Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».
Оценка 4.7

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
docx
психологическая работа +1
5 кл
06.02.2017
Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».
Презентация для урока
Публикация является частью публикации:
Формула здоровья Тарасова.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мурзицкая школа Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема конкурсной работы: «Школьный путь интересней, если мы вместе» ФИО конкурсанта: Тарасова Юлия Александровна Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мурзицкая школа Занимаемая должность: педагог­психолог Адрес с индексом и контактный телефон с места работы: 607013, Нижегородская область, городской округ город Кулебаки, с. Мурзицы, ул. Гагарина, 13 Телефон: (83176)73­1­71 Название муниципального района: городской округ город Кулебаки Название конкурса «Формула здоровья» 2                                                           Введение В   современном   мире   важнейшим   условием   полноценного   рaзвития   ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья. А что же такое психологическое здоровье? Прежде   всего,   это   психические   процессы   и   механизмы,   но   термин «психологическое здоровье», относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшем проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта — на среднем уровне. Мы должны вооружать ребенка — в cоответствии с его возрастом —   средствами   самопонимания,   самоприятия   и   саморазвития   в   контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Пристальное   внимание   я   уделила   школьной   адаптации,   потому   что   она обеспечивает возрастное развитие школьника. Известно, что в самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается   как   приспособление   ребёнка   к   новой   системе   социальных   условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее.   Ребёнок,   который   вписывается   в   школьную   систему   требований,   норм   и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Переход   в   среднее   звено   (5   класс)   предъявляет   повышенные   требования   к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных   умений,   к   способности   саморегуляции,   развитию   коммуникативных навыков.   В  этот   период   происходят   существенные   изменения   в   психике   ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.  Проблема 3 психолого­педагогического   сопровождения   адаптации   актуальна,   адаптация школьников приобретает особую значимость. В связи с этим, разработан классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе» для учащихся 5 класса. Цель:   успешная   социальная   адаптация   пятиклассников   к   новым   условиям учёбы;   содействие   сплочению   классного   коллектива;   развитие   толерантного отношения  к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе. Задачи: способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные   моменты   в   происходящем,   конструктивно   реагировать   на   школьные проблемы; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; способствовать самораскрытию детей. Оснащение:   анкета,   бланк   ответов,   бейджи,   мягкая   игрушка,  мешочек   с пожеланиями,  толерантность ­ справочная информация и высказывания знаменитых людей   (Приложение   3,   7),   правила   психологического   здоровья,   качества   для   2­х конвертов,   шаблоны   цветных   ладошек   для   каждого   ученика,   солнышко,   белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.  Основная часть В   начале   учебного   года   в   5­ом   классе   проводилось   психологическое исследование,   которое   позволило   узнать   об   особенностях   протекания   процесса адаптации детей к средней школе, о степени и особенностях приспособления детей к новой социальной ситуации. Оно включало  в себя  5 методик: экспресс  методика диагностики тревожности, диагностика мотивации, изучение самооценки, методика изучения   удовлетворённостью   учащихся   школьной   жизнью,   опросник   «Чувства   в школе».  В   основном   ребята   удовлетворены   школьной   жизнью,   большинство испытывают   такие   чувства   в   школе:   спокойствие,   радость,   уверенность   в   себе, благодарность, симпатию к учителям. Что касается общей тревожности в школе, то высокий уровень тревожности у пятиклассников отсутствует. Одинаковый процент учеников   (50%   и   50%)   имеют   низкий   и   средний   уровень   тревожности.   Было 4 проведено   анкетирование   для   оценки   уровня   школьной   мотивации.   Большинство детей   имеют высокий   и  средний   уровень   мотивации.  