Классный час «Собака- друг человека».
Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, развивать любознательность, внимательность.
Ресурсы: выставка детских игрушек - собачек, рисунки детей, мини-сочинения детей о собаках, компьютер, медиапроектор, презентация Power Point.
Ход занятия
1. Из истории. «Что мы знаем о собаке».
Учитель. В день, наверно, раз по десять, Раз по триста каждый месяц Больше тысяч раз в году В переулке и в саду, На вокзале, во дворе На мосту, на пустыре На бульваре, на проспекте Вам встречались звери эти, Может даже Вы видали На ошейнике медали? А скажите, вам известно Их отвага, ум и честность? Вот об этом- то сейчас И пойдет у нас рассказ.
-О ком же будет наш разговор? (о собаках)
-Тема нашего классного часа «Собака- друг человека». Прочитайте слова, записанные на доске. Эти слова будут девизом нашего занятия. (Звучит песня «Человек собаке друг»)
-Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем. А в те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака- уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним. Собака быстро завоевала положение в обществе. Она помогала добывать пищу пещерным людям, вступала в битвы вместе с римскими воинами, охраняла замки сеньоров средневековья, принимала участие в пышных царских охотах, пасла стада, приспосабливалась к условиям жизни в городе.
Ученица 1.
Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку, К высотам прогресса направив шаги, - За нами сейчас же погнались вприпрыжку Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою с пути нам случается сбиться (Кругом темнота и не видно ни зги), Но нам не дадут насовсем заблудиться- Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чаще свирепые хищники воют- Тебе не страшны никакие враги. –Не бойся, мы рядом!- тебя успокоят Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою тоска тебя гложет (Бывает такая тоска- хоть беги!), Поверь, что никто тебе не поможет, Как мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса, маленечко каши… (Короче, влезать не придется в долги!) Матрасик в углу… И вот они- наши: Мордочка, хвост и четыре ноги.
-А сколько же у собаки профессий?! Собака и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и альпинист, и сапер, и космонавт.
-Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы любого размера, формата и окраса. Все породы собак делятся на три группы. (На доске таблица) А для чего здесь волк? Наверное, эта фотография попала сюда по ошибке? (Нет, собака произошла от волка.) Существует и другая классификация собак: охотничья, сторожевая, спасательная, рабочая, военная, овчарка, беговая, бойцовая, домашняя, проводник.
2. Рассказ детей о породах собак.
1 ученик. Русская псовая борзая - охотничья собака, выведенная в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц. Русская борзая обычно бывает уравновешенной, неагрессивной, мало лает; она послушна, льнет к своему хозяину, к другим злобна. Как и другие борзые, она любит пробежаться на воле. Большинство русских борзых плохо переносят жару.
Учитель. Человек приручил собаку не только за охотничьи качества, но и за сторожевые.
2 ученик. Доберман-пинчер- сторожевая собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и редким чутьем. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых условиях защищает своего хозяина.
Учитель. Определенные породы собак выведены специально для защиты домашних животных от хищников. Эти собаки известны под названием овчарок.
3 ученик. Восточно-европейская овчарка- собака умная, смышленая, обладает острым чутьем, легко дрессируется, но для этого у неё должен быть только один хозяин. Эта овчарка используется не только в животноводстве, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.
4 ученик. Шотландская овчарка- колли- пастушья собака. Колли можно доверить пасти овец и оленей. Колли- чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, привязанные к своим хозяевам и любящие их детей.
5 ученик. Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в монастыре Святого Бернеса в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Сенбернар- добродушная собака, любящая детей.
Учитель. (показываю картинки) А это- декоративные собаки: тойтерьер, шпиц, болонка, папильон. От этих собак тоже польза. Бесконечно преданные, они приносят радость одиноким людям.
Ученик.
