Классный час «Путешествие в мир музыки» позволяет рассказать ребятам о музыкальных инструментах, истории их происхождения, творчестве великих композиторов, основных знаковых произведениях их творчества.
познакомить учащихся с международным праздником «День музыки», воспитывать культуру работы в группе, дружеские отношения; прививать интерес к музыкальному искусству.
Путешествие в мир музыки.doc
Классный час «Путешествие в мир музыки»
Цель: познакомить учащихся с международным праздником «День музыки»,
воспитывать культуру работы в группе, дружеские отношения; прививать интерес к
музыкальному искусству.
Оборудование: записи музыкальных произведений.
Ход классного часа
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня замечательный день –
Международный день музыки. Этот день с 1975 года по решению Всемирной
организации ЮНЕСКО ежегодно проводится 1 октября. Одним из основателей этого
дня был Д. Д. Шостакович – великий композитор – классик XX века.
Чтец: О, музыка – дыхание небес!
В крови моей печаль сонаты «Лунной»
И «Аппассионаты» гордый блеск, и гимнов гнев, торжественный и юный!
Люблю я слушать, в негу погружась,
Романсов пылких вздохи огневые,
Я знаю над собой симфоний власть,
И джаз влечет меня в часы иные….
Ведущий: Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она
может доставлять удовольствие или, напротив, вызывать сильное душевное
беспокойство. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой
невозможно
словами.
В этот прекрасный день я приглашаю вас окунуться в мир звуков и мелодий,
исполненных на разных инструментах.
Человеком придумано и создано много музыкальных инструментов, каждый из
которых неповторим и звучит посвоему. И сегодня мы с вами познакомимся с
некоторыми из них.
Ведущий подходит к роялю: 200 лет назад итальянский мастер Бартоломео
Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи
клавиш и молоточков извлекались как громкие звуки – форте, так и тихие – пиано
(показывает на инструменте). Инструмент назвали фортепиано.
Чтец: Фортепьяно — что такое?
описать
Это таинство большое,
Разных клавиш разговор,
Чернобелый вечный спор.
1 В черных клавишах бемоли
И диезы звонко спорят.
В белых — чистые тона,
Ровная у них стена.
Нрав у белых — величавый,
Короли они по праву.
Черных это возмущает,
Им величья не хватает.
Ноты в разнобой звучат,
Подчиняться не хотят.
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.
Утихают мигом споры,
Клавиш вечные раздоры.
Всем дана одна работа,
Служат музыке все ноты
(Звучит пьеса. Д. Кабалевский – «Клоуны»)
Ведущий: А этот инструмент, на котором сейчас была исполнена пьеса – родственник
фортепиано и зовут его – рояль, что означает «королевский». Предшественником рояля
был клавесин. Он царил в музыкальном мире в XVII – XVIII веках. От клавесина
рояль унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце
клавесина билось иначе: от щипка струн перышками. А у рояля…
Чтец: Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
то
(Звучит
дорожка»)
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица — струна
В этом городе видна. (Звучит пьеса)
Ведущий: Ребята, на пианино и рояле можно играть и в 4е руки,
есть ансамблем и сейчас вы услышите фортепианный ансамбль.
пьеса в исполнении ансамбля пианистов. Мардасов – «Лунная
Ведущий: Следующая группа инструментов – это струнносмычковые.
Что же это за инструменты? Это скрипка и виолончель. А почему они так называются?
Струнными – потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук
извлекается с помощью смычка, который сделан из деревянной трости и конского
волоса.
Скрипка
известна с XVI века. Ее изготавливали разные мастера. Наиболее
известные из них кремонские мастера – Антонио Страдивари,
Никколо Амати, Джузеппе Гварнери. У каждого мастера был свой
2 секрет изготовления скрипки. Поэтому каждая скрипка имеет свой неповторимый
голос, свою индивидуальность.
Чтец: Словно легкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной…
(Звучит пьеса на скрипке. Брамс – «Колыбельная»)
Чтец: Футляр мне мама подарила,
Я с радостью его открыла.
