Классный час " Что такое толерантность" (7-8Классы). Классный час рекомендуется провести ко дню толерантности. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Цель классного часа познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Подготовила и провела:
Классный руководитель 7,8 классов Берлинская Парасковия Васильевна
Д.Пронино, Ельнинский район, Смоленской облати
2012
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами то
лерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать
себя и других людей.
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетноролевыми задачами и проблемными
вопросами.
Ход классного часа Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жилабыла на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без
подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную
мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла
и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Вот выбирай, сказал волшебник. одну зовут Радость, другую Удача, третью Красота,
четвертую Печаль, пятую Доброта.
Они все прекрасны, сказала Любовь. Не знаю, кого и выбрать...
Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с
ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на
всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
? А кого выбрали бы вы? Почему? {Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь
подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
? Почему Любовь выбрала Доброту? {Ответы).
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный
день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит
оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования
и развития человеческого общества.
Современный культурный человек это не только образованный человек, но человек,
обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность
считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума,
группы, общества в целом.
? Что же такое толерантность? (Ответы).
Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде
солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.Милос
ердие
Уважение
человеческого
достоинства
Уважение
прав других
Терпимость к
чужому мнению
Принятие другого таким,
какой он есть
ТОЛЕРА
НТНОС
ТЬ
Сотрудни
чество
Состра
дание
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к
установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного
шара. Сообщение подготовила...
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по
разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих
собственных идеи или мнения;
во французском отношение, при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам;
в английском готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском способность терпеть чтото или когото (быть выдержанным, вы
носливым, стойким, уметь мириться с существованием чеголибо, коголибо).
?Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы)
?Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
?А что же объединяет эти определения? (Ответы).
?Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника
пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но
мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности,
расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь,
которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и
быстрым решениям сложных социальных проблем.В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический
рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться
подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных
организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские
группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает
правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый
пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах
стояли слезы.
Подожди, я подойду к нему, сказала девушка.
Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, ответил молодой человек, сжав ее руку.
Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
А намто что? Он сам виноват.
Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует,
пьянствует. Зачем ему помогать?
Я все равно подойду. Девушка вырвала руку.
Я тебя не пушу. Ты моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, он
попытался увести ее.
Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не
понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее.
Она решительно одернула руку.
Что с вами? спросила она мужчину. Что с вашей ногой.
Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не
отсюда. Мне очень больно.
Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
Спасибо, леди, спасибо...
Послушай, обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя
нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала
брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась
к парню.
Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Неужели ты изза какогото бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты
пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
У вас открытый перелом, проговорила она. Я пойду вызвать врача. Потерпите, она
быстро пошла к телефонному автомату.
Девушка! окликнул ее мужчина Спасибо вам! Девушка обернулась и улыбнулась. Вы
обязательно найдете себе счастье.
?Почему молодой человек отказался помочь?
?Как бы вы поступили в этом случае?
?Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
?Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем
внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то
случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности толерантный и интолерантный.
В следующее таблице рассмотрены основные черты и отличия толерантного
человека от интолерантного.
Толерантные люди
Интолерантные люди
1. Знание самого себя
Относятся к себе критически, сами
стараются разобраться в своих
проблемах в своих достоинствах и
недостатках.
Замечают у себя только достоинства, обвиняют
других.
2. Защищенность
Толерантный человек уверен в себе;
убежден, что справится со всем. Это
важное условие для формирования
толерантной личности.
Опасается своего социального окружения и самого
себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность
Толерантный человек не
перекладывает ответственность на
других, сам отвечает за свои за свои
поступки.
Интолерантный человек считает, что
происходящие события от него не зависят,
следовательно, снимает с себя ответственность за
происходящее вокруг. Он считает, что не он
причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении
Толерантные люди сами стремятся к
работе, творчеству; сами стремятся
решить свои проблемы.
Интолерантные люди отодвигают себя на второй
план (только не я).
(способность формировать верные суждения о других людях)
5. Способность к эмпатии
Толерантный человек может
правильно оценить и себя и
интолерантного человека.
Интолерантный человек оценивает окружающих по
своему образу и подобию.
Толерантный человек способен
посмеяться над собой.
Интолерантный человек не обладает чувством
юмора, мрачен и апатичен.
6. Чувство юмора
7. АвторитаризмТолерантный человек предпочитает
жить в демократическом, свободном
обществе.
Интолерантный человек предпочитает жить в
авторитарном обществе с жесткой властью.
Творческая работа. «Дерево толерантности»
Ученики на листочках бумаги в форме листа какоголибо дерева пишут, что надо
сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на
символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и
ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей
школе и не забывают о «Дне толерантности».
Заключительное слово учителя
Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности,
симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет
намного бы проще.
И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза:
«Не оценивайте людей, а цените их»Приложение
«Диагностика толерантных и интолерантных установок личности,
проявляющихся в процессе общения.
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к
Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
Бланк методики
0 – совсем неверно;
1 – верно в некоторой степени;
2 – верно в значительной степени;
3 – верно в высшей степени.
№№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Утверждение
Баллы
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
Шумные детские игры я переношу с трудом
Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на
меня отрицательно
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
Меня раздражают любители поговорить
Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в
поезде (самолете), начатый по его инициативе
Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает
мне по уровню знаний и культуре
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального
уровня, чем у меня
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним
видом (прически, косметика, наряды)
Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное
впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Представители некоторых национальностей в моем окружении
откровенно мне несимпатичны
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу
Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или
профессиональным уровнем
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
Мне трудно скрыть, если человек мне чемлибо неприятен
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
Мне неприятны самоуверенные люди
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или
нервного человека, который толкается в транспорте
Я имею привычку поучать окружающих
Невоспитанные люди возмущают меня
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать коголибо
Я по привычке постоянно делаю комулибо замечания
Я люблю командовать близкими
Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в
городском транспорте или в магазинах
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто
пытка
Когда партнер не соглашается в чемто с моей правильной позицией, то
обычно это раздражает меня
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
Меня раздражает, если партнер делает чтото посвоему, не так, как
мне того хочется
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
Меня часто упрекают в ворчливости
Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на
него, тем не менее, обижусь
Я осуждаю людей, которые плачут в чужую жилетку
Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае
рассказывают о своих болезнях
Я стараюсь уходить от разговора, когда ктонибудь начинает
жаловаться на свою семейную жизнь
Обычно я без особого внимания выслушиванию исповеди друзей
(подруг)
Мне иногда нравится позлить когонибудь из родных или друзей
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по
совместной работе
Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми
Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что
партнер прав