Воспитательное мероприятие «Всемирный день водных ресурсов»
Подготовила: учитель начальных классов Фастова Елена Сергеевна
ГОУ ЛНР «СЛУВК «Возрождение» .
Цель: Привлечь внимание детей к уникальному природному ресурсу – воде.
Задачи урока:
Познавательные:
1. Расширение кругозора и приобретение новых знаний о природном объекте-воде.
2. Формирование у ребят умений анализировать, рассуждать логически, используя поисковые ситуации.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления учащихся, умение сравнивать, находить главное.
2. Способствовать развитию креативности, эмоциональной сферы учащихся.
Воспитательные:
1. Осознание необходимости бережного отношения к воде.
2. Содействие воспитанию экологической культуры детей.
3. Развитие навыков творческой активности ребят.
Форма проведения: познавательно-игровая программа.
Оборудование:
1. Глобус;
2. Карточки с пословицами о воде;
3. Карточки с загадками о воде (подготовлены детьми);
4. Мультимедийная презентация «Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы»;
- 22 марта – Всемирный день воды.
1 ученик:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
2 ученик:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было услышать его грустную песню:
«Я Водяной, я Водяной.
Никто не водится со мной.
В моём пруду – болото,
Пришёл бы ну хоть кто-то
Вокруг меня жестянки,
Бумага, банки, склянки…
Давно я без лягушек -
Покинули подружки.
Эх, жизнь моя…»
Услышали печальную песню дети:
- Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?
- Ещё совсем недавно мой пруд был прекрасным местом. В жаркий денёк прохлада спасала меня, рыба водилась, не переводилась, вода была такой чистой и прозрачной, что со своего трона я мог любоваться, как отдыхали люди на берегу. А теперь…
От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:
- Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а мой, родной пруд, оставить.
(Водяной уходит из класса.)
- Как вы думаете, с какой проблемой столкнулся Водяной? (загрязнение воды водоёма)
- Что произошло с водоёмом после загрязнения? (Рыба и растения водоёма погибли, никто не приходит отдыхать, рыбачить на пруд.)
- Ребята как можно помочь Водяному? (почистить водоём от грязи, не засорять воду водоёма, поставить предупредительные плакаты – о бережном отношении к водоёму и воде.)
- Как вы думаете, почему стали отмечать Всемирный День воды? (Всемирный День воды отмечается, потому что водным пространствам всё чаще требуется защита. В этот день проводят массовые акции по защите водных объектов, экскурсии, выставки, посвященные самому необыкновенному веществу на нашей планете.)
- Что значит охранять воду? (Это значит: охранять планету, жизнь людей, животных, растений.)
- Что должен делать я – каждый из нас по охране воды?
- Большую часть поверхности Земли занимают моря и океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют Мировой океан. (Показ на глобусе.)
- Ребята, как вы думаете, сколько на нашей планете океанов? (Долгое время выделяли четыре океана: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.)
- Ребята, как вы думаете, сколько на нашей планете морей?
- По некоторым источникам на Земле 49 морей. По другим источникам – 70, а по третьим источникам – 100. Точный ответ на этот вопрос не может дать никто. Потому что все учёные понимают термин «море» по – своему. В сказках, песнях что ни море — то обязательно «сине море». На самом деле такого названия не существует. Зато есть Черное, Белое, Красное, Коралловое... Но вода во всех них действительно синяя.
- Сообщения учащихся о морях:
Красное море иногда действительно бывает красным — когда на его поверхности всплывают буровато-красные водоросли.
Желтое море и вправду желтое, но не повсюду, а лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхэ — Желтая река. Хуанхэ выносит в море столько мути, что море на десятки километров становится мутновато-желтым. А там, далеко-далеко, в открытом Желтом море, все равно вода синяя.
Белое море северное, студеное, и зимой белым-бело от заметенных снегами льдов.
