Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.
Оценка 4.8

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
классное руководство
3 кл
04.02.2018
Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.
Публикация является частью публикации:
Бессмертный Ленинград.doc
Бессмертный Ленинград Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: 1. Познакомить ребят с понятием блокада; 2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе литературного произведения; 3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны. Оборудование: горнист». 1. Литературное произведение: Богданов Н. «Бессмертный 2. Мультимедийная презентация Power Point 2007. 3. Приложения №1, №2, №3, №4. Рассказ учителя: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье. Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она. И счастье разбивает у людей, Любимых разлучает и друзей. Сегодня мы будем говорить об очень страшном событии ВОВ – это блокада города Ленинграда. Но сначала немного истории. На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Ужасную участь готовил Гитлер городу Ленинграду (нынче Санкт- Петербург). Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно- морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью блокирован с суши немецкими войсками. Началась блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней. Что такое 900 дней – это почти три года мучений, голода, холода, бомбежек, обстрелов, смерти. Блокада - обложение неприятеля (города, порта, целой страны) военными силами с целью отрезать его от морских или сухопутных сношений (воен.). Ушаков Д. Н. «Толковый словарь русского языка» На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. со На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. 2 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.  С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы продовольствия. Рабочие получали в день хлеба по 250 граммов, а служащие и дети по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из жмыха, целлюлозы, обойной пыли, ржаной муки низкого качества. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Но город не сдался врагу. Город выжил в страшном вражеском кольце, потомучто все его жители, все его защитники сделали невозможное. Мы чашу горя выпили до дна. Но враг не взял нас никаким измором И жизнью смерть была побеждена И победили человек и город! (Суслов В.) Вывод (делают дети, составляется схема «Блокада»): Давайте подведем итог моему рассказу. Что же такое блокада? Какие несчастья принесла блокада жителям Ленинграда? 3 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Чтение художественного произведения: Как же выживали люди в это страшное время? Чем они занимались? Как жили дети в это время? Что с ними со всеми происходило? На эти вопросы нам помогут ответить книги и фотографии того времени. Мне очень хочется сегодня познакомить вас с книгой Николая Богданова «Бессмертный горнист». Я прочитаю вам это произведение. При чтении мы будем делать остановки, размышлять, смотреть документальные кадры, иллюстрации из книги. (См. Приложение 1) Беседа по прочитанному произведению: Итак, ребята, вы послушали рассказ, Какие мысли, чувства у вас возникли? Давайте побеседуем об этом. Вопросы для беседы: 1. Что такое блокада? 2. Сколько дней она длилась? 3. Что принесла блокада жителям Ленинграда? 4. Как жил мальчик Алеша в блокадном городе? Чем он занимался? 5. Как жила его мама? 6. Как жил их сосед Антон Петрович? 7. Что помогло спасти жителей Ленинграда от полного уничтожения? 8. Что чувствовали люди, когда блокада была снята? 9. Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали этот рассказ? Почему? 10. Что вы можете сказать об Алеше? Какой он? 11. Что можно сказать о всех жителях Ленинграда? Каково им пришлось? 12. Какой эпизод из рассказа вас поразил больше всего? Почему? 