Задирает Вовка нос. У него отличный пёс, Родословная в порядке- Не какой-нибудь барбос. Задирает Юрка нос, У него не хуже пёс. Чистокровная овчарка- На таких особый спрос. Мой щенок ещё не пёс: Не окреп и не подрос. –Он у вас какой породы?- Задает сосед вопрос. –На бульдога не похож. И на дога не похож. Он скорей всего дворняга И цена такому грош. Я в ответ махнул рукой. Дорогой- недорогой, Умный, добрый и отважный- Вот породы он какой.
Учитель. Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос. А вы знаете, как их зовут? (Белка и Стрелка)
3. О науке кинологии
Учитель. Существует наука, которая занимается изучением собак. А как ее называют, вы узнаете из стихотворения «Будущая профессия»
Ученик.
Минералы ищет геолог,
Языки изучает филолог, Раскопки ведет археолог. Это понятно, но Кто же такой кинолог- Тот, кто смотрит кино? Я кинологом стать хочу- Кино-логия мне по плечу! Но папа сказал: -А ну-ка, Откроем словарь… Итак: «Кинология- это наука, Изучающая собак». Решено- буду кинологом- От собак не оттащите волоком! Нравятся очень бульдоги мне И другие четвероногие!.. …Вы кто: Археолог? Филолог? Геолог?- Спросят меня и услышат в ответ: -Я по профессии просто кинолог… Другими словами, собаковед!
4. Чтение рассказа Людмилы Алешиной «За что?..»
Учитель. Французский писатель однажды сказал –«Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы думаете, к кому они относятся?
Верно, они сказаны по отношению к людям, которые приручают живых существ. А как вы думаете, что значит «приручить»?
В Словаре русского языка С.И.Ожегова говориться о том, что «приручить»- значит сделать ручным, послушным. Всегда ли люди понимают ответственность за прирученных животных?
Послушайте внимательно рассказ Людмилы Алешиной «За что?..»
Семье Петровых дали новую квартиру. В доме все зашумело, заволновалось,
задвигалось. Было беспорядочно, суматошно и радостно. Старые вещи увозили
в комиссионный магазин, книги и посуду складывали в большие картонные коробки.
Хозяйка приносила домой пакеты, и глаза ее сияли от восторга.
Особенно суетился рыжий мохнатый пес Топс. Он не знал, что такое новая
квартира, но своим преданным собачьим серд¬цем понимал, что хозяева счастливы,
и ликовал. Когда приходил хозяин, Топе весело прыгал, тащил ему домашние туфли
и ждал, когда хозяин после обеда ляжет на диван с газетой, а Топс, как обычно,
устроится у его ног и будет иногда дотрагиваться лапой до газеты, чтобы
заглянуть в глаза хозяину. Правда, теперь хозя¬ин почти не лежал после обеда.
Хозяйка своим резким и громким голосом все время ему приказывала. И он что-то
двигал, заворачивал, перевязывал.
Топс стал замечать, что с хозяином творится что-то неладное. Он отводит глаза
от Топса! Почему? Хозяин чувствует себя вино¬ватым перед ним? В чем может быть
виноват этот мягкий, ласко¬вый человек?
Топс не подозревал, что хозяйка решила не брать его в но¬вую квартиру. Поэтому
хозяин хочет продать собаку. Но Топс не был, как говорится, чистых
кровей, и его никто не покупал. Свезти в деревню, откуда Петров привез его
щенком, он не мог. Времени не было. И он согласился с женой — оставить собаку в
старом дворе... возьмет же кто-нибудь! Топс не знал, что любящий его человек
готов совершить вероломство, и по-прежнему заглядывал ему в глаза и безмолвно
спрашивал, что произошло.
В день выезда, когда вещи были погружены, Топе стоял у ворот и ждал, что его
хозяева сядут в машину, окликнут его, как это было всегда, когда они уезжали на
дачу, и он поедет с ними. Но хозяева сели, машина тронулась, а Топс остался у
ворот, его не позвали. Он побежал за машиной, подал голос, хозяева даже не
оглянулись. Топс повернул к дому, вошел в пустую квартиру и стал ждать. Немного
спустя снова выбежал на улицу... и опять вернулся в квартиру. Он обошел все
уголки. Никого. Пусто и тихо.
