Классный час «Пионеры-герои Кубани»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы. 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Для осуществления плана нападения и уничтожения СССР, был разработан «План Барбаросса». Так началась Великая Отечественная война Миллионы советских граждан у репродукторов, с тревогой и болью вслушивались в слова сообщения о начале войны.
Иконка файла материала Кл.ч. Пионеры- герои Кубани.docx
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа ­ Государственное бюджетное специальное (коррекционное) интернат № 2 VIII вида г. Абинск Краснодарского края «Пионеры­герои Кубани» Классный час                                            Классный руководитель: Резникова Е.С ЦЕЛИ: • Изучение  исторического прошлого России и родного края. • Воспитание  патриотических качеств личности. ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, презентация.  персональный   компьютер,   мультимедийный ХОД  1 слайд: Учитель:  Ребята     сегодня   мы   совершим   путешествие   по   страницам истории нашей страны и родного края.Тема нашей беседы: Юные герои Кубани  2 слайд. (видео «С чего начинается Родина») Учитель: Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая? ­ Сколько лет длилась Великая Отечественная Война? ­ Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое. ­ Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце,  согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши.  Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на  выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов  донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на  нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости,  свободы. 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия   вероломно   напала   на   Советский   Союз.   Для   осуществления плана   нападения   и   уничтожения   СССР,   был   разработан  «План Барбаросса».  Так началась  Великая Отечественная война Миллионы   советских   граждан   у   репродукторов,   с   тревогой   и   болью вслушивались в слова  сообщения  о начале войны.                              Во время войны все советские люди жили по принципу «Всё для фронта! Всё для Победы! Они работали каждый день по 12­14 часов в сутки. За станки становились женщины,  старики, дети.       Нацистам удалось оккупировать почти половину территории Советского Союза. Ни одна страна,  ни в одной войне не имела таких потерь и разрушений. Кубанскому краю не удалось избежать оккупации. В июле 1942 года определилась   непосредственная   угроза   оккупации   немецко­ фашистскими захватчиками Краснодарского края.  3 слайд. Учитель: Памяти юных мальчиков и девочек, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей, посвящается…  4 слайд. Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.                                  Роберт Рождественский Видео «дети войны» Учитель: Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто­то совсем крохой, кто­то подростком. Кто­то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали­прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.             ПРИШЕЛ  ЧАС ­ ОНИ  ПОКАЗАЛИ,  КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ       СТАТЬ     МАЛЕНЬКОЕ   ДЕТСКОЕ       СЕРДЦЕ,     КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ  В  НЕМ    СВЯЩЕННАЯ  ЛЮБОВЬ  К  РОДИНЕ  И НЕНАВИСТЬ  К  ЕЕ  ВРАГАМ.Ученик: Чёрным было небо над Кубанью, Нефть клубила адскую пургу. Мальчики без воинского званья Бились на кубанском берегу. Не надев солдатских гимнастёрок, Пареньки из краснодарских школ По­ солдатски  вплавились в пригорок, Как велели честь и комсомол. Учитель:  Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод,   бедствий,   горя   военных   лет.   И   не   согнулись   они   под   этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои   большой   войны.   Они   сражались   рядом   со   старшими­отцами, братьями,   рядом   с   коммунистами   и   комсомольцами.   Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай   их   даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах  ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.  Учитель: Его я узнал не из книжки­                   Жестокое слово­ война!                   Прожекторов яростной вспышкой                    К нам в детство врывалась она.                   Смертельными тоннами стали,                   Сиреной тревоги ночной.                   В те дни мы в войну не играли­                   Мы просто дышали войной.                   В читальнях, притихших и тесных,                   На отмелях книжных морей                    При свете коптилок железных                    Шуршали листы букварей.                                                                (А. Иоффе) 5 слайд. Учитель:  Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом.                 В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное   ребячье   движение.   В   госпиталях   ребята   ухаживали   за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало много  школьников.                 В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили   массовое   сопротивление   всего   населения,   вылившееся   в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры.   Ученик: Лены, Володи, Сережи и Коли Мирно учились в родной своей школе В тихих уютных кубанских станицах,Там, где в колодцах вода серебрится, Там, где поют соловьи на рассвете Жили спокойно и счастливо дети, Строили планы, влюблялись беспечно, Жизнь им казалась такой бесконечной! Но прогремели железные грозы, С неба упали свинцовые слезы, Горькою стала в колодцах вода, Черною тучей нависла беда. В раз потемнели и сгорбились хаты, Папки и братья подались в солдаты, Все изменилось в станице родной, Даже цветы вдруг запахли войной. Страшною стала вокруг тишина. Кончилось детство. Настала война.            Учитель:  Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками.   До   войны   это   были   обычные   ребята.   Они   учились, занимались   общественными   делами,   любили   книги,   охотно   ходили   в кино.   