Классный час на тему: "Гнев и агрессия."
Оценка 4.6

Классный час на тему: "Гнев и агрессия."

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
классное руководство
8 кл
12.01.2017
Классный час на тему: "Гнев и агрессия."
Мир и люди в нем не всегда соответствуют нашим желаниям. Если не соответствуют, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным. Не удается - мы гневаемся. Но от нашего гнева, как правило, тоже ничего не меняется, разве что еще больше ухудшается настрое¬ние. Мы становимся агрессивны. Что же такое гнев, агрессия? Гнев — это прежде всего результат неумения справиться с самим собой. Агрессия -это индивидуальное или коллективное поведение, действие, на¬правленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей.
Гнев и агрессия.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ
 «ГНЕВ И АГРЕССИЯ»

 

 

 

 

 

Цель: предупреждение проявлений у студентов склонностей к агрессии и аутоагрессии.

Задачи: расширить кругозор студентов по теме; научить преодолевать конф­ликты; подвести ребят к мысли о необходимости самовоспитания; сформиро­вать представления о персональной ответственности за свои решения.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; задания учащим­ся по изучению темы; работа с психологом (тест); распечатка раздаточного ма­териала; подготовка кинофрагментов; приглашение гостей.

Классный руководитель: Мир и люди в нем не всегда соответствуют нашим желаниям. Если не соответствуют, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным. Не удается - мы гневаемся. Но от нашего гнева, как правило, тоже ничего не меняется, разве что еще больше ухудшается настрое­ние. Мы становимся агрессивны.

Что же такое гнев, агрессия? Гнев — это прежде всего результат неумения справиться с самим собой.

Агрессия -это индивидуальное или коллективное поведение, действие, на­правленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей.

Приведите примеры агрессии.

Учащиеся зачитывают выдержки из домашнего задания.

Вы согласны с тем, что если вовремя подавить приступ гнева, можно снизить

агрессивность?

В конфликтной ситуации можно использовать различные способы саморе­гуляции, например: резко изменить ритм своей деятельности, заняться делом, которое еще недавно казалось совершенно ненужным, второстепенным, дале­ким. Это переключает внимание, дает возможность трезво взглянуть на себя со

стороны.

Классный руководитель: Но кроме агрессии со стороны, ребята, я хотела бы с вами поговорить о проекции агрессии на собственную личность, которая про­является в различных формах—пьянство, наркомания, рискованное и провоци­рующее поведение, самоповреждения. Это называется аутоагрессивным пове­дением.

Врач-нарколог: Алкоголизм в юношеском возрасте формируется значитель­но быстрее, чем у взрослых. Чем моложе человек, тем в более короткие сроки формируется это заболевание.

Страшно и опасно оно потому, что алкоголь разрушает не только физическое здоровье человека, но и психическую сферу, интеллектуальные возможности. Вопрос кучащимся. Пьянство и алкоголизм - это одно и то же? Обсуждение. Нет, пьянство - вредная привычка, ведущая к болезни, а алкого­лизм-болезнь и следствие пьянства.

В организме каждого человека содержится небольшое количество этилово­го спирта. Естественно вырабатывающийся алкоголь участвует в обмене ве­ществ, является биологическим «горючим», благодаря которому человек энер­гичен и бодр. Однако если все время «подбрасывать» это горючее извне, то нарушается обмен веществ, и организм ленится работать без дополнительной подпитки. Так из пьянства развивается алкоголизм — зависимость человека от этилового спирта.

В нетрезвом состоянии человек может совершить самые страшные преступ­ления-убийства, кражи, изнасилования, поджоги и пр. Самоубийства тоже не­редко совершаются пьяными людьми.

Классный руководитель: Вот и задумайтесь: не слишком ли велика цена за вполне осознанное нездоровое поведение? Именно осознанное, так как выпива­ет первую рюмку и делает первую инъекцию наркотического вещества человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти.

Врач-нарколог: Работа мозга тончайшим образом регулируется химически­ми веществами, присутствующими в организме в естественном состоянии. Это кислород и углекислый газ, глюкоза и витамины, гормоны и микродозы алкого­ля, который, как и некоторые другие продукты, образуется в организме в про­цессе обмена веществ.

Однако на мозг могут оказывать влияние и вещества, поступающие извне.

Всем хорошо известно, что у голодного человека нарушается внимание, ухуд­шается реакция. Иногда достаточно съесть конфету, и почти моментально улучша­ются общее состояние и мышление. Придает бодрости и чашка крепкого кофе, чая.

