Классный час: "Традиции Дагестана"
Оценка 5

Классный час: "Традиции Дагестана"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
7 кл—11 кл
07.07.2024
Классный час: "Традиции Дагестана"
Воспитание дружбы между народами ,честности, доброты, гостеприимства.Рассказать о традициях и обычаях Дагестана.
Беседа Традиции Дагестана.docx

Беседа : «Традиции Дагестана»

Цели:

Сформировать у учащихся ясное, полное представление об их Родине - суверенной Республике Дагестан, где с незапамятных времён рядом живут более 30 этносов.

Воспитание дружбы между народами, честности, доброты, гостеприимства.

Рассказать о традициях и обычаях Дагестана.

Вопросы:

Дагестан – Родина братских народов.

Древний Дагестан. Возникновение названия страны.

Народы, населяющие Страну гор.

Современный Дагестан.

На протяжении многих веков обычаи наших предков – адаты – имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного характера редко где встретишься. Ведь у нас что ни аул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт.

Обычаи и традиции народов Дагестана

Традиции народов Дагестана очень разнообразны и у каждого из народов, проживающих в стране гор свои особенности и свои правила выполнения традиционных обрядов.

Дагестан - это не только "страна гор", но и "страна языков". Слившись в один многонациональный народ , на территории Дагестана живет около 30 народностей - аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, агулы, рутульцы, чеченцы, ногайцы и многие другие. А сколько народов, столько и наречий, представляющих большой интерес для изучения. Дагестанские народы — мусульмане.

Какую бы часть горного Дагестана Вы ни посетили, Вас поразят необычные краски природы, чеканные силуэты аулов, необычные горные дороги и многочисленные настенные орнаменты. И хочется понять тишину гор, красоту местной архитектуры и душу народа, что нашла отражение в ковровых песнях табасаранцев, насечках кубачинских мастеров, в балхарской глиняной посуде, творцов поющего дерева - унцукульцев, в серебряных узорах гоцатлинцев.

В наш век цивилизации и модернизации можно заглянуть и в глубь веков, увидеть, чем жили народы Дагестана в прежние времена. Ведь, несмотря на достижения прогресса, горцы свято чтят свои обычаи, любовь к земле, уважение к старшим и своему прошлому, а также бережно хранят свое культурное наследие.

Соседи Дагестана.

«Близкий сосед лучше дальнего брата!»

Мир и согласие с соседями для дагестанцев выше ложного братства.

Азербайджан - на юге;

Грузия на юго-западе;

Калмыкия – на севере;

Ставропольский край – на северо-западе

Республика Чечня – на западе.

Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство , она построена и веками держится на прочной основе, имя которой - дагестанская культура - это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи, мелодиями и танцами, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших.

Культура Дагестана – это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана – это слово и дело настоящего человека – настоящего дагестанца.

Правила гостеприимства

- Как правильно принимать гостя ?

- Как уважать гостя?

Правила гостеприимства следующие. Увидев гостя, хозяин обязан выйти ему навстречу, приветствовать словами: «Добро пожаловать! К добру будет ваш приезд!» Всаднику, старшему по возрасту, помогают слезть с коня, выйти из кабины. Поддерживают ношу, помогают отнести в дом. Поддерживают коня и заботятся о его корме.

Пожилому гостю помогают снять одежду, снаряжение. Гостя приглашают в кунацкую (гостевая-по дагестанки ). Гостя сажают на почетное место. Хозяин садится после гостя или одновременно с гостем. Гостя спрашивают о здоровье, о состоянии его духа, о родных и близких, об общих знакомых. После отдыха спрашивают о новостях.

Стол для гостя накрывают быстрее. На стол кладут лучшую еду из того, что есть в доме. Перед едой гостю предлагают помыть руки. Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше и лучшее. Считается бестактным съесть свою порцию раньше гостя. В этом случае гость тоже вынужден будет оторваться от пищи.

Гостя, покидающего дом, хорошо и сытно кормят. Ему помогают одеться, обуться, сесть на коня. Необходимо проводить гостя до края аула, как минимум за ворота усадьбы или дома. Расставаясь с гостем, желают: «Счастливого пути! Всяческих благ!» Настоятельно просят заходить еще. Старинное дагестанское поучение звучит как мудрое наставление. «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю». Запомните это и будьте достойными преемниками семейных традиций человечности.

Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Многие блюда, которые ранее вообще не употреблялись или готовились лишь в дни торжеств, сейчас вошли в повседневное меню каждой семьи.

Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут на себе особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подается как первое или второе блюдо, но всегда можно определить, каково его происхождение. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из разных трав, творога, овощей, яиц, и гурманы, понимающие толк в дагестанской кухне, никогда не ошибутся, какой национальности повар готовил это блюдо.

Дагестан — многонациональная республика. У каждой из ее народностей сложилась своя кухня. В то же время эти кухни имеют много общего: сочетание растительных и животных продуктов, сравнительно несложное приготовление, высокие вкусовые качества блюд.

Все первые и вторые блюда в основном готовят из баранины, говядины. Часто используют субпродукты — кишки, рубец, сердце, печень, легкие

Очень популярны в дагестанской кухне блюда из пшеничной и кукурузной муки

Блюдо хинкал — это изделие из крутого теста в виде ромбиков, ушек, клецек. Способов приготовления хинкала в Дагестане много. Подается он как первое и как второе блюдо.

Самыми распространенными блюдами считаются курзе (вид крупных пельменей) и чуду (пироги). Курзе готовят из различных трав, творога с тыквой и яйцом, мясом, пассерованным репчатым луком.

Свадьба в горах

Свадьба в дагестанском селе — поистине всеобщий праздник. По этому случаю из сундуков достают старинные наряды, музыканты настраивают свои инструменты, расчищают самую удобную площадку для танцев.

Самый яркий момент свадьбы — переход невесты в дом жениха. Обычно лицо невесты в этот момент бывает закрыто платком, чтобы защитить ее от всевозможных злых сил. Если невесту везут на лошади, то лошадь также в праздничном убранстве. Ночью переход невесты освещают яркие факелы.

В день свадьбы или несколько позже невеста приносит приданое и подарки для новых родственников. В некоторых селах в старину был обычай: невеста собственноручно должна была связать узорные шерстяные носки всем мужчинам — родственникам мужа, начиная с грудных младенцев. Поэтому с самого раннего возраста девочек обучали вязанию, и дагестанские мастерицы славились по всему Кавказу.

В аулах Мекеги, Уркарах невесту, живущую по соседству, ведут в дом жениха в течение многих часов. Этот обычай существует и сегодня. Происходит это так. Свадебный кортеж вечером из дома жениха направляется за невестой, которую отпускают не сразу. Начинается торг с обеих сторон, который длится часа три. Наконец получено согласие родителей невесты. Но и после этого невесту из дома ни за что не выпустят раньше 12 часов ночи. Только к часу ночи свадебный кортеж направляется к дому жениха. Движется он настолько медленно, что требуется 4–5 часов, чтобы пройти небольшое расстояние. Двигаются примерно так: невеста и все следующие за ней делают шаг вперед и образуют круг для танцев. Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад. И так продолжается до самых петухов, то есть до утра.

Искусство резьбы по камню - искусство народное, органично существовавшее и развивавшееся в русле богатого декоративного - прикладного искусства Дагестана, составляя достаточно глубокий пласт в истории народного искусства. Памятники камнерезного искусства разбросаны по всему Дагестану и составляют, как и в прошлые века, неотъемлемую часть быта и жизнедеятельности горца.

Всего на сегодня насчитывается около 550 каменных кубачинских рельефов. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира (Метрополитен -Музей, Лувр, Эрмитаж), зарубежных частных коллекциях и музеях Дагестана. Часть камней сохранилась в самом Кубачи.

Резное дерево

Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту дагестанцев и деревянных конструкций в архитектуре их жилища. Искусство художественной обработки дерева в течение нескольких тысячелетий было органически связано с повседневной жизнью дагестанцев. Различные свойства древесины использовались народными мастерами и в технологических, и в декоративных целях.

Ковроделие в Дагестане возникло как форма трудовой деятельности, но со временем превратилось в один из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Богатое наследие народного искусства, основанное на вековых традициях, является неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Дагестана. Произведения народных мастеров отражают опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Ковроделие, наряду с ювелирным и гончарным искусством, является традиционным национальным промыслом многих народов Дагестана. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане, что, скорее всего, обусловлено географической близостью к одному из основных центров мирового коврового искусства - Персии.

