Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"
Оценка 4.7

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
администрации +1
Взрослым
02.10.2018
Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"
Сценарий классного часа поможет руководителям классов с казачьим компонентом в знакомстве ребят с обычаями и традициями казаков, углубит их знания истории казачества. Материал, используемый на внеклассном мероприятии, может быть применён для общешкольного мероприятия патриотического воспитания ребят 6-7 классов. Форма подачи способствует взаимодействию классного руководителя и детского коллектива.сценарий классного часа
классный час.docx
КЛАССНЫЙ ЧАС Имя твоё – казак Цель:  Воспитание   интереса   к   прошлому   своих   предков,   гордости   за   свой народ. Задачи:         1.   Воспитательная.   Формировать   у   учащихся   ответственность   за сохранение   культурно­исторического,   сознание   причастности   к   прошлому, настоящему, будущему казачества;      2.Развивающая.  Развивать   у   учащихся   память,   мышление, коммуникативные   компетенции,   навыки   оформления   презентационного материала,   использования   инновационных   технологий,   умение   обобщать   и систематизировать письменные и материальные источники; 3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте,     традициях казаков. Ход классного часа Классный руководитель (на фоне казачьей песни): Здравствуйте, гости, жданные, Званные и желанные! По обычаям казачьим Всем гостям поклон мой низкий! С добрым словом и любовью, С хлебом­солью, с хлебом­солью! Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим. Мы   продолжим   сегодня   разговор   о   казаках   –   людях   мужественных, верных своему Отечеству.    ­Что означает слово «казак»?    ­Ребята, а кто же такие казаки? ­ Отчеты учащихся ­ Учитель: Происхождение слова «казак» неустановленно. И даже сами казаки не могли точно истолковать это слово и для верности добавили слово «вольный». Вольный   казак,  никому  не  подчиняющийся,  живущий   по  своим   обычаям  и законам, защищающий право на такую жизнь оружием. Откуда же появились казаки? В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет,   бежали   в   степи,   объединялись   в   казацкие   толпы   и   образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племен, которые жили за счет грабежей. Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, выгоняли скот на пастбище; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу  в поле, мужчины  вынуждены  были  брать  с  собой  оружие. Казакам часто   приходилось   браться   за   оружие,   защищаясь   от   набегов   недругов, постепенно стало формироваться легкое, храброе подвижное войско, которое стало   защищать   южные   окраины   Руси.   (слайд   1.)   Казаки   были   не   только искусными   воинами,   но   и   хорошими   охотниками,   умелыми   хлеборобами, рыболовами. Память   о   своих   корнях   казаки   хранили   всегда,   а   в   последнее десятилетие началось бурное возрождение традиций российского казачества. Крымское казачество начало путь своего возрождения в 2014 году, в пору «Крымской весны» (слайд 2.) Нам так необходимо знать историю своего народа, а особенно культуру казачества. Для казаков своеобразным паспортом, по которому можно многое сказать, являлась одежда. Одежда казаков (слайд 3.) ­ Как одевались казаки? ( Ответы учащихся)  Учитель:  Казака всегда видно было издалека.   Так выглядит старинная одежда казака и казачки: Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился. Вот костюм казака. Костюм казачий из сукна и ситца. Он мог десятилетьями носиться. А почему рубахи разного покроя? Что одна праздничная, а другая для будничных   дней? Рубахи:   украинская   и   русская   косоворотки   с   вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем. Рубахи были двух видов ­ русская   и   бешмет.   Русскую   заправляли   в   шаровары,   бешмет   носили навыпуск. Обязательная   часть   мужского   костюма   –   шаровары. Подвязывались тонким ремешком гашником, за которым в «припарку», ближе к   телу,   пришивался   кошелек.   Отсюда   выражение   «спрятать   в   загашник». Штаны   с   лампасами.   Лампасы   знаменовали   принадлежность   их   хозяина   к вольному   воинству.   Самое   интересное:   в   шапку   зашивали   иконки   и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте. А вот сапог было великое множество ­ без них невозможна верховая   езда.   шитая   матерью   или   женой. Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.( слайд костюма казачки)   Ценилась   одежда, А   вот   костюм   казачки:   кофта,   юбка,   запон,   всё   очень   расшитое. Любимым украшением  казачки были бусы.  