План-проект классного часа «Выбор за нами».
Цель классного часа: сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в жизни государства. Подвести учащихся к критическому осмыслению получаемой информации.
Обучающая цель. Познакомить учеников с историей выборов, с развитием избирательной системы России, с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
Развивающая цель. Развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, формировать их познавательную активность и творческое мышление, совершенствовать навыки групповой работы.
Воспитательная цель. Воспитать внимательное отношение к документации, гражданскую ответственность, чувство патриотизма.
Оборудование: проектор, компьютер; презентация.
Методы и приемы, используемые в мероприятии:
-Метод проектов используется при организации выполнения домашнего задания по мероприятию.
-Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
-Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.
Ход классного часа.
«Чтобы сделать из людей хороших граждан,
им следует дать возможность проявлять
свои права граждан и исполнять обязанности
граждан»
(С.Смайлс,
английский писатель)
Учитель. Добрый день, дорогие ребята, граждане нашей страны. Сегодня мы собрались с вами в честь праздника, который подарило нам наше демократическое государство – «День молодого избирателя».
Звучит гимн РФ.
Этот праздник призван подчеркнуть ту особую роль, которую играет молодое поколение в судьбе своей страны, своей Отчизны. Совсем скоро вы встанете перед проблемой выбора профессии и заранее уже думаете над тем, а какие последствия этого выбора будут лично для вас, ведь тем самым вы несете личную ответственность. Но современный человек стоит еще перед одним выбором – политическим, где каждый несет уже социальную ответственность.
Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова С.Смайлса. -Что по-вашему значат эти слова? -Что хотел сказать и нам, и гражданам своего государства, английский писатель? -Прав ли он? Вот на эти вопросы в течение классного часа каждый из вас должен найти ответы.
Но сначала мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства
-Об истории выборов в России расскажут ребята, которые подготовили нам сообщение.
Ученик
1. Имеем право мы
иметь права,
но ведь морально люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
мы очень многое обязаны.
История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившей в русских землях до начала XVII в., – варяжского князя Рюрика – предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а объединенного политического решения объединенных славянских и финских племен.
Ученик 2. Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ, старосты) избирались на определенный срок на общем собрании горожан.
Ученик 3. С образованием Российского государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган было не нужно. Но ей нужен был другой институт. Таким институт и явились земские соборы. На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Земские соборы просуществовали в России менее 150 лет: первый был созван Иваном IV Грозным в 1549 г., последний – в 1683-1684 гг. в правление царевны Софьи.
Ученик 4. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название – Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).
Ученик 5. В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов. В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
Ученик 6. Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего закона. А именно: - самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет; - избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола; - избирательными правами наделялись также военнослужащие; - отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности; - уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
Учитель. Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. А кто же такой гражданин?
У каждого гражданина есть свои права. Что же такое право?
- Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? (Учащиеся отвечают)
- Правильно. Права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией.
- Какие права человека Вы знаете? (Учащиеся отвечают)
- Правильно. У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти.
- Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять!
- Сейчас несколько раз прозвучало слово «выборы». А что оно значит? (выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах).
- Как называется тот, кто участвует в выборах или имеет на это право? (избиратель).
- В чём заключается право избирателя? (свободное волеизъявление граждан на выборах).
Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются:
-Конституция Российской Федерации;
-Конституции республик в составе Российской Федерации;
-Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
-Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
-Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
-Постановления Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
- Так или иначе, все сталкивались с процедурой выборов. В процессе выборов обязательно должны соблюдаться принципы избирательного права. Чтобы лучше разобраться в этих принципах, познакомимся для начала с новыми терминами. Проведём викторину. За каждый правильный ответ вы получаете жетоны. У кого больше жетонов, тот победитель.
Задание 1. Перед вами слово из 10 букв.
