Классный час "Совесть - нравственное мерило человека"
Оценка 4.9

Классный час "Совесть - нравственное мерило человека"

Оценка 4.9
docx
08.03.2023
Классный час "Совесть - нравственное мерило человека"
Методическая разработка по теме «Совесть – нравственное мерило человека» посвящена формированию нравственных ценностей, которые усваиваются через определение основ понятий «совесть» и «нравственность». Тема, выбранная для беседы с подростками, стоящими на пороге взрослой жизни, актуальна. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентиры, позволяющие человеку прожить с достоинством и получить настоящую радость.
Совесть - нравственное мерило человека.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Краснолучская школа № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Совесть – нравственное мерило человека»

 

 

 

 

 

 

 

Карпова Татьяна Владимировна

учитель математики и информатики,

классный руководитель 7 класса

ГОУ ЛНР «КШ № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

Красный Луч

2022

Содержание

 

Содержание. 2

Аннотация. 3

Методическая разработка классного часа. 4

Выводы.. 10

Приложения. 11


Аннотация

 

Методическая разработка предназначена классным руководителям для проведения классных часов. В методической разработке представлена методика проведения классного часа по духовно-нравственному воспитанию. Цель её написания – превращение базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры, включение обучающихся в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Методическая разработка по теме «Совесть – нравственное мерило человека» посвящена формированию нравственных ценностей, которые усваиваются через определение основ понятий «совесть» и «нравственность». Тема, выбранная для беседы с подростками, стоящими на пороге взрослой жизни, актуальна. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентиры, позволяющие человеку прожить с достоинством и получить настоящую радость.

Выбранная тема методической разработки ориентирована на одно из основных направлений работы по модулю «Классное руководство» Примерной программы воспитания.

 


Методическая разработка классного часа


Тема: Совесть – нравственное мерило человека.

Цели:

Обучающая: на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении; формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с видеофрагментом рассказа Сергея Буракова «Чужой ребенок. Удивительная история», значением слова и понятия «совесть»; показать обучающимся необходимость критического осмысления и анализа собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.

Развивающая: создать условия для развития таких личностных качеств обучающихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы; умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор.

Воспитывающая: воспитывать у обучающихся положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.

Средства достижения поставленных целей:

§  Изучение понятия «совесть», трактованных в различных источниках.

§  Изучение высказываний о совести великих и знаменитых людей, живших в различные эпохи.

§  Изучение понятий «совесть» и «нравственность при проведении беседы «Кому, за что и как бывает стыдно?»

§  Изучение пословиц великого русского писателя Владимира Ивановича Даля и других поговорок о совести.

§  Разгадывание кроссворда, состоящего из слов, непосредственно связанных с понятием совести.

§  Выполнение задания на сопоставление частей пословиц на итоговом этапе занятия для закрепления осмысления понятия совести.

Исходя из поставленных целей, были поставлены следующие задачи.

1.      Раскрыть значение слова «совесть», подвести к нужным и правильным выводам.

2.      Помочь детям осознать важность гармонии со своей совестью, важность ответственного отношения к своим поступкам.

3.      Рассмотреть и проанализировать внутреннюю работу совести в различных обстоятельствах.

Ожидаемые результаты:

1.      Ценностное отношение к своей совести.

2.      Умение исправлять свои ошибки: прощать, просить прощение, возмещать ущерб, нанесенный другому человеку.

3.      Умение давать объективную оценку своему внутреннему состоянию.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, набор карточек для рефлексии.

Ход классного часа

Учитель. Добрый день, ребята! Вашему вниманию предлагаю одно очень интересное стихотворение.

Ученик 1. (Слайд 1)

Совесть


Продайте совесть Вашу мне,

Возьмите деньги и спешите…

Уйти бессовестно во тьме,

Туда, где снова согрешите.

Где подлость Ваша глубока,

Где слово Ваше бесполезно.

Ищите люди дурака.

