Цели:
1. Познакомить с биографией Сергея Есенина и его творчеством.
2. Прививать любовь к стихам поэта.
«Наше общество стало катастрофически мало читать». Об этом Путин говорил на Российском литературном собрании в 2013 году, тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому примеру. 12 июня 2014 года Президент России Владимир Путин подписал указ, по которому 2015 год станет Годом литературы.
классный час Есенин.docx
Классный час "Есенин — это вечное"
Цели:
1. Познакомить с биографией Сергея Есенина и его творчеством.
2. Прививать любовь к стихам поэта.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сегодня праздник – и с утра
Я в ожидании добра:
И день мне кажется светлей,
И птичий гомон веселей,
И согревая небосклон,
Мне вторит солнце в унисон,
Что этот час и этот миг
Запомнит каждый ученик,
Стучат отважные сердца
И нет у радости конца!
Не случайно я начала наш классный час этим стихотворением. У нас
сегодня, действительно, праздник. Ведь встреча с книгой это всегда большой
праздник.
Нарисуйте своё настроение в начале нашего занятия, затем мы нарисуем
настроение в конце занятия и сравним….
«Наше общество стало катастрофически мало читать». Об этом Путин
говорил на Российском литературном собрании в 2013 году, тогда же было
заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава
государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют
во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому
примеру. 12 июня 2014 года Президент России Владимир Путин подписал
указ, по которому 2015 год станет Годом литературы.
И сегодня мы на нашем классном часе встретимся тоже с книгой, и посвятим
его замечательному русскому поэту и его произведениям…
А кому, вы скажите сами.
Послушайте стихотворение Николая Брауна
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Чтото есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синьрассвет.
Чтото есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты …
Кому мы посвятим сегодня классный час? (Сергею Есенину) (Слайд)
Тема нашего урока: ЕСЕНИН – ЭТО ВЕЧНОЕ” (Слайд )
Как вы понимаете слово –вечное?
Почему так говорят? Действительно ли это так? На эти вопросы мы должны
будем попытаться ответить.
Мы вспомним то, что уже вы знаете о нём, вспомним его замечательные
стихотворения, познакомимся с новыми, а может быть, вы сможете сделать
для себя новые открытия, откроете для себя нового Сергея Есенина.
При подготовке к уроку вы много читали стихотворений. А что же вы узнали
о самом поэте?
Познакомит нас с жизнью и творчеством С.Есенина литературный журнал,
который мы все вместе готовили и все вместе посмотрим.
Тихо звучит песня «Над окошком месяц» в исполнении
Государственного Рязанского народного хора (в грамзаписи). На фоне
песни открывается первая страница литературного журнала. Другие
страницы также оформлены музыкальным сопровождением.
1я страница. «Мой край, задумчивый и нежный». (Слайд)
1 ученик: 21 сентября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости
Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны
Есениных родился сын Сергей. (портрет родителей – Слайд) Село
расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного
русского города Рязани.
2 ученик: В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный
деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к
мемориальной доске, на которой выбито: Здесь родился и жил известный
русский поэт СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. (Слайд)
3 ученик: Дом, где родился Сергей Есенин, был построен его дедом Никитой
Осиповичем Есениным.
4 ученик. Серёжа был ещё небольшим мальчиком, когда родители уехали на
заработки в Москву. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме
Титовых бабушки и деда со стороны матери. (портрет деда – Слайд) 5 ученик: Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.
Строен и бел, как берёзка , их внук
С мёдом волосьев и бархатом рук.
(Слайд) 2я страница. Есенин о себе.
1й ученик. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду
по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми
протекало почти все мое детство.
2й ученик. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной
лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.
Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
3й ученик. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в
лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я
неумело и испуганно плескал руками…
4й ученик. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью
собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по
деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и
ходил всегда в царапинах.
5й ученик. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было
границ. По субботам мыли меня, стригли ногти и маслом мазали голову,
потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало
помогало.
6й ученик. Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
7 ученик: За озорство и драки бабушка ругала Сергея, а дед говорил: ”Ты его
не трожь, он так будет крепче». Бабушка очень любила внука Она учила
Сергея молитвам, рассказывала сказки. Ей впоследствии Есенин посвятил
стихотворение “ Бабушкины сказки”. Бабушкины сказки
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидетьто до зари?"
Ну, а нам какое дело,
Говори да говори.
8й ученик. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень
захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковноучительскую
школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский
институт. К счастью, этого не случилось.
9й ученик. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное
творчество отношу к 16—17 годам.
10й ученик. В эти годы я поступил в Университет Шанявского (в Москве),
где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню… Что касается
остальных биографических сведений,— они в моих стихах…»
3я страница. Сергей Есенин и его творчество.
Учитель. Творчество Есенина разнообразно. Если бы мы попытались
символически представить поэзию Есенина, чтобы вы предложили в качестве
символа? (дерево – Слайд )
Ветви дерева – это темы творчества Сергея Есенина. Давайте попытаемся
сформулировать их. С творчеством Есенина вы впервые встретились ещё будучи в д/cаду.
Слушали его стихи. О чём были эти стихи? (о природе)
Первая тема – “Природа“ (на ветке дерева “ПРИРОДА” – Слайд)
А что будут обозначать листья? (названия стихотворений)
Кто подготовил стихотворение о природе? (дети читают стихи о
природе)
1.”Зима” 2. “Черёмуха“ 3. “Берёза “
Зима
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей "спасибо" за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится велой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Сколько теплоты, добра, любви в этих строках. А стихотворение “Берёза”
это первое стихотворение, напечатанное в 1914 году в журнале “ Мирок “.
