Классный час «Телефон доверия – это…»
Цель: Информировать учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия.
Задачи:
1. Познакомить с историей Телефона Доверия.
2. Рассказать о принципах, режиме работы ТД.
3. Разъяснить учащимся, что такое психологическая проблема.
4. Обсудить перечень вопросов, с которыми можно обратиться на ТД.
5. Выработать алгоритм обращения на ТД.
Приветствие.
Сообщение темы классного часа.
Упражнение 1. Активация участников занятия, настрой на занятие.
«Цвет моего настроения» Учитель просит учеников по кругу сказать, на какой цвет похоже его настроение сегодня.
Упражнение 2. Учитель предлагает продолжить фразу: «Мне кажется, Телефон Доверия – это…»
Учитель бросает мяч тому, кто хочет высказаться. Высказавшийся участник возвращает мяч учителю.
После того, как желающие выскажутся, учитель делает вывод из ответов учеников о том, что кто-то знает о ТД, а кто-то - нет, и сообщает цель урока:
«Обсудить вместе, что такое ТД, для чего он предназначен и как подготовиться к беседе на ТД».
Информационный блок. «Первый телефон доверия»
Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем). Если не хочет, позвонивший может не сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое или вымышленное имя для удобства общения.
На телефонах доверия работают специально обученные специалисты – психологи.
Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятным, спокойно разобраться в сложной для него ситуации и решиться на конкретные шаги.
Телефон Доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Любой человек имеет право получить помощь, чтобы его выслушали и поняли.
Единый общероссийский телефон доверия для детей и их родителей 8-800-2000-122 заработал 1 сентября 2010 года.
Разминка: «Броуновское движение»
Ученики становятся в круг. По команде учителя закрывают глаза и начинают передвигаться аналогично «Броуновскому движению». Учитель может контролировать «температуру»: «Температура» увеличилась» на 20 градусов-участники начинают двигаться быстрее-температура понизилась на 10 градусов- участники двигаются медленнее» затем учитель дает команду всем остановиться и найти себе пару. Затем все начинают двигаться в «Броуновском движении», по команде учителя, необходимо найти себе пару и сказать друг другу пожелания на день.
Упражнение. «Что такое психологическая проблема?»
Учитель называет ситуации, а ученики должны определить, нужна ли здесь помощь психолога.
Учитель разбивает учеников на микро-группы и предлагает распределить листочки с описаниями ситуаций на две стопки:
Нужна помощь психолога.
Психолог для решения ситуации не нужен.
Ситуации
· Молодому человеку нравится девушка, но он не знает, как с ней познакомиться. (П)
· Девушка переживает из-за ссоры с другом. (П)
· В доме отключили электричество по неизвестной причине.
· Молодой человек нагрубил товарищу и теперь не знает, как вести себя по отношению к нему (П)
· Женщина жалуется, что в доме нет горячей воды.
· Бабушка возмущена, что ей неправильно начислили пенсию.
· Девушка ушла из дома, потому что отец ударил ее. Не знает, что делать дальше (П)
· Мальчик спрашивает, как сварить гречневую кашу.
· Молодой человек хочет бросить курить, но не знает, как это сделать. (П)
· Мужчина хочет купить компьютер, нужна консультация специалиста.
· Девушка узнала, что подруга употребляет наркотики, не знает, что делать, говорить родителям или нет (П)
· Парень узнал, что родители решили развестись. Переживает, не знает как быть (П)
· У девушки конфликт с учительницей, и она не знает, как быть. (П)
· Женщина купила некачественный товар, а теперь его обратно не принимают.
· Школьники не могут решить математическую задачу. Хотят, чтобы им подсказали.
· Девушка считает, что она беременна, родителям говорить боится, к врачу идти не хочет. (П)
· Парню предлагают попробовать наркотики, он не хочет, но боится, что если откажется его засмеют. (П)
· У девушки плохое зрение, но она стесняется носить очки в школе. (П)
Далее в общей беседе делается вывод о том, чем отличаются психологические проблемы от непсихологических.
Учитель предлагает ребятам самим привести примеры различных сложных ситуаций и в общем обсуждении решить с какими проблемами можно обращаться на ТД.
Сценка «В каких случаях ТД не может помочь»
Учитель вызывает добровольца из числа участников.
Доброволец должен представить, что он сейчас-консультант ТД, который ждет звонка от абонента.
Задача «консультанта» - в случае, если он сейчас захочет помочь и продолжить разговор, сделать шаг навстречу «звонящему». Если не захочет – сделать шаг назад.
Учитель играет роль звонящего. «Дзинь-дзинь» (имитирует телефонный звонок) и проигрывает следующие ситуации:
Ситуация 1:
Звонящий: Дзинь-дзинь!
-А вы кто?
(«консультант» делает шаг вперед или назад)
-Да ты вообще – дурак!!!
(«консультант» делает шаг вперед или назад)
Учитель задает вопрос детям: зачем звонит абонент? Вывод: абонент звонит не за психологической помощью, и доброжелательной беседы не получается.
Ситуация 2:
Звонящий: Дзинь-дзинь!
Здравствуйте! У меня проблема!
(реакция «консультанта»)
Мы с мамой поссорились
(реакция «консультанта»)
Она на меня накричала, потому что я не убираю в комнате
(реакция «консультанта»)
Учитель задает вопрос ребятам: Что сейчас происходит между консультантом и позвонившим? Почему?
Обратить внимание детей, что консультант и позвонивший могут общаться на равных и доброжелательно, а у позвонившего есть возможность получить помощь и поддержку.
Упражнение «Как начать разговор на консультации у психолога?»
Учитель:
Мы с вами увидели, как происходит контакт звонящего и консультанта ТД. А сейчас давайте поговорим о том, как можно подготовиться к разговору с консультантом, чтобы он лучше вас понял и смог помочь.
Когда вы звоните на ТД, то услышите:
-Здравствуйте, вы позвонили на ТД. Я вас слушаю.
Тогда вам нужно:
· Поздороваться
· Если хотите, то можно представиться и попросить консультанта назвать свое имя.
· Сообщить о цели звонка
· Услышать готовность психолога поговорить с вами и рассказать о том, что вас волнует.
· Будьте готовы, что консультант попросит вас рассказать о ситуации как можно подробнее. На вопросы консультанта лучше отвечать искренне. Это поможет вам вместе лучше разобраться в ситуации.
· Во время разговора вы вместе будите анализировать ситуацию, решать, что лучше предпринять.
· Помните, консультант не волшебник, он не решит за вас проблему, но поможет посмотреть на нее по-новому.
Итог занятия
· Что дало вам сегодняшнее занятие?
· Как вы думаете, позвоните ли вы на ТД, если вам будет сложно самостоятельно разрешить трудную ситуацию?
Еще раз напоминаю номер Телефона Доверия 8-800-2000-01-22.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.