Это слово происходит от латинского «посвящаю» и имеет 11 букв. Церемония вступления в должность. (и н а у г у р а ц и я)
Задание 2. Перед вами слово из 10 букв. Оно обозначает уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства. (а б с е н т е и з м )
Учитель. Народная мудрость гласит: «Один в поле не воин». Особенно актуальна эта пословица, когда речь идет о политической борьбе. В борьбе за власть для решения долгосрочных проблем нужна организация. В разгар предвыборной борьбы кто-то должен организовывать кампанию; издавать газеты, выступать, участвовать в заседаниях и совещаниях.
Задание 3. Перед вами слово из 8 букв. Эта деятельность осуществляется в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов. (а г и т а ц и я)
Задание 4. Перед вами слово из 12 букв. Обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене. ( л е г и т и м н о с т ь)
Учитель. Как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XV11-XVIII вв., однако в активное употребление входит только в начале XIX в., когда с его помощью сторонники монархии во Франции стремились восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же понятие приобрело и другой смысл, связанный с признанием данной власти и территориальных границ государства всем международным сообществом власти — это ее этическая оценка, которую не следует путать с понятием легальности как характеристики юридической.
Задание 5. Перед вами несколько юридических ситуаций.
Мы с вами попробуем разобраться в юридических вопросах, связанных с выборами.
-Можно ли на избирательном участке спрашивать совет у комиссии и избирателей о том, за кого голосовать? ( нельзя)
-Если родственник попросит вас проголосовать за него, что вы сделаете?
-Можете ли вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?
-Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации? (шесть лет)
-Какова периодичность выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации? (пять лет).
6. Скажите, как называется всенародное голосование, по какому - либо важному вопросу государственной жизни? Таким голосованием была принята ныне действующая Конституция России (референдум)
7. Как называется парламент в Российской Федерации? (Федеральное Собрание).
8. Из каких двух палат состоит Российский парламент? (Совет Федерации и Государственная Дума).
9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? (народ).
Учитель. Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.
Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более чем 200 – летняя борьба.
Принципы избирательного права
всеобщее прямое равное
свободное тайное
Принципы избирательного права – это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.
Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определённых цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.
Выборы являются равными. Устанавливается единая норма представительства, согласно которой создаются примерно равные по численности избирательные округа, избиратель включатся только в один список для голосования. Каждый голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Выборы являются прямыми. Депутаты и президент избираются гражданами непосредственно.
Выборы являются свободными. Избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах или нет и за кого голосовать.
Голосование на выборах является тайным. Однако это не лишает избирателя права добровольно высказаться о том, как он проголосовал.
ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:
1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.
- Обратите еще раз внимание на эпиграф классного часа. Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ.
Высказывания школьников.
А теперь ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ. Это поможет нам понять Вашу гражданскую позицию
1.Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то: а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
2.Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то: а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.
3. Если в день выборов президента у Вас появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то: а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4.Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дачу (за город, в гости) и не намерены голосовать, то: а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется). Во-первых, вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит. ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!). ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Задумайтесь над результатами. - Через 2-3 года каждому из Вас предстоит пройти процедуру выборов. - Знайте, Вы сами создаете свою судьбу!
Учитель. Всем спасибо за ответы, сегодня мы вспомнили, какие у каждого из нас есть избирательные права. Но не следует забывать, что у каждого из нас есть и обязанности перед нашей Родиной: быть добропорядочным гражданином, платить налоги, служить в армии, голосовать на выборах. Давайте не будем забывать о гражданском долге.
Къабэрдей-Балъкъэр Республикэм щIэныгъэ IуэхумкIэ министерствэ
|
Къабарты-Малкъар Республиканы билим бериу эм илму министерствосу |
|
Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Чеченова Ш.Ш. г.п.Кашхатау» Черекского муниципального района КБР 361800 п.Кашхатау, ул. Мечиева 96 41452, 41453, 41454
|
Конкурсная работа. План-проект классного часа ко Дню молодого
избирателя «Выбор за нами».
Фамилия, имя, отчество. Кульбаева Ларича Абуллаевна – учитель русского
Языка и литературы, классный руководитель 8 «Б»
Класса МКОУ СОШ г.п. Кашхатау Черекского
района
Год рождения: 14. 07. 1960 г.
Телефон мобильный: 89287227473
Электронная почта: LarisaK1960@mail.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.