Сценарий классного часа по теме
«Слова чудеснейшие эти...»
Автор:
Брыкалова Наталья Ивановна,
учитель начальных классов МКОУ СОШ № 11
с. Константиновского
Тема |
«Слова чудеснейшие эти...» |
Цель Задачи |
заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими. - познакомить с понятием «вежливость», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов; - развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь обучающихся, расширять кругозор, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям, упражнять в употреблении вежливых слов. |
Планируемые результаты: |
|
Личностные |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку |
Метапредметные |
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально |
Предметные
|
уметь сопоставлять слово и его значение, обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и учить применять их в разговорной речи. |
Формируемые УУД:
|
Личностные: осознать роль вежливых слов в речи и жизни людей; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; на примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому отношению к людям. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Регулятивные: с помощью учителя определять тему и цель деятельности; высказывать свою версию в процессе работы; осуществлять личностную рефлексию. Познавательные:- развивать умения извлекать информацию из текстов, соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом; на основе анализа объектов делать выводы; |
Оборудование: |
Персональный компьютер, мультимедийное оборудование, ПО MimioStudio10, презентация, раздаточный материал (пропуск в страну знаний), листики (зелёные, красные, жёлтые) для самооценки |
Этапы классного часа. Цель. |
Деятельность учителя и деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||
I . Организационный этап Цель:Организовать деятельность обучающихся, психологический настрой.
II . Этап мотивации к познавательной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к занятию.
III. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
IV. Первичное усвоение новых знаний Цель: организовать анализ возникших ситуаций (осознаний того, в чём состоит недостаточность их знаний, умений).
V. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: обучающиеся выбирают способ выхода из затруднений (применение изученных понятий, способов действия).
VI. Первичная проверка понимания Цель: применение знаний, фиксирование их в обобщённом виде.
VII. Первичное закрепление. Цель:организовать усвоение детьми нового способа действий (фронтально)
VIII. Подведение итогов. Рефлексия содержания учебного материала и рефлексия деятельности. Цель:организация фиксации нового содержания, изученного на уроке, проведение самооценки учениками работы на уроке |
Слайд 1 Слайд 2 -
Ребята, руки поднимем вверх и все дружно скажем: Быть людьми хорошими – ты нас научи! - Сегодня мы с Вами проводим открытый час общения и у нас гости (приветствие гостей). - Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!
- Наш урок предлагаю начать с песенки. (Звучит песня на слова М.Танича «Вежливые слова» в исполнении Н. Литвинова, А. Лившица и А. Левенбука) Триггер слайд2 -Ребята, как Вы думаете, почему урок мы начали с этой песенки?(…) - А зачем нам нужны волшебные слова? (…) - Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Вежливые слова необходимы в повседневной жизни. Они помогают расположить к себе людей, ведь с вежливым и обходительным человеком приятно общаться. Так же вежливые слова могут поднять настроение близким и любимым людям. Нужно стараться чаще говорить вежливые слова - ведь это ключ к успеху! - Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о вежливости. - На уроке, мы с вами совершим увлекательное путешествие в один необычный волшебный город – «Город Волшебных слов». Слайд 3 -Этот город очень большой и красивый. Там живут добрые и внимательные, ласковые и вежливые люди. Ребята, а вы хотите попасть туда!? (…) - Попасть в загадочный город Волшебных слов не просто, нужно сначала получить пропуск.(анимация пропуск по щелчку) - Итак, каждый из вас должен подумать и назвать по одному волшебному слову. Тот, кто назовёт это слово, тот и получает пропуск в город Волшебных слов. (Вручаю пропуски каждому ученику). - Пропуски у нас есть, теперь мы отправляемся в путешествие. - Внимание – на пути к городу нас встречают ворота вежливости… Слайд 4 1 Ворота вежливости. - А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Слайд 5 Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость».Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. - А что же происходит в наши дни? Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней) - Слушай хорошенько, - кукле я сказала,- Полно наряжаться, это баловство. Ты уже большою девочкою стала. А ещё не знаешь ровно ничего. «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят, За подарки, помощь всех благодарят. Старикам в трамвае место уступают. Вежливые дети все так поступают. Будь и ты такою, - и тебя тотчас Попрошу зачислить в вежливый наш класс! - О каких правилах вежливого человека говорилось в сценке? (здравствуйте, благодарят, уступают место в трамвае) Чтение стихотворения учащимися
- А о чем мечтают и взрослые, и дети? 1 ученик: Настанет друзья, счастливое время, Настанут чудесные дни: Ребята приветливы будут со всеми, Грубить перестанут они. Не будет детей нехороших, Придут золотые года, И в комнату в грязных ботинках Не будут входить никогда. 2 ученик: Грубить не будут дети, Не будут грызть ногтей, И станут все на свете Любить таких детей. Подует ветер свежий, Фиалки расцветут, Исчезнут все невежи Навеки пропадут. 3 ученик: Пусть грубость исчезнет навеки Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых детей. Ребенок вертелся на стуле, Шумел и ко всем приставал, Ему прописали пилюли – Он принял – и вежливым стал. Слайд 6 Город Волшебных слов. - Много разных улиц в городе и первая улица, на которую мы попадаем - это Слайд 7 Улица Приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Ученик читает стихотворение «Здравствуйте». - Здравствуйте! – ты скажешь человеку. - Здравствуй! – улыбнется он в ответ, И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет. Слайд 8 Улица Благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Ученик читает стихотворение «Добрые слова». За что, мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Слайд 9 Улица Пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Ученик читает стихотворение «Доброго пути».
