Классный час "Особо охраняемые природные територии"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к классному часу Особо охраняемые природные территории ХМАО - Югры

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Особо охраняемые приролные территории ХМАО-Югры.docx
Классный час «Особо охраняемые природные территории ХМАО­Югры» (3­4 класс) Цель: воспитывать нравственно­патриотические чувства через экологическое  воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к  родной природе. Задачи:         территории Образовательные: ­познакомить детей с особо охраняемыми природными территориями, расположенными на ХМАО­Югры; ­сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников; ­закрепить   знания   детей   о   заповедниках   России   и   их   назначении;. Развивающие:  ­развивать   у   детей   познавательный   интерес, ­развивать ­развивать Воспитательные: ­воспитывать   чувство   гордости,   любви,   ответственности   за   родную   природу;  ­воспитывать   нравственно­патриотические   чувства   к   Родине   через   экологическое воспитание; ­воспитывать Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный. Форма: виртуальная экскурсия   экологическое   мышление; выводы;  края.  делать родного выдвигать     к обращение   гипотезы, бережное умение   интерес изучению           к   природе.     Методы и приемы: беседа, дискуссия, работа с текстом, групповая работа.  Оборудование: презентация, тексты. План предварительной подготовки: составить тексты о заповедниках Югры, сделать презентацию.Вступительная часть  1. Актуализация знаний ХОД УРОКА ­ Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в интересное путешествие по нашему  краю. ­ Как называется наш край? (Ханты­ Мансийский автономный округ­  Югра)  2. Определение темы,  целей урока ­ Посмотрите на доску, это тема нашего занятия , но она зашифрована ­         ООПТ. (слайд 1) ­ Попробуем её расшифровать с помощью таблицы­ помощницы. (Работа в группе)  (Приложение 1) ­ Кто догадался, как? ­ Правильно ООПТ – Особо охраняемые природные территории.  ­     Как   вы   думаете,   где   мы   сегодня   будем   путешествовать?  (по   заповедникам, национальным паркам, заказникам, природным памятникам Югры). ­ С какой целью мы отправляемся в путешествие?  (Знакомство с   заповедниками ХМАО ­ Югры и другими особо охраняемыми природными территориями) ­ Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники? (Заповедники ­ это особое место, где растения и животные оберегаются и  охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.  В заповедниках запрещена любая хозяйственная деятельность.)  ­ Как вы думаете, какая главная задача заповедников? (Главная задача заповедников ­ сохранить и увеличить количество редких видов  животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.) ­ Посмотрите на доску и сверьте ­ верно ли мы ответили? ­ Прочитайте, что такое национальный парк и заказник. ­Давайте вспомним правила поведения в природе, поиграем в игру «Запрещается­ разрешается». ­ Я задаю вопросы, а вы отвечаете «запрещается» или «разрешается». 1.  В лесу шуметь (запрещается) 2. Оставлять мусор в лесу (запрещается) 3. Беречь лес от пожара (разрешается) 4. Собрать муссов в яму и закопать (разрешается) 5. Рвать букеты цветов (запрещается) 6. Ходить только по тропинкам (разрешается) 7. Ломать деревья и ветки (запрещается) 8. Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается) 9. Разжигать костры в лесу (запрещается) 10. Сажать деревья (разрешается)11. Беречь лес от пожара (разрешается) 12. Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается) 13. Разорять птичьи гнёзда (запрещается) 14. Ловить бабочек и насекомых (запрещается) 15. Разорять муравейники (запрещается) 16. Разрушать грибницы (запрещается) Основная часть 3. Заповедники Югры ­ А что вы знаете про заповедники нашего округа?    (Ответы детей) ­ Хорошо, давайте уточним информацию, в ходе которой будут названы цифры,  запомните их, пожалуйста. На территории ХМАО­Югры находится 2 государственных природных заповедника,  находящихся в федеральной собственности: «Малая Сосьва» и «Юганский». В  округе образовано 4 природных парка: «Нумто», «Кондинские озера», «Сибирские  Увалы», «Самаровский Чугас». В Югре действует 11 государственных природных  заказников. Также имеется 7 памятников природы. Все они имеют региональное  значение и небольшую площадь ­ от 100 га («Чеускинские кедровники») до 1000 га  («Система озер Ун ­ Новыинклор, Ай – Новыинклор»). ­ С некоторыми заповедными местами Югры нас познакомят наши ребята.  (Заранее подготовленные дети рассказывают о заповедниках и заказниках Югры, рассказы сопровождаются презентацией) (Приложение 2) (Дети рассказывают про заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский»; заказники «Унторский» и «Верхне ­ Кондинский»; природный парк  "Самаровский чугас") Заключительная часть 4. Подведение итогов А теперь проверим, какими внимательными вы были! (работа в группах) (Приложение 3) 1. Соедините стрелками название особо охраняемых природных территорий с их  назначением. «Малая Сосьва» «Самаровский чугас» «Верхне – Кондинский» «Унторский» «Юганский»         Заповедник         Заказник         Природный парк 2. Ответить на вопросы:      (Приложение 4) 1. Сколько на территории ХМАО­Югры находится  государственных природных  заповедников, находящихся в федеральной собственности? (2 – «Малая Сосьва», «Юганский»). 2. Сколько в округе образовано  природных парков? (4 ­  «Нумто», «Кондинские  озера», «Сибирские Увалы», «Самаровский Чугас»).3. Сколко в Югре действует  государственных природных заказников.? (11) 4. Назовите количество памятников природы?  (7) 3. Творческая работа.  Каждая группа  придумывает  и оформляет листовку по любой заповедной  территории  ХМАО­Югры. (Представление и защита листовок) ­ Какую цель мы ставили в начале занятия, когда отправлялись в путешествие по  заповедникам ХМАО? (Знакомство с особо охраняемыми природными  территориями расположенными на территории ХМАО­Югры) ­ Достигли ли мы поставленной цели? ­ Какие заповедники существуют на территории ХМАО­Югры? ­ Как расшифровывается  аббревиатура  ООПТ? ­ Всем спасибо за активную работу на уроке. ООПТ Приложение 1 Т Ж Ц И А Н В Я Х Н Р А Г И А О Х Й Р К И З Б Е Ч Ъ Ы У Г Л Р Ф Ъ О Ю Д А О Ф Ж Д Е О Р У С Э Ы Н Ш Я Л Ы О Ь Ч З Ч В Р Щ О Ь К Ц П Й Ю И Е П Е Я Д Р П М У Т И М Щ Б М ООПТ Т Ж Ц И А Н В Я Х Н Р А Г И А О Х Й Р К И З Б Е Ч Ъ Ы У Г Л Р Ф Ъ О Ю Д А О Ф Ж Д Е О Р У С Э Ы Н Ш Я Л Ы О Ь ЧЗ Ч В Р Щ О Ь К Ц П Й Ю И Е П Е Я Д Р П М У Т И М Щ Б М ООПТ Т Ж Ц И А Н В Я Х Н Р А Г И А О Х Й Р К И З Б Е Ч Ъ Ы У Г Л Р Ф Ъ О Ю Д А О Ф Ж Д Е О Р У С Э Ы Н Ш Я Л Ы О Ь Ч З Ч В Р Щ О Ь К Ц П Й Ю И Е П Е Я Д Р П М У Т И М Щ Б М Приложение 2 Рассказ о заповеднике «Малая Сосьва»         кедр,   пихта,       «Этот   заповедник   имеет   название   Малая   Сосьва.   Назван   так   потому,   что   он расположен в долине реки Малая Сосьва. Создан этот заповедник  (1976г),     41 год назад. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, берёза.        В заповеднике «Малая Сосьва» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр занесён в Красную книгу.        В заповеднике охраняются орлан­белохвост, скопа, беркут, стерх, сокол­сапсан и нередкая здесь на пролете краснозобая казарка (всего 71 вид редких и исчезающих видов животных).   К категории особо охраняемых и редких позвоночных отнесены 7 видов млекопитающих, 18 видов птиц, 8 видов рыб, по одному виду земноводных и пресмыкающих). лиственница и     Рассказ о заповеднике «Юганский» «Ещё один заповедник, который находится на территории нашего округа ­ это Юганский заповедник. Он был основан (1982г) 35 лет назад. А причиной тому послужило то, что в 70­ые гг. прошлого века люди начали стремительно осваивать нефтегазовые месторождения и лесные массивы нашего края, что поставило под угрозу уничтожения лесов, болот, озёр и рек. Называется этот заповедник Юганский потому,что он находится в бассейне реки Большой Юган. На территории заповедника растут хвойные леса, в которых преобладают такие деревья, как ель, пихта и кедр. А также там есть много болот и озёр, в которых обитает много рыбы. Здесь обитают редкие и исчезающие виды: скопа, филин, орлан – белохвост, беркут, черный аист, кречет. Запрещена всякая хозяйственная деятельность человека.  Государственный комплексный заказник «Унторский» Заказник образован в 1984 г. на площади 32800 га. Заказник расположен в Октябрьском районе. Главная его цель – сохранение и воспроизведение животных, птиц,  и среды их обитания,   а   также   поддержание   общего   экологического   баланса   в   районе.   На территории сохранено достаточно большое количество редких, в том числе занесенных в Красную книгу России и книгу Международного союза охраны природы, видов птиц: краснозобой казарки, скопы, орлана – белохвоста, гуся – пискульки, беркута, стерха. «Верхне – Кондинский» государственный природный заказник  Организован в 1971 г. на площади 241600 га на территории Советского района. Цель создания – сохранение, воспроизводство и восстановление численности и нуждающихся вохране диких животных вместе со средой их обитания, также поддержание общего экологического   баланса.  