Праздник первой борозды

Этот древний праздник сохранился во многих селах и до настоящего времени. По обычаю, первую борозду должен был провести самый умелый и удачливый пахарь. Он надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу — чтобы всходы были такими же густыми, как ворсинки меха. Все село готовит к этому дню праздничное угощение, нарядную одежду. Обязательно пекут несколько огромных бубликов или круглый хлеб весом 14—15 кг — призы победителям. Под звуки зурны и барабана быки, украшенные лентами, проводят первую борозду. Семена для посева должны быть собраны понемногу из всех домов села. Обычно перемешивал их мулла, читая соответствующую молитву. Пахаря полагалось облить водой, чтобы посевам хватало влаги. Весь день проходит в веселых развлечениях: устраивают танцы, различные спортивные состязания. В некоторых селах устраивают всеобщие соревнования по бегу: сначала бегут группы мальчиков и девочек, потом — юноши и девушки, получая соответствующие призы — знамена из платков, пироги с мясом. В финале бегут старики, старухи, хромые. Ряженые в масках сопровождают бегущих, подбадривая их, смеша зрителей. Состязаются в метании камней, стрельбе, поднятии тяжестей. Сохраняются и старинные «виды спорта»: метание бычьей головы, рубка шашкой связки хвороста, бычьих или бараньих ножек.

Народы Дагестана и их традиции

Аварцы

Маарулал или аварцы – народ Дагестана, насчитывающий около 577 тыс. человек. Расселены они по всему западному Дагестану, особенно в горных районах. Большинство из них сельские жители. Общаются они на своем аварском языке, который имеет множество диалектов. Аварцы исповедуют ислам, но элементы язычества в их вере все же присутствуют. Они свято относятся к природе, чтят ее и взывают о помощи, исполняя магические ритуалы.

Традиционным занятием для этих людей являются скотоводство и земледелие. Из животных предпочтительнее разводят крупный рогатый скот, а в горах – овец. Аварцы развили высокоорганизованную структуру террасового земледелия, которая в горах дополнялась еще и оросительной системой. Как и остальные народы Дагестана, аварцы активно с давних времен использовали домашние промыслы. К ним относят ткачество, вышивание, вязание из шерсти, резьбу по дереву и камню, кузнечество.

Агульцы

Агульский народ Дагестана проживает в южной его части. Численность этого населения приблизительно равна 8-9 тыс. человек. Для общения они используют агульский язык, который является родственным для лезгинского. Проживает эта народность в 21 поселении юго-восточного Дагестана.

Традиции этого народа, как и традиции народов Дагестана в целом, уникальны. Главным занятием на протяжении веков для агульцев было скотоводство. Только мужчины имели право ухаживать за овцами. Женщины же занимались исключительно крупным рогатым скотом.

Обработка металла была очень важным аспектом жизни агульцев. Кузнецы изготовляли топоры, косы, ножи и серпы, которые пригодятся в любом хозяйстве. Агульцы были превосходными строителями. Они строили мосты, дома и мечети. Украшали свои сооружения искусно вырезанными камнями, в орнаментах которых отображалась вся культура народов Дагестана.

Андийская группа народов

Андийцы – это целая группа народностей, которая включает в себя такие народы Дагестана, как ахвахцы, ботлихцы, тиндалы, багулалы, каратинцы, годоберинцы, чмалалы и собственно, сами андийцы. Общее количество людей этих национальностей составляет 55-60 тыс. человек. Проживают они в высокогорных районах Западного Дагестана. Общение происходит на андийском языке с множеством диалектов.

Вероисповедание андийцев отображает обычаи народов Дагестана, так как большинство коренного населения мусульмане-сунниты. Основными занятиями у них также были земледелие и скотоводство. Издревле дома у этих народов строились из камня. Двухэтажных жилищ было не так много, одноэтажные имели прямоугольную форму. Те андийцы, которые занимались земледелием, разработали свой сельскохозяйственный календарь, который помогал определять время посева и сбора тех или иных растений

Кубачинцы

Этот народ Дагестана проживает в небольшом поселке Кубачи Дахадаевского района. Численность их не превышает 1900 человек. Кроме этого кубачинцы живут и в других поселениях Средней Азии и Кавказа. Их родной язык – кубачинский. Жители этого поселения в основном ремесленники. Если они и выращивали продукты или выпасали скот, то это носило вспомогательный характер.

Наиболее распространенными ремеслами издавна были металлообработка, строительство, резьба по дереву и камню. Женщины занимались вязанием, ткачеством, вышивкой, изготовляли войлок, из которого мастерили обувь. Знание и мастерство в обработке металла передавалось от отца к сыну. Интересными являются народные танцы кубачинцев, которые были тщательно разработаны для исполнения различных обрядов.

Лакцы

Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами. Язык – лакский, вероисповедание – ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие - выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Рутулы

Название этого народа происходит от самого большого поселения – Рутул, расположенного в Южном Дагестане. Говорят эти люди на рутульском языке, но его диалекты в значительной степени различаются между собой. Вероисповедание традиционно для этой местности - ислам.

