Классный час «История появления письма», 8 класс
Оценка 4.9

Классный час «История появления письма», 8 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
8 кл
24.01.2017
Классный час «История появления письма», 8 класс
Задачи 1. Познакомить учащихся с информацией об истории появления письма как формы общения людей. 2. Способствовать повышению интереса к историческим и литературным источникам, связанным с обсуждаемой темой. 3. Формировать культуру понимания обсуждаемой информации, значения данной информации в собственной жизни. Форма проведения: игра-путешествие. Подготовительная работа 1. Найти информацию об истории письма в России. 2. Сделать карту путешествий писем класса. 3. Подготовить викторину по теме информационного часа. 4. Сделать выставку конвертов.
кл час.docx
Классный час «История появления письма», 8  класс Разработка классного часа для 8 класса «Сложу, вложу, письмо  там будет говорить» В государственный ящик почтовый, Словно солнечный луч, золотист, Опустился тихонько кленовый, Весь исписанный осенью лист. Юный был он весною, зеленый, Как флажок, трепетал на ветру... Вместе с письмами мне, почтальоны, Принесите его поутру! 3. Лобановская Задачи 1. Познакомить учащихся с информацией об истории появления письма как формы общения людей. 2. Способствовать повышению интереса к историческим и литературным источникам, связанным с  обсуждаемой темой. 3. Формировать культуру понимания обсуждаемой информации, значения данной информации в  собственной жизни. Форма проведения: игра­путешествие. Подготовительная работа 1. Найти информацию об истории письма в России. 2. Сделать карту путешествий писем класса. 3. Подготовить викторину по теме информационного часа. 4. Сделать выставку конвертов. Ход информационного часа I. Основная часть Классный руководитель. Письмо Само Никуда не пойдет, Но в ящик его опусти – Оно пробежит, Пролетит, Проплывет Тысячи верст в пути. Нетрудно письму Увидеть весь свет: Ему Не нужен билет. На медные деньги Объедет мир Заклеенный пассажир. Наш информационный час мы посвящаем истории появления письма как формы общения людей. Я  прочитала стихотворение автора, который очень хорошо описал путешествие письма. ­ Кто этот автор? Из какого произведения взято стихотворение? (Самуил Яковлевич Маршак. Стихотворение «Почта».) А сейчас я приглашаю ребят­письмоносцев, которые расскажут нам все о письме. Выходят учащиеся. У них в руках сумки с названием «Почта» и конверты с письмами. Ученик 1. Ребята! Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в историю письма. Ученик 2. Писать письма ­ традиция очень древняя. Еще Ашшурбанипал, царь Ассирии, говорил: «Я  усвоил все писцовое искусство всех мастеров письма, сколько их есть». Ученик З. А вот стихотворение, рассказывающее о том, какими были письма в древности. Чтец. Скифский гонец в лагерь персов принес Птицу, лягушку, мышь, стрелы. Дарий ­ царь персов, вопрос произнес: Что сказал гость загорелый?   Мышка ­ в земле, а лягушка ­ в воде, Лошади птица подобна. Стрелы ­ знак храбрости в ратном труде – Весть эта персам удобна.   Так порешил Дарий: скифы ему Землю и воду отдали. И, покоряясь пространству всему, Храбрость военную сдали!   Скифы же этим сказали свое: Ну­ка, летите как птицы, Или в земле находите жилье, Горькой испейте водицы.   Только назад не стремитесь опять! Стрел наших посвист тревожен! Не повернется история вспять. Разный в письмо смысл вложен! Ученик 3. Писать письма ­ традиция очень древняя. Из писем можно узнать об истории, искусстве,  общественном строе, укладе жизни людей. Ученик 4. Я приглашаю вас в путешествие по книге времен в историю письма. Но прежде мы должны  узнать о том, как перевозилась почта, кто отвечал за ее сохранность. Письмоносец 1. Итак, мы находимся сейчас в Киевской Руси. Главными городами ее были Киев и  Новгород. Киевская Русь ­ государство, имевшее сухопутные и водные пути со многими странами  Европы. Письмоносец 2. На дорогах Киевской Руси родилась «ямская гоньба». Жители должны были давать  лошадей для проезда княжеских посланцев. Письмоносец 3. Вдоль дорог стояли «ямские дворы», где уставших лошадей меняли на более сильных  лошадей. Такая эстафета удивляла иностранцев быстротой поездок на дальние расстояния. Письмоносец 4. По мнению историков, слово «ям» произошло от татарского слова «дзяы» ­ дорога, а  ямщик ­ от «янчн» ­ проводник. Ямской гоньбой ведал Ямской приказ, следивший за порядком на  дорогах. Письмоносец 5. В Киевской Руси грамотных людей было гораздо меньше, чем в западноевропейских  государствах. При раскопках городов ученые обнаружили кусочки бересты. Это оказались грамоты XI  века. Буквы на них не писали, а выдавливали заостренными палочками. Письмоносец 6. Всего было найдено несколько сотен грамот. Не только в Новгороде, но и в Смоленске,  Пскове, Витебске, на довольно больших расстояниях от Киева и Новгорода. Самое примечательное  состоит в том, что среди найденных грамот ученые нашли тексты писем делового и личного характера,  отправленные из Новгорода и Киева в другие города. Письмоносец 7. Это говорит о том, что ямская гоньба помогла наладить на Руси почтовую связь.  