Цель: привлечение внимания обучающихся к проблеме истощения ресурсов планеты, возможностям их сохранения. Задачи:1) Образовательные: познакомить обучающихся с понятием экологического следа, показать, из чего складывается экологический след отдельного человека и как его можно рассчитать;2) Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; 3) Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся, воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе.классный час
урок.docx
Тема: Твой экологический след
Цель: привлечение внимания обучающихся к проблеме истощения ресурсов
планеты, возможностям их сохранения.
Задачи:1) Образовательные: познакомить обучающихся с понятием
экологического следа, показать, из чего складывается экологический след
отдельного человека и как его можно рассчитать;2) Развивающие: развивать
умения анализировать, сравнивать, делать выводы; 3) Воспитательные:
способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся,
воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе.
1. Слайд 1. Вступление. Когда мы вспоминаем о делах человека, иногда
говорим наСЛЕДил, а иногда - оставил СЛЕД в жизни. Это означает, то
чем человек запомнился другим людям, какую память оставил после себя.
Известные писатели оставляют свой след в литературе, художники – в
искусстве, политики – в истории. Но и каждый человек оставляет свой
след на нашей планете. А какое наСЛЕДство оставим мы? Всегда ли мы
можем им гордится?
«Умные люди давно осознали
Важно прожить не количество лет,
Главное, как вы себя проявляли.
В жизни какой вы оставили след?»
2. Слайд 2. Как вы думаете, о каком следе, который оставляет каждый
человек после себя на Земле, будем говорить мы сегодня? (экологический
след)
мы
3. Слайд 3. Наша планета очень богата и плодородна, она копила свой
природный капитал миллиарды лет. Всё, что нужно нам для жизни —
производится на нашей планете. Здесь
строим заводы, дороги,
выращиваем растения, пасем скот, здесь же отдыхаем и «храним»
мусор...
4. Слайд 4. К сожалению, мы забираем у планеты больше, чем она может
восполнить, и ее богатств становится все меньше и меньше, происходит
деградация природы,
исчерпываются ее ресурсы. Чем больше мы
потребляем — тем больше наш экологический след.
5. Слайд 5. Что же такое “экологический след»?
6. Слайд 6. «Экологический след» – это условное понятие, отражающее
потребление человечеством ресурсов биосферы. Чтобы всем нам хватило
одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га
продуктивной земли.
7. Слайд 7. Сколько планет нам нужно для счастья? средний житель США
использует 12,2 га (5 планет), средний европеец - 5,7 га (3 планеты),
средний житель Мозамбика - всего 0,7 га (0,5 планеты), средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты). Таким образом, возникает
экологический дефицит.
8. Слайд 8. Каким же образом ведется расчет “экологического следа”?
Давайте узнаем, какой экологический след на планете оставляете именно
вы, ответьте на вопросы анкеты. Анкета поможет увидеть, какая сфера
жизни вносит наибольший вклад в его величину:
Жилье Энергия Транспорт Питание Вода и бумага
Отходы
Анкета
Жилье
след
какой
экологический
вы?
А
Дорогие друзья! Если вы хотите узнать, какой экологический след
лично у вас, ответьте на вопросы теста. Для того чтобы вычислить
экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему
образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества
баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину
экологического следа.
оставляете
а собаке
Использование энергии
Большая, просторная квартира
Коттедж на две семьи
1
1 1. Площадь вашего жилья позволяет держать кошку,
нормальных размеров было бы тесновато
1.2
1.3
Полученные очки за первые три вопроса разделите на то количество
людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме
2.
2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или
уголь
2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или
ветра
2.3
ископаемых, поэтому добавьте себе
2.4 Отопление вашего дома устроено так,
регулировать в зависимости от погоды
2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью у врываетесь двумя одеялами
2.6
2.7
дежурном режиме
3
3.1
3.2 В школу вы идете пешком или едете на велосипеде
3.3
Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет
Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в
Транспорт
В школу вы ездите городским транспортом
Большинство из нас получает электроэнергию из
Вы ездите на обычном легковом автомобиле
горючих
что вы можете его
+7
+12
+23
+45
+2
+75
-10
-5
-10
-10
+25
+3
+45
2 (хлеб,
фрукты,
овощи,
рыбу,
мясо)
Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее
Вы едите мясо 2-3 раза в неделю
Вы едите мясо три раза в день
В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению
Использование воды и бумаги
Вы принимаете ванну ежедневно
Вы принимаете ванну один-два раза а неделю
Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ
Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете
Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом
В последний отпуск вы летели самолетом
В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов
В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов
Питание
В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном
местного
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
свежие продукты
производства, из которых сами готовите обед
4.2
Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты,
свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а
также консервы, причем не смотрите, где они произведены
4.3
продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому
4.4
4.5
4.6 Предпочитаете вегетарианскую пищу
5
5.1
5.2
5.3
5.4
свой автомобиль из шланга
5.5
5.6 Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых
5.7 Прочитав газету, вы ее выбрасываете
5.8
кто-то
6
6.1
6.2
6.3
макулатуру
6.4
6.5
6.6
товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве
6.7 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего
участка
Бытовые отходы
Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе:
За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки
выбрасывая мусор,
вы откладываете в отдельный контейнер
Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов
Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку
Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные
Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще
+75
+85
+10
+20
+2
+14
+5
+50
+85
+30
+14
+2
+4
+4
+2
-1
+10
+5
+10
0
-15
-17
-10
-8
-15
-5
1. Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше,
умножьте ваш общий результат на 2.