Но   сегодня,   мысленно   прослеживая   их   деятельность   в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на   осознанное   самопожертвование   во   имя   достижения   победы   над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12­15 – летнего возраста. Вспомним имена некоторых из них. 6 слайд.  (Рассказы учеников о юных героях)    ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8­й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян.                   А что было дальше?                   Гестапо, тюрьма.                   Пытки,                               Допросы,                                            Расправа.                   А что было дальше?                   Холодная тьма                   И юная                                Вечная слава. 7 слайд. ЛЁНЯ  ОБЪЕДКО.   Жил   в   хуторе   Семисводном   Красноармейского района.   Желая   помочь   партизанам,   перерубил   телефонный   кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до   станицы   Славянской,   где   шла   передовая   линия.   Был   схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.Завгородний Алексей Иванович посвятил  подвигу Лени Объедко  стихотворение: Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ. В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица, Как и все он мечтал, и твердил каждый раз: ­Я хочу быть пилотом, летать научиться! Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо, Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом. Он хотел быть похожим на наших отцов, Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел. Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба, Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе. Вдруг … Война! Всех сплотила она,­ Что ни дом, то огромное горькое горе. Вербы косы склонили над рекою вдали. Немцы Леню схватили, на допрос повели. Злобной пыткой пытали (для других, мол, пример)  8 слайд. НАДЯ   ГНЕЗДИЛОВА. Ученица   6   класса   станицы   Даховской Тульского   района.   Была   разведчицей   в   партизанском   отряде, участвовала   в   операции   по   освобождению   станицы.   Погибла   в перестрелке во время боя. 9 слайд. ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из­ под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян. Юные  безусые  герои, Юными  остались  вы  навек. Перед  вашим  вдруг  ожившим  строем Мы  стоим,  не  поднимая  век. Боль  и  гнев  сейчас  тому  причиной. Благодарность  вечная  вам  всем, Маленькие  стойкие  мужчины, Девочки,  достойные   поэм. 10 слайд. ВИТЯ   ГУРИН. Учился   в   школе   №   2   станицы   Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе   с   группой   партизан   был   схвачен   фашистами   и   расстрелян   в декабре   1942   года.   Витя   Гурин   посмертно   награжден   медалью   «За оборону Кавказа». ТОЛЯ  АЛЕХИН. Учился   в   школе   №   1   города   Анапы,   занимался   в радиокружке.   Был   радистом   в   партизанском   отряде,   участвовал   в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.11 слайд. ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами. 12 слайд. ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился   в   4   классе.   Был   разведчиком   в   партизанском   отряде.   При выполнении   задания   был   схвачен   фашистами,   жестоко   избит   и расстрелян в сентябре 1942 года. 13 слайд. ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче­Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением   огневых   точек   противника   и   сведения   передавал   в отряд.   Он   сумел   выкрасть   у   немецкого   офицера   важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню   выследили   и   поле   страшных   пыток   и   допросов   расстреляли   в августе 1942 года. 14 слайд. ФЕДЯ   ТОКАРЕВ. Учился   в   школе   №   3   станицы   Абадзехской. Выполнял  задания  партизанского   отряда. По  доносу  предателя   Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный   патриот   вместе   со   своим   дедушкой   были   закопаны   в   землю живыми. СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было 14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян. 15 слайд. НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной Тульского   района.   Ей   было   15   лет.   Она   добывала   информацию   для отряда,   в   котором   воевал   отец.   Нина   и   ее   мать   были   схвачены, подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре 1942 года. 16 слайд. ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление фашистов   на   Новороссийск   Витя   помогал   нашим   матросам   отбивать атаки   врага.  Когда   матросы   погибли,  он   встал  за  пулемет.  Фашисты проникли   в   дом   и   зверски   расправились   с   Витей.   Они   облили   его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертнонагражден орденом Отечественной войны. 17 слайд.Физминутка ВИТАЛИК   И   ЛЕНА   ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились   в   школе   №   3 станицы   Брюховецкой.  В   1943   году   во   время   отступления   немецких войск   ценой   своих   жизней   они   спасли   колонну   советских   солдат, предупредив их о засаде.                        Эта новость летела как птица,                       Отступала угрюмо тоска:                       Оставляют фашисты станицу,                       Наступают родные войска.                       Ждали жители наших                                                       Советских,                       Ждали, словно любимых своих,                       Ждал свободы народ                                                        В Брюховецкой,                       Ждал прихода бойцов дорогих.                       Ждали этого Лена и Витя.                       День февральский был долгий ,                                                         Как год.                       Вдруг из дома напротив­                                                          Смотрите­                       В щель немецкий глядит пулемет.                       Их пронзила догадка: засада!                       