Голову покрывали несколькими платками   или   замысловатыми   головными   уборами:   рогатыми   киками, тюрбанами, «корабликами». Особенностью женского костюма были обязательные головные накидки. Носились они в соответствии с семейным положением. Замужняя женщина носила файшонки и наколки. Девушка заплетала одну косу с лентой. Женские   пояса   украшались   серебряными   застежками,   вышивкой, бисером, обшивались галуном В праздничные дни казачки покрывали головы красивыми шелковыми платками, в косы вплетали бархатные и атласные ленты.  Одежда  детей  напоминала   взрослую.  Детей  не  баловали  и часто   они донашивали   рубахи   и   шаровары   своих   старших   братьев,   сестер   и   других родственников.  В культуре казаков 3 правила.  Их повторяем вновь:  ­ Старикам­ уважение.  ­ Гостю – всё почтение.  ­ А женщине – любовь. Казаки и родители. Учитель­ Что вы знаете о казачьих семьях? ( ответы учащихся)  Учитель:Казачьи семьи были большими (5­10 человек). По   настоящему   непререкаемым   у   казаков   было   отношение   к   своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам.  Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением. Обращение к родителям предусматривало только «Вы» ­ «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко   всем   старшим.   В   обращении   с   родителями   и   вообще   со   старшими соблюдались сдержанность и вежливость . Почитание родителей было внутренней потребностью детей. Авторитет отца   и   матери   был   непререкаем,   почитаем.   Непочитание   отца   с   матерью считалось за большой грех. Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Они помнили слова священного Писания:  «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца».  При появлении старика все должны были вставать. В присутствии старшего   не   разрешалось   курить,   вступать   в   разговор,   непристойно выражаться. При входе куда­либо первым пропускали старшего. Уважение к нему прививалось в семье с ранних лет.  Отношение к старшим. Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде   всего,   проявлять   заботу,   сдержанность,   готовность   к   оказанию помощи   и   соблюдения   некоторого   этикета   (при   появлении   старика   все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться). Младший должен проявлять терпение и выдержку,  при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При   общих   (совместных)   мероприятиях   и   принятии   решений обязательно испрашивалось мнение старшего. Отношение к женщине Учитель: У казаков особое отношение к женщине, а почему? ( Ответы ребят) Учитель:  Женщина   была   настолько   уважаемым   субъектом   казачьего   общества, что права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем­то просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило, женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в походе, на   кордоне.   Пребывание   её   мужчины   в   доме   было,   как   правило, кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы. В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. По чести женщины, по её поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца. Эталоном взаимоотношений мужа и жены являлось священное писание, а в священном писании написано следующее: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». При всём при этом строго придерживались правила,   что   жена   не   вмешивается   в   мужские   дела,   а   мужа   не   должны интересовать дела женские. Ребята, совсем недавно наши девушки приняли участие в прекрасном казачьем обряде – посвящение в берегини. А что для вас значит казачка? (Оксана Чишко 1.5 минуты) Казаки и гости. Учитель: Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов   .Гостю   за   столом   отводилось   самое   почётное   место.   Гостя   могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом.   неприличным.  Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.   Задавать вопросы   считалось   такие   Рождение казака. Учитель: Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорождённому  все родные и друзья отца  приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. Через   сорок   дней   после   рождения   ребенка   состоялись   крестины. Сначала   новорожденному,   дарили   какое­нибудь   оружие:   шашку,   кинжал, старинный пистолет или ружье. Воспитание   мальчика   начиналось   с   появления   первого   зуба. Рукопашному   бою   учили   с   трёх   лет,   передавая   особые,   в   каждом   роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Главная подготовка начиналась в 18 лет, когда молодой казак вступал в подготовительный разряд и принимал присягу. Казак уже с рожденья – воин,  Каждый   из   вас   прошёл   через   обряд   Посажения   на   коня.   Теперь   вы настоящие казаки. А что значит для вас быть кадетом казачьего класса?  (Грушевой   Михаил   –   презентация, ПРЕЗЕНТАЦИЮ М. Грушевого вставить   Терентьев­   просто   ответ) Помните,   что   в   шапку   казака   вшивалась   иконка. Вера   в   Бога   у   каждого   казака   была   особенной.   Она   давала   казаку   и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи в трудной ситуации, и силу в борьбе...  