4 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год 13. Как вы считаете, нужно ли современному человеку знать об этих страшных событиях? Почему? Составление синквейна по прочитанному произведению: Давайте попробуем выразить свои мысли и чувства через составление синквейна. У вас на партах приготовлены бланки. На них памятка, которая поможет вспомнить правила составления синквейна (См. Приложение 2). (Практическая работа: составление и зачитывание синквейнов) Рефлексия. Подведение итогов. Планирование дальнейшей работы по теме: Ребята, сегодня мы познакомились только с одним произведением военной тематики. Но таких произведений написано много. С сегодняшнего дня мы начинаем с вами марафон книгочеев «Война на страницах литературных произведений». Каждый из вас прочтет столько книг, сколько сможет. После прочтения каждой книги, вы будете заполнять страничку в дневничке Книгочея. Марафон продлиться до 29 апреля. Список книг (См. Приложение 4), которые вы можете прочесть, я вам предоставлю. По итогам марафона будут выявлены победители. Они будут отмечены грамотами. Вы готовы начать марафон? Тогда я предлагаю вам заполнить первую страничку нашего дневничка (См. Приложение 3). Она будет посвящена рассказу Н. Богданова «Бессмертный горнист». (Заполняется первая страница Дневника книгочея. Дети получают список рекомендованных для прочтения книг). 5 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Приложение 1 Богданов Н. «Бессмертный горнист» (текст дан с сокращениями; в текст вставлены дополнительные комментарии, сопровождающие чтение и показ мультимединой презентации) "Тра-та-та, та-та!" И снова: Тра-та, та-та!" Алеша улыбнулся, заслышав призывные звуки серебряной трубы, и очнулся от боли — треснули губы. От недоедания у него так пересохла кожа, что нельзя было смеяться. Но как же не радоваться, заслышав пионерский горн, играющий побудку. Значит, еще одна блокадная ночь прошла. Живы пионеры. Жив горнист, посланный в утренний обход! В осажденном городе самое опасное быть мальчишкой. Солдаты умирают в бою, дорого отдав свою жизнь, а мальчиков Ленинграда выкашивает голод, как траву... И, хотя хлебный паек они получают наравне с солдатами, им трудней. Беда в том, что организмы детей растут. И от нехватки пищи начинают пожирать сами себя. Вначале жировые запасы, затем клетки тела. Мускулы слабеют, мясо начинает отставать от костей. Наступает сонливость, неподвижность и вечный сон... Алеше нельзя умирать. Он должен бороться со смертью, как боец с врагом! И победить, чтобы потом встать в строй. Если не будут выживать и подрастать мальчики, кто потом станет на смену погибшим бойцам? подняться, Алеша заставил себя пошевелиться, подтянуться. Он прислушивается, не гудят ли самолеты. Нет, наверно, опять морозный туман. Это хорошо, в туман фашисты не летают. Но ведь подняться надо! Мама говорила, главное — движение, обязательно движение. Немного, чтобы не растрачивать напрасно сил, но двигаться надо. И прежде всего умыться. Уходя, она всегда оставляет рядом миску с водой, губку и полотенце. Проведешь мокрой губкой по лицу, и оно становится легче, потому что с него смывается известковая пыль, налетевшая от разрывов бомб и снарядов. И копоть от коптилки и от железной печки. Ее поставил Антон Петрович, их сосед по квартире, в комнату которого они перебрались из своей, потому что в ней воздушной волной высадило рамы. Да, неумытое лицо гораздо тяжелее. Оно больше давит на подушку, не дает поднять головы. Алеша с напряжением всех 6 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год сил достает все-таки губку и снимает с лица тяжесть пыли и копоти. Глаза открылись! Ого, уже веселей. Комментарии учителя: В Ленинграде в это время было очень холодно. Стояла зима 1942 года. Зима морозная. Жители города очень страдали от этого. Им нечем было топить свои квартиры. Электроэнергии в домах не было. Водопровод замерз. Люди ходили за водой на реку Неву. Теперь надо встать, чтобы поесть. Мама говорит: есть лежа — последнее дело. Надо обязательно сидя за столом. И чтобы стол был накрыт: тарелки, ложки, вилки, все, как полагается. Чтобы фашисты не чванились, будто они загнали нас в пещерный век, заставили потерять человеческий облик. Нет, мы и обедаем по-людски! Правда, совсем недавно пришлось ему есть не по-людски. Но это был особый случай, когда он уже не поднимался, а мама все-таки подняла его! Алеша очень отощал. В те дни даже по рабочим и детским карточкам ничего не давали. Но женщин, работающих в оборонном цехе, там, где снаряжают противотанковые мины и гранаты, на счастье, кормили не супом и не теплой болтушкой, которую с собой не возьмешь, а кашей. Все матери стремятся что-нибудь да унести с собой детям, а этого нельзя делать. Ведь если они ослабнут, кто же тогда будет снабжать оружием бойцов? Для того им и дополнительное питание, чтобы руки не слабели, чтобы побольше гранат и мин делали. Поэтому мастера, выдавая женщинам добавочную пищу, просят: "Все ешьте здесь, ничего с собой". И все жидкое приходилось съедать, суп не вынесешь из цеха. Смотрят строго, ни в какую посудку не отольешь. А вот каша — это другой разговор. Маме повезло, что кормили не в обеденный перерыв, а перед концом смены. Походная кухня запоздала, попав под обстрел, кашевар был ранен. Каша захолодала, не разварилась, была комковата. Мама просто вся просветлела, душа заиграла, когда подумала: "Ну, теперь-то я Алика угощу!" Несколько комков съела, а остальные за щеку заложила. И так принесла домой во рту. Приложила губы к губам и давай кормить Алешу. 