Уже несколько дней подряд люди выезжали из старого дома, предназначенного на
слом.
Топс остался один. Уныло бродил по двору, подбирая объед¬ки случайно найденной
пищи. В его собачьем сердце жила бесконечная тоска по близкому человеку и
теплому уюту жилища. Когда засыпал, он видел во сне прежнюю жизнь, ласковые
глаза хозяина, слышал его голос. Он звал его: «Топс!» Топс просыпался, искал в
коридоре, кухне... и снова ждал и надеялся. А над его головой что-то гремело и
грохотало. (Начали ломать старый дом.) Пес побрел в пустую квартиру, лег на то
место, где стоял старый диван хозяина, лизнул пол, где стояли его домашние
туфли. Он даже протянул лапу, как прежде, чтобы тронуть газету и заглянуть в
глаза хозяину. Но его лапа прикоснулась к пустоте. Топс глубоко вздохнул и
закрыл глаза.
Вдруг над его головой раздался страшный треск. Что-то упало на него, ударило
лапу. Топс попытался встать. Идти было трудно, лапа не слушалась. Опять что-то
грохнуло и придавило его. Боль охватила все тело, двинуться он не мог.
Истекая, кровью, Топс потянул носом и сквозь запах пыли и грязи услышал любимый
запах ласковой руки, хозяина. Тут что-то огромное свалилось на голову Топса, и
его воспоминания и страдания кончились...
А в новом доме, среди полированной мебели и хрустальных ваз и бокалов,
веселились люди, праздновали новоселье, поздравляли гостеприимных хозяев,
восхищались их дружбой и преданностью.
- Ребята, какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? Дети отвечают.
- Давайте немного поразмышляем над услышанным.
•
Опишите своими словами, какой был Топс?
•
Почему автор рассказа называет сердце Топса «преданным»? Можно ли сказать, что
Петровы приручили Топса?
• Как
вы думаете, почему хозяева не взяли Топса н новую квартиру?
•
Понимал ли хозяин свою ответственность за судьбу Топса? Почему вы так думаете?
•
Какие слова из текса показывают, что хозяину было стыдно перед Топсом?
•
Можем ли мы осудить поступок хозяина? Почему?
•
Какими словами можно охарактеризовать поступок хо¬зяев?
• Как
вы считаете, вспоминал ли потом Топса хозяин? Почему?
• Что
бы вы сделали на месте хозяина?
•
Какое чувство у вас вызвал конец рассказа: «А в новом доме, среди полированной
мебели и хрустальных ваз и бокалов, веселились люди, праздновали новоселье,
поздравляли гостеприимных хозяев, восхищались их дружбой и преданностью»?
•
Почему рассказ называется «За что?..»?
•
Встречали ли вы во дворах брошенных собак?
•
Какие чувства они у вас вызывают?
Ребята, когда я читала рассказ, то чувствовала, что вы очень переживаете за Топса. Мне кажется, что вы бы никогда не поступили так бездушно и безответственно, как это сделали Петровы. Я знаю, что у многих из вас дома есть животные, которых вы приручили. На своих рисунках вы изобразили их с большой любовью. Скажите несколько добрых слов о своих питомцах. (рассказ детей о своей собаке)
Всякое случается в нашей жизни: можно о чем-то забыть, что-то сделать не так. Но всегда надо стараться исправить свою ошибку, быть ответственными за свой поступок.
5. Игра «Угадай-ка».
- Ребята, вы должны отгадать, о какой породе собак идет речь?