С   первых   дней   существования   заказника   особое   внимание уделялось изучению и сохранению аборигенной популяции северо­ азиатских речных бобров,   охране   охотничье   –   промысловых   видов   животных   и   птиц   (соболя,   выдры, росомахи,  лисы,  северного   оленя,  ондатры,  глухаря,   тетерева,   рябчика,  куропатки). Разрешена ограниченная хозяйственная деятельность человека. Природный парк "Самаровский чугас". В   70­е   годы   г.   Ханты­Мансийск   и   Ханты­Мансийский   район   начал   бурно развиваться, что повлекло к разрушению экосистем окрестных природных комплексов, в том числе и кедровых лесов на Самаровской горе. По инициативе общественности и в соответствии   с   Постановлением   Правительства   ХМАО­Югры,   17   января   2001   года было зарегистрировано Учреждением Природный парк "Самаровский чугас" в задачи которого   вошли:   охрана   природных   экосистем,   сохранение   и   изучение   историко­ культурного   наследия,   экологическое   просвещение   и   научно­исследовательская деятельность. Наиболее ценными являются, преобладающие в Природном парке кедровники, они   имеют   площадь   более   45   %   от   всей   лесной   территории.   Средний   возраст насаждений в природном парке «Самаровский чугас» ­ 108 лет.Соедините стрелками название особо охраняемых природных территорий с их  назначением. Приложение 3 «Малая Сосьва» «Самаровский чугас» «Верхне – Кондинский» «Унторский» «Юганский         Заповедник         Заказник         Природный парк ………………………………………………………………………………………………. Соедините стрелками название особо охраняемых природных территорий с их  назначением. «Малая Сосьва» «Самаровский чугас» «Верхне – Кондинский» «Унторский» «Юганский         Заповедник         Заказник         Природный парк ………………………………………………………………………………………………. Соедините стрелками название особо охраняемых природных территорий с их  назначением. «Малая Сосьва» «Самаровский чугас» «Верхне – Кондинский» «Унторский» «Юганский         Заповедник         Заказник………………………………………………………………………………………………. Соедините стрелками название особо охраняемых природных территорий с их  назначением.         Природный парк «Малая Сосьва» «Самаровский чугас» «Верхне – Кондинский» «Унторский» «Юганский         Заповедник         Заказник         Природный парк Ответить на вопросы; 1. Сколько на территории ХМАО­Югры находится  государственных природных  заповедников, находящихся в федеральной собственности? ____________ 2. Сколько в округе образовано  природных парков? _________________  3. Сколько в Югре действует  государственных природных заказников.? __________ 4. Назовите количество памятников природы?  ____________ Приложение 4 Ответить на вопросы; 1. Сколько на территории ХМАО­Югры находится  государственных природных  заповедников, находящихся в федеральной собственности? ____________ 2. Сколько в округе образовано  природных парков? _________________  3. Сколько в Югре действует  государственных природных заказников.? __________ 4. Назовите количество памятников природы?  ____________ Ответить на вопросы; 1. Сколько на территории ХМАО­Югры находится  государственных природных  заповедников, находящихся в федеральной собственности? ____________ 2. Сколько в округе образовано  природных парков? _________________  3. Сколько в Югре действует  государственных природных заказников.? __________ 4. Назовите количество памятников природы?  ____________ Ответить на вопросы; 1. Сколько на территории ХМАО­Югры находится  государственных природных  заповедников, находящихся в федеральной собственности? ____________ 2. Сколько в округе образовано  природных парков? _________________  3. Сколько в Югре действует  государственных природных заказников.? __________ 4. Назовите количество памятников природы?  ____________ Ответить на вопросы; 1. Сколько на территории ХМАО­Югры находится  государственных природных  заповедников, находящихся в федеральной собственности? ____________2. Сколько в округе образовано  природных парков? _________________  3. Сколько в Югре действует  государственных природных заказников.? __________ 4. Назовите количество памятников природы?  ____________ Ответить на вопросы; 1. Сколько на территории ХМАО­Югры находится  государственных природных  заповедников, находящихся в федеральной собственности? ____________ 2. Сколько в округе образовано  природных парков? _________________  3. Сколько в Югре действует  государственных природных заказников.? __________ 4. Назовите количество памятников природы?  ____________