Важные вести доставляли «гонцы»; обычные «грамотки» ­ так называли письменные сообщения ­ купцы  везли вместе с медом, кожами, воском. Классный руководитель. Из вашего рассказа можно сделать вывод, что первые письма появились очень  давно! Спасибо, письмоносцы! Я убедилась в том, что вы очень много знаете из истории письма. А что знают  наши ребята? У меня к ним Несколько вопросов. ­ Что такое пиктография? (Это самый ранний вид письма, когда каждый рисунок обозначал целое  еловой) ­ Что такое идеографическое письмо? (Это письмо, в котором письменный знак обозначал целое слово.) Классный руководитель. Спасибо, ребята. Мы отправляемся дальше. Но я предлагаю вам по ходу  нашего путешествия вспоминать стихотворные строки о письме. Послушаем одно из них. Чтец. Прямоугольник из бумаги... Чудесный текст найду в нем я. Его прислали мне не маги, А лучшие мои друзья. В бумажный «домик» текст тот вложен, Отправлен мне осенним днем. Был путь конверта долог, сложен. Теперь он в ящике моем! Классный руководитель. А теперь ­ слово письмоносцам. Письмоносец 1. В XVI веке в Англии появились дилижансы. Это были большие крытые экипажи,  которые перевозили пассажиров, почту и багаж. На больших перекрестках их ждали всадники, чтобы  получить почту для ближайших селений. Письмоносец 2. В городах дилижанс останавливался на базарной площади. Сдав мешки с почтой,  кондуктор ­ так называли сопровождавшего дилижанс проводника ­ рассказывал собравшейся толпе  новости, забирал местную почту, трубил в рог, и почтовый дилижанс трогался в путь. Письмоносец 3. Как вы думаете, кому обязаны многие народы Европы словом «почта»? Русскому  человеку. Письмоносец 4. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин ­ Нащокин был не только образованным, но и  очень талантливым человеком. Царь Алексей Михайлович поручал ему разные сложные дела. Именно  боярину было поручено наблюдать за строительством первого русского военного корабля «Орел». Он  ведал иностранными делами России. Именно ему принадлежит идея создания почтовой связи с  зарубежными странами. Письмоносец 5. Ордин­Нащокин писал царю: «Это великое государственное соединительное дело  впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет». Письмоносец 6. При подписании договора о мире с Польшей боярин включил в него пункт о  «правильной почте» между двумя государствами. Так в русском языке появилось слово «почта». На  польском и некоторых других языках оно по звучанию близко к слову «дорога». Классный руководитель. А когда появился первый в России почтовый тракт? Письмоносец 1. Государственную дорогу из Москвы в Сибирь ­ Сибирский почтовый тракт ­ начали  строить 250 лет назад. Строили долго. Письмоносец 2. В самом начале XX века тракт превратился в хорошую для тех времен дорогу от  Москвы до Байкала. Это более 5000 километров. Это был самый длинный путь почты, доставляемой на  лошадях. От тракта дороги шли к Камчатке и Якутску. Всего же почтовый путь охватывал более 13 868  километров. Письмоносец 3. Доставлять почту ­ работа нелегкая. А сколько всего почтальонов шагает по улицам и  дорогам земного шара? Только в России их 350 тысяч. А в мире? Чтец. Под пальмами Бразилии От зноя утомлен, Шагает дон Базилио, Бразильский почтальон. Письмоносец 4. Не все почтальоны шагают с сумкой на плече и исключительно пешком. Чтец.  