Классный час, посвященный Дню рождения лицея
«Главное быть человеком»
Цель: продолжить формирование общечеловеческих ценностей.
Оформление: парты расставлены по периметру класса, класс украшен шарами, на доске, вырезанный из ватмана солнечный диск без лучей с надписью:»Человек», заготовка лучей солнца, на них черты характера человека, как: уважение, доброта, дружба, понимание, благородство, честь, достоинство, любовь, сердечность, милосердие(могут быть другие варианты); тучи с названиями отрицательных черт характера: злость, гнев, сквернословие, грубость, оскорбление, равнодушие, и другие; закладки с высказываниями великих людей относительно темы классного часа.
Подготовительная работа:
1. Выбор творческой группы по организации и проведения классного часа;
2. Проведение заседания творческих групп ;
3. Распределение заданий;
· Подготовка сценария;
· Подготовка оформления;
· Разработка, проведение и обработка анкеты;
· Подготовка текстов притч;
· Подбор музыкального оформления;
· Подготовка ведущих;
Ход классного часа.
Ребята сидят за столами, расставленными по кругу.
Ведущий: Сегодня у нас замечательный праздник – День лицея! Точка определенного отсчета времени, подведение итогов и старт новым лицейским делам. Ежегодно в этот день мы проводим классный час «Мы лицеисты», но каждый раз, по- разному, мы пытаемся осмыслить выражение: «Я – лицеист!». И сегодня, мы предлагаем порассуждать: «Что значит быть человеком?»
Ведущий: -
«Человек» – это понятие, которое имеет однокоренные, родственные слова. Давайте вместе назовем их (ребята называют слова, ведущий может записать их на доске): Человечество, человечность, человечище, человечишко, человечек, человеческий, человеколюбие и др.
Ведущий: А что означает каждое это слово (можно обсудить в группах, а можно дать подумать, а потом спросить ребят)
Ведущий:
-А теперь давайте обратимся к вашим анкетам. На вопрос: «Что значит быть человеком? вы ответили так:
-понимать и уважать других людей, быть самим собой, жить по законам, видеть будущее;
-любить и быть любимым, радоваться жизни, заботиться о близких людях, уметь сострадать, уметь дружить, принимать людей такими, какие они есть, быть толерантными, брать от жизни все, что она дает.
Ведущий:
-Давайте попробуем сравнить человека с Солнцем, как с самым высоким и ярким существом, и посмотрим, какие качества делают человека добрым, благородным, ярким, интересным…. (Ребята в группах обсуждают качества человека, записывают их на лучиках и прикрепляют эти лучики на солнышко, которое на доске)
Ведущий: зачитывает все эти качества и делает вывод: С такими людьми хорошо, а почему с ними хорошо? (они надежны, с ними интересно, они умеют прийти на помощь, они держат слово, они умеют хранить секреты…………)
Ведущий:
- Все ли люди обладают такими добрыми качествами? Есть качества, которые мешают нам жить, которые приводит к разным конфликтам, обидам, ссорам и даже войнам. Какие это качества? Ребята в группах обсуждают, записывают эти отрицательные качества на тучках, и прикрепляют тучки на солнечные лучики).
Ведущий: Да, человек попадает в разные ситуации, потому что жизнь многогранна, иногда человеку становится больно, горько, плохо, обидно. По отношению к нему поступили несправедливо, подло, равнодушно. И хорошо, если человек устоит и останется человеком, а если нет?
Обратимся снова к анкетам. На вопрос: «Почему необходимо придерживаться определенных законов правил, норм, были следующие ответы:
· Чтобы существовал коллектив;
· Чтобы люди всегда могли договориться;
· Чтобы существовал определенный порядок;
· Чтобы не было разногласий;
· Чтобы все были в равных условиях;
· Чтобы люди уважали каждого человека, кем бы, он не работал, бедный или богатый, толстый или худой и т.д.
Таким образом, каждый коллектив, любое общество живет по своим правилам и законам и чтобы не случилось, в любой ситуации человек должен оставаться Человеком и жить по определенным законам, правилам, заповедям.
На вопрос анкеты: «По каким законам живешь ты?», многие из вас ответили:
· По человеческим;
· По Божьим;
· Действую по обстоятельствам;
· Я уважаю законы нашего государства;
· Делаю все, чтобы выжить, пробиться вперед;
· Боюсь обидеть людей;
· Стараюсь понять человека;
В притчах, сказках, баснях, заложена суть человеческой мудрости. Давайте попробуем понять!
Каждой группе выдается текст, притчи. Задача группы – прочитать, обсудить, понять главную мысль и представить притчу со своими комментариями.(8 минут дается группе).
После выступления групп ребятам предлагается самим выделить самое главное всего нашего классного часа (высказываются все, кто желает), а затем, классный руководитель подводит итог и предлагает каждому на несколько минут остаться наедине с собой, со своими мыслями, задавая себе вопрос: «Какой я человек?», «Всегда ли людям хорошо со мной?» Включается музыка.
