Классный час: «Имеет флаг, и гимн, и герб Российская держава»
Цели:
- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;
- способствовать формированию общероссийской идентичности;
- способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.классный час
Классный час по теме:
«Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава»
для учащихся 12 классовКлассный час: «Имеет флаг, и гимн, и герб Российская держава»
Цели:
способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах
Российского государства и Конституции, как главном законе России;
способствовать формированию общероссийской идентичности;
способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к
законам и символам России.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг «Государственная
символика»
Ход классного часа.
Постановка цели классного часа.
Наш классный час я хочу начать с загадки.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
(Родина)
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о её символах и о Конституции.
Основная часть
Ребята, мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы
захотим проехать из края в край на самом быстром поезде, эта дорога займёт
целую неделю, а на самолете придётся лететь полдня.
(Просмотр видео «Мульт – Россия») (слайд 2)
Как называется наша страна? Наша страна называется Российская Федерация.
«Федерация» означает союз, объединение. В состав России входят 83 субъекта
Российской Федерации, в том числе и наша Оренбургская область (Просмотр
видео «Мульт – Оренбургская область») (слайд 2)
Ребята, а что является символом Оренбуржья? ( ответы детей) Конечно же, оренбургский платок.
А по каким символами нашей страны иностранцы безошибочно определяют: это Россия? (слайд 3)
По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА)
Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева...(МАТРЁШКА)
На столе стоит пузатый.Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР)
Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну.(БЛИНЫ)
Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский...(КАРАВАЙ)
Но есть государственные символы: герб, флаг, гимн. Мы каждый день видим и
слышим символы России – её герб, флаг и гимн. (слайд 4)
Как вы считаете, зачем стране нужна символика? Символы государства – это
знаки отличия страны от других стран.
Вот перед вами изображения флаг разных стран. (слайд 5)
( Дети получают карточки с изображением флагов России, Франции,
Болгарии, Нидерландов и работают в парах ).
Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя» А
слово «знамя» происходит от слов « знаменье, знак». Государственному флагу,
как святыне, отдаются высшие государственные почести. Покажите, пожалуйста,
карточку с изображением Российского флага.
Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации? ( Ответы детей)
Белый, синий и красный цвета использовались в русских народных костюмах. Из
белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные
сарафаны и другую одежду. (слайд 6)
Что обозначают цвета Флага России? В настоящее время нет официального
толкования цветов флага Российской Федерации. На Руси с древних времён
означали: белый цвет благородство; синий верность, честность; красный
мужество и любовь. (слайд 7)
Ученики читают стихотворение.
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
(И. Агеева)
Следующий государственный символ – герб. (слайд 8) Слово «герб» происходит от
немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия,
важнейшей эмблемой государства. Где можно увидеть герб? (ответы детей)
Посмотрите внимательно на герб Российской Федерации.
( Обучающиеся делятся на группы. Каждая группы получает карточку с
изображением государственного герба РФ ) Опишите, что он представляет
собой?
Герб важно суметь грамотно прочесть. Вот порядок описания: цвет, изображение.
Учитель объясняет смысл слов «спикер» и «держава». Каждая группа описывает
герб. . Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой
лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы
видим короны. Скипетр это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и
драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом
наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской
власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нации и
независимость её от других государств. Посмотрите на крылья орла. Они похожи
на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце
Кто знает, как зовут всадника изображенного на гербе? Что вызнаете о нем? Это
Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается
синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему
победить дракона. Ужасный, черный змей это символ зла. Он повержен героем.
Верный конь воина топчет дракона копытами.
Ученик читает стихотворение.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
(В. Степанов)
А сейчас отгадайте загадку.
Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны
Как называется главная песня страны? (слайд 9)
Слово «гимн» в переводе с греческого языка означает «хвалебная,
торжественная песня».
И действительно, ее исполняют в особых, наиболее важных торжественных
случаях.. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая
страна имеет свой государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать
символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Текст гимна
принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка –
композитору и дирижёру А.В.Александрову.
Где и когда исполняется гимн?
Гимн звучит при вступлении в должность Президента Российской Федерации и
руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии
заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время встреч и
проводов глав государств, во время проведения спортивных состязаний или
военных мероприятий. Часто мы слышим государственный гимн на праздниках, на
военных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь.
( Дети слушают гимн )
Гимн – это песня, посвященная Родине, это символ государства, такой же, как
герб и флаг
Эти символы закреплены Основным законом нашей страны – Конституцией
Российской Федерации. (слайд 10)
Что такое Конституция?
Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть
список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской
Федерации.
Ученик читает стих о Конституции.
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,Был придуман Он
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну
Когда и как была принята Конституция РФ?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства
прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые
правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали
подругому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность
прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не
согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993
года была принята наша Конституция. В этом году ей исполняется 20 лет. (слайд
11)
Что сказано в нашей Конституции?
В нашей Конституции, вопервых, сказано, как должно быть устроено наше
государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек
существует для государства, а государство для человека.
Вовторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью
защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если
он не гражданин Российской Федерации.
Втретьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и
гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину
Российской Федерации, а что — нельзя.
Ученики читают стих.
Величественны и просты слова
Единого Закона всей Отчизны,
Дарующего главные права:
Работать, радоваться жизни.
Мы помним всех, кто, знамя передав,
Нам завещал, что каждый кровно связан
И со строкой добытых в битвах прав,
И со строкою: «Гражданин обязан…»!(А. Бобров)
Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 12)
Вот и закончился классный час. На партах у вас лепестки красного, белого и
голубого цвета. Если вы сегодня не узнали ничего нового, поднимите лепестки
красного. Если узнали что то новое для себя – белые. Если узнали что – то
новое и хотите дальше узнавать о символах России – голубой. ( Дети под песню о
России складывают цветок)
Каждый гражданин своей страны должен не только знать государственные
символы: флаг, герб и гимн, но и изучать историю их создания. Вот об этом мы
будем говорить на следующих классных часах.
Литература.
Пчелов Е.В. Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн, Москва:
Русское слово, 2002.