Вера казака Учитель: Ребята, как вы думаете, почему так важна для казака вера в Бога? ( Ответы учащихся) Учитель: Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов. Основу морально­нравственных устоев казачьих обществ составляли 10 Христовых заповедей. Родители приучали своих детей к соблюдению их. Но главной заповедью было: крепи веру православную, ходи в церковь, очищай душу свою от грехов через покаяние, молись единому Богу Иисусу Христу .Главным украшением хаты была в красном углу – икона с рушником. Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Каждый казак на протяжении всей своей жизни обращается к Богу, а как же иначе? Давайте послушаем молитву к Богу. (Алина Иловченко «Моя молитва к Богу»). ПРЕЗЕНТАЦИЯ  А. ИЛОВЧЕНКО ( вставить) Честь казачья. Учитель: Как вы думаете , ребята, что же главное для любого казака? ( Ответы уч­ся)  Учитель: Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились   пригласить   на   службу   и   французские   короли,   и   германские курфюрсты, но особенно соседние православные народы. Казаки   были   неподкупны,   предательств   среди   них,   среди   природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников. Потому испокон века для казаков главное было­ честь, потерять её было сродни перестать быть казаком. Казачьи заповеди.   Учитель:   Каждый   из   нас   знает   казачьи   заповеди,   что   же   это   за священные слова? ( Ответы учащихся) (Каждую заповедь дети быстро по очереди произносят).  Учитель: Если   коротко   сформулировать   их,   то   получатся   своеобразные неписаные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим. 2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене) 3. Безмерное почитание гостя. Учитель: А что для вас самое главное? ( Ответы уч­ся) Учитель: Каждый   член   казачьего   общества   должен   знать   и   следовать   главным принципам   казачьей   нравственности,   которая   в   основе   своей   имеет   нормы христианской морали. (слайд) 1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее; 2.  Честь и доброе имя для казака дороже жизни; 3. Казаки все равны в правах. помни: "Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!" 4. Служи верно своему народу, а не вождю; 5.  По тебе судят обо всем казачестве и народе своем; 6. Держи слово. слово казака дорого; 7. Чти старших, уважай старость; 8. Погибай, а товарища выручай; 9. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа; 10.  Будь трудолюбив. не бездействуй; 11. Береги семью свою, служи ей примером А   еще   силен   и   крепок   казак   своей   вековой   дружбой   с   конем. Сильнее этой дружбы на всем свете нет (слайд) Верный друг Казак   и   конь   —   это   одно   целое,   удивительно   прочное   целое,   в особенности в походе и на войне (слайд). А посмотрите, каков казак на коне: сидит — не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем. Посадка бодрая, живая, гордая, удалая: грудь вперед ­ колесом, плечи назад, голова запрокинута, шапка на самом затылке.  Коня и казака не разделяют,  Вместе живут и вместе умирают.  Кинжал не покупали казаки никогда,  В бою или по наследству доставался он всегда.   Прославился казак не только ратным искусством, не только военно­ боевой удалью, а дивной, чарующей песней, да лихой казачьей джигитовкой. ­ Что такое «джигитовка»? (слайд) (Ответы ребят). ­ А фланкировка? (Ответы) ­ И вы, ребята, учитесь этому боевому искусству, а некоторым уже есть, что показать (Сергеев Александр­фланкировка) Вот и прочитана последняя страничка нашего альбома. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, школу, семью. Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь   дедовские песни,  плясать   народные   танцы,   хорошо   знать   свою   историю,   праздники   и обряды,  гордиться  своими казачьими корнями. Возрождение казачества –  это вовсе не ребячество И не месть, хоть униженных не счесть! Может, в этом есть лихачество,  Но ведь здесь и суть казачества: Никому не преклоняться, за родную землю драться, Крепко Родину любить, если надо – защитить! Честно жить, работать дружно –  Вот казачеству что нужно! Одна   из   учениц   симферопольской   школы   написала   прекрасное стихотворение,   посвятив   его   казакам   (Терентьев   Никита   читает стихотворение «Казаки»). Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни ­ ни шагу. В песнях душа народа. Песня – драгоценное богатство нашего народа.  (Юлия Жулида исполняет песню «Не для тебя»). Вот и закончился наш классный час, на котором мы узнали немного нового и продемонстрировали присутствующим наши знания и  умения. Но впереди у нас с вами длинная жизнь, которую прожить должны мы честно и достойно, как и подобает настоящему казаку. Скажите, ребята, что нового вы узнали сегодня? А что важно для вас? ( Ответы учащихся)

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"

Классный час " ИМЯ ТВОЁ- КАЗАК"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2018