Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Для осуществления плана нападения и уничтожения СССР, был разработан «План Барбаросса». Так началась Великая Отечественная война
Миллионы советских граждан у репродукторов, с тревогой и болью вслушивались в слова сообщения о начале войны.
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
интернат № 2 VIII вида г. Абинск Краснодарского края
«Пионерыгерои Кубани»
Классный час
Классный руководитель: Резникова Е.С
ЦЕЛИ:
• Изучение исторического прошлого России и родного края.
• Воспитание патриотических качеств личности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
проектор, экран, презентация.
персональный компьютер, мультимедийный
ХОД
1 слайд:
Учитель: Ребята сегодня мы совершим путешествие по страницам
истории нашей страны и родного края.Тема нашей беседы: Юные герои Кубани
2 слайд. (видео «С чего начинается Родина»)
Учитель: Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая?
Сколько лет длилась Великая Отечественная Война?
Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце,
согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши.
Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на
выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов
донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на
нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости,
свободы.
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская
Германия вероломно напала на Советский Союз. Для осуществления
плана нападения и уничтожения СССР, был разработан «План
Барбаросса». Так началась Великая Отечественная война
Миллионы советских граждан у репродукторов, с тревогой и болью
вслушивались в слова сообщения о начале войны.
Во время войны все советские люди жили по принципу «Всё для
фронта! Всё для Победы! Они работали каждый день по 1214 часов в
сутки. За станки становились женщины, старики, дети.
Нацистам
удалось оккупировать почти половину территории Советского Союза.
Ни одна страна, ни в одной войне не имела таких потерь и разрушений.
Кубанскому краю не удалось избежать оккупации. В июле 1942 года
определилась непосредственная угроза оккупации немецко
фашистскими захватчиками Краснодарского края.
3 слайд.
Учитель: Памяти юных мальчиков и девочек, кто боролся и умирал за
свободу и счастье людей, посвящается…
4 слайд.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Роберт Рождественский
Видео «дети войны»
Учитель: Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Ктото
совсем крохой, ктото подростком. Ктото был на пороге юности. Война
застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки,
в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.
Учились, помогали старшим, играли, бегалипрыгали, разбивали носы и
коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ
МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА
РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И
НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.Ученик:
Чёрным было небо над Кубанью,
Нефть клубила адскую пургу.
Мальчики без воинского званья
Бились на кубанском берегу.
Не надев солдатских гимнастёрок,
Пареньки из краснодарских школ
По солдатски вплавились в пригорок,
Как велели честь и комсомол.
Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть
невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой
тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие
герои большой войны. Они сражались рядом со старшимиотцами,
братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались
повсюду.
И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство
было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень
талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было.
Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких
ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
Учитель: Его я узнал не из книжки
Жестокое слово война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
(А. Иоффе)
5 слайд.
Учитель: Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над
врагом.
В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине
всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за
ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю
пору 1941 года в колхозах края работало много школьников.
В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики
встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в
широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе
сумели найти своё место пионеры.
Ученик:
Лены, Володи, Сережи и Коли
Мирно учились в родной своей школе
В тихих уютных кубанских станицах,Там, где в колодцах вода серебрится,
Там, где поют соловьи на рассвете
Жили спокойно и счастливо дети,
Строили планы, влюблялись беспечно,
Жизнь им казалась такой бесконечной!
Но прогремели железные грозы,
С неба упали свинцовые слезы,
Горькою стала в колодцах вода,
Черною тучей нависла беда.
В раз потемнели и сгорбились хаты,
Папки и братья подались в солдаты,
Все изменилось в станице родной,
Даже цветы вдруг запахли войной.
Страшною стала вокруг тишина.
Кончилось детство. Настала война.
Учитель: Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими
земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились,
занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в
кино. Но сегодня, мысленно прослеживая их деятельность в
чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо
на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над
ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 1215 –
летнего возраста. Вспомним имена некоторых из них.
6 слайд.
(Рассказы учеников о юных героях)
ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8й Майкопской школе, писал листовки и
расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага,
срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года
был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января,
в день своего рождения, Женя был расстрелян.
А что было дальше?
Гестапо, тюрьма.
Пытки,
Допросы,
Расправа.
А что было дальше?
Холодная тьма
И юная
Вечная слава.
7 слайд.
ЛЁНЯ ОБЪЕДКО. Жил в хуторе Семисводном Красноармейского
района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель,
тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб,
до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен
гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.Завгородний Алексей Иванович посвятил подвигу Лени Объедко
стихотворение:
Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ.
В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица,
Как и все он мечтал, и твердил каждый раз:
Я хочу быть пилотом, летать научиться!
Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо,
Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом.
Он хотел быть похожим на наших отцов,
Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел.
Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба,
Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе.
Вдруг … Война! Всех сплотила она,
Что ни дом, то огромное горькое горе.
Вербы косы склонили над рекою вдали.
Немцы Леню схватили, на допрос повели.
Злобной пыткой пытали (для других, мол, пример)
8 слайд.
НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА. Ученица 6 класса станицы Даховской
Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде,
участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в
перестрелке во время боя.
9 слайд.
ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из
под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в
окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После
страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
10 слайд.
ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской
Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде.
Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в
декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За
оборону Кавказа».
ТОЛЯ АЛЕХИН. Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в
радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в
боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе
1943 года.11 слайд.
ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы №
1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет
которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться
от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.
12 слайд.
ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района,
учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При
выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и
расстрелян в сентябре 1942 года.
13 слайд.
ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской ГорячеКлючевского
района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за
расположением огневых точек противника и сведения передавал в
отряд.
Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные
документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан.
Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в
августе 1942 года.
14 слайд.
ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской.
Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя
был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года
юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю
живыми.
СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было
14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях
по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена
предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После
жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян.
15 слайд.
НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной
Тульского района. Ей было 15 лет. Она добывала информацию для
отряда, в котором воевал отец. Нина и ее мать были схвачены,
подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре
1942 года.
16 слайд.
ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на
фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление
фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать
атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты
проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его
бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертнонагражден орденом Отечественной войны.
17 слайд.Физминутка
ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились в школе № 3
станицы Брюховецкой. В 1943 году во время отступления немецких
войск ценой своих жизней они спасли колонну советских солдат,
предупредив их о засаде.
Эта новость летела как птица,
Отступала угрюмо тоска:
Оставляют фашисты станицу,
Наступают родные войска.
Ждали жители наших
Советских,
Ждали, словно любимых своих,
Ждал свободы народ
В Брюховецкой,
Ждал прихода бойцов дорогих.
Ждали этого Лена и Витя.
День февральский был долгий ,
Как год.
Вдруг из дома напротив
Смотрите
В щель немецкий глядит пулемет.
Их пронзила догадка: засада!
Непонятная слышалась речь…
« нам спасти наших воинов надо,
Нужно наших бойцов уберечь».
Стали строгими юные лица,
На раздумье секунды ушли…
А бойцов принимала
Станица,
Вот они показались в вдали.
И все ближе родные шинели
И счастливые лица солдат…
« Стойте! Стооой…»,
Голоса зазвенели,
Но прервал их чужой автомат.
Нет для памяти нашей
Преграды,
Наступил он, торжественный
Миг:
Вижу сверстников ясные
Взгляды
И не в камне, не в бронзе
Живых.
18слайд.
ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие вподрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой
Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55
запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он
был награжден медалью «За отвагу». В составе 18й армии Владик
принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его
наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны,
обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.
19 слайд.
ЮРА САЗОНОВ и КОЛЯ ТОКАРЕВ. Жили в станице Даховской.
Были связными в партизанском отряде, передавали партизанам ценные
сведения, расклеивали в станице листовки. Юных разведчиков
выследили и после долгих пыток в гестапо расстреляли в октябре 1942
года.
20 слайд.
КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского
района, учился в 18школе. Ему было 11 лет. Он был связным в
партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии
связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в
яме живым.
21 слайд.
МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть
Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых
арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты
вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся.
Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на
плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия,
которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты
опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней
автоматные очереди…
Звучит мелодия скрипки
Никак забыть я не могу
Тот город Краснодар.
Лежала скрипка на снегу,
Над ней закат пылал.
Он так потешиться хотел,
Фашистский генерал.
Но мальчик пел, он только пел
« Интернационал»!
.
22 слайд.
Краснодар, площадь у Кубанского Государственного
Технологического университета. Памятник студентам, преподавателям
и сотрудникам Университета, погибшим на фронтах Великой
Отечественной войны.
23 слайд.
Дети войныи веет холодом,Дети войныи пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!
Л. М. Голодяевская.
Минута молчания
Учитель:
Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет
горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит
их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо…
Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за
освобождение Родины. Но мы помним всех.
Вела на подвиги страна,
И в жизни быстротечной
Их не забудут имена,
И точно так же, как весна,
Их юность будет вечной.
Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они
отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими
подвигами День Победы.
Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашими
городами и селами ясное небо, теплое солнце. Буйно цветут сады и
шумят неоглядные нивы. За все это отдали свои жизни малолетние
герои. Их
повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что,
придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы
поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в
судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И
назвали их люди героями.
2426 слайд.
Звучит песня «Войне нет места»
Ученик:
Над нами небо голубое,
Нам жизнь счастливая дана,И мы обязаны с тобою
Запомнить эти имена.
Герои наши – просто дети,
Чью жизнь оборвала война.
И мы должны запомнить эти,
Запомнить эти имена!
Принять их к сердцу близкоблизко,
Их подвиг оценить сполна.
И, поклонившись обелискам,
Запомнить эти имена!
Запомнить навсегда и свято
И пронести сквозь времена.
Во имя Родины, ребята,
Запомним эти имена!
27 слайд.
Учитель: Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной
войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны.
А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из
книг, художественных фильмов.
Мы не должны забыть этот страшный урок истории.
Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей
земле.
Видео «Солнечный круг»
Ученик:
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир это жизнь на планете!
Мир это солнце на нашей Земле!
Мир нужен взрослым и детям!
А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!»
У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку
и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти
«руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу
тянутся руки детей.)
Учитель: Есть много важных слов на свете Мама, Родина, счастье.
А есть еще важное слово МИР!
МИР это Земля, мир это люди, мир это дети. Мир это
спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир
нужен всем!
Ученик:
Пусть небо будет голубым,Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Подведение итогов
Учитель: День Победы – это замечательный, светлый праздник мира.
Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой
беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над
нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!
На этом наш классный час окончен.