Под бархатистым покрывалом
Там мирно скрипочка дремала.
А к скрипке тоненький смычок
Прижался, будто бы сынок.
Колки у скрипочки как ушки,
Блестят на маленькой макушке.
Четыре светлые струны
Слегка различной толщины
Натянуты на ушки эти,
Изящней скрипки нет на свете.
Я скрипку нежно подняла,
К струне смычок я поднесла,
И ... даже страшно описать,
Принцесса стала скрежетать.
Мне сразу стало так тоскливо,
Как жизнь порой несправедлива.
Но рядом мамочка стояла,
Она тихонько прошептала:
«С задачей справиться не смог
Неопытный сыноксмычок.
Научится он в школе петь
И прекратит тогда скрипеть!»
Ведущий: А сейчас послушайте, чему научился смычок в школе.
(Звучит скрипка. Бом – «Непрерывное движение»)
Ведущий: Ребята, посмотрите на скрипку. Она маленькая и голос у нее,
какой? ... Правильно, высокий, нежный. А сейчас, мы послушаем
виолончель – это «бабушка» нашей маленькой скрипки.
Чтец: Виолончель исходит в томном стоне,
Гудит, жужжит, как шмель в июньский зной.
(Звучит пьеса в исполнении виолончелиста. Евлахов «Романс»)
Ведущий: Следующий инструмент, с которым мы познакомимся – это флейта. Каких
только превращений не претерпел этот древнейший инструмент! Его изготавливали из
тростника и бамбука, из костей убитых животных, из дерева. Даже из камня. Он
принимал разные формы. Сначала были флейты, похожие на наши детские игрушки
свистульки, потом появились более сложные.
Чтец: Флейта — это звук волшебный,
Это голос сокровенный,
Это счастье и покой,
Это разговор с душой.
Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
3 Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.
Флейта — сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
(Звучит пьеса в исполнении флейтиста. П.Чайковский – «Сладкая греза»)
Ведущий: Много веков назад в теплой стране Испании отважные рыцари сочиняли и
пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем –
это гитара. Посмотрите на нее. Она имеет плоский корпус и 6 струн, и формой
напоминает восьмерку. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим
народным инструментом.
Чтец:
я в
Чтобы пропеть мою песню,
руки беру гитару;
Нет лент у неё на грифе
и нет у неё футляра;
Это не Бог весть какая это простая гитара!
Она не нуждается в лентах
голос бы не фальшивил;
только б на дереве полом
струны под пальцами жили!.. (Звучит пьеса в исполнении гитариста)
Ведущий: Перед тем как познакомиться со следующим инструментом, попробуйте
отгадать загадку:
Его растянут – он толстеет,
Его сожмут – он вмиг худеет,
На колене плачет,
А кто слушает его – скачет.
Догадались, о каком инструменте идет речь? Правильно – это баян.
(Звучит пьеса в исполнении баяниста)
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что каждый человек наделен от рождения самым
уникальным, абсолютно неповторимым инструментом? Кто мне скажет, что это за
инструмент? ... Правильно – голос. Но не каждый может пользоваться им как
инструментом. Для этого надо иметь талант и огромное трудолюбие, как, впрочем, и
при освоении любого другого музыкального инструмента.
Чтец: Я ваша подруга, я ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
4 Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же, песня! (Звучит песня в исполнении вокалиста)
1ый чтец: Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это батюшка Дон у Ростова,
Это матушка Волга в пути.
2ой чтец: Песня русская – не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть,
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
3ий чтец: Все она своим сердцем объемлет,
Ей и двадцать, и тысяча лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет! В.Боков.
(Звучит русская песня в исполнении фольклорного ансамбля)
Ведущий: Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных? ...
Мы ей за все «Спасибо!» говорим
И, веря в торжество её, творим! О. Гаджикасимов
В заключении прозвучит пьеса в исполнении струнного ансамбля.
5
Классный час «Путешествие в мир музыки»
Классный час «Путешествие в мир музыки»
Классный час «Путешествие в мир музыки»
Классный час «Путешествие в мир музыки»
Классный час «Путешествие в мир музыки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.