Классный час"Нет будущего без прошлого"
Оценка 5

Классный час"Нет будущего без прошлого"

Оценка 5
docx
29.03.2020
Классный час"Нет будущего без прошлого"
Нет будущего без прошлого.docx

 

МАОУ «СОШ №24» г.Удачный

Мирнинский район

Республика Саха(Якутия)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

Старообрядчество в современной России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила:

                                                                    Гильмутдинова Р.Ш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

I Введение

1.История старообрядчества

II Основная часть

1.Результат реформы.

2.Старообрядцы в советское

3.В настоящее время.(СМИ)

4.Диалог старой веры.

III Заключение

IV Литература

 

 

I Введение

1.История старообрядчества

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.

II Основная часть

1.Результат реформы.

Реформы Никона, начатые в 1653 году, по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам встретили сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога. Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами[5]. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. 

Несмотря на историко-культурную общность, старообрядчество в конфессиональном плане не имеет единства. После никоновского раскола середины XVII века наиболее традиционная часть Церкви сохранила старые православные устои, но оказалась в условиях гонений. В результате некоторых идеологических разногласий древлеправославие разделилось на два основных направления — «поповское» («беглопововское») и «беспоповское», в рамках которых в XVIII-XIX веках сформировалось несколько согласий (религиозных деноминаций). В правовом поле современной России представлено четыре старообрядческих согласия, имеющих централизованные религиозные организации.

2.Старообрядцы в советское время.

Советская власть в РСФСР и позже СССР относительно

благосклонно относилась к старообрядцам до конца 1920-х годов в русле своей политики поддерживать течения, оппозиционные патриарху ТихонуВеликая Отечественная война была встречена неоднозначно: большинство старообрядцев призывали защищать Родину,  но были и исключения, например, Республика Зуева или староверы деревни Ламповофедосеевцы  которой стали злостными коллаборационистами[8]. В послевоенное время, по воспоминаниям епископа Евмения (Михеева), «в местах, где традиционно жили старообрядцы, быть публично коммунистом и посещать тайно церковь никогда не было чем-то из ряда вон выходящим. Они не были воинствующими атеистами. Ведь многие же верующие люди вступали в КПСС вынужденно для того, чтобы иметь приличную работу или занимать какую-нибудь руководящую должность. Поэтому таких людей было довольно много».

3.В настоящее время.(СМИ)

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в ЛатвииЛитвеЭстонииМолдавииКазахстанеПольшеБелоруссииРумынииБолгарииУкраинеСШАКанаде и ряде стран Латинской Америки[11], а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния. В 2007 году рядом клириков и мирян РПСЦ была образована самостоятельная Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии. Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве. В 1999 году от РДЦ отделилась Древлеправославная архиепископия. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцыбелорусыкарелыфинныкомиудмуртычуваши и другие. В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:

Исследовательской службой «Среда» в 2012 году было проведено свое исследование, которое осуществлялось посредством опроса населения. Такой метод выявил порядка 0,5% старообрядцев из числа опрошенных, что в масштабах всей страны дает не более 700 тысяч человек. Причем, согласно этому же опросу, 31% (около 220 тысяч) из них стараются соблюдать все предписания своей веры, и лишь 3% (около 22 тысяч) являются активными прихожанами. Однако такой метод полон погрешностей, так как разные регионы имеют разную плотность старообрядческого населения, да и не всякий старообрядец в ходе опроса укажет свою религиозную принадлежность как старообрядчество, предпочитая православную или христианскую идентичность.

Вопрос о примерной численности старообрядцев, если и не каждого согласия, то по крайней мере общего количества, можно было бы решить, включив вопрос о вероисповедании в проходившую Всероссийскую перепись, однако этого сделано не было, и нам теперь остается пользоваться случайными и примерными оценочными сведениями.

Министерство Юстиции Российской Федерации ведет учет зарегистрированных религиозных организаций, из отчетов можно узнать данные о количестве таких организаций по основным конфессиям, что также дает нам возможность определить долю старообрядцев среди религиозных организаций России и взять на себя смелость пропорционально оценить хотя бы примерную численность людей, относящих себя к старообрядчеству, с учетом атеистов, имеющих старообрядческое происхождение.