7 переисканной, МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Он уже не мог жевать: обессилел. Но она его заставила. Проглотив немного теплой каши, он оживился, даже поднялся и сел в постели. Мама все целовала его и говорила: — Вот мы и как птички! Так голубки кормят птенцов! Из клюва в клювик! Из клюва в клювик! И они смеялись. Смеялись! И говорили, что, сколько будут жить, этого не забудут! Всем, всем будут рассказывать, как сказку, после войны. Но теперь-то он не так слаб, он и без маминой помощи сможет подняться. Теперь ему помогает чеснок. Ой, какая это была удивительная находка. В своей собственной квартире, обысканной, в которой ничего-ничего съедобного не осталось, даже засахаренной плесени на старой невымытой банке из-под варенья, даже яичной скорлупы. Вы знаете, что в скорлупе есть питательность? Не только присохнувшая к ней пленочка, но и сама скорлупа полезна. Это не просто кусочек извести. Ее можно истолочь и посыпать, как соль, на хлеб. Но чеснок нельзя есть просто так, его надо натирать на кусочек хлеба. Тогда самый черствый, самый сырой и непропеченный хлеб становится похожим на копченую колбасу! И как же они с мамой берегли эту находку! Чтобы и не высохла и не подмерзла ни одна долька. И сколько времени прошло, а еще держится! И вот сегодня Алеша будет есть хлеб, натертый чесноком. Алеша угостит Антона Петровича. Не чесноком, конечно, а только запахом чеснока. Антон Петрович ни за что другого угощения не примет. Только проведет долечкой по кусочку хлеба и скажет, зажмурившись: "Ох, вкусно!" Как хорошо, что он есть и живет вот здесь рядом, за шкафом. С ним легче, когда он приходит с дежурства и спит днем, можно слышать его дыхание. С ним надежней и ночью, когда знаешь, что, пока ты спишь, он бодрствует на чердаке, на крыше, не дает поджечь дом зажигалками... Сколько их потушил он — и числа нет! До войны он был уже седой, но с розовыми щеками. А теперь от голода стал совсем белый и как бы прозрачный. Мама говорит: "И в чем душа держится". И он все же пришел. И был сегодня даже не белым, а синеватым. И не разделся и не лег спать. Антон Петрович не пожурил Алешу за лежебокость, он взял его руку и, вложив в нее бумажные пакетики, сказал: — Сохрани это, мальчик, до весны... Здесь семена... — Хорошо, — сказал Алеша, — конечно... — Вот тут твой паек и мой, вы его тоже ешьте... Меня на дежурстве кормили... да, да... 8 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год — А вы куда, дядя Тоша? — Я далеко, в пригород... Туда, где у моих родственников полная яма картошки со своего огорода... Ждите меня, обязательно ждите, я много-много принесу, сколько донесу... Алеша закрыл глаза, представив себе яму, полную картошки, о которой так много рассказывал Антон Петрович... "Надо дотерпеть только до весны, когда открывают картофельные ямы... Вот оттает земля, иначе не вскроешь мерзлую... Мы возьмем заспинные мешки и пойдем!" Это была мечта, которой они жили все втроем... Алеша задремал и не слышал, как Антон Петрович ушел. Комментарии учителя: От страшного голода жители умирали. Умирали прямо на улицах, не дойдя до дома. Умирали в своих холодных квартирах. Им некому было помочь. Люди были без сил. Не хотелось двигаться, разговаривать, улыбаться. Более 600 тыс. человек умерло в блокаде от голода. После войны стала известна история одной маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой. Был найден ее дневник, где она написала следующее: 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра. Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня. Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня. Мама — 13 мая в 730 утра. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Девочка записывала, как умирали ее близкие родственники. Таню спасли, вывезли на большую землю. Но девочка вскоре умерла. Ее здоровье было сильно подорвано голодом. Очнувшись, он ощутил что-то зажатое в руке, вспомнил, что это семена. И стал разглядывать красиво нарисованные на пакетиках луковицы, морковки, свеклы... Ой, а ведь семена съедобны. Но нет, не станет их есть, хотя их можно было жевать. В них много питательного. Конечно, если бы их было много, а то щепоточка. А вот если их посеять и вырастить, это же будет целая гора. А вырастить есть где, столько вокруг скверов и дворов. Ого, только копай да сажай! Важно дождаться весны, а уж там-то мы проживем! И другим поможем. Надо жить. Если не будет мальчишек, кто же 9 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год будет копать грядки. Надо проявить силу воли и не сжевать эти чудесные семена. Алеша готов встать и сесть за стол завтракать. Там на тарелке, накрытой чистой салфеткой, лежит ломтик хлеба, уже натертый чесноком. Мама убирает оставшиеся дольки, смешная, не верит в его силу воли! Чудачка, он же знает, где спрятан чеснок, и может достать в любую минуту. Но он стойкий, никогда не съест свою порцию хлеба просто так, не проглотит жадно кусками, а сделает все, как велит мама. Нальет горячего чаю из термоса, оставшегося в память от папы. Добавит туда одну чайную ложку, одну, вареньевой воды. Есть у них такая. Они налили воду в старую банку от варенья, которую забыли когда-то вымыть, и получился душистый, пахнущий клубникой настой. Вот если его влить в кипяток одну лишь чайную ложечку, это уже будет не просто кипяток, а чай с клубничным вареньем! Все это Алеша представил себе и опять чуть не улыбнулся, но вспомнил, что от улыбки у него трескаются и кровоточат губы, и сдержался. Вставать было нужно, но так не хотелось, угревшись под одеялом и шубами, лежал бы и лежал весь день, но у него есть священная обязанность — заготовка дров. До прихода мамы он должен заправить печку. Это их праздник — затопить и смотреть, как играет пламя. Усевшись рядышком, подставлять огню руки, лица, мечтать о весеннем солнце. С напряжением всех сил Алеша выбрался из-под шуб и одеял и стал завтракать. Медленно-медленно жевал тоненький ломтик хлеба, пахнувший копченой колбасой, запивая чаем. Потом стал трудиться. Это необходимо: без труда человек вянет, как трава без солнца, говорит мама. Трудиться ему очень трудно. И, хотя топор не тяжел, рубка дров дается нелегко. Мама приносит обломки старинных стульев, кресел, кроватей из разбомбленных домов. Горят они здорово, с треском, но крепки, как железные. Попотеешь, пока изрубишь. Этой работы хватило бы до прихода мамы, но Алеша разделяет ее на два приема. Потому что ему нужно еще позаниматься, выучить уроки. Ленинградские ребята решили не бросать ученья ни за что! "Пусть не думают фашисты, будто они заставят нас вырасти неучами в осаде. Не поддадимся!" Кто не мог ходить в подвал, где были классы с партами, с черной доской, тому уроки задавали на дом. И учительница через день, через два обходила таких ослабевших ребят... 10 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Что-то ее давно нет. Но она придет же когда-нибудь, и Алеше будет чем отчитаться. В последний приход она задала урок на неделю! Разогрев подмерзнувшие чернила, Алеша переписывает набело диктант, который он научился сам себе диктовать. Комментарии учителя: Многие дети в то время шли работать на ленинградские заводы. Мужчин не хватало, и к станкам вставали женщины, старики, дети. Кто-то из ребят ходил в госпиталь (больницу) и помогал раненым, кто-то дежурил по ночам на крышах ленинградских домов, чтобы тушить бомбы-зажигалки. Все понимали, что это необходимо, чтобы выжить. Во время блокады в Ленинграде работали школы, работали театры. Жители города как-бы показывали фашистам, что их нельзя сломить. Они живы и будут жить дальше, не смотря ни на что. И вдруг его подбрасывает далекий подземный толчок, почти незаметный. Но он-то знает, что это начинается обстрел. Это ударило тяжелое орудие, установленное немцами где-то за Пулковскими высотами. Нарастает тугой свист, от которого из рамы вываливается заткнувшая пролет окна подушка. Разрыв позади дома сотрясает стены, жалобно звенят уцелевшие стекла. Снова подземный толчок, и снова тугой свист. И еще, и еще. Снаряды летят вразброс, разрывы справа, слева. Не поймешь, куда целятся. — Дураки! Дураки! — сквозь стиснутые зубы ругает фашистских артиллеристов Алеша. — Куда палят? Наши солдаты, пулеметы, пушки — все на окраинах. В центре города ничего военного нет... Ну и пусть, пусть тратят зря снаряды, дураки! Вот где-то особенно близко грохнуло. Окна застелило дымом. Алеша подтягивается на подоконник. Горит дом напротив через улицу, хороший, красивый, с колоннами... Хочется посмотреть, что загорелось. — Дураки! Дураки! Может быть, потушат? Хочется посмотреть дольше, но снова далекий подземный толчок, и он сползает с подоконника. От близкого разрыва могут попасть в глаза осколки стекла. А глаза ему пригодятся, чтобы смотреть в оптический прицел винтовки, а не зря глазеть из любопытства. Не имеет он права рисковать глазами будущего снайпера. 