Что касается Черного моря, то зимой, когда начинают дуть холодные ветры, станут разгуливать по широкому морскому простору свинцово-серые волны — оно насупится, потемнеет. За это его и прозвали Черное, что значит «суровое», «грозное».
Коралловое море так названо потому, что в нем тысячи коралловых островов.
Охотское — это море назвали по имени реки Охота, которая в него впадает.
Мраморное — это море назвали так за то, что на нем есть остров, где с древних времен добывали мрамор и на кораблях везли в разные города по этому морю.
- Не слишком ли много на свете воды?
- Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан — это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт свое тепло Земле. Без воды на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...
- А всякая ли вода годится для наших нужд? Почему?
- Большую часть воды составляют моря и океаны - это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду из рек и озёр. (Сопровождаем показом опыта.)
- Ребята, какую роль играет вода на нашей планете?
1. Вода кормит человечество. Вспомните названия рыб, которые люди употребляют в пищу. (Дети перечисляют морепродукты.)
2. Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.
3. И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги...
4. А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. Вспомните названия водного транспорта. (Дети перечисляют водный транспорт.)
5. Вода необходима для промышленного производства: без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без нее не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!
- По имени разных островов названо немало морей: Гренландское, Японское. Некоторым морям даны имена знаменитых мореплавателей: море Лаптевых, Берингово море, Баренцево море.
- А теперь поиграем. Я буду произносить фразу. Если вы согласны — хлопайте, если не согласны — потопайте.
➢ На Земле 4 океана. (Хлопаем)
➢ Для питья годится и пресная, и соленая вода. (Топаем)
➢ При помощи воды добывается электрический ток. (Хлопаем)
➢ Самое соленое море — Мертвое. (Хлопаем)
➢ На земле 300 морей. (Топаем)
➢ Байкал — самое глубокое озеро в мире. (Хлопаем)
➢ Без воды нет жизни. (Хлопаем)
➢ Аральское и Каспийское море на самом деле — озера. (Хлопаем)
➢ В Черном море вода - черная, в Красном — красная, в Желтом — желтая. (Топаем)
➢ Родник и ключ — не одно и то же. (Топаем)
➢ Начало реки называется исток, а конец называется устьем. (Хлопаем)
- Люди придумали много пословиц о воде. Выполните задание в парах: соединить начало и концовку пословиц.
1. Что в воду упало, то пропало.
2. Воду в ступе толочь – вода и будет.
3. Вода камень точит.
4. В решете воду не носят.
5. Хлеб вскормит, вода споит.
6. Без воды зима не настанет.
7. Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.
8. Под лежачий камень вода не течет.
9. С водой и огнем не поспоришь.
10. На обиженных воду возят.
11. Вода с водой – не гора с горой: сольются.
12. Вода – сама себе царь.
13. Богато живем – сполна воду пьем.
- Вам уже известно, что вода бывает в природе в трех состояниях. Каких? (Жидком, твердом, газообразном.)
- Конкурс отгадывание загадок о воде.
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится —
Ничего не останется. (Туча)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Зимой в поле лежал,
Весной в речку побежал. (Снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- Вода – это не просто жидкость, снег или лёд. Вода – необходимое составляющее всей жизни на нашей планете.
Факт. Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.
Факт. Наш организм на 65-70% состоит из воды.
Факт. Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания.
Факт. В разных частях Земли лёд имеет различную температуру. Самый холодный лёд находится в Антарктике (температура льда -60 градусов). Температура льда в Гренландии всего – 28 градусов, а у Альпийского льда температура 0 градусов.
Факт. Основную часть пресной воды содержат ледники.
Факт. Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.
- Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода украшает нашу природу. Предлагаю вам просмотр презентации «Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы».
- Ребята, что нужно делать, чтобы красотой водных просторов люди любовались и пользовались её богатствами?
- Берегите воду от загрязнения! Экономьте её! Человек – это частичка окружающего мира. Зная это, каждый из нас должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.