Так, всего в России на конец 2015 года зарегистрировано 27785 религиозных  организаций, из них к «новообрядному» православию принадлежит 16359 (58,9%) (из них РПЦ МП — 58,6%), к исламу всех направлений — 5151 (18,5%), к различным протестантским деноминациям — 4860 организаций (17,5%) и к староверию всех согласий — 353 организации (1,3%). Несмотря на малый процент, старообрядчество занимает четвертую позицию в России по численности среди религиозных направлений, превышая иудеев 268 (около 1%), буддистов 249 (0,9%) и католиков 235 (0,8%). В относительном пересчете на население страны 1,3% составляет 1,9 миллиона человек, что, по нашему мнению, с учетом всех условностей весьма близко к реальности.

4.Диалог старой веры.

В рамках форума, который проходит в Доме русского зарубежья, планируется обсудить состояние староверия в современном мире, проблемы сохранения веры и культурных традиций, перспективы развития государственно-церковных отношений в России и в других странах.

Участники из стран ближнего и дальнего зарубежья затронут темы духовно-культурных связей между старообрядческими организациями России и зарубежья, сотрудничества в сфере культуры, содействие староверам, переселяющимся в Россию из-за рубежа, а также подготовку к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, которое будет отмечаться в 2020 году.

В проведении форума принимают участие Русская Православная старообрядческая церковь, Древлеправославная Поморская церковь, Русская Древлеправославная церковь, Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия, представители других старообрядческих согласий.

В настоящее время взаимодействие между старообрядческими согласиями выходит на новый уровень. Продолжается начатый несколько лет назад процесс налаживания диалога, в результате которого между согласиями удалось установить некоторые договоренности для формирования всеобъемлющего, координированного межстарообрядческого сотрудничества на постоянной основе. Такое сотрудничество предполагается вести по двум направлениям: 1) по вопросам, имеющим исключительно внутристарообрядческое значение, как, например, решение и предупреждение имущественных разногласий, совместные издательские проекты, изготовление предметов религиозного назначения; 2) консолидированное взаимодействие со светским обществом и органами государственной власти, а также при необходимости совместная выработка и озвучивание общестарообрядческой позиции по насущным проблемам современности, впрочем, полностью исключая вопросы политического характера; при этом признается совершенно неприемлемой деятельность экуменического характера и прозелитизм в любой форме.В июне 2016 года состоялась Международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». Одной из проблем, поднятых на ней, стал вопрос помощи переселенцам из Боливии. Начиная с 2009 г. по программе переселения соотечественников из-за рубежа несколько семей старообрядцев вернулись в Россию. Данное событие широко освещалось в средствах массовой информации (в т. ч. имела место серия репортажей по Первому каналу: «Потомки русских эмигрантов возвращаются из Латинской Америки на Родину»24, «В Приморском крае обустраивает быт целая община переселенцев из Боливии»25). Однако в России переселенцы столкнулись с проблемами юридического и имущественного характера, а также с бюрократическими «тонкостями» российской действительности.

III Заключение

На сегодняшний день российское общество не проявляет особого интереса к старообрядчеству как историческому и социокультурному феномену. Гораздо чаще можно встретить проявление стереотипного мышления относительно староверия, несмотря на рост числа исследований, направленных на изучение церковного раскола и старообрядчества в целом. Подобная ситуация не способствует снижению напряженности между представителями различных религиозных убеждений и гармоничному состоянию общества, что, в свою очередь, может негативно сказываться на демократических процессах и развитии институтов страны, а также приводить ко внутренним конфликтам и кризисам.

Жизненный и культурный опыт старообрядцев различных согласий актуален для России: « Они сохраняют  традиции, живой консерватизм. Нашей стране очень важен опыт страрообрядцев, такой как многодетные семьи, осуждение вредных привычек, трудолюбие. Старообрядцы всегда были патриотами своей Родины, всегда любили ее и являются носителями исконно русской культуры".

