Классный час «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»
Оценка 5

Классный час «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»

Оценка 5
doc
16.02.2020
Классный час «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»
klassnyy_chas_o_dobrote_i_otzyvchivosti.doc

Классный час о доброте и отзывчивости

«Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»

 

Цель:          помочь детям постичь понятия добра и зла; черствости и отзывчивости;

оценивать свое поведение с точки зрения данных понятий.

Задачи:

1.     Развитие умения учащихся вести рассуждения.

2.     Формирование умения аргументировать свою точку зрения.

3.     Формирование нравственных качеств уч-ся: воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг к другу, умение дарить тепло и доброту.

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями « Доброе слово человека, что дождь в засуху»; « Не одежда красит человека, а его добрые дела»; « Человек живет век, а доброе дело – два», « Спешите делать добро», чашечные весы, набор открыток.

 

I.                  Введение в тему.

Вступительное слово учителя:

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее-

Хорошеть самому.

«Цветная» разминка.

Сегодня мы поговорим на очень важную тему. На какую? Вы сейчас сами ответите на этот вопрос. Сначала выберите у меня с подноса любой шарик, который понравился. Возьмите в руки фломастер. Я буду задавать вопросы, а вы будете делать отметины на шарике с помощью фломастера.

·        Кто считает себя хорошим сыном или дочкой?

·        Хорошим братом или сестрой?

·        Кто считает себя хорошим внуком?

·        Хорошим другом?

·        Хорошим учеником?

·        Просто хорошим человеком?

Кто сделал на шарике шесть отметин? Поднимите его.

Кто сделал 5 отметин? 4 отметины? У кого на шарике нет отметин?

 

         Давайте построим из шариков фигуру (на подставке в центре).

 

Сколько же хорошего мы вложили в эту фигурку! Как ее можно назвать? (Хорошка).

Она будет нам помогать в трудных ситуациях!

 

         Ребята, кто же считает себя хорошим человеком?

         А какого человека можно назвать хорошим? (ответы детей).

         Да, вы правы. Все качества, перечисленные вами, присущи хорошим людям. Вот об одном из них мы сегодня и поговорим.

 

II.               Сообщение темы занятия.

У вас на столах пословицы, но они рассыпались. Вам нужно их собрать, прочитать и сформулировать тему нашего классного часа (по группам).

 

·        Добра желаешь, добро и делай.

·        Жизнь дана на добрые дела.

·        Добрый человек добру и учит.

 

Пословицы вывешиваются на доску.

 

О чем же мы будем вести сегодня разговор?

(На доске) О доброте и отзывчивости

 

III.           Обсуждение данной темы.

А как вам кажется, почему так важно быть добрым? (ответы детей).

Вы знаете, ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость, злость, на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия.

         Пережитая обида, оскорбление, делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных заболеваний – результат грубости, хамства, равнодушия.

Злоба, недовольство могут привести к возникновению язвы желудка.

Неслучайно в сказках (и в народных, и в литературных) добро всегда побеждает. Назовите такие сказки (ответы детей).

Часть в  сказках победить добру помогают добрые волшебники. А можем ли мы стать добрыми волшебниками?

Выступления детей (два ученика чередуясь):

      Сапожник починяет нам ботинки

А плотник – табуретку и крыльцо,

Но только у волшебника в починке

Светлеют наше сердце и лицо.

Какая тонкая работа –

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти.

А самому потом тихонечко уйти…

Волшебник – это сказочная личность,

И сказочно он скромен, господа,

В нем сказочно отсутствует двуличность,

И выгод он не ищет никогда.

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали –

И это основной его предмет.

 

Мы можем стать волшебниками. Главное – захотеть… и научить свое сердце быть чутким, а руки – умелыми и щедрыми. Ведь хорошо, когда ты -  домашний волшебник и можешь помочь своим близким словом и делом.

         Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,

         Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

         Понять и исполнить желанье другого –

         Одно удовольствие, честное слово!

Сейчас вы в этом убедитесь. Ведь наша жизнь ежедневно подбрасывает нам задачки, и решать их приходится нам самим. Хотите их порешать?

