Цели:
1) способствовать формированию правовой культуры учащихся;
2) содействовать развитию критического мышления;
3) обучать навыкам групповой работы.
Подготовительная работа
I. Всем учащимся дается задание: ознакомиться с Главой 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».
Затем ученики класса делятся на шесть микрогрупп, по четыре человека в каждой (таким образом, все учащиеся будут участвовать в подготовке классного часа). Каждая микрогруппа должна проанализировать Главу 2 Конституции в зависимости от «Шляп мышления»:
— белая шляпа означает констатацию факта (в данном случае учащимся в белых шляпах следует изложить основное содержание статей Главы 2 Конституции РФ);
— красная шляпа означает эмоции (ученикам нужно будет сказать, что они чувствовали во время чтения Конституции);
— желтая шляпа предполагает положительную оценку содержания изучаемого материала (в данном случае — статей Главы 2 Конституции РФ);
— черная шляпа означает критику (можно высказывать замечания по содержанию и оформлению текста Конституции);
— зеленая шляпа предполагает творчество (в данном случае — на усмотрение учащихся);
— фиолетовая или темно-синяя шляпа — подведение итогов, обобщение на философском уровне (в данном случае достаточно подведения итогов).
II. Каждая микрогруппа решает, где она будет размещаться во время своего выступления: сидя на месте, стоя возле своих парт, стоя у доски, сидя на стульях у доски лицом к классу или как-то иначе, и заранее сообщает об этом учителю.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске прикреплена увеличенная обложка Конституции РФ;
б) в классе в соответствии с возможностями помещения расположены: флаг, герб, текст гимна России и портрет президента РФ — гаранта Конституции;
в) на учащихся — шляпы мышления шести цветов из бумаги или картона;
г) перед каждым учеником лежит текст Главы 2 Конституции РФ;
д) в конце классного часа используется фортепиано или другой музыкальный инструмент (можно также использовать аудиокассету или компакт-диск).
кл час.docx
Классный час «День Конституции РФ», 7 класс
Классный час в 7 классе на тему «День Конституции Российской
Федерации»
Участники: учащиеся 7го класса, учитель истории и обществознания, классный руководитель,
преподаватель педагогики пединститута, преподаватель права Учебного центра УВД.
Цели:
1) способствовать формированию правовой культуры учащихся;
2) содействовать развитию критического мышления;
3) обучать навыкам групповой работы.
Подготовительная работа
I. Всем учащимся дается задание: ознакомиться с Главой 2 Конституции РФ «Права и свободы человека
и гражданина».
Затем ученики класса делятся на шесть микрогрупп, по четыре человека в каждой (таким образом, все
учащиеся будут участвовать в подготовке классного часа). Каждая микрогруппа должна
проанализировать Главу 2 Конституции в зависимости от «Шляп мышления»:
— белая шляпа означает констатацию факта (в данном случае учащимся в белых шляпах следует
изложить основное содержание статей Главы 2 Конституции РФ);
— красная шляпа означает эмоции (ученикам нужно будет сказать, что они чувствовали во время чтения
Конституции);
— желтая шляпа предполагает положительную оценку содержания изучаемого материала (в данном
случае — статей Главы 2 Конституции РФ);
— черная шляпа означает критику (можно высказывать замечания по содержанию и оформлению текста
Конституции);
— зеленая шляпа предполагает творчество (в данном случае — на усмотрение учащихся);
— фиолетовая или темносиняя шляпа — подведение итогов, обобщение на философском уровне (в
данном случае достаточно подведения итогов).
II. Каждая микрогруппа решает, где она будет размещаться во время своего выступления: сидя на месте,
стоя возле своих парт, стоя у доски, сидя на стульях у доски лицом к классу или както иначе, и заранее
сообщает об этом учителю.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске прикреплена увеличенная обложка Конституции РФ;
б) в классе в соответствии с возможностями помещения расположены: флаг, герб, текст гимна России и
портрет президента РФ — гаранта Конституции; в) на учащихся — шляпы мышления шести цветов из бумаги или картона;
г) перед каждым учеником лежит текст Главы 2 Конституции РФ;
д) в конце классного часа используется фортепиано или другой музыкальный инструмент (можно также
использовать аудиокассету или компактдиск).