Но   есть   и   такие   ребята, адаптация к школьному обучению у которых, протекает с некоторыми сложностями. Для   закрепления   положительного   отношения   к   учёбе,   успешного   взаимодействия обучающихся, а так же для выявления и решения проблем школьников в период адаптации,   был   разработан   классный   час  «Школьный   путь   интересней,   если   мы вместе». Ход классного часа. Педагог­психолог: Ребята, здравствуйте. У нас сегодня проводится классный час, посвященный здоровому образу жизни. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья ­ это психологическое здоровье, не путать с психическим  здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров ­ это значит, что у него нет психических заболеваний,  его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно. Психологическое здоровье включает в себя: ­ принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),  ­ принятие других (с их особенностями внешности и поведения), ­ умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах, ­ полноценное межличностное общение, ­ умение контролировать свои эмоции, ­ умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками. Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все­таки, есть какие ­ то проблемы? (Ответы детей) Вы   сами   сказали,   что   не   все   обстоит   благополучно   с   понимание   и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1, 2). Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы. Знакомство   с   правилами   мероприятия.   Ритуал   приветствия:     все   участники 5 берутся за мизинцы друг друга и  по очереди говорят:   «Здравствуй,  наш класс!». Далее   дети   придумывают   и   оформляют   красочно   свои   визитки,   которые   нам понадобятся на протяжении всего года для участия в других мероприятиях и играх. Чтобы наше знакомство друг с другом закрепилось, так как в классе появились новые учащиеся из других школ, мы проводим упражнение «Имя и своё увлечение». Все участники назвали свое имя и свое хобби. Это упражнение позволило нам не только познакомиться друг с другом, но и узнать немножко интересное о каждом из нас.  Для того чтобы на классном часу создалась доброжелательная атмосфера в группе, мы играем в игру «Атомы и молекулы». Инструкция: «Вы – одинокие атомы. Начинайте   хаотичное   движение,   при   этом   возможны   легкие   столкновения   друг   с другом – будьте осторожны. По моей команде вы соединитесь в молекулы, число атомов в которых я назову.  После игры участники садятся в круг. Мы принимаем правила, которые нужны для участия в подобных мероприятиях. Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается   о   правилах   работы.   Я   предлагаю   вам   придерживаться   на   наших занятиях следующих правил: обращаемся друг к другу по имени; правило поднятой руки; правило «Стоп!»; не оценивать других; искренность в общении; доверительный стиль общения; активное участие в происходящем; уважение к говорящему.  А сейчас предлагаю вспомнить, что вам больше всего запомнилось в начальной школе. Все высказываются по кругу, передавая   друг   другу   мяч   или   мягкую   игрушку.   Для   осознания   себя   в   новом социальном статусе – пятиклассник, предлагаю порассуждать: Что нового появилось – это, скорее всего, трудно или интересно?  Для сплочения нашего коллектива предлагаю поиграть в игру «Меняются местами те, кто…». Процедура проведения: участники группы сидят   в   кругу.  Педагог­психолог   называет   какой­либо   признак.   Те,  кто   под   него подходит, должны встать и поменяться местами. Например, «меняются местами те, кто любит каникулы» и т.д. После игры на доске или в середине круга укрепляется 6 рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора: левый склон изображен в виде крутого подъема. Это 1,2,3, 4­й классы. Они изображены в виде труднодоступных уступов. Далее изображен более пологий участок пути: 5­6­й классы – небольшой подъем, 7­й класс – чуть заметная вершина, 8­9­й классы – начало пологого подъема, 10­11 классы – вершина горы. Расстояние  между классами должно быть одинаковым, их необходимо обозначить флажками или стрелками.  ­ Ребята, весь процесс обучения в школе можно сравнить с восхождением на высокую, трудную гору. Придя в первый класс вы начали свое восхождение на Гору знаний. Давайте представим, что мы ­   альпинисты, за плечами   которых трудный подъем. Мы, преодолев самую трудную часть пути, почти достигли его середины и решили сделать привал.  ­   О   чем   говорят   путники   на   привале?   (вспоминают   пройденный   путь   и обдумывают   предстоящую   дорогу).   Все   высказываются   по   кругу,   передавая   друг другу мяч или мягкую игрушку. ­ Вы все имеете уже довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет, как вы считаете? ­ Учеба в пятом классе – дело и трудное и интересное. При этом у каждого из вас есть достаточный опыт для преодоления трудностей. ­ Ребята, а теперь давайте посмотрим на участок пути   с 5­го по 9­ый класс. Это самый важный участок пути, он так и называется «Основное звено школы». ­ Как вы думаете, что значит «основное»? ­ Вы приступили к преодолению основной части своего школьного пути. ­ Как поступают опытные путешественники, преодолевая какой­либо трудный путь? (проверяют все ли они взяли с собой, надежные ли рядом товарищи, чем они могут помочь товарищам). ­ Что самое главное вы должны взять с собой из начальной школы? (знания). Задание  «Снежинка». Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание. У каждого из вас находится бумажная   салфетка.   Сложите   её   пополам   и   оторвите   правый   верхний   уголок. 7 Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.  А   теперь   разворачиваем   салфетки   и   покажем   друг   другу.     Что   же   у   нас получилось?  У  всех   получились   разные   рисунки   на   салфетках.   А   что   это   может значить? (Ответы детей)  Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные. Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить. Знакомство с  понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)  Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль. в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого, таким, какой он есть. Участники   группы   встают   в   круг,   взявшись   за   руки.   Ведущий   предлагает придумать   и   сказать   комплимент   соседу   слева.   Комплименты   не   должны повторяться. Анализ: ­ Трудно ли было говорить комплименты? Почему? ­ Приятно ли было слушать комплименты в свой адрес? Толерантность   просто  необходима! Каждый человек  это  отдельный  мир,  со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. ­ Толерантность ­ это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.      8 Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Класс   делится   на   2   команды.   На   команду   выдается   один   конверт   с   качествами личности (Приложение 4). Я попрошу каждую группу зачитать те качества, которые вы выбрали. (Ответы детей). Вы, молодцы, сделали всё правильно!  А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем? А   можем   ли   мы   изменить   себя?   Можем   ли   мы   воспитать   в   себе   те   качества,   о которых сегодня говорим? (Ответы детей) Я   думаю,   что   вы   со   мной   согласитесь,   что   толерантность   является   очень хорошим   показателем   психологического   здоровья   человека.   Потому,  что   если   ты готов   принимать   другого   человека   со   всеми   его   достоинствами   и   недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке. Ладошки. Выберите для себя ладошку любого цвета.  На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое   здоровье.  А   на   ладошке   –   напишите   то,   что,   по­вашему,   надо сделать,   чтобы   ваш   класс   стал   пространством   толерантности,   то   есть,   чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.    На   обратной   стороне   этой   ладошки,   на   пальцах     напишите   5   качеств,   которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться. Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу. Рефлексия. Упражнение «Паутина» 9 В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали. Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.  Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить. Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляете один   общий   организм,     что   каждый   из   вас   важен   и   значим   в   вашем   классном коллективе.  Для формирования положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу, детям предлагается  достать из мешочка пожелание на  день и зачитать его. Время проведения­ 1 минута. Ритуал прощания «До свидания, группа». Спасибо всем за работу, до новых встреч! Правила психологического здоровья   (Приложение 6) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.                                                          Заключение Переход   обучающихся   из   начального   в   основное   звено   школы   –   одна   из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5­м классе – один из труднейших   периодов   школьного   обучения.   Оснований   для   такого   утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется   снижением   интереса   к   учёбе   и   её   результатам,   низкой организованностью,   иногда   недисциплинированностью,   с   психологической   – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Переходный   период   из   начальной   школы   в   основную   сказывается   на   всех участниках   образовательного   процесса: администрации школы, специалистах психолого­педагогической службы.   педагогах,   учениках,   родителях, 10 Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от   одного   месяца   до   целого   года.  Критерием   успешности   адаптации  выступает, прежде   всего,   степень   сохранности   психологического   и   физического   здоровья обучающихся, для сохранения здоровья детей педагогом­психологом и был проведен классный час. Цель и задачи, которые были поставлены в начале классного часа – выполнены.  