Классный час
«Твои аргументы к выбору будущей профессии»
В ОБЛАСТИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: В результате освоения курса обучающийся научится: • ориентироваться в рынке труда и особенностях профессионального об- разования; • ориентироваться в профилях обучения; • ориентироваться в том, как изучаемые дисциплины могут быть приме- нены в профессиональной деятельности; • ориентироваться в мире профессий: востребованные профессии и не- обходимые для этого компетенции; • ставить перед собой профориентационные цели, реализовывать их и при необходимости корректировать; В ОБЛАСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: Регулятивные: 1) уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор- мулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы реше- ния учебных и познавательных задач; 3) уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу- ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова- ний, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуа- цией; 4) владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осу- ществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1) уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало- гии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 2) уметь создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: 1) уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель- ность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: на- ходить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования по- зиций и учёта интересов; 2) уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. В ОБЛАСТИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММА СПОСОБСТВУЕТ: 1) повышению уровня готовности обучающихся к выбору профиля обуче- ния и к профессиональному самоопределению с учётом личностных особен- ностей и возможностей рынка труда; 2) формированию ответственного отношения к учению, готовности и спо- собностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мо- тивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; 3) формированию целостного мировоззрения, соответствующего совре- менному уровню развития науки и общественной практики; 4) формированию осознанного, уважительного и доброжелательного от- ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской по- зиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;__ |
(Слова читает учитель)
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
Древнеримский философ.
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова древнего философа?
(Рассуждение детей 2 -4).
Учитель. Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов.
Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и
повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).
Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того,
какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей
будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими
жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.
Тема нашего классного часа звучит так "Выбор профессии - дело
серьезное"
Выбор профессии - дело серьёзное. Широкий мир
профессий.
Учитель. Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы
недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в
профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать
препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть
основные факторы, влияющие на выбор профессии.
Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей
профессии.
1.Знания о профессиях и их востребованность.
Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет
представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле
для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо
известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде
чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими
из них. Один из возможных способов обзорного ознакомления- изучение их
профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает
тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а
также, какие личные качества от него требуются. Другой путь-беседа с самим
профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную
информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет,
журналов, телепередач, кинофильмов.
Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше,
если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества
в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в
соответствии со своей профессией.
2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая
профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что
доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других
людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие
умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для
этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке,
недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.
Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
4. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает,
прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо
занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания -
важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в
том числе и в планировании карьеры.
5. Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии
старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою
жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие
родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в
будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое
давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить
возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы
возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило,
оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.
6. Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек
представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы
друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных
качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в
современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать
портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" и вроде
бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало
знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают
молодого человека к выбору профессии "за компанию". Поэтому, прислушиваясь
к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности - это ваш и
только ваш личный выбор.
7. Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о
его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть
односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о
способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы
или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают
за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные
способности.
Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности
ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную
информацию школьник может ПОЛУЧИть в районных и городских центрах
профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется
профконсультированием.
8. Личный профессиональный план (ЛПП).
За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет
достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно
спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо
решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос:
для чего мне это нужно и НУЖНО ли вообще? Не менее важны и представления об
основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
*Знания о профессиях, рынке труда
*Мнение сверстников
*Склонности, интересы
*Способности
*Здоровье
*Мнение родителей, семьи
*Позиция учителей, психологов, врачей
*Уровень притязаний и самооценка
*Личный профессиональный план (план карьеры)
II. Основной этап классного часа.
Учитель.
В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно
сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и
новая информация о профессиях. Но в восьмом классе уже стоит задуматься о
дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность
продолжить обучение по выбранной специальности в техникуме или колледже.
Решение окончить 11 классов даёт некоторое дополнительное время для размышления
о выборе профессии. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не
стоит. Ведь необходимо оставить время для подготовки к поступлению в высшее
учебное заведение.
Виктор Гюго писал:
"Правильный выбор профессии позволяет реализовать
свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью
от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".
Некоторые из вас уже выбрали свою будущую профессию. На занятиях курса по
выбору профессий и во внеурочное время вы работали над составлением
профессиограммы. Давайте познакомимся с результатами вашей работы.
Показ презентаций (1 - 4).
1.Ветеринар.
2.Агроном.
3.Программист.
4.Врач.
Мало выбрать престижную профессию. Важно еще, чтобы эта профессия была
востребована на рынке труда. Давайте познакомимся с перечнем таких профессий
для нашего района.
Актуальность выбора профессии.
Вставить профессии востребованные: токарь, электрик,
врач, агроном …….
Благодарю вас за участие в работе. Хотелось бы закончить классный час словами
великого писателя Льва Толстого:
"Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы
движемся".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.