Польстит который Вам любезно…

Горды собою и отныне…

Есть ваш удел, лишь, в том друзья,

Что вы, наверное, забыли,

По совести как жить и без вранья!


 


Учитель. Как вы думаете, ребята, какая тема нашего классного часа? (Ответы обучающихся). (Слайд 2).

Правильно, совесть! Только сегодня тема будет звучать «Совесть – нравственное мерило человека». Надеюсь, все понимают значение этих слов!?! (Ответы обучающихся).

Учитель. (Слайд 3). Что же такое совесть? (Ответы обучающихся).

Учитель. (Слайд 4). Вот среди ваших ответов прозвучал и такой, что совесть – это чувство, при котором человеку трудно принять какое-то решение, что он сомневается, что ему делать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А давайте послушаем, что на этот счет говорят словари…

Ученик 2. (Слайд 5). Совесть – это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. (Обсуждение).

Ученик 3. (Слайд 6). Совесть – это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать своё поведение. (Обсуждение).

Учитель. Теперь, ребята, я думаю, каждый из вас более полно сможет раскрыть для себя понятие совести. Давайте ещё послушаем, что о совести говорит Библия.

Ученик 4. (Слайд 7). Совесть – это самый точнейший прибор нашего существования. Совесть – это голос Истины, изнутри идущий. (Обсуждение).

Учитель. Теперь, ребята, предлагаю вам послушать, как о совести высказываются знаменитые люди. Так, например, великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин, живший на рубеже 18 – 19 веков, считал…

Ученик 5. (Слайд 8 высказывание 1). Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. (Обсуждение).

Учитель. Римский политический деятель Марк Туллий Цицерон, живший ещё до нашей эры, говорил…

Ученик 6. (Слайд 8 высказывание 2).Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. (Обсуждение).

Учитель. Древнегреческий философ Аристотель, также живший до нашей эры, считал, что…

Ученик 7. (Слайд 8 высказывание 3). Совесть – это правильный суд доброго человека. (Обсуждение).

Учитель. Французский писатель, одна из главных фигур французского романтизма, политический и общественный деятель Виктор Гюго, живший в 19 веке, говорил о совести следующее…

Ученик 8. (Слайд 8 высказывание 4). Что такое совесть? Это компас среди неведомого. (Обсуждение).

Учитель. Французский писатель: романист, драматург, литературный и художественный критик, эссеист, журналист и издатель; один из основоположников реализма в европейской литературе Оноре де Бальзак, живший, как и Пушкин, на рубеже 18 – 19 веков, высказывал такое мнение о совести…

Ученик 9. (Слайд 8 высказывание 5). Приятно следовать внушениям совести. (Обсуждение).

Учитель. Итак, ребята, теперь, когда мы с вами разобрались с понятием смысла совести, давайте вспомним первые строки стихотворения, звучавшего в начале урока (переход по гиперссылке на слайд 1). Что вы думаете о совместимости «больших» денег и совести? (Обсуждение).

Учитель. Хорошо, ребята, мне очень нравится ход ваших мыслей!!!

Предлагаю вам прослушать ещё несколько высказываний, норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы»; поэт и публицист Генрик Ибсен, живший на рубеже 19 – 20 века, сказал замечательные слова…

Ученик 10. (Слайд 9).Чистая совесть – самая лучшая подушка... (Обсуждение).

Учитель. Американский политический деятель, дипломат, изобретатель, учёный, философ, писатель Бенджамин Франклин высказал мнение о совести, подобное мнению Ибсена.

Ученик 11. (Слайд 10).Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. (Обсуждение).

Учитель. Римский император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти хороших императоров великой Римской империи Марк Авре́лий Антони́н, живший во 2 веке, говорил вот такие мудрые слова…

Ученик 12. (Слайд 11). Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, Что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное – и ты выполнишь всю задачу своей жизни. (Обсуждение).

Учитель. И напоследок высказывание о совести, и её определение уже известного вам Цицерона.