2. Подводим итоги:
3. 1) Разделите полученный результат на 100 и Вы узнаете, сколько
гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши
потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так
же, как вы!
3 следе
группы
4. 2)При обработке анкетных данных вычисляется среднее арифметическое
значение баллов для конкретной группы опрошенных, и делаются выводы
об
(типичных
представителей населения данного региона).
5. Слайд 9. Результат:
экологическом
учащихся
данной
около 100 баллов – нормальный экологический след (чтобы
поддерживать такой образ жизни необходима 1 планета Земля)
до 200 баллов – избыточный экологический след (чтобы поддерживать
такой образ жизни необходимы 2 планеты типа Земли)
до 300 баллов – огромный экологический след (чтобы поддерживать
такой образ жизни необходимы 3 планеты)
более 300 баллов – катастрофический экологический след
Запишите результаты индивидуальные и групповые
9. Слайд 10. Замечаем ли мы, что превышаем допустимый уровень
использования природных ресурсов? Чтобы «вписаться» в рамки планеты,
нужно уменьшить экологический след. Уменьшить экологический след,
значит дать шанс себе и другим людям не увидеть глобального
экологического бедствия.
Слайд 11. Предложите, как уменьшить свой экологический след в
10.
разных сферах повседневной жизни (4 группы)
Жилье Транспорт - 1 группа
Энергия - 2 группа
Вода и бумага - 3 группа
4 Питание и отходы – 4 группа
- Поставьте счетчик воды (еще и сэкономите!)
- Сортируйте мусор (макулатуру, батарейки, др. можно сдавать в переработку).
- Не выбрасывайте ненужные вещи - отдавайте нуждающимся.
- Принимайте душ вместо ванны.
- Выключайте воду в то время, когда вы намыливаетесь. Используйте
специальные насадки на душ и кран, уменьшающие расход воды.
- Ешьте сезонные продукты.
- Не выбрасывайте еду - покупайте столько, сколько сможете съесть.
- Избегайте полуфабрикатов (к тому же еще и вредно!)
- Старайтесь покупать многоразовые карточки в метро. Это не только
сэкономит ваши средства, но и будет экономией картона - а значит, послужит
сохранению лесов.
- Подумайте, можете ли вы сегодня обойтись без автомобиля. Если вы не
собираетесь в дальний путь - воспользуйтесь общественным транспортом
(расходуя примерно столько же топлива, он перевозит большее количество
людей на то же расстояние – к тому же появится время почитать, подумать…)
или велосипедом. Или просто пройдитесь пешком. Это будет полезнее и вам, и
окружающей среде.
- Больше ходите пешком или ездите на велосипеде.
- Подвозите коллег, друзей, знакомых.
- Покупайте малолитражные автомобили.
- Выключайте двигатель, когда стоите.
- Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты.
- Бросайте мусор только в контейнеры. (выступление групп)
11.
12.
Слайд 12. Заключение. Подумайте и решите, какие сферы жизни
вы готовы изменить. Быть может, уменьшением экологического следа вы
достигнете гармонии внутри вашей семьи и дома, достигнете сохранения
и укрепления не только бюджета, но и здоровья, но и поможете нашей
щедрой планете, чтобы не было стыдно перед будущими поколениями за
тот след на Земле, который вы оставите. Не наследи!
Слайд 13. Какой мы на земле оставим след?
Как часто мы не можем дать ответ.
Да, дом возвёл, растил детей, деревья,
Вот только сердцу нет успокоенья.
Какой мы на земле оставим след?
Так хочется хороший дать ответ,
5 Но очень часто в жизни так бывает,
Что подвигов на всех - то не хватает.
Да просто делай добрые дела,
Тогда очистишь землю ты от зла.
Живи, строй дом, расти детей,
Люби Планету, Родину, Людей!
6
Классный час "Твой экологический след" 9-11 класс
Классный час "Твой экологический след" 9-11 класс
Классный час "Твой экологический след" 9-11 класс
Классный час "Твой экологический след" 9-11 класс
Классный час "Твой экологический след" 9-11 класс
Классный час "Твой экологический след" 9-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.