Нажимает на педаль Французский письмоносец Шарль. Легко бежит его «Пежо», «Пежо» и Шарлю хорошо. Чтец. Он почту возит на санях, К домам, которые в снегах. Он ­ почтальон. Живет в Финляндии, А письма возит он в Лапландию. Письмоносец 5. Это действительно так. Письма доставляется на санях и на велосипедах, на машинах и  самолетах. И даже на собаках. Письмоносец 6. В день письмоносец разносит 230­250 предметов различной корреспонденции. Письмоносец 7. В разное время письма доставляюсь на трамваях, на подводных лодках, по подземным  трубам. А в 1930 году пытались пересылать письма из одного места в другое с помощью ракет. Письмоносец 1. В 1959 году советская космическая ракета доставила послание на Луну, а через 10 лет  экипажу космического корабля был вручен пакет с почтой. Письмоносец 2. В 1969 году на поверхность Луны спустились первые земляне ­ американцы Нил  Армстронг и Эдвин Олдрин. Они поставили «Лунный штемпель» на конверте со специальной, заранее  напечатанной маркой. После возвращения астронавтов было выпущено 170 миллионов таких «лунных»  марок. Письмоносец 3. Сколько же прошлось пережить письму от узелкового письма древности до письма на  Луне! Письмоносец 4. И нет человека, который бы не желал получить письмо с добрыми словами и вестями! Письмоносец 5. А еще приятнее писать письма! Если человек покупает 10­15 конвертов — можно  сказать, что он ­ счастливый человек. У него много друзей, близких людей, которым он хочет сделать  приятное своими письмами. Письмоносец 6. Представьте себе, что раньше издавались в России книжки­письмовники. В них были  готовые образцы писем на разные случаи жизни: объяснение в любви, просьба дать денег в долг,  приглашение в гости. Некоторые письма заканчивались такими словами: «Жду ответа, как соловей лета». Классный руководитель. А вы как считаете, хорошо это или плохо списывать письмо из письмовника?  (Ответы ребят.) Письмо ­ это что­то личное. Я считаю, что письмо по шпаргалке могут писать только очень ленивые и  несерьезные люди. А еще страшнее ­ читать чужие письма. Это как в душу человека влезть без  разрешения. Письмоносец 7. Я предлагаю послушать стихотворение Вершинина, посвященное письму. Чтец. Я цепь традиций не нарушу, Скажу, что мне известно самому: Письмо ­ работа, греющая душу, Дающая отточенность уму. Письмо ­ возможность выразить словами Все то, что в сердце копится порой, Доводится до совершенства вами И никому не кажется игрой. Листы бумаги с почерком бегущим, Летящие, не зная выходных. Спешащие к тем самым людям, ждущим Вестей от близких, любящих, родных. Письмо ­ мольба, печаль, признаний строки, И радостей запас, и грезы снов. Все это ­ жизни трепетной уроки, И тренировка чувственных основ. Классный руководитель. Уважаемые письмоносцы! Спасибо вам за рассказ. А теперь пусть ребята  ответят на ваши вопросы, которые вы им приготовили. 1. Сколько лет тому назад появилось первое письмо? (4000 лет назад неизвестный египетский художник  изобразил воина на стене гробницы фараона, который подает начальнику лист ­ письма.) 2. Когда был изобретен почтовый конверт? (Почтовый конверт 'был изобретен в III тысячелетии до н. э.  ассирийцами.) 3. Какой предмет стал эмблемой почтовой службы? (Эмблемой почтовой службы стал рожок. На зов  рожка люди собирались на базарной площади, чтобы отправить и получить письмо.) 4. Как называют людей, собирающих марки, которые клеятся на конверт? (Таких людей называют  филателистами.) 5. Кто изобрел почтовую марку? (Почтовую марку изобрел сельский учитель из Англии Роуленд Хилл.) 6. Что такое перфорация? (Горизонтальная и вертикальная прострочки между рядами марок иглами  специальной машины называется перфорацией.) 7. Что было изображено на первой в России почтовой марке, выпущенной 1 января 1858 года? (На ней  был изображен двуглавый орел на фоне голубого овала.) 8. Какие должности были утверждены при средневековых университетах? (При университетах были  утверждены должности гонцов.) 9. Какую роль в истории письма играли голуби? (Голуби ­ это птицы­вестники. Эту птицу для  письменных сообщений использовали еще египетские фараоны. Во времена Великой Отечественной  войны с помощью голубей с переднего края фронта было отправлено более 15 тысяч писем.) 10. «На деревню дедушке». Кто так подписал письмо в одном из произведений русского писателя? (Ваня  Жуков из произведения Антона Павловича Чехова «Ванька».) Классный руководитель. Мы завершаем наше путешествие в историю письма. И на прощание ­ еще одно небольшое стихотворение о письме. Чтец. Вновь наступило время для письма, И тяга есть у нашего народа. Традиция, приятная весьма: Опять на письма появилась мода. И значит, рано начали тужить, Что очерствело сердце человека. Нет, жанр эпистолярный будет жить. Не поддается он причудам века! II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс

Классный час «История появления письма», 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017