КЛАССНЫЙ ЧАС «КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО

  • Педсоветы
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Программа.doc
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Ставрополя «Я­ достойный гражданин России» Крикуненко Натальи ИвановныСроки реализации: 2007­2012гг. «Патриотизм­ это убеждение,  что твоя страна лучше других потому,  что именно ты в ней родился».  Б.Шоу СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1.  Пояснительная записка 2.  Цели и задачи 3.  Концептуальные подходы и принципы деятельности 4.  Направления деятельности 5.  Самоуправление 6.  Диагностика 7.  Работа с родителями 8.  Ожидаемые результаты 9. План реализации воспитательной программы на 2010 ­ 2011гг. Пояснительная записка Становление гражданского общества и правового государства в нашей  стране во многом зависит от уровня гражданского образования и  патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются  отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил  большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в  различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою  судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится  важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно­ нравственный, идеологический, культурно­исторический, военно­ патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,  демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению  собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовойрассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою  материальную независимость. В формирование такой гражданской личности,  сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую  культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.  Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и  противоречия общества и в значительной степени благодаря своему  воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности,  отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом,  который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности,  воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы  гражданско­патриотического воспитания, так как это период  самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных  идеалов.  Но реализация гражданско­патриотического воспитания только с  помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы  содержания, форм и методов гражданско­патриотического воспитания,  адекватных современным социально­педагогическим реалиям. Появляется  необходимость в деятельностном компоненте гражданско­патриотического  воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и  сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие  самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско­патриотическое воспитание в современных условиях – это  целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки  подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении  социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также  укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой  выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения  жизненного успеха. Гражданско­патриотическое воспитание способствует  становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и  патриота своей страны. Назначение программы.  Значимость, роль и место данной программы определяется необходимостью  подготовки учащихся к дальнейшему жизненному выбору, самоопределению и самоутверждению в условиях жизни нашей страны. Программа «Я­ достойный гражданин России» позволит полнее учесть интересы школьников, сделать  процесс воспитания более интересным для учащихся и, соответственно,  получить более высокие результаты. Категория учащихся.Программа предназначена для учащихся 5­9 классов с ориентацией на  гражданско­патриотическое воспитание. Содержание материала программы  соответствует целям воспитательного процесса школы и в определенной  степени обладает новизной для учащихся. Актуальность программы определяется  тем, что учащиеся должны  понимать свою роль и место в общественной жизни России, быть ее  настоящим гражданином и патриотом. Современное общественное развитие  России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую  актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания  учащегося. Программы гражданского и патриотического воспитания все чаще  определяются как приоритетные. Это означает, что нам, россиянам,  исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Стержнем  деятельности является формирование морально­психологических качеств и  специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку,  определенных понятием патриот и гражданин. Героический период в жизни  страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по­новому  взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной  гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.  Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним  помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей  страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать  изучаемый материал с прошлым и настоящим своего края, тем самым,  способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения. Практическая направленность. Содержание программы обеспечивает  гражданскую компетентность (компетентность гражданина России), является  основой для патриотического воспитания. Цель работы по гражданскому воспитанию: формирование духовно и  физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с  будущим родного края и страны, способного встать на защиту  государственных интересов России. Достижению    данных    целей    программы    способствует    решение  следующих задач воспитательной деятельности:  направленных на учащихся: ­   самоактуализация, саморазвитие, совершенствование личностного  потенциала; ­   социализация и индивидуализация посредством включения в разнообразные виды  деятельности. ­ Формирование потребности в здоровом образе жизни­ Воспитание любви к Отчизне ­ Развитие интереса к истории родной земли ­ Формирование приоритета семейных ценностей, а также на воспитание  ответственности родителей за судьбу своих детей и наоборот.  направленных на педагога: ­   психолого­педагогическое сопровождение развития ребенка; ­   воспитание нравственной культуры, потребности в саморазвитии и      самоактуализации, формирование у  школьников гражданской  позиции; ­   реализация собственных способностей.   направленных на родителей: ­   накопление педагогических знаний, необходимых для воспитания  детей; ­   самоактуализация, самосовершенствование, саморазвитие. Концептуальные подходы к разработке программы: Методы воспитания определяются целями и задачами данной  программы, направленной на гражданско­патриотическое воспитание  школьников. В области образовательной компетенции учащиеся овладевают  историческими и нравственными, правовыми, ценностными понятиями,  которые помогают самореализации учащегося и его самоопределения. В области коммуникативной компетентности учащиеся овладевают  формами проблемной коммуникации (воспринимать точку зрения отличную  от собственной; аргументировано излагать и отстаивать свою собственную  точку зрения; давать оценку историческим событиям с позиции прошлого и  современности) В области социальной компетенции учащиеся овладевают основными  типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом  интересов других, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Данная    воспитательная    программа   основывается    на   следующих  принципах деятельности: ­   приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро,  уважение,     ответственность, готовность прийти на помощь, старательность,  добросовестность; ­   природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его  врожденные      психофизиологические особенности, возможности; ­   демократизм и гуманизм; ­   опора на лучшее в человеке; ­    системности воспитания.