Рядом с ней шагают стружки. Да, охапка черных стружек, Только это лишь снаружи. Стружки- хвост, Макушка- стружки… А попробуй тронь старушку: Вот тогда узнают люди, Что внутри- собака… (пудель)
Спокойны вы в своем обличии, С детьми добры до неприличия, К тому ж крупны и обаятельны. Походка ваша привлекательна Своей медлительной вальяжностью, Но вы не оттолкнете важностью! Есть добродушия в вас дар, Ваш покровитель… (сенбернар)
Вы добродушны, но отважны. Любой подумать должен дважды,
Чтоб биться с вами наравне, Ведь силы надобно вдвойне! Игривы, говорят, до старости, Но не расположены вы к шалости. Крут темперамент, зуб остер, Готовы к битве, как… (боксер)
А ваш характер виден сразу, И внешний вид приятен глазу! Простор вам нужен: сад и дом, Чтоб обойти их все кругом. Людьми и обществом любимы, В своих трудах неутомимы. Что ж, карты нам скрывать доколе? Ведь здесь любой узнает… (колли)
- А каждую из этих трех собак, вы могли видеть в фильмах. Каких? (лайка, сенбернар, дог) (Балто, Бетховен, 101 далматинец)
-А вы знаете, что некоторым собакам установлены памятники.
На Аляске - вожаку упряжки Балту, доставившему во время эпидемии лекарство в занесённом снегом поселке установлен памятник.
В Ленинграде, где жил и работал великий русский ученый академик И.П.Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке.
В Берлине- собаке-проводнику слепых
В Италии- Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.
6. Итог занятия.
Собака- друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как надоевшую игрушку. Но ведь мы с вами, после сегодняшнего классного часа, будем помнить о том, что мы в ответе за тех, кого приручили!
Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку, К высотам прогресса направив шаги, - За нами сейчас же погнались вприпрыжку Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою с пути нам случается сбиться (Кругом темнота и не видно ни зги), Но нам не дадут насовсем заблудиться- Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чаще свирепые хищники воют- Тебе не страшны никакие враги. –Не бойся, мы рядом!- тебя успокоят Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою тоска тебя гложет (Бывает такая тоска- хоть беги!), Поверь, что никто тебе не поможет, Как мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса, маленечко каши… (Короче, влезать не придется в долги!) Матрасик в углу… И вот они- наши: Мордочка, хвост и четыре ноги.
1 ученик. Русская псовая борзая - охотничья собака, выведенная в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц. Русская борзая обычно бывает уравновешенной, неагрессивной, мало лает; она послушна, льнет к своему хозяину, к другим злобна. Как и другие борзые, она любит пробежаться на воле. Большинство русских борзых плохо переносят жару.
2 ученик. Доберман-пинчер- сторожевая собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и редким чутьем. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых условиях защищает своего хозяина.
3 ученик. Восточно-европейская овчарка- собака умная, смышленая, обладает острым чутьем, легко дрессируется, но для этого у неё должен быть только один хозяин. Эта овчарка используется не только в животноводстве, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.
4 ученик. Шотландская овчарка- колли- пастушья собака. Колли можно доверить пасти овец и оленей. Колли- чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, привязанные к своим хозяевам и любящие их детей.
5 ученик. Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в монастыре Святого Бернеса в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Сенбернар- добродушная собака, любящая детей.
Задирает Вовка нос. У него отличный пёс, Родословная в порядке- Не какой-нибудь барбос. Задирает Юрка нос, У него не хуже пёс. Чистокровная овчарка- На таких особый спрос. Мой щенок ещё не пёс: Не окреп и не подрос. –Он у вас какой породы?- Задает сосед вопрос. –На бульдога не похож. И на дога не похож. Он скорей всего дворняга И цена такому грош. Я в ответ махнул рукой. Дорогой- недорогой, Умный, добрый и отважный- Вот породы он какой.
Минералы ищет геолог,
Языки изучает филолог, Раскопки ведет археолог. Это понятно, но Кто же такой кинолог- Тот, кто смотрит кино? Я кинологом стать хочу- Кино-логия мне по плечу! Но папа сказал: -А ну-ка, Откроем словарь… Итак: «Кинология- это наука, Изучающая собак». Решено- буду кинологом- От собак не оттащите волоком! Нравятся очень бульдоги мне И другие четвероногие!.. …Вы кто: Археолог? Филолог? Геолог?- Спросят меня и услышат в ответ: -Я по профессии просто кинолог… Другими словами, собаковед!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.