Цели и задачи проведения классного часа: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;
рассмотреть понятия: выбор, правило, конфликт, ответственность;
формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;
Учимся строить отношения.doc
Муниципальное общеобразовательное
учреждение
Верхневилюйская средняя школа №2
имени М.Т.Егорова
«Учимся строить отношения»
Классный час
Лазарева Ч.А.
Классный руководитель
6а класса Верхневилюйск – 2015
Люди не хотят, чтобы ими управляли.
Они хотят, чтобы их вели вперед.
Софокл
Цели классного часа:
1. Учащиеся смогут познакомиться с
возникающей у людей необходимостью
договариваться между собой, важностью
создания общепринятых норм, правил и
последствиями их нарушений;
2. В ходе
классного часа
будут
рассматриваться понятия: выбор, правила,
конфликт, ответственность;
3. Учащиеся смогут научиться анализировать,
моделировать ситуации,
участвовать в
ролевой игре, аргументировать, принимать
индивидуальные и коллективные решения,
делать выбор в конкретной ситуации.
Вопросы классного часа:
1. Почему у людей появляется необходимость
договариваться?
2. Для чего люди создают правила?
3. Нужно ли следовать общепринятым нормам,
правилам или нет?
4. Что такое конфликт? Почему он возникает?
Последствия конфликта. Основные понятия:
Соглашение
Правило
Конфликт
Этапы
Мотиваци
я
Игра
«Нарисуй
здание»
Постановк
а
проблемы
Работа с
понятиями
Изучение
основной
проблемы
Структура классного часа.
Формы
и методы
Игра.
Объяснение
учителя
врем
я
7
мин.
Ожидаемые
результаты
У учащихся
должно
появиться
желание
обсудить
проблемы
классного часа
в
15
мин.
Работа
группах.
Поисковый
метод.
Анализ
8
мин.
в
Работа
группах.
Метод
моделировани
я.
Анализ
Учащиеся
смогут усвоить
понятия:
правило,
соглашение,
конфликт.
Учащиеся
смогут
показать
умения анализ
ситуации,
составления Итоговая
дискуссия
Беседа.
Обсуждение.
8
мин.
Заключени
е
Беседа.
Обсуждение.
2
мин.
таблиц,
прогнозирован
ия того или
иного решения,
моделирования
.
Учащиеся
смогут
показать
умения
аргументирова
ть свою точку
зрения,
принимать
аргументы
других, делать
вывод.
Учащиеся
сумеют
сформулироват
ь
выводы,
показать
понимание
того, что они
приобрели
новые умения и
прежде всего
умение делать
выбор. Ход классного часа
1й этап. Учебная мотивация.
Учащимся предлагается провести игру
«Нарисуй здание». Пусть каждая группа выделит
художника для участия в игре. Им дается задание
быстро и красиво нарисовать здание.
Художники начинают рисовать.
Учитель
останавливает игру и просит начать все сначала,
потому что художники допустили ошибку. Так он
останавливает игру несколько раз, выдвигая все
новые и новые претензии: здание должно быть
объемным, а не плоским, а крыша – современная и
т.д.
Затем учитель дает возможность закончить
рисунок. После чего он сообщает, что все равно
художники неправильно выполнили задание,
например, нарисовали жилой дом, а надо было
школу. Поэтому победителей в игре нет.
анализ игры
обсуждение вопросов: 1. С какими проблемами вы столкнулись,
выполняя задание?
2. Почему игра не получилась?
3. Что не было сделано до начала игры?
4. Что мы делаем, когда определяем правила
игры?
Нужно обратить внимание на то, что никакая
игра без правил не может получиться.
Постановка проблемы
Делая выводы из сказанного учениками при
обсуждении игры «Нарисуй здание», учитель
выделяет
будут
рассматриваться на классном часе:
Договариваться или не договариваться,
Конфликтовать или не конфликтовать,
Следовать общепринятым нормам или не
следовать.
Учитель подчеркивает важность данных проблем,
так как они касаются межличностных отношений.
проблемы,
которые
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны понять, что результаты игры
зависят от установленных правил. Игра не
получилось, потому что не договорились, как
будут играть.
2й этап. Работа с понятиями.
Учащиеся разделяются на 2 группу.
Задания группам: Сформулировать
определение понятия
«правило»
Даны словосочетания:
Отражающая
закономерность
Благотворные действия
Нравственное зло
Устанавливающий
порядок чеголибо
Общественная совесть
Норма поведения
Свободно высказывать
Должно получиться:
Правило
это
положение, отражающее
закономерность,
устанавливающее
порядок,
поведения
норма
–
Сформулировать
понятие «соглашение»
Даны словосочетания:
Взаимное соглашение
Договоренность
Договор
Обязанность сторон
Договор
Какиенибудь условия
Права сторон
Должно получиться:
Соглашение – взаимное
соглашение,
устанавливающее какие
– то условия, права и
обязанность сторон.
Задание: Сформулировать определение понятия
«конфликт».
Ситуация: «Мама решила проверить школьный
дневник дочери, когда она взяла дневник в руки, из
него выпал сложенный в несколько раз тетрадный
листок. Мама развернула листок и увидела, что это
записка. Зачтением записки ее и застала дочь,
вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка
хлопнула дверью и закрылась в ванной комнате»
Ответить на вопросы:
Что произошло между матерью и дочерью?
Кто участвует в конфликте?
Кто виноват в конфликте7
Каковы позиции участников конфликта?