гражданин нужен стране: Направления воспитательной работы определяются тем, какой  Образованный гражданин: «Интеллект» ­ приобретение  знаний как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире,  стране, развитие интеллектуального потенциала, воспитание сознательного,  активного интереса к знаниям. Гражданин- человек: «Права и нравственность» ­  формирование нравственных качеств на основе разнообразной творческой  деятельности, правовой грамотности; Здоровый гражданин: «Спорт и здоровье» ­ формирование и  пропаганда здорового образа жизни, рациональной организации труда и  отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам. Гражданин- патриот: «Гражданин и патриот» ­ воспитание  патриотизма через знакомство с историей государственной символики страны, историей своей семьи, своего города, своего края; встречи с ветеранами и  участниками войн, акции милосердия, организация туристско­краеведческой  и поисковой работы: изучение истории своего города, края, страны; встречи с  интересными людьми; участие в туристических слетах; организация  туристических походов. Гражданин труженик:  «Труд и профилизация» ­ реализация  задач трудового воспитания, благоустройства учебного кабинета и  территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи,  знакомство с многообразием профессий, определение интересов и  склонностей, помощь в выборе будущей профессии. Гражданин коммуникабельный:  «Общение и досуг» ­  формирование коммуникативных и коллективистских качеств, нацеленности  на «достойный» отдых.  Гражданин активный: Детское самоуправление Детское самоуправление является одной из форм организации  жизнедеятельности детей, оказывающее особое влияние на становление  жизненных позиций школьника, главным инструментом социализации. Также  детское самоуправление определяют как режим протекания совместной и  самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий равноправные  отношения в детской среде. (Д.В. Григорьев). В   классном   коллективе   самоуправление   учащихся   проявляется   в  планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в  анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений. Основные принципы детского самоуправления:   добровольности и творчества;  равенства и сотрудничества;непрерывности и перспективности.  Законодательным органом классного самоуправления является  собрание класса. Он решает следующие задачи:  рассмотрение и принятие решений, определяющих  жизнедеятельность коллектива учащихся на ближнюю, среднюю и  дальнюю перспективу;   избрание исполнительного органа классного самоуправления –  актива класса;   утверждение плана работы. В исполнительный орган самоуправления ­ актив класса ­ входят:    президент класса;   Председатель правительства;   Министры­ руководители    министерств:  образования, культуры, права, здравоохранения и спорта, труда и коммуникаций.    Функции основных структурных элементов ­ министерств: Министерство образования   ­   организация   взаимопомощи   в   учебе, коллективной познавательной  деятельности  учащихся, участия в  интеллектуальных марафонах;  Министерство культуры  ­  содержание  досуга,   подготовка  и   проведение культурно­массовых и других досуговых мероприятий. Министерство труда ­ реализация задач благоустройства кабинета и  территории школы, организация субботников и шефской трудовой помощи. Министерство спорта и здравоохранения ­ организация спортивных  соревнований, подготовка команды   класса   для   участия   в   школьных   и    городских   спортивных мероприятиях; организация туристических походов,  поисково­краеведческой деятельности, воспитание   устойчивого  отрицательного отношения к вредным привычкам. Министерство права­ обеспечение связи учащихся и учителей на основе  взаимного соблюдения прав и обязанностей, урегулирование конфликтов. Министерство коммуникаций­ обеспечение информационного  тпространства, доступности информации, связи с общественностью,  оформление стендов, работа с классной газетой и сайтом класса. Классный орган самоуправления является структурным подразделением школьного самоуправления. Двое учащихся класса входят в Совет школы. Диагностика Организация воспитательной работы в классном коллективе будет  эффективной только в том случае, если классный руководитель изучит  уровень воспитанности и социальности школьников, их нравственные  представления, взгляды, интересы, желания, суждения, выявит проблемы  воспитания и отношений в коллективе. Это решается с помощью диагностики.Формы диагностики:  анкетирование;   тестирование;   наблюдения;   беседы. Гражданин- семьянин: работа с родителями Формирование сотруднических отношений между учащихся,  родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается  взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги ­воспитатели  одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда,  когда эти воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза ­  единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе  выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения  намеченных результатов. Взаимодействие классного руководителя и семьи обусловлено  следующими обстоятельствами:    единым объектом (субъектом) воспитания; общими целями и задачами воспитания детей; возможностью всестороннего изучения детей и координации  влияний   на их развитие;   родителей;  необходимостью согласованности действий педагогов и   возможностью объединения усилий школы и семьи в решении  проблем ребенка;  возможностью взаимного обогащения семей, классного и  школьного   коллективов, каждого участника взаимодействия. Система работы с родительской общественностью строится на разных  формах:           Родительские собрания Родительские конференции Дискуссионный клуб (диспут, дебаты) Вечера общения Организационно­деятельностная игра Психолого­ педагогический практикум Родительский лекторий      Семейная гостиная Симпозиум, форум   Семинар Родительский комитет                                                         В результате реализации Программы ожидается: 1. В классе  как в образовательной системе: ­ создание системы гражданско­патриотического воспитания; ­ обогащение содержания гражданско­патриотического воспитания; ­ вовлечение в систему гражданско­патриотического воспитания  представителей всех субъектов образовательной деятельности; 2. В образе выпускника: ­ в познавательной сфере: развитие творческих способностей; ­ в историко­ краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,  формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; ­ в социальной: способность к самореализации в пространстве российского  государства, формирование активной жизненной позиции; знание и  соблюдение норм правового государства; ­ в духовно­нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической  деятельности; ­ в целом: сформированность гражданских качеств личности. Основные признаки сформированности  гражданских качеств личности  учащихся: 1.  Гражданское   самосознание,    гражданский   долг, гражданская  ответственность. 2. Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. 3. Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая  культура, патриотизм и интернационализм. Уровни гражданской воспитанности       Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом  положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и  саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него  характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои  права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет  инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо  учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и  творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней  нуждается.Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое  положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная  гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей  проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и  обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему  слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости  от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности,  организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная  общественная позиция у них еще не вполне сформирована.       Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением  положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У  учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в  основном требованиями старших и другими внешними стимулами и  побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие  подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к  труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при  наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива  участвуют неохотно.       Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность,  пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и  самоорганизации. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное  представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и  ответственности, коллективизме, товариществе.