Я читаю вам задачки, а вы должны подумать и  найти мудрое решение. Кто готов, надевает шапочку бакалавра и дает ответ.

 

Ситуативные задачи:

1.     Телевизор в доме сплачивает всех домашних, но и часто ссорит. Как быть в такой ситуации, когда в субботний вечер одновременно идет бабушкин фильм, папин матч по хоккею, а младший братишка с нетерпением ждет продолжения мультфильма?

2.     «У меня сестренки нет, у меня братишки нет…» А если есть, это хорошо или плохо? А как быть в такой ситуации, если в квартире два брата: старший и младший, а стекло разбил младший, и он виноват. Как быть? Кому отвечать? Как достойно выйти из этой ситуации?

3.     Маша с Колей живут с мамой и папой. Их мама работает и учится в вечернем институте. А папа работает на заводе, док которого приходится долго добираться, так как он находится на другом конце города. Вечером все собираются дома, а ужин еще не готов. Мама с папой начинают ссориться.

 

Вот видите, каждый из нас в силах стать добрым волшебником. Помните, что главное тут… захотеть.

Задания для групп. Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка ...

2. У кого-то тяжело заболел близкий человек ...

3. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками ...

4. Вы нашли у своего дома маленького котенка ...

Работа с Цветком милосердия.

- Посмотрите на этот цветок. Что вы заметили? (У него нет лепестков). Этот цветок - зачарованный. И оживет он тогда, когда вы сделаете хотя бы одно доброе, милосердное дело. Цветок мы поместим в уголок Добрых дел. Если вы заметите, что кто-то из одноклассников совершит милосердный поступок, возьмете лепесток, кратко запишите, что именно было сделано, и прикрепите лепесток к цветку.

     Работа с иллюстраци

Кто способен на добрый поступок? Почему?

 

·        А теперь я покажу вам вот такую рожицу. Кто это?

                        Это Смайли. Он не русский. Он родился в Америке. Его имя появилось от английского глагола «смайл» - улыбаться. Его часто изображают на плакатах, значках, майках. Он напоминает нам об одном важном правиле международного этикета: «Не жалуйся на жизнь часто. Улыбнись!»

Когда люди улыбаются, они становятся красивее и добрее. Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Что это значит?

80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. Важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям.

Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, благодаря которым улучшается настроение. Улыбнитесь друг другу!

Дома, в школе, на улице улыбайтесь родителям, учителям, друзьям. Улыбайтесь, когда здороваетесь. Помните  - улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.

А как вы считаете, нужна ли награда за добрые дела?

 

Ученик читает стихотворение:

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне напоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет.

 

Можно ли назвать этого героя настоящим другом, почему?

 

-А как вам кажется, доброту, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (ответы детей).

А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

( Выступление уч-ся)

 

1.     Стать добрым волшебником

 Ну-ка попробуй!

 Тут хитрости

 Вовсе не нужно особой.

 Понять и исполнить

  Желанье другого-

Одно удовольствие,

        Честное слово!

2.     На клумбе – цветок,

Его листья повисли

Грустит он… О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

3.     А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке

И ты обернулся

Ретивым конем-

Галопом сестренка

Помчалась на нем.

4.     Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

  Нетрудно узнать ее думы, заботы.

И ты совершаешь

Великое чудо-

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись, домой:

- Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

 

- Какого же человека можно назвать добрым? ( Ответы детей).

- Какого же человека можно назвать добрым? ( Ответы детей).

Учитель:

Верно, добрый человек – это то , кто любит и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережет ее.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки

Не делает зла.

Учитель:

Ребята, в народе живет замечательная пословица: « Доброе слово и кошке приятно».

- Как вы понимаете ее смысл ? ( Ответы детей).

- А какие добрые, « волшебные слова» звучат в нашей речи?. Часто ли вы употребляете добрые слова? Как вы думаете, зачем?

 

На природе.

-Сейчас я буду называть сказочного героя, если он добрый хлопаем в ладоши, если злой – закрываем лицо руками.

