Цели:
1) Мотивация правильного определения жизненного пути после окончания колледжа.
2) Отработка приемов и методов трудоустройства выпускников колледжа.
3) Активизация потребности студентов в грамотной
профориентации.
Форма проведения: дискуссионный практикум, в ходе которого преподаватель не предлагает конкретные «рецепты», а вовлекает студентов в обсуждение предложенных классным руководителем различных вариантов методики трудоустройства или выбора дальнейшего жизненного пути. Студентам предлагаются различные памятки.
Тема сегодняшнего классного часа очень актуальна- через некоторое время перед вами возникнет сложная проблема выбора дальнейшего жизненного пути. Да, вы будете обладателями диплома о среднем специальном профессиональном образовании. Но что же делать дальше? Поступать в университет или устраиваться на работу? А где найти работу по душе, кто возьмет вас на высокооплачиваемую работу, как общаться с администрацией выбранного вами предприятия при устройстве на работу? А что делать, если вам откажут в работе на нескольких предприятиях?
Давайте вместе поразмыслим над этими вопросами.
Я предлагаю вам текст нескольких памяток. Прослушайте их и аргументировано выскажите свое согласие или несогласие с ними.
Памятка 1-я.
Некоторые правила поиска работы:
Ø В современном обществе вам никто и ничего не должен, в том числе и хорошую работу, за ее получение надо бороться.
Ø Чем больше времени вы потратите на определение того, чем вы выделяетесь из множества претендентов на ту или иную работу, тем выше ваши шансы.
Ø Со всей настойчивостью стремитесь к той работе, которую вы больше всего хотите.
Ø Чаще всего работодатели не любят неудачников. Убедите руководителя в том, что вы и есть та личность, о которой он мечтал.
Ø Оставшись без работы, занимайтесь поиском нового места. Хорошую работу имеет тот, кто способен ее упорно искать.
Ø Настройтесь на то, что вы можете получить десятки отказов. Это реалии современного общества
Ø Помните, что наиболее типичными причинами отказа в работе являются:
1. нерешительность, робость при беседе;
2. неумение изъясняться, слабый голос;
3. неопрятный внешний вид;
4. неумение «себя преподнести»;
5. неумение излагать свои мысли лаконично и убедительно;
6. отсутствие плана карьеры;
7. отсутствие интереса и энтузиазма;
8. плохие отзывы о предыдущих работодателях;
9. выраженное нежелание учиться и повышать свой профессиональный уровень;
10. нежелание смотреть в глаза тому, с кем ведется беседа;
11. недостаток знаний по специальности;
12. подчеркивание личных знакомств или связей;
13. невоспитанность, «простонародная» речь;
14. неопределенность ответов на вопросы;
15. неумение ценить свое и собеседника время. Согласны ли вы с этим?
Памятка 2-я.
Вас приняли на работу. Проследите за правильностью заключения договора.
Трудовой договор или контракт- это письменный документ, соглашение между работодателем и работником об условиях труда, правах и обязанностях сторон. Он заключается в письменной форме в 2-х экземплярах, работник и работодатель подписывают оригиналы обоих экземпляров. Один экземпляр отдают вам на руки, другой хранится у работодателя. Проследите, чтобы тесты обоих оригиналов были полностью идентичными.
Ø Минимум того, что должно быть указано в ТД:
Ø ФИО работника и название предприятия (организации-
работодателя (или ФИО работодателя, если он не предприятие, индивидуальный
предприниматель).
Ø Место работы с указанием отдела, подразделения.
Ø Дата начала работы.
Ø Ваша должность по штатному расписанию
предприятия
(организации) или конкретная трудовая функция.
Ø Конкретные права и обязанности работника.
Ø Конкретные права и обязанности работодателя.
Ø Льготы и компенсации, если условия труда вредные.
Ø Режим труда и отдыха: количество рабочих часов в неделю или в день; число отпускных дней; порядок отгулов и т.д.
Ø Условия оплаты (оклад, надбавки и т.п.).
Ø Виды и условия социального страхования, непосредственно
связанные с трудовой деятельностью.
Ø Изменить что-то в трудовом договоре можно только с обоюдного согласия сторон, заключивших данный договор, и тоже только в письменной форме.
Памятка 3-я.
Ø С чего начинать и как вести поиск работы? Оказавшись без работы, соберитесь с мыслями и начинайте действовать четко и целенаправленно.
Ø Не надо медлить, поскольку ситуация на рынке труда меняется достаточно быстро.
Ø Какие же пути ведут соискателя к потенциальному работодателю?
Ø Помощь знакомых, друзей, родственников.
Ø Постоянное изучение изданий, публикующих объявления о вакансиях. Как правило, в таких газетах и журналах есть предложения для всех - от грузчика до генерального директора.
Ø Регулярное обращение в кадровые агентства.
Ø Регулярное посещение комитета (Центра) труда и занятости населения.