Ученик 13. (Слайд 12).Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины. (Обсуждение).

Учитель. Теперь, ребята, мне бы хотелось у вас спросить: «За что человеку может быть стыдно? За что его может мучать совесть?» (Обучающиеся высказывают свои рассуждения).

Учитель. (Слайд 13). Вы знаете, когда я вижу подобную картину в общественном транспорте, меня мучает совесть за то, что её нет у других людей. (Обсуждение).

Учитель. (Слайд 14). Когда моему взору предстаёт такая картина, меня тоже мучает совесть. (Обсуждение).

Учитель. (Слайд 15). Насилие и издевательства над животными вызывают муки совести за тех, кто это делает. Неужели мы можем спокойно наблюдать за этим? Неужели мы не можем ни на что повлиять. (Обсуждение).

Учитель. Как вы думаете, ребята, все ли могут испытывать чувство стыда и угрызения совести. (Обсуждение). Как они выглядят при этом? (Обсуждение с просмотром слайдов 16 и 17).

Учитель. А как вы думаете, способны ли на эти чувства дети? (Обсуждение с просмотром слайда 18).

Учитель. А что вы можете ответить на вопрос: «Способны ли ещё кто-то на чувство угрызения совести и стыда?» (Обсуждение, просмотр слайда 19). Да, ребята, даже животные испытывают эти чувства. Жаль, что не все люди воспитаны так, чтобы чувство совести было им не чуждым. (Слайд 20).

Учитель. (Слайд 21). Хочу вашему вниманию представить видеоролик с рассказом. Пожалуйста, посмотрите внимательно. (Переход по гиперссылке к просмотру. Возврат к презентации).

Учитель. Давайте обсудим, как вы поняли этот рассказ.

1.    О чём этот рассказ? (Ответы обучающихся).

2.    Как вы понимаете высказывание автора о том, что родные дети становятся чужими? (Ответы обучающихся).

3.    Что делали родители с девочкой? (Ответы обучающихся).

4.    Какой образ жизни вели мать Кати и дядька? (Ответы обучающихся).

5.    Что можно сказать о их нравственности? (Ответы обучающихся).

6.    Что потом произошло с Катей? (Ответы обучающихся).

7.    Как вы думаете, что можно сказать о характере и нравственности Кати? (Ответы обучающихся).

8.    Как этот видеофрагмент связан с темой нашего сегодняшнего классного часа? (Ответы обучающихся).

9.    Какой вывод вы можете сделать из всего того, что сегодня услышали, и из того, что мы сегодня обсудили? (Ответы обучающихся).

Учитель. А я хотела бы вам сказать, как ещё один вывод, вот какие слова: (слайд 22) «Всегда найдется человек, который поступит с тобой также, как ты когда-то поступил с другим. Помни об этом».

Хорошо, ребята, а теперь скажите, знаете ли вы какие-нибудь пословицы или поговорки о совести. (Ответы обучающихся).

Замечательно, а теперь давайте послушаем пословицы великого русского писателя Владимира Ивановича Даля о совести и другие поговорки. (Обучающиеся по очереди читают пословицы и поговорки со слайдов 23 и 24). Прекрасно!

Итоги классного часа.

Учитель. Чтобы подвести итог сегодняшнего классного часа, предлагаю вам выполнить вместе несколько интересных заданий.

Задание 1.Кроссворд.

На открывающейся части доски подготовлен эскиз кроссворда.

Учитель. Разгадываем слова по горизонтали.

1.    Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок. (Ответы обучающихся).

2.    Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели? (Ответы обучающихся).

3.    Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида. (Ответы обучающихся).

4.    Недоброе чувство, мысль или дело. (Ответы обучающихся).

5.    Состояние полной, высшей радости. (Ответы обучающихся).

6.    Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть». (Ответы обучающихся).

7.    Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек. (Ответы обучающихся).