Ход классного часа
I. Организация учащихся. Классный руководитель здоровается, представляет гостей и предлагает
ученикам разместиться за партами в соответствии с цветом шляп.
II. Учитель истории и обществознания. Дорогие ребята, в пятом классе мы с вами говорили о флаге,
гербе и гимне Российской Федерации, в шестом — о президенте Российской Федерации (Глава 4), а
сегодня мы поведем речь о правах и свободах человека и гражданина (Глава 2), причем вы впервые
выступите в качестве экспертов основного закона государства.
На классном часе присутствуют: преподаватель права Учебного центра УВД как специалист по
юридическим Документам и преподаватель педагогики как специалист по технологии критического
мышления.
III. Выступления учащихся («Шляпы мышления»).
Белая шляпа (констатация факта)
1й ученик. Дорогие одноклассники, позвольте напомнить, что слово «конституция» произошло от
латинского слова «constitutio» — устанавливаю. Конституция Российской Федерации была принята 12
декабря 1993 года всенародным голосованием. Это основной закон государства.
Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». В этой главе говорится,
что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других
обстоятельств (Ст. 19).
2й ученик. В Главе 2 перечисляется то, на что человек и гражданин имеет право:
— на жизнь (Ст. 20);
— на свободу и личную неприкосновенность (Ст. 22);
— на неприкосновенность частной жизни (Ст. 23);
— на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (Ст. 26);
— на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (Ст. 27);
— на защиту от безработицы, на отдых (Ст. 37);
— на жилище (Ст. 40);
— на охрану здоровья и медицинскую помощь (Ст. 41);
— на благоприятную окружающую среду (Ст. 42); — на образование (Ст. 43);
— на доступ к культурным ценностям (Ст. 44).
3й ученик. В этой же Главе указывается то, что государство гарантирует:
— свободу совести и вероисповедания (Ст. 28);
— свободу мысли и слова, свободу массовой информации (Ст. 29);
— право наследования (Ст. 35);
— свободу литературного, художественного, научного, технического и другого видов творчества,
преподавания (Ст. 44).
4й ученик. В Главе 2 называются следующие обязанности граждан:
— заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и
культуры (Ст. 44);
— платить законно установленные налоги и сборы (Ст. 57);
— сохранять природу и окружающую среду (Ст. 58);
— защищать Отечество (Ст. 59);
— совершеннолетним детям заботиться о нетрудоспособных родителях, а забота о детях, их воспитание
— равное право и обязанность родителей (Ст. 38).
Красная шляпа (эмоции)
1й ученик. Я почувствовал радость при чтении Статьи 22 от того, что достоинство личности охраняется
государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Теперь, если меня будут обзывать, я
скажу, что они нарушают Конституцию РФ.
2й ученик. А я почувствовал возмущение, когда читал Статью 27 о свободе передвижения в РФ. Не по
поводу статьи, а по поводу ее нарушения. Мы с папой ездили в Киев через Москву. Пока переезжали с
Ленинградского вокзала на Киевский, нас три раза останавливала милиция.
3й ученик. Я почувствовал недоумение, когда читал п. 2 Статьи 29. Там говорится о запрете любой
дискриминации, но о запрете дискриминации по половому признаку ничего не сказано. А у нас на
бытовом уровне происходит дискриминация женщин. Вот в рекламе женщина стирает, моет, убирает,
пылесосит, готовит, ходит в магазин. А мужчина пьет пиво, ест «Данон» и обманывает начальника. И
начальники у нас все мужчины. Всетаки у нас еще мужское общество.
4й ученик. А мне было смешно, когда я читал п. 3 Статьи 19. Там написано: «Мужчина и женщина
имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
В моей книжке во втором слове «равные» в букве «в» не пропечаталась палочка слева, и получилось:
«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и разные возможности для их реализации». Мне
кажется, что это больше похоже на правду, потому что женщине труднее сделать карьеру.
Желтая шляпа (положительная оценка)
1й ученик. В России и раньше принимали законы, устанавливающие права личности: — Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 г.;
— Манифест 19 февраля 1861 г.;
— Манифест 17 октября 1905 г.;
— 4 Советские Конституции (целого государства, а не отдельных его частей) 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.;
— Конституция РФ 1993 г., которая является их преемницей.