это
Должно получиться:
столкновение,
обострение
противоречий, ситуация, когда одна сторона
противостоит другой».
«Конфликт
предельное
3й этап. Изучение основной проблемы.
1. Почему у людей появляется необходимость
договариваться?
Договариваться или не договариваться?
Обсуждение вопросов:
О чем люди могут договариваться?
Почему у людей появляется желание
договариваться?
Какими будут последствия, если люди
договорятся или не договорятся?
Результаты обсуждения: например
О чем люди
договариваться?
Последствия
Если смогли
договориться,
то
Если не
смогли
договориться,
то О правилах игры Игра
О проведении
свободного
времени
О дружбе
получилась
Свободное
время провели
весело,
интересно,
увлекательно
Приобрели
новых друзей
правилах
О
поведения
Все вели себя
правильно
не
не
Игра
получилась,
поссорились
Свободное
время
проводили по
одиночке,
было скучно
Дружба
состоялась,
одиночество
Нарушили
правила
поведения
Предполагаемые результаты:
Учащиеся вместе с учителем к выводы о том, что
люди договариваться по любому поводу: о
правилах игры, дружбе, помощи друг другу. От
того, насколько они смогут договориться между
собой, будет зависеть их настроение, благополучие
и т.д.
2. Для чего люди создают правила?
Нужно ли следовать общепринятым нормам,
правилам или нет?
Учитель предлагает школьникам вспомнить,
почему не получилась игра «Нарисуй здание» и
обращает внимание на то, что они не договорились,
не выработали правила.
Когда люди договариваются друг с другом, они фактически
вырабатывают определенные правила, которым
нужно следовать в игре, в жизни.
Обсуждение вопросов:
Назовите известные вам правила.
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не
соблюдали правила?
Какие последствия это имело?
Для чего люди создают правила?
Почему люди нарушают правила?
Могут ли люди нарушать правила по
уважительной причине7
Если правило не нравится, подчиняться
этому правилу или нет?
Задания группам:
Правила общения в
коллективе
с
к
Разговаривай
товарищами на равных
Уважай мнение товарища
Помогай тому,
кто
нуждается в помощи
Стремись
взаимопониманию
Учись слушать других, не
перебивай
Уважительно относись к
другим
Не повышай голоса, не
кричи
Не пытайся решать Правила игры
Правила
поведения
учащегося во время
урока
Правила
учащегося
общественных местах
поведения
в
вопросы с помощью силы.
Не обзывайся и не
оскорбляй других
Игра «Кошки – мышки»
слушай
выполняй
Уважай учителя
Внимательно
учителя
Всегда
домашние задания
Не разговаривай
Если хочешь ответить, то
подними руку
Не мешай, когда другие
работают
Соблюдай дисциплину
Не сори
Не кричи громко
Уважительно относись к
другим, к старшим
Не спросив, не трогай
ничего
1. Разработать конкретные правила ( не более
34)
2. Выявить последствия нарушений правил,
которые они выработали
3. Сделать вывод о значении правил
для
человека
Предполагаемые результаты: На данном этапе классного часа учащиеся
вырабатывают конкретные правила, приводят
примеры их нарушения, а также выясняют
последствия этих нарушений, которые могут
быть очень серьезными для человека.
Школьники должны понять, что люди создают
правила для того, чтобы меньше ошибаться, не
совершать поступков, которые мешают другим,
не принимать неправильных решений, учащиеся
должны понять, если правило не очень хорошее,
его нужно изменить, но постараться не нарушать
даже по уважительной причине.
4й этап. Итоговая дискуссия.
Перед тем как подвести итоги,
Обсуждение вопросов:
Договариваться или не договариваться?
Следовать ли общепринятым нормам,
правилам или не следовать?
Какой выбор делаете вы лично:
конфликтовать или не конфликтовать?
5й этап. Подведение итогов работы и выводы.
В результате дискуссии учащиеся делают
вывод, не всегда с помощью силы решается тот или
иной конфликт. Нужно попытаться договориться и,
совместными усилиями,
если возможно,
действиями разрешить конфликт.
Всегда
соблюдать правила, общепринятые нормы. Если противоположная сторона не хочет идти к вам
навстречу, то для защиты ваших интересов лучше
объединиться с другими. Это сделает вашу
позицию более
значимой и весомой.
Ответственность за развитие и последствия
конфликта несут его участники.
Примеры ситуаций:
«Брат и сестра остались одни дома. В вазе лежал
один апельсин. Девочка захотела его съесть. Но
мальчик выхватил апельсин у нее из рук. Началась
ссора. Брат был старше сестры на 2 года. Он
оттолкнул девочку, убежал на кухню, заперся там
и съел апельсин. Сестренка долго плакала от обиды
и от боли, потому что упала, когда ее толкнул
брат».
«Однажды на уроке математики учитель заметил,
что ученику передали записку. Он потребовал от
Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей
спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот
удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит
его до занятий, пока он не извинится. Сергей
считал, что не прав учитель, поэтому пока
извиняться не стал. В течение недели не посещает
уроки математики»
«Ребята
хотели слушать песни. Но мнения
разделились: одни хотели слушать – русскую
песню, другие – якутскую. Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Но Саша,
вспомнив мультфильм, сказал: «Ребята, давайте
жить дружно!». Всем стало смешно и весело.
Быстро договорились слушать песню поочередно:
сперва – якутскую, потом – русскую. Все были
очень довольны».
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Классный час на тему "Учимся строить отношения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.