Ø Ваше собственное объявление в газете.
Ø Участие в ярмарках вакансий, «днях открытых дверей» или «днях карьеры», проводимых различными организациями.
Ø Следите за объявлениями на телевидении.
Ø По возможности применяйте метод прямой рассылки писем или факсов со своим резюме по различным организациям, предприятиям и фирмам.
Памятка 4-я.
Стереотипы невозможности устроиться на престижную работу в 17-19 лет можно игнорировать.
Стереотип 1-й: без блата на хорошее место не устроиться. Это не всегда истина! Поспрашивайте своих знакомых старшего возраста, все ли они устраивались на работу «по блату»? А может быть, надо быть просто профессионалом, более терпеливым и настойчивым в поиске работы?
Стереотип 2-й:
платное образование - плохое образование.
Ничего подобного. Все учебные заведения разные,
профессорско-преподавательский состав в этих учебных
заведениях тоже разный. Во многих учреждениях или учебных
заведениях платные услуги очень высокого качества.
Стереотип 3-й: красный диплом устроиться на работу не поможет. Позвольте с этим не согласиться. Красный диплом выдается только в обмен на отличные знания, работодатели понимают это и поэтому любят отличников.
Стереотип 4-й: рассылать по факсу резюме «наугад» бесполезно. Это смотря сколько. Необходимо терпение и настойчивость: отправляйте свои объявления еженедельно, по разным предприятиям и организациям. Не думайте, что в данном случае назойливость - плохое качество.
Стереотип 5-й: сотрудники без опыта работы никому не нужны. Большая доля правды в этом есть, но все, же только доля. В современном обществе многое непредсказуемо. Некоторые руководители, наоборот, считают, что лучше в своей организации сформировать молодую команду. Но зато это будет команда профессионалов, людей нового мышления, способных в дальнейшем не только повышать свои профессиональные знания и умения. Но и прогнозировать пути развития порой данного предприятия.
«Надо учиться себя зарекомендовать!»
Вот несколько советов от кадровиков.
· Постарайтесь не переборщить при описании своих знаний, умений и навыков. Хвалить себя, конечно нужно, но палку перегибать не рекомендуется.
· Достаточно часто на собеседовании задают вопрос: Чего вы ждете от новой работы?. Не спешите отвечать, что мол всего сразу и побольше. Не стоит вслух мечтать о большой зарплате. Вряд ли такая ваша откровенность произведет должное впечатление на кадровика. Лучше скажите, что надеетесь, используя новые возможности, проявить себя, свои способности.
· Руководство любой компании предпочитает иметь дело с кандидатами, которые прямо таки горят желанием получить работу. Только не где попало, а именно на их предприятии. Те же, кто набивает себе цену заявляя, что в принципе , не против того, чтобы попробовать поработать- вряд ли добьются успеха.
· Приветливые и приятные в общении кандидаты нередко опережают тех соискателей у кого больше опыта, но меньше обаяния. Такой выбор работодатели обосновывают тем, что с контактным человеком легче работать, с ним проще найти общий язык!
Как подготовиться к собеседованию
Вас пригласили на собеседование. Что делать? Прежде чем идти, постарайтесь подготовиться:
Постарайтесь найти всю доступную информацию о деятельности компании, ее требованиях к персоналу. Это поможет вам правильно вести себя во время собеседования. Приготовьте также вопросы к работодателям . Эти вопросы могут касаться деятельности компании в целом.
Подготовьте небольшой рассказ о себе. Старайтесь сообщать только конструктивную информацию. Вы можете конкретизировать свой рассказ, начав с фразы «С вашего позволения я расскажу о...».
Как правило, задавая подобный вопрос, работодатель хочет услышать информацию о вас как о специалисте. Поэтому рассказывать стоит об образовании и опыте предыдущей работы. Если опыта работы у вас нет, то можно рассказать о том, чем вас привлекает избранная сфера деятельности.
Помните, ваш рассказ должен подчеркивать те ваши качества, которые важны при работе на данной позиции.
Тщательно продумайте свой костюм. Здесь все достаточно просто - на собеседование в любую компанию принято приходить в деловом костюме, даже если корпоративная политика компании предполагает свободный стиль в одежде. Если деловой костюм - это не ваш стиль, постарайтесь подобрать его так, чтобы чувствовать себя максимально комфортно и органично.
Теперь вы готовы. Остается только узнать как вести себя на собеседовании:
- на собеседование не стоит опаздывать.
- если вы все же опоздали, то не стоит отчаиваться: просто кратко извинитесь перед комиссией , не пускаясь в излишние объяснения.
- Отвечая на вопросы, помните, работодатель в большей степени интересует не то, что вы отвечаете на вопросы, а то, как вы отвечаете.
Классный час
«Трудоустройство»
Подготовил:
Мастер п/о С.В.Тоцкий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.