Учитель. А теперь давайте проверим, правильно ли мы отгадали вопросы кроссворда. (Слайд 25). Замечательно, у нас получилось! Давайте вместе прочтем ключевое слово кроссворда, записанное красными буквами. (Читаем).

Задание 2. (Слайд 26). Соедини части так, чтобы получилась пословица.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Совесть без зубов грызет.

От человека утаишь, а от совести нет.

Нечистая совесть спать не даёт.

Учитель. Теперь давайте проверим и ещё раз повторим пословицы о совести. (Слайд 27).

Рефлексия.

Проводится с помощью набора смайликов. (Приложение 1). Пожалуйста, покажите каждый тот смайлик, который покажет мне насколько вас всё понятно, насколько успешно я провела сегодняшний классный час, насколько вам понравилась его тема, насколько важные выводы вы сделали для себя. (Обучающиеся выбирают и показывают смайлики).

Вы прекрасно справились с заданиями, мы все вместе очень хорошо поработали, надеюсь, наш с вами урок тронул вас за самое сердце и вы никогда в своей жизни не станете забывать о совести и делать что-то ей вопреки!!! (Слайд 28). Благодарю вас за внимание! До свидания!


Выводы

 

Совесть – это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Совесть заставляет следить за своими мыслями и поступками. Она вырабатывается ещё в детстве благодаря родительскому воспитанию, а также ближайшему окружению.

Воспитательный час о функции совести в душе человека, поможет детям понимать свое душевное состояние. Часто в жизни подростков возникают ситуации, когда они испытывают внутреннюю дисгармонию, причиной которой является обличения совести в неблаговидных поступках. Пытаясь устанавливать для себя свои нормы поведения, бунтуя против общепринятых моральных устоев, подростки находятся в конфликте не только со взрослыми и окружающими их людьми, но и с самими собой. Размышление на тему совести, будет способствовать пониманию своего внутреннего состояния и ответственному отношению к своим поступкам, умению признавать свои ошибки и исправлять их.

Совесть – это заложенный внутри человека нравственный закон жизни, добра, любви и справедливости. Человек может знать через внутренний голос совести о качестве своего поступка. Понятие «угрызения совести», я думаю, знакомо всем нам.

Надеюсь, что данная методическая разработка способна донести до обучающихся моего класса весь явный и тайный смысл понятий совести и нравственности, а другим классным руководителям станет верным помощником в достижении тех же целей.

 


Приложения

Приложение 1 «Набор

карточек для рефлексии»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное общеобразовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

Содержание Содержание . 2

Содержание Содержание . 2

Аннотация Методическая разработка предназначена классным руководителям для проведения классных часов

Аннотация Методическая разработка предназначена классным руководителям для проведения классных часов

Методическая разработка классного часа

Методическая разработка классного часа

Умение исправлять свои ошибки: прощать, просить прощение, возмещать ущерб, нанесенный другому человеку

Умение исправлять свои ошибки: прощать, просить прощение, возмещать ущерб, нанесенный другому человеку

Ученик 4. (Слайд 7). Совесть – это самый точнейший прибор нашего существования

Ученик 4. (Слайд 7). Совесть – это самый точнейший прибор нашего существования

Учитель. Американский политический деятель, дипломат, изобретатель, учёный, философ, писатель

Учитель. Американский политический деятель, дипломат, изобретатель, учёный, философ, писатель

Жаль, что не все люди воспитаны так, чтобы чувство совести было им не чуждым

Жаль, что не все люди воспитаны так, чтобы чувство совести было им не чуждым

Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок

Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок

Выводы Совесть – это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека

Выводы Совесть – это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека

Приложения Приложение 1 «Набор карточек для рефлексии»

Приложения Приложение 1 «Набор карточек для рефлексии»

Классный час "Совесть - нравственное мерило человека"

Классный час "Совесть - нравственное мерило человека"

Классный час "Совесть - нравственное мерило человека"

Классный час "Совесть - нравственное мерило человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023