1. Организационный момент
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроках общения, чем эти уроки могут быть полезны для вас и сегодня, и вашей будущей жизни?
Учащиеся высказывают свои предположения. Откорректировать и обобщить ответы.
- Как вы понимаете мысль Экзюпери? (Ответы ребят).
- Что такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю.
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.
Что такое общение
«Самая большая роскошь – это роскошь
человеческого общения»
(А. Экзюпери)
1. Организационный момент
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроках общения, чем эти уроки могут быть
полезны для вас и сегодня, и вашей будущей жизни?
Учащиеся высказывают свои предположения. Откорректировать и обобщить
ответы.
Как вы понимаете мысль Экзюпери? (Ответы ребят).
Что такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю.
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое
вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово
«общаться» означает быть заодно, с кемлибо знаться, дружиться, делиться сообща,
давать комулибо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как
богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.
2. Работа по теме
Подумайте о том, как, с помощью каких средств происходит общение между людьми.
Подвести к мысли о том, что средства общения чаще всего бывают вербальными
(словесными).
Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: «Словом
можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».
Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.
Если в речи не хватает какихто слов, она становится непонятной для слушателей.
Такой пример приводит детская поэтесса А. Л. Барто в своём стихотворении «Сильное
кино»:
Заранее, заранее всё было решено:У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
Почему же не поняла сестричка рассказ брата?
Обобщить: он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он
переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов
употребляет словазаменители).
А что ещё помогает ему передать содержание? (Жесты, мимика, интонация – это
невербальные средства общения).
Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело
человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный,
рассерженный или доброжелательный. Психологи считают, что чтение невербальных
сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же
невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному)
каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого
впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных
факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
Огромное значение невербальных сигналов в
общении подтверждается
экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем
такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и
интонации и 55 % позы и жесты.
Хотите научиться языку без слов?
3. Практикум общения
Выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот
язык лица называется мимикой.
Задание «Угадай эмоцию»
В течение 23 минут ребята по цепочке называют известные им эмоции.
Догадайтесь, какие настроения, эмоции выражают нарисованные лица. (Приложение
1) Речь могут заменять жесты. В каждом сообществе людей есть жесты, понятные всем.
(Приложения 2.1 – 2.3).
Рукопожатие выражает доброжелательные, дружеские отношения между людьми.
(Приложение 2.1)
Вот девочка без слов, жестами подзывает к себе малыша, и он прекрасно понимает
язык её рук. (Приложение 2.2)
Вот человек поднял приветственно руку. И этот жест нам понятен. (Приложение 2.3)
Какие ещё общепринятые, понятные многим людям жесты вы знаете?
Задание «Угадай эмоцию» (Работа в парах)
Догадайтесь,
Соедините чертой рисунки и походящие названия. (Приложение 3).
Упражнение «Изобрази пословицу»
Участники работают в командах по 34 человека. Они задумывают пословицу и
изображают её с помощью жестов и мимики. Члены других команд должны угадать.
Пословицы должны быть известными. При затруднении предложить набор
пословиц.
4. Итог занятия
О чём же будут уроки общения?
Что мы будем узнавать, чему учиться?
какое настроение, эмоциональное состояние передают жесты.
Мы будем учиться:
# глубже понимать себя и взаимоотношения (связи) с окружающим миром, с людьми;
# правильно слушать и разговаривать с собеседником;
# общаться с взрослыми и сверстниками так, чтобы добиваться успехов;
# управлять собой;
# воспитывать в себе такие качества, которые делают общение с тобой приятным для
других людей и обоюдно полезным.Приложение 1.3Приложение 1.4Приложение 2.1Приложение 2.2
Приложение 2.3