Классный час «Дерево сильно корнями, а человек друзьями»

  • Мероприятия
  • doc
  • 11.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научить детей дружбе — одна из задач, которую постоянно решают и учителя, и психологи, и родители. Эта задача была актуальной всегда. Каждый учитель, принимая под свое руководство новый класс, мечтает о том, что пройдет время, и из него получится настоящий дружный коллектив, в котором будет легко и приятно не только преподавать, учить и воспитывать, но и жить в полном смысле этого слова.Классный час «Дерево сильно корнями, а человек друзьями»
Иконка файла материала 47951___.doc
Классный час  «Дерево сильно корнями,  а человек друзьями» 1Дата проведения: I четверть Форма проведения: мастерская Участники: обучающиеся 2б класса, классный руководитель. Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к дружбе и  дружественным взаимоотношениям между обучающимися 2б класса. Задачи:  1. Сформировать знания у обучающихся о понятиях дружба и дружить. 2. Определить качества, необходимые для дружбы.  3. Сформировать у детей устойчивое представление о необходимости и  ценности дружбы и настоящих друзей в жизни. 4. Способствовать формированию коммуникативных и рефлексивных  умений у участников классного часа. Оформление классного кабинета в процессе дискуссии:   Цитаты известных людей.  Солнышко с надписью «дружба»,   Солнечные лучики, на которых написаны законы дружбы,   Дерево с листочками, на которых написаны слова, характеризующие  настоящего друга,  Облака с высказываниями детей. Подготовительная работа:  Подготовить карточки: шесть маленьких рисунков солнышка, шесть   маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков деревьев и один рисунок грозовой тучи.   Нарисовать рисунки на тему: «Я друзей своих рисую».  Найти и выучить пословицы о дружбе.  Выучить стихи. 2Актуальность.   Научить детей дружбе — одна из задач, которую постоянно решают и  учителя, и психологи, и родители. Эта задача была актуальной всегда.    Каждый учитель, принимая под свое руководство новый класс, мечтает о  том, что пройдет время, и из него получится настоящий дружный коллектив, в котором будет легко и приятно не только преподавать, учить и воспитывать,  но и жить в полном смысле этого слова.   Что такое дружба? Не все взрослые могут дать такое определение дружбы, а что говорить о детях. У детей во втором классе ещё нет чёткого  представления о том, что такое дружба, что значит дружить и как это делать,  кто такой настоящий друг, зачем нужна дружба, и ещё множество вопросов  возникает об этом, казалось бы, простом понятии «дружба». Именно этой  теме и посвящён классный час. 3Содержание. I  . Введение в тему Учитель:  ­ Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и подумайте, о чём сегодня  будет разговор. Если б капли не дружили, Как тогда бы лужи жили? Как бы реки потекли? Где бы плыли корабли? Если б ноты не дружили, Как бы песню мы сложили? Как бы птицам распевать? Как бы солнышку вставать? Дети:  ­ Мы будем говорить о дружбе. (Открывается доска с нарисованным солнцем, в центре написано  «дружба».) Учитель: ­ Ребята, наш классный час будет посвящён очень важной теме. Прочитайте  название темы. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно  излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне,  и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение  между людьми невозможно без дружбы».    Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть  настоящий друг и постараемся сформулировать законы дружбы.      Для того, чтобы наш разговор получился, давайте определим правила  совместной работы. Ваши предложения. (Дети высказывают предложения, учитель высказывания детей  оформляет и записывает на доску)  Слушать друг друга внимательно, не перебивать;  Не смеяться над высказываниями одноклассников;  Каждый имеет право на своё мнение;  Говорить по желанию. Учитель: 4­ Начнём нашу работу. Желаю вам удачи в сегодняшнем поиске, понимания  друг друга и уважения. II   . Работа над понятием «дружба».  1. Учитель: ­Что означает слово «Дружба»? ­ На листочке бумаги продолжите фразу: Дружба – это…  (Самостоятельная работа детей) Учитель: ­ Давайте послушаем, что у нас получилось.  Кто хочет прочитать свою  запись? ( дети зачитывают свои записи, которые фиксируются на доске) Учитель: ­ Готовясь к классному часу, я нашла несколько определений, раскрывающих  это понятие (цитаты вывешиваются на доску): «Дружба– это созвучие душ в соединённости судеб». (Восточная  мудрость.) «Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». (Джон Ивлин) ­ Как вы понимаете эти слова? III   . Зачем дружба нужна людям?  Учитель: ­ А теперь поиграем в игру «Найди себе друзей». Я прошу вас встать в круг, прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом.  Вам на спину я прикреплю маленькие рисунки.  (Приложение № 1. Шесть маленьких рисунков солнышка, шесть   маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков деревьев и один  рисунок грозовой тучи).  ­ А теперь найдите себе друзей и займите вместе с ними места за столами.  5( На первом столе лежит рисунок солнышко, на втором ­ облако, на  третьем ­ дерево) (Дети определяют, за какой стол они сядут). Учитель: ­ Один человек не нашёл себе место за столами, не нашёл себе друзей.  (Обращение к этому ученику) Как ты себя чувствуешь? Ученик: ­ Одиноко, неуютно, грустно… Учитель: ­ Выбери себе столик по желанию. Учитель: ­ Зачем людям нужны друзья? Дети: ­ Чтобы не быть одиноким. Чтобы было весело… IV   . Каким должен быть настоящий друг? Учитель: ­ Послушайте стихотворение А. Барто. Требуется друг. Все живут, не тужат,  А со мной не дружат!  Бант у Кати расписной,  Красные колготки                             И характер кроткий.  Я шепчу:— дружи со мной...  Мы же одногодки,  Как сестрички мы почти,  Мы как две голубки                            Из одной скорлупки.  Я шепчу:— Но ты учти —                  Ты во всем должна идти  Другу на уступки.  Предлагаю Ильиной:  — Ты дружи со мной одной! —  Есть разряд у Ильиной,  И спортивный свитер,                         И девчонок свита.                      Подружусь я с Ильиной,                   Стану знаменита!                                Все пятерки до одной  6У Светловой Нади.  Я прошу:— А ты со мной  Подружись хоть на день!  Мы с тобой поладим:  Будешь ты меня спасать —                Дашь контрольную списать.  А девчонки на дыбы!  Говорят: Молчала бы!  Не вставать же на колени,  Уговаривать подруг...  Напишу я объявленье:  Срочно требуется друг!  Учитель: ­ Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? (высказывания детей) Учитель: ­ Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:  «Дружба ­ …это бескорыстная приязнь» (Цитата вывешивается на  доску).  На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты  дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что­нибудь хорошее сделал,  не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок  тебе, близки его интересы, взгляды. ­ А кто же такой друг и где его взять? (высказывания детей) Подготовленный ученик.  Друг. А что это такое?  Как же нам его добыть?  Может быть, купить в аптеке?  Или в гости пригласить?  Может, он растет на грядке?  Может, спрятался в лесу?  Может, он в цветочной клумбе  Пьет из розочки росу?  Может, он со мною рядом –  Только руку протяни?  Помогите мне, ребята,  Друга верного найти! ­ Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. А что  значит ­ настоящий друг? Выберите на своём листочке и подчеркните пять  самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.  (Работа в группах)  7Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный,  заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый,  трусливый, жадный, любезный, терпеливый, льстивый, богатый,  доверчивый, веселый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный,  трудолюбивый, скупой, красивый, обидчивый, правдивый, грустный,  справедливый. ­ Кто хотел бы прочитать? (Группы читают свои записи. В процессе обсуждения карточки ­ листочки заготовленные заранее со словами­характеристиками вывешиваются на  доску на ветвях дерева). ­ Подумайте и скажите, а какие качества есть в вас? Запишите на листочке  пять слов, которыми вы можете охарактеризовать себя.  (Дети пишут каждый на своём листочке).  ­ Кто хотел бы прочитать?  (Желающие читают).  ­ Настоящий друг лучше, чем кто­либо другой, поймет ваше настроение, ваши  переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную  минуту утешит и поддержит, окажет помощь. V   . Как сохранить дружбу? (Работа в группах) Задание 1 Учитель: ­ Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.   Возьмите конверт № 1. Из слов, находящихся в конверте, сложите  пословицу. ­ Прочитайте, что у вас получилось. Дерево сильно корнями, а человек друзьями. ­ Почему дерево не падает? Что его держит? 8­ Кто может помочь нам в трудную минуту? ­ Какие ещё пословицы о дружбе вы нашли и выучили? (Дети произносят пословицы). (Приложение № 2) ­  Выберите одну пословицу и объясните ее. (Круговая дискуссия) Задание 2 Учитель: ­ Возьмите конверт № 2. Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте  на вопрос: ­Как бы поступил настоящий друг.  Ситуация 1:  Твой друг стал плохо учиться и родители тебе запрещают с  ним дружить. Твои действия. Ситуация 2:  Твой друг сделал что­то плохое. Твои действия. Ситуация 3: Твой   друг   употребляет   плохие   слова   и   выражения.   Твои действия. (Круговая дискуссия) 9­ А теперь послушайте отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о  дружбе». Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе»  (читают подготовленные дети). Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба – это если друг твой болен И не может в школу приходить, ­ Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год… Если друг твой что­то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не продаст. Учитель: ­Что такое «дружба» по мнению поэтессы? VI   . Составление «Законов дружбы».  