2й ученик. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» самая большая, а другие
главы содержат всего от 4 до 16 статей. Это говорит о демократическом характере Конституции.
3й ученик. В Конституции РФ много прав человека и мало обязанностей. Это один из признаков
демократического государства: защищая свои права, гражданин не должен нарушать чужие.
4й ученик. И наконец Конституция РФ не так декларативна, как четыре предыдущие.
Черная шляпа (критика)
1й ученик. В нашей стране было слишком много Конституций. Это свидетельствует о нестабильности
общественного строя. Вот в США всего одна, которая действует с 1787 года.
2й ученик. У нас в стране все Конституции писались под действующего правителя, поэтому они так
часто менялись.
3й ученик. Некоторые статьи все еще декларативны, например, о праве на благоприятную окружающую
среду. Как его отстаивать, если мы сами же и мусорим?
4й ученик. Текст некоторых статей несовершенен. Например, из Статьи 43 непонятно, как можно
получить среднее общее образование и как именно гарантируется общедоступность среднего
профессионального образования, а высшего — на конкурсной основе, если несколько лет назад в
строительный колледж конкурс был выше, чем в пединститут?
И почему не гарантируется тайна банковских вкладов?
Зеленая шляпа (творческая)
1й и 2й ученики. Мы провели социальный эксперимент: накануне Дня Конституции ходили по городу
и поздравляли прохожих с наступающим праздником. Поздравили 187 человек, даже горло заболело.
Реакция тех, кого мы поздравляли, оказалась следующей:
— положительная — у 54%;
— нейтральная — у 41%;
— отрицательная — у 3%;
— примитивная (нецензурные выражения) — у 2%.
Это говорит о популярности нашей Конституции и праздника в ее честь.
3й и 4й ученики. Мы написали синквейн о Конституции:
Конституция РФ, Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.
1й, 2й, 3й и 4й ученики. А еще мы предлагаем спеть гимн России.
Один из учеников в зеленой шляпе играет на фортепьяно, остальные трое поют первый куплет, а припев
предлагают спеть всем классом. Гимн поют стоя.
Фиолетовая шляпа (подведение итогов)
1й ученик. Конституция РФ 1993 года лучше, чем предыдущие конституции нашей страны.
2й ученик. Но нет предела совершенству.
3й ученик. Следует выверить текст Конституции, следить за тем, чтобы она не была декларативной и не
менялась так часто.
4й ученик. Необходимо соблюдать Конституцию, чтобы построить сильное, конкурентоспособное
государство.
IV. Подведение итогов классного часа.
Преподаватель права Учебного центра УВД. Дорогие ребята, я приятно поражен вашим знанием
Конституции и исторических фактов, касающихся прав человека. На некоторые вещи даже я не обращал
внимания, вы заставили меня задуматься. Приходите к нам в Учебный центр, из вас могут получиться
хорошие юристы.
Преподаватель педагогики. Уважаемые эксперты! Вы отлично справились с технологией критического
мышления и проявили себя как квалифицированные специалисты, каждый в своем амплуа. Скажите,
пожалуйста, испытываете ли вы удовлетворение от проделанной работы? (Реплики с места: «Да»,
«Конечно», «А как же!» и т. д.) Мне тоже было очень интересно. Спасибо!
Учитель истории. В будущем году мы проанализируем следующую главу, уже другим способом.
Классный руководитель. Хочу обратить внимание, что во время классного часа все вели себя
конституционно и не нарушали ничьих прав. Спасибо! В будущем году я предлагаю пригласить
родителей.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Первые шаги / Под ред. Е. Потемкиной, М. Ковыневой, Э. Кин. М., 2003.
3. Современный студент в поле информации и коммуникации / Сост. Т.Г. Галактионова и др. СПб., 2000.
Классный час «День Конституции РФ», 7 класс
Классный час «День Конституции РФ», 7 класс
Классный час «День Конституции РФ», 7 класс
Классный час «День Конституции РФ», 7 класс
Классный час «День Конституции РФ», 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.