Классный час «Сражаюсь, верую, люблю!»,
посвященный 75-летию Великой Победы и творчеству писателя
Эдуарда Асадова, в 8 классе
Цель мероприятия: формирование духовно-нравственных ценностей: сострадания, доброты, любви, патриотизма.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством поэта, ветерана Великой Отечественной войны Эдуарда Асадова; обогатить знания детей о военном прошлом, вызвать интерес к событиям Великой Отечественной войны.
2. Развивающие: развитие навыков выразительного чтения и умения логически излагать мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
3. Воспитательные: воспитание уважения к традиционным нравственным ценностям, формирование высоконравственной гражданской позиции, осознания необходимости жить нравственно; вызвать чувство благодарности перед ветеранами-писателями.
Оформление: портрет Э.А.Асадова, запись на доске “Сражаюсь, верую, люблю!”, презентация о жизни и творчестве поэта.
Орг.момент.
Учитель. Доброе утро, ребята! Темой нашего разговора сегодня будет тема всегда актуальная, важная – это тема патриотизма. Как пробудить в людях чувство любви к родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном.
Как жаль мне,
что гордые наши слова
"Держава", "Родина" и "Отчизна"
Порою затерты, звенят едва
В простом словаре повседневной жизни.
Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путем солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо, и даже свято.
Пусть редко стихи о тебе пишу
И не треплю о тебе в газете –
Я каждым дыханьем тебе служу
И каждой строкою тебе служу
Иначе зачем бы и жил на свете!
Так пишет о Родине, о служении ей замечательный человек Эдуард Аркадьевич Асадов. И в преддверии 75 годовщины Великой Победы я бы хотела познакомить вас, ребята, жизнью и творчеством моего любимого поэта, девизом жизни которого были слова «Сражаюсь, верую, люблю!»
Кто он? Как сложилась его судьба? Какими дорогами пришел он в поэзию? Какой подвиг совершил Эдуард Асадов? Ответы на эти вопросы дает сама жизнь, жизнь, ставшая легендой.
Ученик 1.
Эдуард Аркадьевич родился 7 сентября 1923 года в городе Мары (Туркмения), в армянской семье. Родители будущего поэта, Лидия Ивановна и Аркадий Григорьевич, были школьными учителями.
После смерти Аркадия Григорьевича, Лидия Ивановна переехала с сыном в Свердловск (ныне Екатеринбург) к своему отцу, Ивану Калустовичу Курдову. Мать стала работать учительницей, а сын пошел в первый класс. Глубина и неординарность мышления дедушки оказали огромное влияние на формирование духовного мира внука.
Иван Калустович прививал Эдуарду веру в совесть, в доброту и горячую любовь к людям. В семье Асадовых высоко ценились неравнодушие к чужому горю, отзывчивость.
Не оставлять в беде, протянуть руку помощи в трудный час - этому учила мама .
Учитель. Давайте послушаем стихотворение «Падает снег».
Ученик 2.
Падает снег, падает снег —
Тысячи белых ежат…
А по дороге идёт человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека — обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то ещё другой.
Случись катастрофа, пожар, беда —
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска —
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идёт человек,
И снег ему кажется чёрным…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
Ученик 3. Детство поэта связано с Уралом. Уходя в турпоходы или навещая родных, мальчик побывал в разных уголках этого края. Он навсегда полюбил строгую и даже немного суровую красоту уральской природы и под стать ей трудолюбивых и простодушных жителей. Все эти светлые и яркие впечатления найдут впоследствии отражение в произведениях Асадова.
Стихотворение «Свидание с детством»
Не то я задумчивей
стал с годами,
Не то где-то в сердце живет печаль,
Но только все чаще и чаще ночами
Мне видится в дымке лесная даль.
Вижу я озеро с сонной ряской,
Белоголовых кувшинок дым...
Край мой застенчивый, край уральский,
Край, что не схож ни с каким иным.
Словно из яшмы, глаза морошки
Глядят, озорно заслонясь листком.
Красива морошка, словно Матрешка
Зеленым схвачена пояском.
И в остром волнении, как в тумане,
Иду я мысленно прямиком,
Сквозь пегий кустарник и бурелом
К одной неприметной лесной поляне.
Иду, будто в давнее забытье,
Растроганно, тихо и чуть несмело,
Туда, где сидит на пеньке замшелом
Детство веснушчатое мое...
Учитель. Согласитесь со мной, ребята, так может писать человек, который горячо любит свою родину.
10 класс Эдуард заканчивал в Москве, куда перевели на работу его маму.
И знаете, ребята, когда я готовилась к нашему занятию, я поняла, что судьба Асадова очень похожа на жизнь человека, который жил и творил в нашей школе – писатель, учитель, ветеран Великой Отечественной войны Ф.К.Андрианов, который тоже родился в сентябре 1923 года на две неделе позднее, 23 числа. И выпускной у этих тогда еще мальчишек пришелся на 21-22 июня 1941 года…
Ученик 4.
И вдруг, как
бомба, слово разорвалось,
Короткое и страшное: "Война"
А солнце также весело сияло,
Но тень тревог упала на людей,
С бульвара няньки повели детей,
Старушка у ворот запричитала.
Потом мужчины с узелками шли,
Все стали вдруг подтянуты и строги
Не мирные – военные дороги
На запад от столицы пролегли.
Вчера был горизонт широким, чистым,
Но враг пришел, топча поля, сады,
Кто следом шел в отряды добровольцев,
Кто понял всю нависшую беду?
Бойцы идут – их имя: комсомольцы.
- Сергей, ты с нами? Ты идешь?
- Иду.
Все изменила грозная минута,
Все потекло по-новому теперь:
Так и не тронув двери института,
Сергей толкнул райкомовскую дверь.