11 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Алеша заставляет себя отвернуться к стене, на которой играют тени пожара... Разрыв где-то далеко... Но следующий может быть и в их доме. Ему становится страшно при мысли, что вернется мама, а на месте дома — груды развалин... Вдруг доносится звук, от которого сразу теплеет на сердце. Он похож на успокаивающее гуденье пчелиного улья. — Ура! — шепотом кричит Алеша, у него что-то сел голос в последние дни. — Ура, пошли штурмовички! Они вам дадут жару! Штурмовиков еле слышно за дальностью расстояния, но Алеша, закрыв глаза, воображает, как наши летчики пикируют на фашистскую батарею, ведущую огонь. Как гитлеровские артиллеристы разбегаются и падают побитые... — Вам попадет, попадет, дураки! От сильных переживаний вдруг очень хочется есть. Так хочется, что кружится голова и он валится на пол и падает мягко, как ватный. И долго лежит в забытьи. "Тра-та-та-та! Тра-та! Тра-та!" — пробуждают его звуки горна. Оказывается, это уже новое утро. И он проспал от слабости целые сутки. И чуть не умер во сне! Но жив скуластый паренек, к которому перешел его горн, — значит, и он будет жить! Алеша приподнимает голову, потом, опираясь на руки, встает и идет к столу, где ждет его недоделанный урок. Надо заниматься, надо учиться, отставать нам нельзя, мы ленинградцы. Надо собраться с силами. И настроить мысли на занятия. Собрались же с силами ребята, которых повел горнист помогать пострадавшим от обстрела. Вот и вечер наполнил комнату синим светом. Пора опустить тяжелые, плотные шторы и зажечь лампочку-коптилку. В темноте нехорошо. Страхи ползут какие-то. Маленький огонек, а все же с ним веселей. Главное, не застыть, не перестать двигаться, пока не придет мама. Она потормошит, потискает немного. С мамой ночь не страшна. Главное, пережить то время, когда остаешься один, без нее. Прошел еще один день осады. И Алеша остался жив. Темнеет быстро. Лишь на западе зловеще багровеет полоса заката. В комнате во всех углах сгущается тьма, только над столом желтый, теплый огонек коптилки. И рядом стриженая голова мальчика. Беззвучно движутся его губы, он шепчет сам себе диктант. Он занимается. Если не придет учительница, тогда мама проверит уроки и задаст новые. 12 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Вот она идет! Это ее шаги! Он научился различать их издалека, на самых первых ступенях лестницы! Она три раза останавливается, на каждой площадке, ей нужно отдыхать. А может быть, она дает ему время подняться из-за стола, затем двинуться навстречу и помочь открыть забухшую от сырости дверь квартиры. Когда мама тянет к себе, а он подталкивает к ней, пусть слабо, чуть-чуть, она уже чувствует, что он здесь, жив! И это такая радость! Бывает, что от слабости не может толкнуть дверь, тогда он просто на нее валится, и дверь поддается. И ликует, что дождался мамы, не поддался смерти! Но сегодня он что-то очень слаб. И у него не хватает сил, не может он толкнуть дверь и сползает к порогу... И в это время дверь открывается и к нему навстречу падает мама. Ее одежда пахнет морозом и дымом. Ее лицо черно от копоти. Пряди волос слиплись. И губы черствы. Но он целует, целует их, хотя ему больно... И вдруг понимает, что это не его мама... Это чья-то чужая. Хотя у нее такие же ввалившиеся глаза. И из них так же, как у мамы, текут слезы. И она шепчет те же слова, что мама: — Ты жив? Ты цел? Зайчонок! Ему хочется сказать, что она, очевидно, ошиблась подъездом. И он совсем не ее "зайчонок". Но чужая мама, схватив его в объятия и усаживая на стул, сама говорит: — Вижу, занавешено наше окошко даже днем... значит, никого в живых уже нет. И вдруг смотрю — щелочка и в нее кто-то смотрит... Ах, как бросилась я вверх по лестнице, откуда и силы взялись! Подумала, а вдруг это мой... А у тебя что, никого не осталось тоже? Ты один? На вот, маленький Кушай! И сует ему в рот что-то липкое. — Это питательно. Это я своему несла... А его нет. И дома нет, и ничего нет... развалины. А уходила — все еще было.. и дом и он... Ну, ты кушай, кушай... Да ты что, разучился есть? Давно один? Ослаб совсем... даже шторку не задернул.. Смотрю — свет горит... И вот я на этот свет... Ты кушай, кушай, ты должен есть, чтобы жить! Алеша машинально ест. Согревается идущим от нее теплом и засыпает. Возможно, это ему приснилось... Но, проснувшись еще раз от звуков горна, Алеша обнаруживает у себя под боком сверток с едой. От него так необыкновенно пахнет, что Алеша находит его сразу. Развертывает — и что же там: хлеб, намазанный повидлом! Это так вкусно... И его зубы сами впиваются... Но тут его останавливает мысль: "Это не мое... Здесь какая-то ошибка!" 