Классный час "Моя родословная" 9 класс
Оценка 4.9

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
классное руководство
9 кл
28.01.2017
Классный час "Моя родословная" 9 класс
«Туухэ тоориха гyй, удха таhарха гyй», «Тyмэр туйдэрхэ гуй, туухэ торохо гуй» - это бурятская поговорка. Переводится «История не забудется, родословная не закончится». Бурят должен был знать свою родословную вплоть до седьмого поколения отцов и рассматривать ее как историю, которая делится на три части. Здесь речь идет о родословной бурят, традициях и обычаях.
клас. час 9 кл Родословная.docx
Классный час «Моя родословная» ( для учащихся 9 классов) Цели:  Развитие интереса к истории и традициям своих предков;  Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье;  Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.  Изучение, сохранение истории происхождения своего рода.  Укрепление духовных ценностей семьи;                                    Ход классного часа. Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята, гости нашего мероприятия! ­ Сегодня наш классный час хочу начать с таких слов: «Туухэ  тоориха гyй, удха таhарха гyй», «Тyмэр туйдэрхэ гуй, туухэ торохо гуй» ­ это бурятская поговорка. Переводится «История не забудется, родословная не закончится». И это будет темой нашего разговора. ­ Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?». Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою   очередь,   тоже   есть   родители.   Часто   люди   не   знают   своих   предков   дальше   бабушек   и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи ­ большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном   происхождении   обрываются   уже   на   третьем   колене.   Это   наша   беда.   Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому ­ вот черта, отличающая образованность от дикости».   Фамильная   гордость,  интерес   к  своей   родословной   –  все  это  ветви  одного  дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.  Родословная,  или,  как говорили  раньше,  «родословие»  ­ это последовательный  перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.  Учитель:  Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.  Сегодня   мы   с   вами   поговорим   о   родословной,   и   итогом   нашего   классного   часа   станет рассмотрение   вашего   генеалогического     древа.   За   всем   этим   стоит   целая   история   ­   семьи, множества семей. А пока обратимся к слову "род" и «родословная». Что оно означает? Ответы детей. Учитель: Правильно!  Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.  Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Предок – представитель предшествующего поколения родственников.  Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста. А теперь повторим с вами русский язык ­ назовите слова, образованные от корня "род". Ответы детей (родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная). Учитель: Традиция составлять родословные существует уже давно. Среди бурят трудно было найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. До какого колена должен знать бурят  свой род? Покажите и объясните семь колен. Ответы детей:  (до 7 колена). Учитель: бурят должен был знать свою родословную вплоть до седьмого   поколения отцов   и рассматривать ее как историю, которая  делится на три части.       Наши предки – это кровное родство до трех поколений, т.е. от отца до прадеда. Юноша и девушка, являющиеся кровными родственниками, по старинному бурятскому обычаю не имеют права становиться мужем и женой        Наши  далекие   предки  –   это   следующая   цепь   прародителей   от   четвертого   до   седьмого поколения отцов.           Наши далекие древние предки  – это следующая цепь прародителей от седьмого и выше поколения отцов. О прародителе высшей ступени можно узнать из рассказов пожилых людей, из легенд и преданий, из историй стоянок и по названиям родственных групп. Учитель:  В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука ­ генеалогия? Ответы детей : Учитель: Генеал гияоо  или родосл вие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще,  которая  возникла  в  17­18  вв.,   изучает   происхождение,  историю  и  родственные   связи родов и семей. оо     С древнейших времен каждый народ любил и уважал свой род, свои традиции, обычаи, которые передавались   из   поколения   в   поколение.   Вот   один   из   примеров   –   буряты   издревле   очень ответственно относились к воспитанию мальчиков и девочек, подготовке их к жизни.  «9 наук настоящего мужчины »  1) 1 наука облавная охота 2) Умение натягивать тетиву рогового лука. 3) Быть хорошим наездником 4) Уметь бороться 5) Умение выполнять кузнечные работы, передаваемое по наследству 6) Умение мастерить 7) Умение плести восьмиременный бич 8) Уметь вить путы – треножники 9) Умение одним ударом сломать кость позвонка КР животного, коня. «Семь талантов женщины »  Умение воспитывать детей хорошими людьми 1) Умение оказывать родителям почтение речами, угощением и мягкой постелью. 