Классный час "Пасха"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подчёркивается роль православного праздника всех праздников. Показана история происхождения Пасхи. Говорится о особенностях празднования. Особое внимание уделяется проведению православного поста. Говорится о православных традициях, связанных с праздником. Рассказывается о православных играх. Говорится о роли колокольного звона. Содержится много стихов православного содержания.
Иконка файла материала Пасха.doc
Классный час на тему:  «Пасха – праздник светлого Христова воскресения»  Цель: приобщение учащихся к традициям и обычаям русского народа. Задачи:  1.Закрепить знания об обычаях и обрядах празднования праздника Пасхи. 2. Повторить народные приметы и пословицы, связанные с праздником Пасха. 3. Воспитывать уважение к традициям православия. 4.Развивать творческие способности детей. Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят   яйца,   разучивают   стихи.   Класс   оформляется   под   русскую   избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные   куличи,   печенье   в   виде   птиц.   На   стенде   –   рисунки   детей. Фонограмма с записью колокольного звона. В празднике принимают участие дети и их родители. Ход классного часа. Ведущий:  Пасха   –   праздник   светлого   Христова   воскресения,   который отмечается с радостью и торжеством. Выходят дети в русских костюмах. 1­й ребенок. На Руси обрядов много. А сегодня праздник Бога: Пасха – Бога воскресение, Его второй день рождения. 2­й ребенок. Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес…Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес! 3­й ребенок. С полей уж снят покров снегов, И руки рвутся из оков, И зеленее ближний лес… Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес! 4­й ребенок. Вот просыпается земля И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес! Ведущий:  Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник   в   христианском   календаре.   Вам,   конечно,   известен   обычай обмениваться   на   Пасху   крашеными   яйцами   и   троекратно   христосоваться. Протягивает  тебе  кто­нибудь яйцо  и говорит: “Христос  Воскрес!”, а  ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся. Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются. Ведущий: А сейчас, уважаемые родители и ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы. ­Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение) ­Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа) ­Как   появилась   традиция   красить   яйца?   (После   вознесения   Иисус   велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорскийдворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой­нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору   простое   куриное   яйцо   и   сразу   громко   произнесла   главное известие:   “Христос   воскрес!”.   Удивился   император   и   сказал:   “Как   можно поверить   в   то,   что   кто­то   может   воскреснуть   из   мертвых?   Трудно   в   это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко­красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо). ­Что делали во время великой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью). Ведущий:  К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами   и   распевали   песни.   В   песнях   были   пасхальные   поздравления, заклинания   будущего   урожая,   приплода   скота   и   требования   даров:   яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпросить что­нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова: Кто не даст нам яйца ­ околеет овца, Не даст сала кусок ­ околеет телок, Нам не дали сала ­ коровушка пала. Ведущий: Давайте вспомним пасхальные приметы. Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы. 1) Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет) 2)   На   Пасху   небо   ясное   и   солнце   играет   —   …   (к   хорошему   урожаю   и красному лету.) 3) На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит) 5­й ребенок:А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Ведущий:  На   выставке   яиц   выберите   те,   которые,   по­вашему,   являются крашенками, крапанками и писанками. Ведущий: А сейчас мы с вами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома. 6­й ребенок:  Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали   шоколадные   и   сахарные   яйца.   А   известные   ювелирные   фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... 7­й ребенок:  Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось   целое   ожерелье   из   подвешенных   на   цепочку   разноцветных праздничных яичек. Ведущий:  В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками.   Так   с   Пасхи   начинали   качаться   на   качелях,   открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями.   Одним   из   широко   распространенных   и   любимых   пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки   с   желобом.   Играющие   усаживались   друг   против   друга   наопределённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся   яйцо   ударялось   об   яйцо   другого   игрока   и   разбивало   его,   то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня. Игра «Покрути яйцо». По   команде   дети   одновременно   раскручивают   свои   крашенки.   Чьё   яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего. Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру “Битки” Игра «Битки». Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!» Игроки   бьют   крашенками   любой   стороной,   обычно   острой.   Чьё   яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший. Ведущий:  А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось,   тот   и   победитель.   Он   забирал   себе   крашенки   остальных.   А   мы сейчас поиграем в игру «Прокати яйцо носом». Игра «Прокати яйцо носом». Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл. Ведущий:  На   Пасху   кроме   крашенок,   куличей   пекли   булочки,   прянички, похожие на птиц, их в народе называли «жаворонки», потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям. Существовал также обряд «отпущения птиц на волю». Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин: В чужбине свято соблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.Ведущий: Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем. Дети хором: Синички­сестрички, Тетки­чечетки, Краснозябые снегирюшки, Щеглята­молодцы, Воришки­воробьишки! Вы на воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите. Ведущий:  Хочется   вспомнить   такую   красивую   традицию:   в   первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне. Прослушивание записи колокольного звона. Ведущий:  Вот   еще   обычай,   над   которым   следует   задуматься.   Во   все следующие   за   Пасхой   дни   Светлой   седмицы   надо   было   заниматься благотворительностью   (раздавать   одежду,   деньги,   пищу   нищим,   больным людям,   тем,   кто   сидит   в   тюрьме).   Может   быть,   и   сейчас   в   наше   время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными  куличами,  развеять их одиночество. Пусть  и  сейчас соблюдается этот милосердный обычай. 8­й ребенок: День Христова воскресенья, Приходи скорее вновь! До свиданья праздник Пасхи! Дай Господь вам всем любовь!