Данный классный час имеет большое воспитательное и нравственное значения для обучающихся! Категория слушателей ребята 4-6 классов. Классный час знакомит ребят с жизнью их сверстников в тяжелом , военном, голодном Ленинграде! Что несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия они продолжали учиться, работать у станка, помогать домашним!!!
Классный час «Дети блокадного Ленинграда»
(под звучание музыки «Священная война» говорит учитель
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки,
закрывали люки.
Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной всего какихто пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что
встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди
насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот
орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о
будущем, мечтавших о любви и счастье.
Все это и есть война самое страшное событие, которое только может
случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего
человечества.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии, во главе
которой стоял Адольф Гитлер, вероломно, без предупреждения напали на
нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа
против немецко фашистских захватчиков клип вставай страна огромная
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа.
Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух,
когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили
на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко
просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.
Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом
стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы
духа русского народа.
Слайд №3
1 ученик Эта страничка истории нашей страны посвящена городу –
крепости, городу – герою, в который так и не вошли завоеватели.
Слайд№4
2 ученик Это имя как гром, как град Петербург Петроград – Ленинград.
Слайд №5
3 ученик - Ленинградцы сражались 900 дней, это самое продолжительное
сопротивление в истории и они не стреляли – их оружием были Мужество,
Воля, Сила Духа. Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы
сегодня наше мероприятие.( клип ленинград)
Слайд №6
4 ученик - 8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. “Не
будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным
обстрелом” – заявил на весь мир Гитлер. В сентябре 1941 году, бросив в бой
огромные силы, фашисты захватили город Шлиссельбург и прорвались на
южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с
суши.
Взрослое население города сражалось на войне, а в городе оставались
старики, женщины, дети. И они дружно сражались за свой город.До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились,
помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они
показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда
разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими –
отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими
испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории
нашей страны и в судьбах ребят клип (Ленинградцы)
Слайд №7
5 ученик Все это называется блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Слайд №8
6 ученик
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
Слайд №9
7 ученик
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
Слайд №10
8 ученик
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.ченик Нет воды, только в Неве, запас продуктов ограничен, булка хлеба
1 у
делилась на 40 человек. 125 гр. – норма хлеба на день, из мучной пыли и
разных примесей.
Слайд№12
2 ученик Но город жил и боролся: заводы, фабрики – выпускали танки,
самолеты, снаряды, 38 школ работало без перерыва в самые трудные
блокадные дни.
Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.
Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только
ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты,
обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали
насосные станции.
Вышел из строя водопровод.
Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский
водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода.
Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду,
прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с
ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли
цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети.
Нескончаем людской поток. (слайд 6)
Не было топлива. Не было электричества.
ченик Нет воды, только в Неве, запас продуктов
Начался голод. 1 у
ограничен, булка хлеба делилась на 40 человек. 125 гр. – норма хлеба на день,
из мучной пыли и разных примесей Голод косит ленинградцев. В городе не
хватало продовольствия. Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч
ленинградцев погибли от голода. 125 граммов – это кусочек хлеба размером
со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно
назвать хлебом.
Это была тёмнокоричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40
процентов состояла из различных примесей, в число которых входила
целлюлоза, получаемая из древесины. (слайд 7)
Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи
ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая
ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от
голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о
том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
«Женя умерла 28 декабря в 1200 дня 1941года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама умерла 13 мая в 7 – 30 утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в
1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили.
Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада
оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года.
Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается.
Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945м году она вернулась в
родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки
нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого
ранения на фронте и брат Миша. 19 мая 1972 года на могиле Тани был
поставлен памятник.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один
из обвинительных документов против фашистских преступников. (слайды 8
9)
Но не сдавался город.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в
осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и
топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней
осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со
страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную
трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем
необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые
грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры
вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили
« Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями.
Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно
двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили
детей, раненых, истощенных людей. (слайд 1011)
Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря,
с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что
голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой изза куска хлеба, изза
полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но
гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли
человечности, доверия и уважения друг к другу.
Рушились дома от обстрелов.
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и
заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало
39 школ, позже их стало более 80.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Писатель
Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в
том, что они учились».
Это действительно был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах
часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что
замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки
коченели, а мел выскальзывал из пальцев. (слайд 13)
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь дистрофия. А к
ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики
умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в
классе.
Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не
просыпались.
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали
взрослым (слайды 1417)
Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и
помогали взрослым в борьбе против фашистов.
Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в
госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам
выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
В двенадцатьпятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками,
выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами
они едва держались на ногах от голода.
Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев
были награждены орденами, 15 249 юных ленинградцев награждены медалью
«За оборону Ленинграда». (слайд 18)
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда". (Ю.Воронов.)В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов
получили приказ – прорвать блокаду. 18 января 1943 года вражеское кольцо
блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это
означало, что ленинградцы не будут больше умирать от холода и голода.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город
праздновал своё освобождение.
Памятникансамбль «Разорванное кольцо».
Здесь начиналась «Дорога жизни». (слайд 19)
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч
ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под
Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный
памятник. В вечном молчании, высоковысоко поднялась здесь фигура
скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните:
«Никто не забыт, ничто не забыто» (слайд 20)
Итог классного часа
Минута молчания.
Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и
дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть
каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как
надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих
замечательных ровесников.
Исполнение песни «Солнечный круг»