Молодцы!

– Наш классный час подошёл к концу.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе! 
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Дорогие наши гости!
Примите наш хлеб!

БУЛКА

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

 

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

 

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

 

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

 

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.


Классный час "Русский каравай"

Классный час "Русский каравай"

Хлебом солью довольны – глаза не глядят»

Хлебом солью довольны – глаза не глядят»

Физкультминутка. Проводится русская народная игра «Каравай»

Физкультминутка. Проводится русская народная игра «Каравай»

Тракторист пашет землю, сеет зёрна

Тракторист пашет землю, сеет зёрна

Читает подготовленный ученик.

Читает подготовленный ученик.

Наш классный час подошёл к концу

Наш классный час подошёл к концу
Скачать файл