Список литературы 1.Брут А. Психологическое здоровье нации.­nttp.//h.ua./story/17415/. 2.Дубровина   И.В.   Психологическое   здоровье   детей   и   подростков.   – Екатеренбург, 2000г. 3.Коробкина   С.А.   Адаптация   учащихся   на   сложных   возрастных   этапах.   – Волгоград, 2010г. 4.Киселева М.В. Арт­терапия в работе с детьми. СПб., 2006. 5.Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. М., 2004. 6.Монина Г.Б.., Лютова­Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб., 2006. 7.Смирнов   Н.К.   Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   и психология здоровья в школе.­ Москва, 2006 г. 8.Фопель   К.     Энергия   паузы.   Психологические   игры   и   упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.­240 с. 9.Интернет­ресурс: http://tolerantnost.narod.ru/intrest.html . 10.Интернет­ресурс: 11 http://cezare5526.ucoz.hu/blog/krug_veseloe_solnce_81sm_mnogo_pred.   11.Интернет­ресурс: http://www.azovlib.ru/page/resurscbs/biblioposobiya/posobiya/Tolerantnost.htm. 1. Считаете   ли   вы   необходимым   выполнять   правила   и   нормы   принятые   в обществе. Приложение 1 А Н К Е Т А  нет да 2. Часто ли вы откликаетесь на просьбы о помощи: не знаю А) одноклассников Б) учителей да да нет нет иногда иногда 3. Важны ли для вас успехи вашего класса? да не знаю нет 4. Считаете ли вы нужным участвовать в общественных мероприятиях класса или школы? да нет иногда 5. Считаете ли вы важным получить образование? 12 нет да 6. Считаете ли вы важным выполнять свои домашние обязанности? не знаю нет да 7. Нравится ли вам школа в которой вы учитесь? иногда нет да 8. Хороший человек это­ .  . . затрудняюсь ответить Приложение 2 Фамилия, имя_________________________________________возраст______________  Класс_________________________________   дата проведения_____________________  I Напишите 5 эпитетов (прилагательных), характеризующих ваш класс. 1. 2. 3. 4. 5. II Поставьте точку там, где вы себя ощущаете в группе одноклассников. 13 III. Анкета (подчеркните выбранный вариант ответа) 1. да не знаю нет 2. а) да     б) да 3. да 4. да 5. да 6. да 7. да Хороший нет нет нет нет нет нет нет иногда иногда не знаю иногда не знаю иногда затрудняюсь ответить человек     это ­_____________________________________________________________  ______________________________________________________________________ ____________  IV.Напишите фамилии тех ребят из вашего класса:  1) к чьему положительному мнению чаще всего поведением прислушиваются ребята в классе: 1. 2. 3.  2)   кто   своим   отрицательным может повести за собой других: 1. 2. 3  2) кто из ребят в классе вам симпатичен и приятен в общении? Почему? (перечислить качества или конкретные поступки, за которые вы этого человека уважаете) 14 3) С кем из ребят в классе вам трудно и неприятно общаться? Почему? (перечислить качества или поступки этого человека) Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь  в английском – готовность быть терпимым;  во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты Приложение 3 сам;  в китайском – быть по отношению к другим великолепным;  в арабском – милосердие, терпение, сострадание; 15       умение         принять         другого  в   русском   –   таким, какой он есть Каждый   человек   это   отдельный   мир,   со   своими   эмоциями   и   чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь    это милосердие сострадание уважение дружба  доброта души  Конверт 1: снисходительность   злорадство эгоизм   конфликт   доброта   понимание   миролюбие грубость   бессердечность   сострадание   уважение   великодушие   бестактность   ложь сердечность  хвастовство равенство милосердие   благосклонность   вежливость Приложение 4 16 Конверт 2: миролюбие     бессердечность   добро   прощение   равенство   уважение   милосердие  вспыльчивость диалог раздражение сердечность  конфликт великодушие поддержка зависть сотрудничество сострадание скупость согласие  зазнайство             Приложение 5 17   Приложение 6 Правила психологического здоровья: 18  Принимай   себя   таким,   какой   ты   есть,   уважай   себя   –   ты   уникален   и неповторим;  Регулируй и контролируй свои   эмоции и чувства;  Смело высказывай  свою точку зрения, если в этом есть необходимость;  Не бойся делать ошибки – бойся их повторить;  Трудности должны будоражить, а не обескураживать;  Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их. 19 Приложение  7 «Поставь себя на место другого»  (Е. Г. Гениева) «Признание + Принятие + Понимание = Толерантность» (А.Г. Асмолов) «Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть»  (Рутт, психолог)

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».

Классный час «Школьный путь интересней, если мы вместе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017