Если в первом случае считается, что улучшается питание мозга, то в случае употребления чая и кофе мы искусственно стимулируем весь организм, в том числе мозг, с помощью неестественного для организма продукта - кофеина, к которому может развиться привыкание. Не получая кофеиновой подпитки, че­ловек будет чувствовать вялость, у него снизится работоспособность. Однако при желании от кофеина можно отвыкнуть.

Куда более тяжелая зависимость развивается от психоактивных веществ (ПВА). К ним относятся никотин, алкоголь, наркотики - опий, кокаин, морфин и его производные, в том числе и героин, синтетические наркотические вещества, на­пример экстази.

Вопрос к учащимся. Кто знает, что такое экстази?

Обсуждение. Не спрашивайте у ребят, откуда они знают об этом веществе, а отметьте для себя? кто именно осведомлен.

Вопрос к подросткам. Наркомания — это вредная привычка или болезнь?

Обсуждение. Выслушайте мнения и дайте правильные определения поняти­ям «вредная привычка», «наркомания».

Наркомания - не вредная привычка, а тяжелая болезнь, которая все больше распространяется в молодежной среде.

Наркоманы практически теряют свободу, так как становятся полностью зави­симы от торговцев наркотиками. «Ломка»—тяжелое соматическое (телесное) со­стояние, связанное с отсутствием в организме необходимого количества наркоти­ческого вещества. Наркоман испытывает физическую боль и глубокие моральные страдания.

Классный руководитель: Как уже говорилось, агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка, но и средства массовой информации играют существенную роль в формировании агрессии у подростков. Приведите примеры из периодической печати, телепрограмм.

Просмотр фрагментов из кинофильмов.

Психолог: Агрессивные состояния имеют и биологическую основу, кото­рую необходимо учитывать. Как известно, изменение гормонального фона, вы­деление адреналина и норадреналина являются сильными конфликтогенами. Со­стояние гнева, ярости всегда сопряжено с выделением норадреналина. Гнев требует выхода, но выплеснувшись, он возвращается, словно бумеранг.

Вопрос учащимся: Существуют разные способы снятия агрессии. Какие

знаете вы?

Учащиеся отвечают на вопрос из домашнего задания:

Кому-то поплакаться, выговориться.

Адреналин - спутник агрессии - сгорает от физической нагрузки.

Посмотреть на ситуацию со стороны.

Психолог: Совершенно верно. Сами того не ведая, мы осуществляем психо­терапевтическую помощь, когда выслушиваем других.

Полезен и физический труд. Можно использовать и такие формы, как уборка квартиры, а также спорт.

В подростковом, юношеском возрасте физические упражнения способству­ют активизации умственной работоспособности, психической устойчивости, вли­яют на деятельность гормональной сферы, усиливают выработку гормонов удо­вольствия -эндорфинов. Двигательные действия снимают агрессию.

Чтобы посмотреть на ситуацию с внешней стороны, нужна аналитическая работа, процесс требует энергии, что способствует разрядке и успокоению.

Очень часто, особенно в подростковом возрасте, человек сердится на самого себя. И чаще всего зря. Вам кажется, что вы должны быть сильнее, выносливее, более умелыми. Конечно, стремиться к лучшему - нормальная человеческая по­требность, однако в подростковом возрасте достижения человека могут быть ог­раничены прежде всего тем, что рост и развитие организма еще не закончилось.

Но уже сейчас вы можете научиться некоторым упражнениям, которые по­могут вам владеть собой в трудных жизненных ситуациях, не поддаваться сию­минутным приступам гнева, снижать агрессивность.

Поднимите руки те, кто хочет укрепить свои личностные качества в противо­стоянии приступам гнева.

Спасибо, опустите руки. Я попытаюсь вам помочь. Сейчас каждый из вас должен представить, что мы в кабинете вдвоем. Я буду обращаться к каждому из вас в отдельности, не называя имен. Итак, начали.

Сделаем упражнение, которое можно назвать «застывшее фото». Оно очень простое и короткое. Положите ладонь на стол и попробуйте согнуть указатель­ный палец. Причем так, чтобы согнулся только он и в этот момент не работали другие мышцы. Получилось? Нет. Не расстраивайтесь: для того чтобы овладеть этим на первый взгляд нехитрым упражнением, нужно потратить несколько лет. Только тогда ваше тело останется совершенно спокойным при сгибании одного-единственного пальца.

Повторите упражнение и попробуйте прочувствовать, какие именно мыш­цы были включены в работу. Умение прислушиваться к их движениям - начало работы по освоению власти над самим собой. Не кулаки и бранные слова у владеющего собой человека управляют его жизнью, а, наоборот, он сам может отдать любой приказ своему телу. Потому и выполняется этот приказ куда луч­ше, чем непроизвольные действия.