Непонятная слышалась речь…                       « нам спасти наших воинов надо,                       Нужно наших бойцов уберечь».                       Стали строгими юные лица,                       На раздумье ­секунды ушли…                       А бойцов­ принимала                                                        Станица,                       Вот они показались в вдали.                       И все ближе родные шинели                       И счастливые лица солдат…                     « Стойте! Сто­о­ой…»,­                                                  Голоса зазвенели,                       Но прервал их чужой автомат.                       Нет для памяти нашей                                                           Преграды,                       Наступил он, торжественный                                                          Миг:                       Вижу сверстников ясные                                                      Взгляды                       И не в камне, не в бронзе­                                                              Живых. 18слайд. ВЛАДИК   КАШИРИН. Житель   города   Анапы.   Принимал   участие   вподрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был   награжден   медалью   «За   отвагу».   В   составе   18­й   армии   Владик принимал   участие   в  боях   за   Крым,  дошел   до   Будапешта.   Среди   его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу. 19 слайд. ЮРА   САЗОНОВ и КОЛЯ   ТОКАРЕВ. Жили   в   станице   Даховской. Были связными в партизанском отряде, передавали партизанам ценные сведения,   расклеивали   в   станице   листовки.   Юных   разведчиков выследили и после долгих пыток в гестапо расстреляли в октябре 1942 года. 20 слайд. КОЛЯ   ШУЛЬГА. Родился   в   станице   Кисляковской   Кущевского района,   учился   в   18­школе.   Ему   было   11   лет.   Он   был   связным   в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым. 21 слайд. МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть­ Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо   скрипку   и   заиграл.   Торжественно   и   гордо   звучала   мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…    Звучит мелодия скрипки                           Никак забыть я не могу                             Тот город Краснодар.                             Лежала скрипка на снегу,                              Над ней закат пылал.                             Он так потешиться хотел,                              Фашистский генерал.                              Но мальчик пел, он только пел                             « Интернационал»!  .     22 слайд.                       Краснодар,   площадь   у   Кубанского   Государственного Технологического университета. Памятник студентам, преподавателям и   сотрудникам   Университета,   погибшим   на   фронтах   Великой Отечественной войны.  23 слайд. Дети войны­и веет холодом,Дети войны­и пахнет голодом, Дети войны­ и дыбом волосы: На челках детских седые волосы Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими. Какая разница, где был под немцами, В Дахау, Лидице или Освенциме? Их кровь алеет на плацах маками Трава поникла, где дети плакали Дети войны боль отчаянна И сколько надо им минут молчания! Л. М. Голодяевская. Минута молчания   Учитель:                Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо…          Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.                                                    Вела на подвиги страна,                                                И в жизни быстротечной                                                Их не забудут имена,                                                И точно так же, как весна,                                                Их юность будет вечной.            Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали   жизнь   за   наше   будущее,   и   как   могли   приближали   своими подвигами День Победы.      Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашими городами и селами ясное небо, теплое  солнце. Буйно цветут сады и шумят   неоглядные   нивы.   За   все   это   отдали   свои   жизни   малолетние герои. Их  повзрослевшее   детство   было   наполнено   такими   испытаниями,   что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.                                                                                                                    24­26 слайд. Звучит песня «Войне  нет  места» Ученик: Над нами небо голубое, Нам жизнь счастливая дана,И мы обязаны с тобою Запомнить эти имена. Герои наши – просто дети, Чью жизнь оборвала война. И мы должны запомнить эти, Запомнить эти имена! Принять их к сердцу близко­близко, Их подвиг оценить сполна. И, поклонившись обелискам, Запомнить эти имена! Запомнить навсегда и свято И пронести сквозь времена. Во имя Родины, ребята, Запомним эти имена!                  27 слайд. Учитель: Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной  войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны.  А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из  книг, художественных фильмов. ­ Мы не должны забыть этот страшный урок истории.  Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей  земле.    Видео «Солнечный круг» Ученик: Мир в каждом доме, в каждой стране! Мир ­ это жизнь на планете! Мир ­ это солнце на нашей Земле! Мир ­ нужен взрослым и детям!   ­ А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!» У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу  тянутся руки детей.) Учитель: Есть много важных слов на свете ­ Мама, Родина, счастье. А есть еще важное слово ­ МИР! МИР ­  это Земля,   мир ­ это люди,   мир ­ это дети.      Мир ­ это  спокойная и  радостная жизнь.      Нет войны, нет горя и слез.      Мир  нужен всем! Ученик:   Пусть небо будет голубым,Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города... Мир нужен на земле всегда!  Подведение итогов Учитель: ­ День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. ­  Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над  нашей Родиной. Пусть всегда будет мир! ­ На этом наш классный час окончен.