13 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Но зубы уже нельзя остановить. Они жуют, жуют и заставляют глотать прожеванное... Наверно, Алеша уже был так плох, весь организм его был на таком крайнем пределе, что не съесть этот хлеб с повидлом было бы равносильно смерти. И когда Алеша проглотил все до последней крошки, он впал в забытье... Когда Алеша проснулся снова, он сразу встал с кровати. И чуть не упал от радости — в дверях показалась мама. — Ты жив? Цел, олененок! И у нее так же закапали слезы. И они обнялись так крепко, что слышали биение сердец друг друга за тонкими слабыми ребрами. И это так радостно. Бьются два сердца рядом. Они живы, живы. И вместе. — Как ты тут жил без меня, олененок? — Ничего, — отвечает Алеша. — А я, когда очнулась, спрашиваю, где я, что со мной, какой день идет?.. Подумать только, была в обмороке трое суток!.. Как упала, выходя из цеха... И вот... Хорошо, что подвезли машиной... Жив, жив, милый Алешуня мой... Теперь все будет хорошо. Все чудесно. Ты не слышал еще, по льду Ладоги проложена ледовая дорога. Дорога жизни! А что ты ел тут без меня? Как ты не умер с голоду? Постой, да у тебя кто-то был... Чужие варежки? И Алеша тоже замечает чужие варежки, уроненные под столом... И рассказывает о чужой маме, которая ему словно приснилась. Как она плакала о своем и кормила чужого "зайчонка". Мама молча кивает головой. Она видела этот дом, развалины которого еще курятся дымом... Там работают саперы, пытаются спасти кого-нибудь из-под обломков... И многих уже спасли. — Может, она еще найдет своего, поэтому она и поторопилась уйти, — старается мама утешить Алешу. — Зачем же я съел его хлеб с повидлом? — Ничего, Алеша, был бы он жив, в госпитале... его тоже накормят... Да и я могу помочь... Если... Ах, как же она ушла и ничего, кроме этих варежек... А может быть, сказала что- нибудь? Хоть бы узнать кто! Может быть, она разговаривала с Антоном Петровичем? Он спит все еще после дежурства? — прислушалась мама. — Почему на тебе его пальто? — Ах, я и забыл, он же ушел... за картошкой. Велел ждать его с большим мешком, с большим... с большим и полным картошки! — Да? — Мама тревожно оглядела комнату. — А взял ли он мешок, Алеша? 14 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год — Взял, взял, я сам видел... И оделся похуже, это ведь далеко, там уже рядом окопы... И ямы. Полная яма огородной картошки! — Зачем же ты отпустил его, Алеша? — Так ведь же обещал вернуться! — И он отдал тебе хлеб? И карточки до конца месяца? — Да, вот они, велел получать и кушать, а он там у родственников покормится. Картошкой. Ему же нужно будет отдохнуть перед дальней дорогой. Ну что ты, мама? 15 быть людям в тягость? Нет, мама, нет! — Давай, Алеша, помолчим. — Ты думаешь, он пошел умирать на кладбище? Чтобы не — Помолчим. — Но он же обещал вернуться... А хорошее пальто набросил на меня, чтобы мне было теплее!.. Нет, мама... Он не мог обмануть меня! — Нет, конечно, Алеша... Он старый коммунист... Мы будем ждать его. Мы должны жить и крепиться. Мы не должны умирать, Алеша! Столько людей отдали за нас свои жизни, что мы обязаны крепиться и победить... Победить! Мать и сын долго молчали. А потом они обедали и сразу ужинали, заправив кипяток лавровым листом. По запаху это был почти суп. Они ели его ложками, налив в тарелки. И несли ко рту, подставив ломтики хлеба. Когда на хлеб капало, хлеб пропитывался тоже запахом настоящего супа. Это было так вкусно! Мама, как всегда, пыталась обмануть сына, подсунуть ему кусочек хлеба побольше. Но Алеша бдителен. Он разгадывает ее "военные хитрости" и не ошибается, сортируя маленькие квадратики, на которые они разрезают паек. Сегодня уже подвезли муку по "дороге жизни", по льду Ладоги. Был туман, и немецкие летчики не смогли помешать нашим автоколоннам. И