Далее идет рефлексия (Каждый по кругу высказывается по поводу классного часа и поднятой на нем теме), кл. рук. дарит ребятам, оформленные заранее в виде закладок высказывания великих людей о людях, жизни.
Анкета.
1. Умеем ли мы быть внимательными друг к другу?
2. Что значит быть человеком?
3. Почему необходимо придерживаться определенных законов, норм, правил, живя в коллективе?
4. По каким законам живешь ты?
Притчи
Однажды мудрец прислал своего сына во дворец, чтобы тот научился жизни. Царь знал, что мальчик идет к нему. По его распоряжению, стражи у ворот не обратили на пришедшего ни малейшего внимания. Они дали ему только стул. Мальчик просидел на стуле три дня и три ночи, но никто с ним не говорил. Его отец был очень известным человеком, но грубые стражники не обращали на него никакого внимания.
Через три дня министры и вельможи привели гостя во дворец, оказывая ему всяческие знаки внимания. Они выкупали его в благоуханной ванне, дали прекрасную одежду, угощали вкусными явствами, в течение восьми дней он оставался таким же среди роскоши, каким ждал у ворот на стуле.
Наконец, его привели к царю, который сидел на троне среди веселья. Царь дал мальчику наполненную до краев чашу молока и попросил обойти зал семь раз, не пролив при этом ни капли. Мальчик взял чашу и пошел среди музыки окружающих его прекрасных лиц. Он семь раз обошел зал, не пролив ни капли молока. Царь сказал: Твой ум не мог быть привлечен внешним миром, пока ты не допускал сам этого влияния. Ты познал смысл жизни – быть собой в любой ситуации и не допускать власти внешних обстоятельств над внешним миром. Мне нечему больше учить тебя – возвращайся домой!»
Ничего не проходит бесследно
Житейская история. Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
- Гвоздей нет, а дырки остались…
Две лягушки
Однажды две лягушки попали в кувшин с молоком. Отчаялись обе. Но вдруг одна из них говорит: «Хватит ныть и стонать, пора действовать». Первая лягушка продолжала ныть и стонать и все больше погружалась в молоко. А вторая лягушка начала бить лапками по молоку, трудилась и трудилась. Она так старалась и так хотела жить, что взбив молоко в масло, она выбралась. Глубоко вздохнула, увидела небо, закричала: «Да здравствует, жизнь!» а первая лягушка так и утонула в молоке.
Награда за настойчивость
Великий бог – мудрец Нарада странствовал по свету. Однажды, проходя через лес, он увидел человека, который так долго был погружен в глубокое размышление, что термиты выстроили вокруг его тела огромный муравейник. Он попросил Нараду, который шел на небо, спросить у главного бога, когда он ниспошлет милость и дарует ему свободу.
Нарада пошел дальше и увидел другого человека. Тот пел, плясал и прыгал. Он тоже попросил узнать, когда получит свободу.
Некоторое время спустя Нарада возвращался. Он опять увидел человек в муравейнике и передал ответ Бога: «Ты родишься еще четыре раза и тогда будешь свободен». Человек стал плакать и рыдать, клясть человека. Тому он тоже передал ответ: «Посмотри на то дерево, ты должен родиться столько раз, сколько листьев на этом дереве, и только тогда ты достигнешь свободы». Человек от радости воскликнул: «Неужели я так скоро получу свободу!» - и от радости снова стал плясать. Тогда с неба раздался Голос: «Дитя мое, ты уже свободен». То была награда за его настойчивость.
Притча про дружбу
(Или история про двух друзей, идущих по пустыне).
Шли два друга по пустыне. В один момент они поспорили, и один,
рассердившись, дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не
говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне
пощёчину"
Они продолжали идти по пустыне, и нашли оазис, в котором они решили искупаться.
Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг
спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу
спросил его:
"Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.
Почему?" Друг ответил: "Когда кто-либо нас обижает, мы должны
написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает
что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не
смог бы стереть это».
Мораль притчи такова: Научись писать обиды на песке и гравировать радости на
камне.
Притча «Добро и зло»
Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: «Идите и ищете добро».
Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел.
Однажды к учителю пришел странник и сказал:
– Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им.
– Я научил тебя всему, что знал, – ответил учитель.
– Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, – возразил ученик. – Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать.
– Хорошо, – согласился учитель, – я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека. Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека.
Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник построил шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь.
Странник вернулся к учителю и воскликнул:
– Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал, наконец, добрые слова!
– Этот человек – вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, – произнес учитель.
Заповеди лицея «Синтон»
· Дорожить честью лицея, как своей собственной, ценить и уважать лицейское братство, его писаные и неписаные законы.
· Уважать в каждом человеке личность. Быть терпимым к мнениям и поступкам других людей.
· Поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы люди поступали с вами.
· Учиться мыслить самостоятельно.
· Развивать в себе незаурядность, подтверждать свои слова делами,, проявлять инициативу и творчество.
· С гордостью называться гражданином России. Дела и помыслы свои направлять на службу Отечеству, на возрождение его могущества и величия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.