Вот еще прием, который используют люди, занимающиеся бодибилдингом. Сожмите кулак правой руки, согните ее в локте и напрягите бицепс. Получи­лось? Пощупайте бицепс. Крепкий? Конечно, потому что ему помогали напря­гаться мышцы-синергисты (помощники). В данном случае помощникам бицеп­са были кистевые мышцы. А теперь попробуйте напрячь бицепс руки, висящей вдоль туловища с распрямленной ладонью. Очень слабо получилось, да? Трудно без помощников. А теперь попробуйте прочувствовать изменения в бицепсе в разных положениях руки. Прислушайтесь к левой руке, проследите за изменени­ем в ней. Задержите напряжение в правой руке на 3 с, отдохните, задержите на 5 с и снова отдохните. Во время отдыха прислушивайтесь к своему телу, и вы вдруг с удивлением обнаружите, что усталость появилась в самом неожиданном мес- | те, например в языке. А ведь вы проделывали упражнение молча. В чем дело? А : просто организм подсказал, где на сегодняшний день у вас самое слабое место. | Постепенно благодаря всем этим упражнениям вы научитесь справляться с труд­ностями. Главное - учитесь слушать свое тело.

Используйте напряжение мышц для снятия гнева. Не позволяйте энергии уходить на пустую злобу, переключите ее на накопление мышечной массы. По­чувствовали, что разозлились, сделайте силовые упражнения. Это лучшая и са­мая полезная разрядка. Меньше неприятностей, и тело красивее. Постепенно, снижая гнев, вы сможете навсегда избавиться от тех зачатков агрессивности, которые получены вами от природы.

А теперь давайте поговорим о том, как сопротивляться агрессии партнера.

Прежде всего есть испытанные способы не поддаваться на провокацию. • Если ваш партнер повышает голос, не следует отвечать ему тем же, а лучше все больше понижать свой голос.

• Изменить обращение, изъяв из речи все личные местоимения на опреде­ленное время, сделав весь текст (послания ему) безличным.

Какие вы знаете эффективные речевые сообщения, которые используются человеком при реагировании на раздражающие ситуации, сопутствующие нам на протяжении всей жизни и являющиеся причинами агрессии? Выйти достой­но из подобной ситуации, т. е. не потеряв сознательного контроля над ней, -значит избежать насилия, сохранить хорошее настроение.

Учащиеся: упрек; излишний сарказм; ответная атака. Эти реагирования ве­дут к враждебности.

Психолог: Однозначно, чем более воспитаны участники конфликта, тем боль­ше они владеют собой и тем меньше позволяют накаляться страстям.

Конфликт может иметь различные последствия. Для одних - это творческая сила, способствующая достижению нового уровня продуктивной деятельности и отношений. Для других - неизбежное зло.

Определив свое отношение (пусть даже неосознанно) к конфликту как конст­руктивному или деструктивному началу, человек выбирает стратегию своего поведения.

Я хочу предложить вам тест К. Томаса «Стили разрешения конфликта» (анке­ты собираются для обработки и проведения в дальнейшем консультации).

Классный руководитель: К каким же выводам мы можем прийти?

Учащиеся: Улаживание конфликтов; занятие спортом; умение слушать; комплименты и улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.

Классный руководитель: Так давайте же будем, как говорил Б. Окуджава, «понимать друг друга с полуслова» и «говорить друг другу комплименты», не забывая о том, что человек живет на Земле не так долго, чтобы тратить это время на зло, съедающее наше здоровье.

Все поют под гитару песню Б. Окуджавы «Давайте восклицать...»

 

 


Классный час на тему: "Гнев и агрессия."

Классный час на тему: "Гнев и агрессия."

Цель: предупреждение проявлений у студентов склонностей к агрессии и аутоагрессии

Цель: предупреждение проявлений у студентов склонностей к агрессии и аутоагрессии

Обсуждение. Нет, пьянство - вредная привычка, ведущая к болезни, а алкого­ лизм-болезнь и следствие пьянства

Обсуждение. Нет, пьянство - вредная привычка, ведущая к болезни, а алкого­ лизм-болезнь и следствие пьянства

Наркоманы практически теряют свободу, так как становятся полностью зави­симы от торговцев наркотиками

Наркоманы практически теряют свободу, так как становятся полностью зави­симы от торговцев наркотиками

Поднимите руки те, кто хочет укрепить свои личностные качества в противо­ стоянии приступам гнева

Поднимите руки те, кто хочет укрепить свои личностные качества в противо­ стоянии приступам гнева

Изменить обращение, изъяв из речи все личные местоимения на опреде­ ленное время, сделав весь текст (послания ему) безличным

Изменить обращение, изъяв из речи все личные местоимения на опреде­ ленное время, сделав весь текст (послания ему) безличным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017