Табасараны

Этот народ также проживает в Южном Дагестане. Их численность равна 90 тыс. человек. Табасаранский язык делится на южный и северный диалекты. Основное верование – ислам. Занятия также очень традиционны для этого региона – животноводство и земледелие. Табасараны являются мастерами в ткачестве ковров, гончарстве, кузнечестве, обработке дерева и изготовлении носков с разнообразными узорами. Достаточно развиты разнообразные жанры фольклора, такие как мифические сказания и обрядовые песни.

 

 

Даргинцы

 

Даргинцы относятся к западному варианту антропологического типа дагестанцев. Даргинцы – народ Дагестана, традиционно населяющий горные районы. Даргинцы занимают срединную часть Республики Дагестан. Языка, который бы объединял всех даргинцев, не существует, вариаций даргинского языка много. Язык даргинцев относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков. Общего языка общения не было; литературный язык стал складываться в советское время на базе акушинского диалекта.

 

 

Обычаи и традиции народов Дагестана, как и даргинцев в отдельности, тесно связаны с общими социальными и хозяйственными процессами, которые происходили в древний период истории. Занимались они обычной для жителей этой территории деятельностью, то есть скотоводством, земледелием и народными промыслами. Даргинцы славились своими ювелирными и коже-шерстяными изделиями, оружием. Женщины обрабатывали шерсть, ткали сукно и паласы.

 

 

Районы с даргинским населением: Акушинский, Левашинский, Дахадаевский, Кайтагский, Сергокалинский, отдельные селения (или их группы) и в других районах, в т.ч. равнинных - Карабудахкентский, Каякентский, Хасавюртовский и другие.

 

 

Друзья

 

Сегодня в Дагестане живут русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, евреи.

 

Дагестан полюбился татарам, башкирам, казахам, узбекам, туркменам, латышам, полякам, венграм , болгарам, туркам, персам, корейцам и другим народам.

 

Проживают в Дагестане и представители народов Севера- ханты, манси, якуты, чукчи, коми, ненцы…

 

 

Расул Гамзатов

 

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный..

 

 

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться,

Тебя ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

 

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

 

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых

 

 

Добрая слава и как ее заслуживают в Дагестане

 

 

Основная сила джамаата в способности единства в тяжелые моменты, а также во взаимопонимании и поддержке друг друга. Каждый человек (тухум), рожденный в Дагестане с молоком матери впитывает знания о долге соблюдать и чтить обычаи, традиции, и адаты джамаата. Их традиционные обычаи, в некой мере, поучительны для всех народов, поскольку, умение сближать людей разных регионов, национальностей и веры дано далеко не каждому.

 

 

Одними из таких обычаев считаются следующие:

 

- традиция усыновления детей, которые остались сиротами;

 

- традиция побратимства состоит из сближения людей разных национальностей и территориальных расположений, заключается она в дружбе и совместном проживании чужих друг другу, как родных;

 

- традиция куначества и гостеприимства заключается в открытости и предоставлении своего быта и очага каждому пришедшему в дом гостю независимо от его религиозных ценностей.

 

- традиция масляат (примирения) несет в себе мир после каждой ссоры;

 

- традиция взаимной помощи друг другу тухумов, соседей, а также народов;

 

- традиции сбережения природы, святых мест, и всего того, к чему притрагивались руки предков, и т.д.

 

 

Последняя традиция, учит новые поколения уважать свое наследие, которое дали им предки, помнить свой род, историю, знать и ценить вклад своих дедов в развитие и жизнь территории.

 


 

Беседа : «Традиции Дагестана»

Беседа : «Традиции Дагестана»

Близкий сосед лучше дальнего брата!»

Близкий сосед лучше дальнего брата!»

Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно

Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно

Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад

Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад

В финале бегут старики, старухи, хромые

В финале бегут старики, старухи, хромые

Кубачинцы Этот народ Дагестана проживает в небольшом поселке

Кубачинцы Этот народ Дагестана проживает в небольшом поселке

Достаточно развиты разнообразные жанры фольклора, такие как мифические сказания и обрядовые песни

Достаточно развиты разнообразные жанры фольклора, такие как мифические сказания и обрядовые песни

Проживают в Дагестане и представители народов

Проживают в Дагестане и представители народов

Основная сила джамаата в способности единства в тяжелые моменты, а также во взаимопонимании и поддержке друг друга

Основная сила джамаата в способности единства в тяжелые моменты, а также во взаимопонимании и поддержке друг друга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2024