На сегодняшний день явно старообрядческих поселений и районов практически не осталось. Статистические данные вышеуказанного социологического исследования показывают следующую картину отношения доли старообрядцев к общей численности населения: Смоленская область — 2%; Республика Алтай, Республика Марий Эл, Магаданская область, Кировская область, Удмуртская Республика, Москва, Орловская область, Ульяновская область, Калужская область, Республика Мордовия, Ленинградская область, Республика Коми, Псковская область, Ямало-Ненецкий АО, Вологодская область, Пермский край — 1%; в остальных субъектах РФ доля старообрядцев незначительна.

Современная трансформация старообрядчества, совершившего невероятный скачок от традиционности к пострелигиозности, показывает огромное внимание Постмодерна к островкам Домодерна. Сегодня для довершения глобальной десакрализации используются совершенно новые ментальные инструменты, неизвестные прежде. Это перечисленные выше деконструкция, виртуализация, коллажирование, мимикрия и пр. Эти инструменты, являющиеся одновременно и проявлениями пострелигии, ориентированы, в первую очередь, на сознание, сохранившее весомую долю традиционности. Образ чисто мирского, модернистского сознания на сегодняшний день устарел, выполнив свою историческую роль. Всеобщая и массовая религиозная гальванизация является симптомом слома модернистского сознания. Однако, Постмодерн, отрицая модернистское сознание как устаревшую версию десакрализационной программы, вынужден обратиться к диалектическом антиподу Модерна

- Традиции. И обращение это сегодня не означает обращения к сущности Традиции. Плоскостный, двухмерный рисунок, получающийся при коллажировании внешних элементов Традиции, оказывается лучшей вакциной от Традиции, чем прямая с ней борьба. Одним из лучших примеров этой трансформированной ресекуляризации и является современная история старообрядчества.

IV Литература

Осипов И.В., Падалкина В.В., Сажина В.А.

Российское старообрядчество в системе государственно -конфессиональных отношений

Чистяков Г.С. Нужны ли Православию обряды? / Самарское староверие [Самара, 2012] URL: http://samstar-bib1ю.ucoz.m/pub1/146-1-0-772 (дата обращения 09.11.13).

к Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 113.

X Заволоко И.Н. "Поморские ответы" и их значение для старообрядчества (1723-1973) / Старовер-Поморец:

Сайт Староверческого общества им. И.Н. Заволоко [Рига, 2004-2012] ЦКЬ: http://www. starover-ротогес.еиМагоуег/р1иа1ш/соШт1/соШеШ;^р?соШт154 (дата обращения 09.11.13).

XI См.: Аторин Р.Ю. Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума и влияние его деятельности на развитие экклесиологии старообрядчества: Дисс. ... канд.филос.н. - Белгород, 2009. - С. 55-60.

XII См.: Бужинский В.В. Время собирать камни. Ч. 1 / Самарское староверие [Самара, 2012] ЦКЬ: http://samstar-bib1io.ucoz.ru/pub1/82-1-0-1519 (дата обращения 09.11.13); Чистяков Г.С. Нужны ли Православию обряды? / Самарское староверие [Самара, 2012] URL: http://samstar-bib1io.ucoz.ru/pub1/146-1-0-772 (дата обращения

09.11.13).

Осипов Игорь Вячеславович — магистрант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 7630-7689

Падалкина Виктория Владимировна — магистрант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: 1101PadalkinaW@,spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 5708-8317

Сажина Варвара Андреевна — кандидат социологических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: sazhina@spa. msu. ru SPIN-код РИНЦ: 5151-4260

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МАОУ «СОШ №24» г.Удачный Мирнинский район

МАОУ «СОШ №24» г.Удачный Мирнинский район

Оглавление I Введение 1

Оглавление I Введение 1

Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в

Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в

Древлеправославная архиепископия

Древлеправославная архиепископия

Россию из-за рубежа, а также подготовку к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа

Россию из-за рубежа, а также подготовку к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа

Жизненный и культурный опыт старообрядцев различных согласий актуален для

Жизненный и культурный опыт старообрядцев различных согласий актуален для

Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение:

Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2020