2) 3) Умение вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг 4) Умение ухаживать за домашними животными 5) Умение готовить молочные блюда 6) Умение уважать мужа и принимать гостей 7) Быть хозяйкой серебряного наперстка ­ шить  Поэтому у каждого народа с давних времен складывался фольклор. И  у каждого народа имеется большой склад пословиц и поговорок, связанных с родословной.  Давайте прочитаем пословицы.  Пословицы о родословной:              « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ; « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»; « Равнодушие  к своей родословной – признак сиротства» « Древо держится корнями, а человек ­  родственниками»  ;  « Семейная ссора что весенний дождь»; « Семейный горшок всегда кипит»; « Семья сильна, когда над ней крыша одна»; « Дома и стены помогают»;      « Предания предков – глаза мудрости»; « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень , который не уважает  родственников»; « Дом , где дети – базар, дом без детей – могила»;   « Дружба – с другом, родство – с родом»; « В благополучии друзья  хороши, в бедности – родня»; Что в них говорится?  Ответы детей. Учитель: Вы, наверное,  очень много интересного знаете о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей. Что такое семья? Учитель:  Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами. Викторина. А сейчас мы проверим , как разбираемся в родственных связях.  Вопросы.  В каком родстве состоят свояки?  (женаты на сестрах).  Твоя сестра вышла замуж.  Как зять может тебя называть (шурин, свояченица).  Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе?  ( мать).  Шел  старец. Жали  молодец  с девицей.  Старик   и  говорит:  «  Как вам  не  стыдно  жать вдвоем?»  Они  отвечают: « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка»  Кто   такие   сватовья   и   кумовья?   (родители   жениха   и   невесты   –   сватовья.    Кровные родители и духовные – кумовья)  Кто   является   золовкой,   снохой,   деверем?   (золовка­   сестра   мужа,   сноха   –   жена   брата, деверь­ брат жены.  Генеалогическое   (родословное)   древо   – Учитель:  Что   такое  генеалогическое   древо?   схематическое   представление   родственных   связей,  родословной   росписи  в   виде   условно­ символического   «дерева»,   у   «корней»   которого   указывается  родоначальник,   на   «стволе» — представители   основной   (по   старшинству)   линии   рода,   а   на   «ветвях» —   различных   линиях родословия,   известные   его  потомки —   «листья»   (настоящий   пример   иллюстрирует   древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема   эта   для   удобства   восприятия   и   формирования   представляет   родословное   древо   в перевёрнутом   виде,   когда   родоначальник   располагается   в   верхней   части   таблицы. Генеалогическим   или   родословным   древом   также   называют   представление   восходящих   или нисходящих  родословий  и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается  генеалогия (родословие) Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек. Тогда число родственников, неизмеримо возрастет.  ­ Вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?  Ученик: Работу над родословной я начинал с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей. И оформил я эти данные в виде таблицы. Учитель: на сегодняшний день некоторые из вас составили свое древо. Расскажите пожалуйста. Но с начала скажите, кто из вас знает – сколько родов у нас в Закулее. (9 родов). Я знаю свою родословную по отцовской линии до 19 колена, по материнской линии до 8 колена. А сейчас я замужем и по линии мужа 12 колен. Ответы детей. Учитель: Хотелось бы мне закончить наш классный час стихотворением, которое прочтет нам  Вика: Жизнь человека – только миг В безбрежном времени вселенной, И только в памяти живых Она становится нетленной. Вот это так. Да вот беда, Что забываем иногда,  Откуда мы, кто наши предки? Такие случаи нередки! Заставить нас забыть о них Не должен злой народа гений. Уйдя из памяти живых, Исчезнет много поколений. Одной мы связаны судьбой, Одной семьей, единой кровью. Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью. И дух наш, продолжая жить, Во внуков, правнуков вольется. И никогда не оборвется Веков связующая нить. Рефлексия:  Закончите высказывание : А) мы сегодня узнали ….. Б) Родословная мне нужна для….. Учитель:  Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов  вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. И поэтому каждому человеку очень важно  знать свою родословную Когда­нибудь и вы станете родителями, бабушками , дедушками, и ваши потомки будут  оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.  Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки  гордились вами.

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс

Классный час "Моя родословная" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017