завтра, глядишь, они пробьются и можно будет вот так же есть не пустой обед и ужин, а с хлебом, с настоящим хлебом! И сын и мать полны надежд, укладываясь спать вместе, чтобы согревать друг друга. Они вдоволь насмотрелись на огонь. Закрыли печь. Прежде чем заснуть, они еще долго говорят не наговорятся. Алеша рассказывает, как снова его разбудил утром веселый горнист. — Он так хорошо трубил, мама, так громко. Ты не бойся, он и завтра придет и разбудит. Я знаю. Ему ничего не сделается. Он такой здоровый паренек из пригорода... Он жив, и я буду жить! И каждый раз, пробуждаясь, Алеша улыбкой ранил себе губы, они трескались, пересохнув от недостатка питания. МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год "Жив горнист! Значит, и я проживу!" Комментарии учителя: Чтобы спасти жителей Ленинграда, было решено проложить дорогу по льду Ладожского озера. Все ждали, когда оно замерзнет. Когда появился небольшой слой льда по озеру пошли подводы с продовольствием. Они везли в город муку, крупу, медикаменты, снаряды. Из города забирали ослабевших детей, женщин и стариков. Их переправляли а безопасные места. После того, как лед стал крепким, то стали ходить грузовые машины. Фашисты постоянно бомбили дорогу сверху. Но дорога по Ладожскому озеру была единственной ниточкой, которая связывала осажденный город с Большой землей. Эту дорогу стали называть «Дорогой жизни». Так продолжалось много-много дней. Пока наконец не пришла весна и все, кто уцелел, вышли на улицы. И вышел Алеша с семенами, сбереженными им для посева. И взрослые, и дети чистили, убирали улицы, вскапывали каждый клочок земли. Семена были нужны, как вода и воздух. Каждому пакетику люди радовались. Алешу хотели ребята качать, да не хватило сил. Преодолевая усталость, он бросился навстречу горнисту, как только завидел его с медной трубой в руках. Обнял, подкравшись сзади, и удивился, что он так худ. Закрыл ему глаза ладонями: — Угадай кто? Не узнаешь, это же я, Алеша! — Какой Алеша? Пусти! — Спасибо тебе! Спасибо, друг! Если бы не ты, я бы, пожалуй, умер! Как ты здорово трубил каждое утро побудку! И откуда у тебя нашлось столько силы?! Я едва по комнате передвигался... А ты чуть не по всему городу... Я слышал, как ты играл и на нашей улице, и дальше, и еще дальше... Ну, ты просто железный какой-то! Ну, разве не помнишь? Ты же принял от меня горн тогда, зимой. Поняв, что горнист не может угадать его, Алеша разомкнул руки и заглянул ему в лицо. И отшатнулся: перед ним стоял совсем другой мальчик, не тот, которому он передал горн, а синеглазый, узколицый, бледный. Совсем другой. мальчишка с нашего двора, Аркадий. — А где же тот мальчишка, который из пригорода? Вася? — Не знаю, — сказал синеглазый, — мне передал горн — А ему кто? — Одна девочка из дома напротив... — А ей кто? 16 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Оказывается, ходил и трубил не один горнист и не два, а много-много мальчиков и девочек. Они сменялись, передавая горн из ослабевший рук в более сильные. Многие умирали, но горн жил. Он играл, играл, звучал непрерывно, "помогая всем ленинградским ребятам стойко переносить беду. И вот всем уцелевшим светит солнце. Они будут жить. А их враги утекли, как растаявший снег в половодье. А бессмертные наши горнисты, послушай, они и сейчас по утрам звонко играют побудку! Комментарии учителя: Блокада закончилась 27 января 1944 года. Это было очень радостное событие для всех жителей города. Радовались дети, радовались женщины, радовались солдаты, которые наконец-то одолели врага. В честь Победы над фашистами, в честь прорыва и снятия блокады с Ленинграда в городе был устроен праздничный салют. Защитникам города были вручены медали «За оборону города Ленинграда». Память о погибших жителях и защитниках Ленинграда увековечена в памятниках и мемориалах. К ним приходят люди, чтобы возложить цветы, чтобы вспомнить тех, кто уже никогда не вернется, чтобы сказать «Спасибо!» тем, кто погиб защищая город на Неве. Вечная им слава! 17 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Синквейн «Блокадный Ленинград» Приложение 2 Памятка по составлению синквейнов: 1 строка: 1 слово (существительное; предмет, о котором пойдет речь); 2 строка: 2 слова (прилагательные; признаки, характеризующие предмет); 3 строка: 3 слова (глаголы; действия, относящиеся к описываемому предмету); 4 строка: 4-5 слов (предложение, выражающее ваше отношение к описываемому предмету); 5 строка: 1 слово (суть темы, главная мысль) Заголовок:……………………………………………………………… Автор: …………………………………………………………………… 1 строка: ………………………………………………………………………….. 