Берёза – символ русской красоты. И не только, она символ России, родного
края. Есенин очень любил свою родину, свой край. Вторая тема:
Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он не богато,
но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много
денег, что даже заплакал. И что думаете он сделал? Он сразу же отправился за
покупками для жителей своего села. Как вы думаете, что он купил?
В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 вёдер, в другой – много цветастого
ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь
мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые
лампы и керосин.
Такая любовь к родному краю не могла не отразиться в его творчестве.
Вторая тема: “РОДИНА”( Слайд)
Кто желает познакомить нас с прекрасными стихами о Родине, о родном
крае?
(чтение стихов детьми )
1.” Гляну в поле, гляну в небо…” 2. “ Вот уж вечер. Роса …” (Слайд)
Гляну в поле, гляну в небо
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
О, я верю знать, за муки
Над пропащим мужиком
Ктото ласковые руки
Проливает молоком.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Гдето песнь соловья
Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Что объединяет эти стихотворения? (грустные, но очень нежные,
пронизаны любовью к родным местам, родному краю.)
Почему они грустные? Есенин очень скучал по родному краю. Ему очень
хотелось вернуться туда, где прошло его детство, где остались
близкие и дорогие ему люди.
Третья тема
О чём ещё писал Сергей Есенин? («Животные» Слайд)
О ком читали?
1. “ Ах, как много на свете кошек...” 2. “ Собаке Качалова “ (Слайд)
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед. Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты пособачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятельницей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Что объединяет эти стихи?
(любовь к животным; автор сочувствует им, переживает за них,
сопереживает.)
Четвёртая тема
Поэзия Есенина разнообразна. Вся поэзия пронизана любовью: к природе, к
животным, к родному краю, к женщине и, конечно, к матери.
Следующая тема: «Любовь к женщине» (Слайд)
Сергей Есенин очень любил свою мать. Есть стихотворение, которое он назвал
“Письмо матери” (чтение учителем) Учитель:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я попрежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
Повесеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(Доказать, что поэт любил свою мать (слова: ласково называет
старушкой, родная). Просит, чтобы она не переживала, не грустила по нему.
О чём мечтает поэт? (чтобы поскорее вернуться в свой родной дом.)
Его стихи просты и естественны. Писать он может только о том, с чем связан.
Есенин был связан с русской природой, c деревней, с народом.
(Слайд) 4я страница. Есенин и музыка.
Ведущий. Больше всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил
целые вечера, а иногда и дни. Он заставил петь всех, приходивших к нему. Он
знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную,
задорную, старинную. Есенин понимал песню, чувствовал ее както по
особенному, посвоему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать, Татьяну Федоровну, на песни. Она была лучшая песенница на селе,
играла на гармони. Хотя была неграмотной, знала многие стихи сына наизусть.
Она никогда не читала их наизусть, а только пела, и каждое стихотворение на
свой лад. С поразительно тонкой чуткостью подбирала она мотивы к стихам
сына, все дивились её творческой изобретательности.
Многие композиторы создавали музыкальные произведения, навеянные
стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас мы послушаем фрагмент
песни на слова Есенина «Отговорила роща золотая» в современном
исполнении.
5я страница. Есенин — нежное имя.
Ведущий. Творчество Сергея Есенина оставило неизгладимый след в истории
русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы
писали о сильном впечатлении на них поэтических строк поэта.
1й ученик. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями
сокровищ его души». (Алексей Толстой.)
2й ученик. «Какой чистый и какой русский поэт!» (Максим Горький.)
3й ученик. «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают
люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе. Его стихи не
могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин — это
вечное, как это озеро, это небо… (Николай Тихонов.)
Эти высказывания подвели итог нашим раздумьям и позволяют
повторить главную мысль всей темы: “Есенин – это вечное.”
(Слайд )
7я страница. «…Еще я долго буду петь…»
Ведущий. Вот и перевернута последняя страница нашего устного журнала,
который мы подготовили к 120летию Сергея Александровича Есенина.
Поэзия его вечна, потому что, писал он о Вечном о Матери, о Родине, о
Природе, о Любви. Онто понимал, что все пройдет, а Россия останется.
Во всем мире знают и любят Есенина.
Любят его стихи за теплоту, лиричность, за огромную любовь к
природе, ко всему живому, к своей родине.
Учитель: Мне хочется пожелать, чтобы вы запомнили тепло сегодняшних
стихов и так же любили свою Родину, родителей, природу, животных. Рефлексия «Ресурсный круг».
Учитель: Ребята, прежде чем мы расстанемся, я предлагаю , встать всем в
большой круг. (Все встают, но за руки пока не берутся).
Учитель: Поэзия Сергея Есенина дарит нам любовь ко всему живому,
согревает душу теплом. И мы сейчас поучимся дарить друг ругу любовь:
каждый из вас говорит рядом стоящему свое хорошее пожелание и берет его
за руку. (Ребята высказывают друг другу пожелания, таким образом,
круг замыкается).
Учитель: Вы почувствовали тепло от слов друг друга – постараемся же
сохранить его как можно дольше.
Рисуем настроение….
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Классный час "Есенин — это вечное" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.