Слайд 10 Улица Извинения: простите; извините.
Ученик читает стихотворение «Простите». Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду. И взрослых перебивать, и что обещал – забывать. А если, я все же забуду, - Простите, я больше не буду. Слайд 11 Улица Просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Ученик читает стихотворение «Пожалуйста». Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Слайд 12 Улица Прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Слайд 13-22 Физминутка. Море Вежливости
Слайд 23 Тупик Вредных советов. - Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях? (Дети читают.) 1 совет Если ты пришел к знакомым – не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун. (Обсуждение совета учащимися.)
2 совет Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай: Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет. (Обсуждение совета учащимися.)
3 совет Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем И хватайся за живот. (Обсуждение совета по вопросам.)
4 совет Девчонок надо никогда нигде не замечать. И не давать проходу им нигде и никогда, Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла. (Обсуждение совета учащимися.)
- Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться. - Всех, кто путешествовал по улицам города Волшебных слов, просто так не выпускают, а просят выполнить задания на Слайд 24 Фонтане заданий. Задание 1 Игра «Вежливо – невежливо» Условия игры просты: Если – вы со мной согласны, И поступок хороший, Не сидите, не молчите Хлопайте в ладоши. Ну, а если плох поступок И не случался с вами, Вы тогда все вместе, дружно Потопайте ногами.
-Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Задание 2. «Доскажи словечко». 1.Растает даже ледяная глыба От слова тёплого... (спасибо) 2.Зазеленеет старый пень Когда услышит... (добрый день) 3.Ребёнок вежливый и развитый Говорит, встречаясь... (здравствуйте) 4.Когда ругают нас за шалости, Мы говорим... (прости, пожалуйста) . 5.И во Франции, и в Дании На прощанье скажут... (до свидания) .
Слайд 25 Задание 3 Кроссворд 1) Какое первое слово вы должны сказать, когда встретили друзей, учителей, пришли в школу? (здравствуйте) 2) Вы шли по школьному коридору и нечаянно толкнули кого-то. Что надо сказать? (простите) 3) Кто-то сделал вам доброе дело, его вы хотите отблагодарить, какое слово скажите? (благодарю) 4) Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. (пожалуйста). 5) Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы скажите? (извините) 6) А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны? (спасибо) 7) Его вы говорите при прощании со своим лучшим другом. (пока).
Слайд 26 Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад. Добреют взрослые и дети, Когда повсюду говорят. Слова коротенькие эти Повсюду слышаться с утра, Они века живут на свете, Запомнить их давно пора. Вот и подошло наше путешествие к концу… - Подводя итог всему путешествию, давайте мы с Вами продолжим предложения: Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... . Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... . Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... . Слайд 27 - Ребята, а теперь Вашему вниманию предлагается «Дерево успеха» – зелёный лист берут и прикрепляют те, кто ошибок не допускал и всё понял, жёлтый лист – 1 ошибка, есть затруднения, красный лист – 2-3 ошибки и практически ничего не понял.
|
умение организовывать учебное сотрудничество
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
определение темы и цели деятельности
осознать роль вежливых слов в речи и жизни людей
обогащение словарного запаса
соотнесение с имеющимися знаниями
умение делать выводы
слушать и понимать речь сверстников, оформлять мысли в устной форме
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку на примере
обогащение словарного запаса в совместной деятельности с учителем
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к людям на примере стихотворений, примеры положительного эмоционального настроя
умение выражать свои мысли, высказывать свою версию в процессе работы (обсуждение ситуации)
слушать и понимать речь
умение извлекать информацию из текста
умение сопоставлять слово и его значение со своими действиями
личностная рефлексия на воспроизведение пройденного материала
развитие внимания, умения сравнивать, анализировать, делать выводы
умение оформлять свои мысли
самооценка |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.