Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»
Оценка 5

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
5 кл—7 кл
26.01.2017
Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»
Материал данной работы представляет собой классный час по теме «Как мы говорим?». Материал будет полезен как учителям, классным руководителям, так и студентам для проведения классного часа в 5-7 классах. Цели: 1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи. 2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему. 3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.
кл час.docx
Классный час в 5­6­7 классах по теме «Как мы  говорим?» Методическая разработка сценария классного часа для 5­7 классов Описание работы: Материал данной работы представляет собой классный час по теме «Как мы  говорим?». Материал будет полезен как учителям, классным руководителям, так и студентам для  проведения классного часа в 5­7 классах. Цели:  1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи. 2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему. 3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых. Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки для ролевых игр. Ход мероприятия 1. Вступительное слово. Берегите наш язык,  наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими  предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии  совершить чудеса. ­ Эти слова великого русского писателя, мастера слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему  уроку, которые обращены к каждому из нас, его потомкам. ­ В чем смысл этого обращения? ­ Что значит беречь русский язык? (правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами «паразитами»,  знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы  языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные,  грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.) Эксперимент 1. ­ А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой  эксперимент.  Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить,  пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.) 1 ­ Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила, словом  можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную  минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать  интересным собеседником. ­ Пытается ли кто­нибудь из вас анализировать свою речь? (В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не  можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому­то стоит большого труда  произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно) ­ Слова­паразиты мешают восприятия сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают  раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «это  самое», «понимаешь», «короче», «ну», «так сказать» и т.д.  Слова­паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам­паразитам, что заполняют ими все паузы в речи. 2. Слова­паразиты. Эксперимент 2. ­ Давайте посмотрим, делают ли  слова­паразиты речь красивее. Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь,  посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь. Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза  великая. Около меня  ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком  далеко, ну и темно­синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.  ­ Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается? ­ А вы знаете, чей отрывок я «испортила»?  (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби») ­ Давайте уберем слова­паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение. (Повторное чтение без слов­парзитовю) 3. Жаргонизмы ­ Но все­таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь  разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи.  Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. ­ Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?  ­ К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и  компьютер. А то, что они знают лучше всего, ­ тексты популярной музыки – представляет собой набор  однотипных клеше. 2 ­ Слово «жаргон» – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной  профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями. Задание группам.  Вытягивают карточки с жаргонизмами и ситуацией. Составить диалог на тему, используя жаргонизмы. ОБСУЖДЕНИЕ:  ­ Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись? ­ А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы? ­ Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников.  Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии,  который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что  молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня  культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму. ­ Мы в своей школе проводили исследование молодежного сленга. Самые распространенные слова  употребляемые молодежью. ­Как вы думаете, какие? ­ А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово «ЛОХ»? ­ В «Толково­словообразовательном словаре» Т.Ефремовой, где рядом стоит помета «разговорное,  сниженное», читаем «наивный, доверчивый человек». Известно, что лохи существовали в России с  незапамятных времен.  О есть и другое щзначение слова «лох» ­ «семга, лосось, облоховившийся по  выметке икры: лосось для этого подымается  с моря по речкам, а выметав иекру, идет еще выше и  становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо  ротом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом». В общем,  как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню­ простака легко провести. Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, куситарник или деревце с узкими серебристыми  листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим «лохом»: лоха «кинуть» ­ все равно, что эту  ягодку проглотить, а косточку выплюнуть. ИГРА НА СКОРОСТЬ «С РУССКОГО НА РУССКИЙ!» ­ Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным. ­ Нельзя требовать от всех  да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь  сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не  слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать  свою речь, слушать себя во время разговора, говорить неторопясь.   Задание 3: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им. ­ Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души,  отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала  3 литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что  речь человека – это важная составляющая его имиджа. Улетело сказанное слово, Как песок сквозь пальцы утекло, Но оно кого­то укололо И обиду дальше унесло.   А ведь надо просто научиться Грамотно использовать слова И не постесняться  извиниться, Только грубость вырвется едва.   Пусть слова бегут вперед игриво, Радуясь, лаская и смеша. Как приятно говорить красиво, Сленгом в разговоре не греша. ­ Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова  И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…».  4

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017