2 строка: ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… 3 строка: ………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………… 4 строка: ………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… 5 строка: …………………………………………………………………………… 18 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Приложение 3 Обложка для Дневника Книгочеев Дневник Книгочея «Война на страницах литературных произведений» Автор: ……………………………………………………………………………………… … учени….. 2-Б класса Ветлужской средней общеобразовательной школы Классный руководитель: Астафьева Е. В. Ветлуга, 2010 год Памятка по заполнению страничек Дневника следующим рубрикам: После прочтения книги заполни страничку по 19 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год 1. Автор книги. 2. Название книги. 3. Главные герои книги. 4. Эпизод, который поразил тебя больше всего. 5. Понравилась ли тебе эта книга? 6. Чему она учит? 7. Иллюстрация (небольшой рисунок к произведению). Все записи должны быть аккуратными. Пиши без ошибок. Предложения должны быть законченными. Если в чем-то сомневаешься, то попроси помощи у взрослых. 20 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Приложение 4 «Война на страницах литературных произведений» (список книг для чтения) Алексеев С.П. Идет война народная: Рассказы из истории Великой отечественной войны. Алексеев С. П. Рассказы об обороне Ленинграда Бикчентаев А.Г. Сколько лет тебе, комиссар? Беликов В. Н. Война. Впечатления деревенского подростка Богданов Н.В. Бессмертный горнист Богданов Н.В. О смелых и умелых Богомолов В.М. За оборону Сталинграда Васильев П.А. Фронт рядом Рассказы Водопьянов М.В. В дни войны Рассказы Воинов А.И. Западня Воинов А.И. Отважные Воробьев Е.З. Последние выстрелы Воробьев Е.З. Тринадцатый лыжник Воронкова Л.Ф. Девочка из города Воскобойников В.В. Девятьсот дней мужества Гаврилов П.П. Егорка Грусланов В.Н. Дорогие реликвии Дажин Д.П. За освобождение Праги Даненбург В.И. Весенняя музыка Вены Даненбург В.И. Чтоб всегда было солнце Жариков Л.М. Червонные сабли Жданов Н.Г. Морская соль Идет война народная... Стихи о Великой Отечественной войне Карасева В.Е. Маленькие ленинградцы Козлов В.Ф. Витька с Чапаевской улицы Козлов В.Ф. Красное небо Козлова Л.Н. Толя Захаренко Колбасьев С.А. Салажонок Колос И. А.За час до рассвета Кондратьев. В Л. Сашка Кондратьев, В.Л. Отпуск по ранению Коряков О.Ф. Странный генерал Крестинский А.А. А потом началась война Крестинский А.А. Мальчики из блокады Кубанский Г.В. Команда осталась на судне Лиханов А.А. Крутые горы Лукин В.С. Жора Артеменков Макаренко Я.И. Знамя Победы Матвеев Г.И.Тайная схватка Митяев А.В. Шестой - неполный Митяев А.В. Подвиг солдата. Рассказы о войне. Морозов В.Н. Лёня Анкинович Мустафин Р.А. Красная ромашка: Рассказы о поэте-герое Мусе Джалиле Насибов А.А. За оборону Кавказа Павлов Б.А. Вовка с ничейной полосы Песня о смелых: Стихи о Великой Отечественной войне Платов Л. Д. Секретный фарватер 21 МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Астафьева Е. В. 2010 год Погодин Р. П. Где леший живет? Погодин Р. П. Живи, солдат Последович М. Т. С тобою рядом Привалов Б. Сказ про Игната-Хитрого Солдата Приставкин А.И. Солдат и мальчик Разумневич В.М. Письма без марок Сахарнов С.В. Капитан «Доротеи» Семяновский Ф.M. Повесть о фронтовом детстве Соколов Г.В. Быль о матросе Кайде и его товарищах Сорокин З.А. Поединок в снежной пустыне Станюкович К.М. Севастопольский мальчик Стрехнин Ю.Ф. Город отважных Стрехнин Ю.Ф. Крепость черноморцев Твардовский А.Т. Рассказ танкиста Тихонов Н.С. Ленинградские рассказы Туричин, И.А. Сердце солдата Фадеев А.А. Сашко Фрейберг Е.Н. Корабли атакуют с полей Фролов В.Г. В двух шагах от войны Ходза Н.А. Дорога жизни Цессарский А.В. Операция "Мост" Чехович Д.Ф. Маня Голофаева Чудакова В.В. Как я боялась генералов Яковлев Ю.Я. Неприкосновенный запас. 22 Библиографический список: 5602.htm ://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/02/us11 • Блокада/http • Богданов Н. Бессмертный горнист. – М.: «Советская Россия», 1967 • Павлюк М. В. Блокада Ленинграда в Великой Отечественной войне г. . ru / articles /508451/ / http :// festival .1 september

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.

Классный час "Бессмертный Ленинград"в 3 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018