Задание 3 Учитель: ­ Мы с вами обсудили пословицу, разобрали проблемную ситуацию,  послушали стихотворение о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать  «Законы дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим  другом. 10(Ребята в группах на отдельных листах записывают 3­4 правила и  прикрепляют на доске.) (Круговая дискуссия). Учитель: ­ Ребята! Оказывается, ученые­психологи изучали правила дружбы у народов  разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное  воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и  дружеским поведением. Так были определены  десять законов дружбы:  (Детям раздаются листочки, на которых написаны эти законы. Дети их читают. Одновременно эти законы, написанные на лучиках, вывешиваются на доску). 1) доверять другу; 2) делиться новостями, успехами или неудачами;  3) уметь хранить чужие тайны;  4) радоваться вместе с другом его успехам; 5) предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;  б) стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не  создавать неловких ситуаций;  7) защищать друга (ёсли кто­то говорит о друге плохо в его  отсутствие);  8) не критиковать друга в присутствии других людей (если чем­то  недоволен, сказать другу об этом наедине,); 9)уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть  навязчивым) 10) всегда выполнять свои обещания. ­ Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться? ­ Кто хочет показать портрет своего друга? 11­ Кто может сказать о своём друге, что он настоящий друг? ­ Кто может о себе сказать, что умеет дружить? ­ Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других  людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы  найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе,  но и перенесёте во взрослую жизнь. VII    . Рефлексия. Учитель: ­ Я буду задавать вам вопросы, а вы запишите ответы на листочках –  облачках. (Листочки – облачка раздаются каждому ребёнку. Приложение 1) ­ С какой погодой вы бы сравнили дружбу? (Дети пишут) Кто хочет  высказаться? ­ С какими животными можно связать слово дружба? (Дети пишут) Кто  хочет высказаться? ­ Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу? (Дети пишут) Кто  хочет высказаться? ­ О чём заставил задуматься наш разговор?  Напишите одним предложением  на листочках. (Листочки вывешиваются на доску) (  Результаты рефлексии в приложении № 3     ) ­ Спасибо всем за работу. 12Список литературы: 1.Богданова О.С. Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с  младшими школьниками. М. Просвещение, 1985. 2. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.:  Просвещение, 1990.  3. Повилайтис Т.В. Ситуационный классный час «Дружба – это…»  http://festival.1september.ru/articles/509509/ 4. Попова Г.П. Классные часы 2 класс. Волгоград: Учитель, 2008. 5. Розанова М.В. Классный час «Мастерская «Дружба»  http://festival.1september.ru/articles/538752/ 13Приложение № 1.   .                    Погода: Животное: Краски: 14Приложение № 2. • Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь.  • Старый друг лучше новых двух.  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.  • Друг познается в беде.  • Нет друга – ищи, а найдешь – береги.  • Вместе тесно, а врозь скучно.  • Куда иголка, туда и нитка.  • Не в службу, а в дружбу.  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.  • Не мил и свет, когда друга нет.  • Хороший друг – отрада для души.  • Дружбу помни, а злобу забывай.  • Будь с другом и в горе, и в радости.  • Помогай другу в беде.  • Приятелей много, да друга нет.  • Без друга – сирота.  • Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как  ладонь.  • С другом веселее при удаче, легче в беде.  • В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне.  • Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.  • Недруг поддакивает, а друг спорит). 15Приложение № 3. Результаты рефлексии. В ходе рефлексии дети высказали следующие мысли: ­ надо помогать друзьям; ­ очень важно дружить со всеми; ­ друзья не ссорятся; ­ дружба – это честность и забота; ­ дружба – это хорошо! Дружбу сравнили  с летней погодой 58% детей с хорошей погодой 32% детей с тёплой погодой 5% детей с дождливой погодой 5% детей Слово «дружба» связали со следующими животными: с собакой 36% детей с кошкой 21 % детей с зайцем 15% детей с совой, с белкой, с ёжиком, с обезьяной по 5% детей. Для того, чтобы нарисовать «дружбу», дети выбирают яркие, тёплые цвета:  жёлтые, розовые, красные, зелёные.   По одному выбору сделали белый, голубой, синий цвет.   Большинство детей имеет друзей в классе и по месту жительства. Есть  ребята, которые не очень уверены  в своих отношениях с друзьями, ищут друга.    Дети понимают ценность и необходимость дружбы и настоящих друзей.  Они точно определят качества человека, необходимые для сохранения  дружеских отношений. Можно сделать вывод, что больше всего они ценят в  дружбе верность, надёжность, заботу, доброту, радость и спокойствие от  общения  с другом. 16