Классный час в 3 классе
Тема: Юные герои (пионеры – герои Великой Отечественной Войны)
Цели: расширить знания учащихся об участии детей и подростков в Великой Отечественной войне, их мужестве, стойкости, героизме, воспитывать на их примере любовь к родному краю, своему народу; воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.
Оборудование: презентация, книги о юных героях, песня «Священная война» музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.
Ход мероприятия
Учитель: ребята, сегодня у нас совместный классный час «Юные герои», посвященный героям, которым было чуть больше лет, чем вам сейчас. В годы страшной Великой Отечественной войны эти бесстрашные мальчишки и девчонки на ровне со взрослыми боролись с фашистскими захватчиками. Многие из них отдали свои юные жизни за то, чтобы мы с вами сейчас могли мирно жить и учиться. Вспомним их имена и сохраним в сердцах подвиг этих маленьких героев.
Ученик: Слайд №1
Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово. Ребятишек, как будто ничего не случилось, посадят в автобусы, и начнется их длинный путь. Путь из детства, оборванного войной.
Слайд №2
Ученик «На парте осталась открытой тетрадь.
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод».
Слайд №3
Ученик: А ведь все было прекрасно.
«Слушайте все – начинается лето!» -
Первые горны пропели про это.
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке.
Первые песни в лесах зазвенели,
Первые брызги над речкой взлетели,
Первая грусть разбежалась кругами,
Первые письма отправлены к маме.
Слайд №4
Ученик Война! Твой
горький след –
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед.
И в нашумевших фильмах.
Учащийся: Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полке…
И вот почти уж семь десятков лет
Ношу твои осколки.
Звучит песня «Священная война»
Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.
Учитель: Много юных героев погибло в этой страшной войне. Имена у них разные, но взрослые дали им общее имя – Орлята. Орлята – это значит отважные, смелые.
Им, детям военных лет, предстояло не просто жить, им, мальчишкам и девчонкам, предстояло бороться с врагом, защищать свой народ, свою Родину. Их имена будут вечно в нашей памяти.
Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.
Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
Слайд:№5
Ученик: До войны это были самые обыкновенные
мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали,
разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да
друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ
МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И
НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть
невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью,
стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со
старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями,
что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы
поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее
маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Слайд№6
Лёня Голиков
Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.
Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.
Слайд№7
Марат Казей
Белорусскому школьнику было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Он стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…
Слайд№8
Саша Ковалёв
Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден - орден Красной Звезды- Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, - ордена Отечественной войны I степени - юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.
Слайд№9
Валентин Котик
В свои 12 лет , тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию.
На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.
Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.
Слайд№10
Зина Портнова
Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.
Слайд№11
Лара Михеенко
Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.
Была партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли.
Слайд№12
Володя Дубинин
О нем рассказывали легенды: как водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах…
Он был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей.
Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания.
Учитель:
Слайд№13
Сколько же их было?
Мы познакомились лишь с немногими из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.
Ученик: слайд №14
Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.
Слайд№15
Учащийся: Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Учащийся: Не
плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Учащийся: Встречайте
трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Учащийся: Мечту
пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!
Выставка книг – обзор
Учитель: ребята, страшная война давно закончилась, и в живых уже осталось очень мало ветеранов, участников тех героических событий. В благодарность за их мужество, почтим их память минутой молчания.
Минута молчания.
Итог занятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.