Учитель. И Федор Андрианов, и Эдуард Асадов со школьной семьи ушли на фронт. Федор Константинович был разведчиком. Асадов стал наводчиком артиллерийского орудия. В 1943 году стал офицером, уже командовал батареей. И на войне продолжает писать стихи, вспоминая дом, маму, любимую девушку «Письмо с фронта » - одно из них.
Ученик 5.
Мама! Тебе эти
строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную.
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки; московские споры -
Все – сказка, все – в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов;
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
Учитель.
Эдуарду Асадову шел 21 –й год, когда он совершил свой удивительный подвиг.
Рейс сквозь смерть на стареньком грузовике, на виду у врага, под непрерывным огнем, под бомбежкой. Ехать почти на верную гибель.
Все, что произошло дальше, уже выходит за рамки обычных представлений о подвиге. Любой врач уверенно сказал бы, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться…. А Эдуард продолжал командовать, выполняя боевое задание и вел машину к цели, которую теперь видел только сердцем… Задание выполнил…. Это было в бою за освобождение Севастополя с 3 на 4 мая 1944 года… Если Федор Андрианов после тяжелого пятого ранения потерял руку. Эдуард Асадов в мирную жизнь вступил с черной повязкой на лице. Госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью…
Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась. Не хотелось верить, что он больше никогда не увидит зелень деревьев летом, золотой листопад в роще, не сможет рассмотреть птицу, голос которой слышит, не увидит лица родных, друзей. Вся жизнь разделилась на две половины: яркую, радостную, многоцветную, ликующую – и темную, пугающую чернотой и безысходностью.
Что было потом? Потом жизнь, деятельная и кипучая. Поэт закончил Литературный институт им. М. Горького. Кстати, ребята Ф.К.Андрианов тоже после войны заочно закончил этот же институт
Асадов много ездил по стране, встречался с читателями и писал новые книги. Да, его поэзия сражается. Но любое сражение и любая вера потеряли бы всякий смысл без самого главного без любви! И вот ради этого чувства жил и трудился поэт Эдуард Асадов. А начиналась эта любовь с высоких и светлых чувств к тому, что ближе, важнее и дороже всего, - к Родине. Подобных стихов у поэта не очень много, ведь о самом главном, о самом святом не очень-то принято говорить вслух.
Ученик 6. Родине (отрывок)
Прошу: словно в пору мальчишьих лет,
Коснись меня доброй своей рукою.
Нет, нет, я не плачу… Ну что ты, нет…
Просто я счастлив, что я с тобою…
Еще передай, разговор итожа,
Тем, кто потом в эту жизнь придут,
Пусть так они тебя берегут,
Как я. Даже лучше, чем я, быть может.
Пускай, по-своему жизнь кроя,
Верят тебе они непреложно.
И вот последняя просьба моя?
Пускай они любят тебя, как я,
А больше любить уже невозможно!
Учитель. Тема любви к Родине неразрывно связана у Э.Асадова с темой войны. Поэт считал, что о ней должны помнить все поколения людей – от школьников до убелённых сединами ветеранов.
Ученик 7. День Победы.
И в огнях салюта
Будто гром: - запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту
Да, буквально каждую минуту,
Погибали десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света,
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата.
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час – уже шестьсот!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
Учитель. Со стихами о Родине теснейшим образом связаны стихи о природе. Невозможно, любя природу, не любить все живое на земле. У Асадова необыкновенные стихи о любви. Когда поэт говорит: «Люблю!», ему можно верить. В личной жизни не все было гладко. Он столкнулся и с подлостью, и с предательством, и непониманием. И только в 1961 году, когда поэту было почти 38 лет, и произошла встреча с артисткой Москонцерта Галиной Разумовской на выступлении во Дворце культуры МГУ.
Пришла настоящая большая любовь. Они были вместе 36 лет.Эдуард Аркадьевич вёл очень активную концертно-гастрольную деятельность. Концертмейстером и музой поэта была его жена Галина Валентиновна. Целый цикл стихов о любви посвящен Галине Разумовской, такие, как:"Сердечный сонет”, “Соловьиный закат”, “Стихи о тебе”.
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
Я думаю, что кто-то из вас обязательно возьмет в руки книгу Асадова и с удовольствием почитает его стихи о любви.
Учитель. Темы для своих произведений поэт находил в жизни, в борьбе за которую он отдал едва ли не все, что может отдать, сражаясь за нее, человек.
“Если бы, говоря фигурально, над моей головой развевался бы стяг, определяющий главный смысл моей жизни, то на нем было бы написано два коротких слова: "Любовь" и "Борьба"! Да, прежде всего Любовь! Любовь к людям, к родине, к ее прекрасной природе, любовь к женщине, к верной и преданной дружбе, к совести, к правде, ко всему светлому на земле!"- признавался поэт.
21 апреля 2004 года поэта не стало. Его похоронила в Москве на Кунцевском кладбище. Он завещал захоронить свое сердце на Сапун-горе в Севастополе, но завещание не выполнено из-за несогласия родственников.
И в завершении наешего разговора я предлагаю послушать стихотворение – руководство к действию для нас, ныне живущих.
Видеоролик. Стихотворение «Пока мы живы…»
Беседа с учениками.
Чему посвящал свои произведения Асадов?
Чему учат его стихи?
Ответы детей.
Заключительное слово. Так как же пробудить в людях чувство к любви к Родине? Именно пробудить помогают бепримерный подвиг героев Великой Отечественной, творческий подвиг писателей и поэтов во имя нас , живущих на этой земле. А это и есть преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, это и есть патриотизм. Я хочу пожелать вам всем огромного счастья!
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радугу, рассветы, звезды глаз
Это все для вас, для вас, для вас…
Спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.