Иван-царевич

Кощей-бессмертный

Золотая рыбка

Дюймовочка

Карабас-Барабас

Красная шапочка

Гуси-лебеди

Баба яга

Золушка

Мальвина

Ребята, а на какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему?

Молодцы! Я очень рада, что вы знаете сказки и хотите делать только добрые дела.

Игра с весами.

Учитель: Ребята, чего нам хочется больше всего на земле - добра или зла?

Ответы детей.

 Учитель: Может, нам помогут это узнать весы? Давайте поиграем в игру. На одну чашу весов мы будем класть таблички со словами, обозначающими зло, злые чувства. А чтобы победить зло, на вторую чашу – таблички с добрыми словами. (Здравствуйте, зависть, привет, извините, благодарю, предательство, простите, будьте добры, до свидания,  пожалуйста, спасибо, жадность, грубость, война, ложь).

А как же можно победить зло? (Совершать добрые дела).

Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в речку, реки в море добра.

В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка.

Работа с притчей.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, притчу «Старый дед и внучек» и ответьте на вопрос: «Почему заплакали муж с женой? Вам встретится незнакомое слово «лоханка». (Слайд 8)

Лоханка – небольшое корыто из деревянных дощечек.

 «Старый дед и внучек».

Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: «Что ты делаешь, Миша?» А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика. С тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.

 - Почему заплакали муж с женой?

- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

- Поняли ли муж с женой свою ошибку?

Учитель: Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

Совместное составление «картины добра». Улыбку нарисовать

- Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. ( прикреплён  круг от солнца) Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Вот пред вами слова: доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный , ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный.

- Вам  нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи.

-вот видите как засияло солнце 

- Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, летать бабочки

цвести сады,  потому что природа тоже радуется доброте. Прикрепите ваши картинки.  Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей.

- на такой красивой полянке хочется с друзьями поиграть. Прикрепите соответствующие картинки.

- Посмотрите, какое доброе солнышко у нас получилось.  И если  люди будут такими же, как лучики этого солнышка, доброжелательными, чуткими, ласковыми, тогда все  на земле будут весёлыми и счастливыми. 

 

IV.            Заключение.

Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты мне, так и я тебе. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что их сделало дурными. Жалко злых, ведь их никто не любит, и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.

 

Нравственный вывод:

Людям очень нужны …

Очень мешают …

(У учителя карточки со словами: доброта, злоба, отзывчивость, грубость, милосердие, воспитанность, хамство, равнодушие, сострадание.

Дети распределяют по данным группам.)

 

Игра «Паутина»

(Дети передают друг другу клубок ниток, говоря приятные слова. В результате получается паутинка, которая символизирует то, что все мы в нашей жизни друг с другом переплетены.)

 

Дети исполняют песню  «Дорога добра»

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с коем подружишься ты,

Чтобы каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

 


Классный час о доброте и отзывчивости «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»

Классный час о доброте и отзывчивости «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»

Сколько же хорошего мы вложили в эту фигурку!

Сколько же хорошего мы вложили в эту фигурку!

В нем сказочно отсутствует двуличность,

В нем сказочно отсутствует двуличность,

Работа с иллюстраци Кто способен на добрый поступок?

Работа с иллюстраци Кто способен на добрый поступок?

Ну-ка попробуй! Тут хитрости

Ну-ка попробуй! Тут хитрости

Верно, добрый человек – это то , кто любит и готов в трудную минуту прийти на помощь

Верно, добрый человек – это то , кто любит и готов в трудную минуту прийти на помощь

Игра с весами. Учитель : Ребята, чего нам хочется больше всего на земле - добра или зла?

Игра с весами. Учитель : Ребята, чего нам хочется больше всего на земле - добра или зла?

Поняли ли муж с женой свою ошибку?

Поняли ли муж с женой свою ошибку?

Игра «Паутина» (Дети передают друг другу клубок ниток, говоря приятные слова

Игра «Паутина» (Дети передают друг другу клубок ниток, говоря приятные слова
Скачать файл