«Справедливость к себе и одноклассникам»
(Классный час)
Автор: Саранцева Ирина Ивановна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, учитель начальных классов КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Цель:
- знакомство с понятием «справедливость».
Задачи:
- научить учащихся разбираться в понятии «справедливость»;
- способствовать формированию этого качества в ребёнке.
Оборудование: ручки, бумага, карточки.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
- Что такое несправедливость и справедливость?
(Дети отвечают).
- Из словаря С.И.Ожегова: справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине. Приведите примеры справедливости и несправедливости.
(Дети приводят примеры из своей жизни)
Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых – законами, деловым этикетом. Соответственно, различают моральную и правовую справедливость.
Быть справедливым к одноклассникам в моральном отношении – значит проявлять свои достоинства, не мешая окружающим проявлять их достоинства.
Приведу примеры моральной справедливости к одноклассникам, другим людям и к себе. На добрые слова следует отвечать словесной благодарностью, на добрые дела – услугой. За серьёзную помощь (доброту) - платить добротой.
Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
Работа со стихотворением.
Учитель. Прослушайте стихотворение и обсудите, как вы поняли смысл этих строк.
Мама учит не прятать у сердца обид,
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал – это слово навеки, гранит,
Если в гору идёшь, поднимайся, других не толкая.
С. Островой
(Дети в группах обсуждают стихотворение. Учитель выслушивает мнение каждого из групп)
Беседа.
Учитель. Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, к себе? Быть справедливым – значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.
Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учёбы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе не выполнять свои учебные обязанности.
Осмысление отношений в классе.
Учитель. Давайте попробуем ответить на вопросы.
1. Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене и вне школы?
2. Как вы действуете в этих ситуациях?
3. Мешают ли вам на уроке другие ученики?
4. Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?
5. Чему можно поучиться у вас?
6. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?
(Дети отвечают)
Игра «Добрый гном».
Каждый учащийся пишет на листочке своё имя и складывает листочек.
Учитель перемешивает листочки и раздаёт их учащимся. Для того, кто вам достался, вы добрый гном. В течение недели вы должны сделать для этого человека, что – нибудь приятное. На добрые дела вы не должны потратить деньги. Каждый ребёнок должен получить приятный сюрприз.
Игры – ситуации.
У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации.
Помните, что надо поступить по справедливости.
Игры – ситуации.
1. Твой друг сделал плохое, а тебе за него попало.
2. Твой друг предлагает поступить плохо.
3. Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерётся).
4. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
5. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Подведение итогов.
Учитель.
- Что нового для себя вы почерпнули из этого занятия?
(Дети высказывают свои мнения)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.