Классный час в 5 классе. Разработка «Наши права и обязанности»
Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
doc
классное руководство
5 кл
26.05.2017
Цели:
1) раскрыть сущность понятий «закон», «право», «обязанность», их значение в жизни общества и отдельного человека;
2) выявить личностное отношение каждого ученика к своим обязанностям;
3) продолжить развитие коммуникативных навыков учащихся.
Подготовительная работа
I. Подготовка выставки книг по правовой тематике и ее организация за неделю до классного часа. (Экспонатами выставки могут стать такие книги и брошюры, как Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Оливер Твист» Ч. Диккенса, «Без семьи» Г. Мало, «Сердце на ладони» А. Дорохова, «Дорога уходит в даль» А. Бруштейна, «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля, «Ванька» А. Чехова.)
II. Проведение анкетирования пятиклассников.
III. Оформление плаката «Права ребенка».
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) стулья для участников классного часа расставлены вокруг одного стола;
б) на стол положены чистые листы бумаги, ручки, фломастеры;
в) к центральной части классной доски прикреплен плакат «Права ребенка».
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя о приближающемся празднике — Дне Конституции, значении этого документа для страны и каждого гражданина России.
II. Педагог задает пятиклассникам вопрос: какие слова или понятия чаще всего встречаются в Конституции РФ? (Ответы учащихся.)
Каждому ученику предлагается самостоятельно в течение 6 минут написать на листке бумаги определение таких понятий, как «закон», «право», «обязанность». Учитель рекомендует учащимся начинать формулировки определений этих понятий следующими словами:
1. Закон — это...
2. Право — это...
3. Обязанность — это...
По окончании самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся у них варианты определений. Проводится коллективное обсуждение с целью выяснения правильного значения рассматриваемых понятий.
Для формирования отчетливых и осознанных представлений у школьников
Документ Microsoft Word.doc
Классный час в 5 классе. Разработка «Наши
права и обязанности»
Участники: учащиеся 5го класса и классный руководитель.
Цели:
1) раскрыть сущность понятий «закон», «право», «обязанность», их значение в
жизни общества и отдельного человека;
2) выявить личностное отношение каждого ученика к своим обязанностям;
3) продолжить развитие коммуникативных навыков учащихся.
Подготовительная работа
I. Подготовка выставки книг по правовой тематике и ее организация за неделю до
классного часа. (Экспонатами выставки могут стать такие книги и брошюры, как
Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, «Хижина дяди
Тома» Г. БичерСтоу, «Оливер Твист» Ч. Диккенса, «Без семьи» Г. Мало, «Сердце на
ладони» А. Дорохова, «Дорога уходит в даль» А. Бруштейна, «Кондуит и
Швамбрания» Л. Кассиля, «Ванька» А. Чехова.)
II. Проведение анкетирования пятиклассников.
III. Оформление плаката «Права ребенка».
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) стулья для участников классного часа расставлены вокруг одного стола;
б) на стол положены чистые листы бумаги, ручки, фломастеры;
в) к центральной части классной доски прикреплен плакат «Права ребенка».
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя о приближающемся празднике —
Дне Конституции, значении этого документа для страны и каждого гражданина
России.
II. Педагог задает пятиклассникам вопрос: какие слова или понятия чаще всего
встречаются в Конституции РФ? (Ответы учащихся.)
Каждому ученику предлагается самостоятельно в течение 6 минут написать на
листке бумаги определение таких понятий, как «закон», «право», «обязанность».
Учитель рекомендует учащимся начинать формулировки определений этих понятий
следующими словами:
1. Закон — это...
2. Право — это...
3. Обязанность — это...
По окончании самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся у них
варианты определений. Проводится коллективное обсуждение с целью выяснения
правильного значения рассматриваемых понятий.
Для формирования отчетливых и осознанных представлений у школьников о
важности основного закона страны классный руководитель предлагает каждому
ученику проанализировать и найти решение следующей ситуации.
Шесть отдыхающих в лагере человек поселились в одну комнату. Но хорошему
отдыху мешают их привычки и поступки.
1. Один любит громкую музыку, а остальные предпочитают тихую, так как громкий
звук их раздражает.
2. Ктото забыл выключить утюг. Другой встал ночью и обжегся.
3. Один раскидал по комнате свои вещи, что вызвало недовольство всех
остальных.
4. Ктото поломал стул и не хочет его чинить. 5. Один любит курить, а все остальные не переносят запаха табака.
Пятиклассники пытаются найти оптимальное решение предложенной ситуации
сначала самостоятельно, а потом — все вместе в процессе коллективного
обсуждения.
III. Краткое обобщение педагога:
— В жизни даже такого маленького сообщества, как вы смогли убедиться, могут
возникать ситуации, требующие уравнять права и обязанности всех его членов.
Становится понятным, что в жизни любого государства таких прав и обязанностей
гораздо больше. Вот поэтому и возникают законы, которые призваны урегулировать
и упорядочить жизнь человека в обществе.
В тексте Конституции РФ учащиеся находят статьи об основных правах человека:
— на жизнь;
— на свободу и личную неприкосновенность;
— на неприкосновенность частной жизни;
— на свободу мысли и совести.
Каждое право комментируется классным руководителем и пятиклассниками.
«А могут ли законы противоречить правам человека?» — задает вопрос учитель и
приглашает учащихся принять участие в игре «Гулливер».
IV. Ролевая игра «Гулливер».
Подготовительный этап. Основная задача этого этапа — выявить существующие
точки зрения каждого участника игры на соотношения закона и права. Эта
информация получена в результате предварительного анкетирования учащихся. На
основании выявленных мнений участники игры делятся на две группы: сторонников
соблюдения закона («законники») и сторонников отстаивания прав человека, даже
если это противоречит реальному закону («правозащитники»).
Вводная информация. Участники игры («законники» и «правозащитники»)
являются гражданами страны Лилипутии — той самой, описанной у Джонатана
Свифта. В стране единовластно правит замечательный, мудрый король, у которого
растет единственный наследник. Однажды, очищая к завтраку яйцо, наследник
разбил его с острого конца и нечаянно уколол палец. Эта оплошность имела массу
последствий: в ранку попала инфекция, палец распух, принц некоторое время
тяжело болел, а король пребывал в сильном смятении и опасался за жизнь
единственного наследника трона; все дела в государстве пришли в упадок.
Наученный горьким опытом, король издал указ: «Во избежание повторения
подобных ситуаций, и в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан
Лилипутии отныне повелевается разбивать яйца только с тупого конца.
Непослушные будут наказываться».
Обсуждение в группах. В ходе него «законники» подбирают аргументы в защиту
указа короля, а «правозащитники» пытаются выяснить, какие права человека были
нарушены королевским указом.
Заключительный этап. Представители групп рассказывают о результатах
группового обсуждения. Классный руководитель предлагает выбрать каждому
ученику наиболее приемлемый для себя вариант правовой коллизии, возникшей в
Лилипутии:
а) закон есть закон, и всем надо его выполнять;
б) надо поднять восстание и вынудить короля отменить закон;
в) необходимо собрать всеобщее собрание и выслушать мнение каждого.
Учащиеся выбирают один из вариантов, а педагог подводит итоги ролевой игры.
V. Классный руководитель. До сих пор мы с вами вели речь о правах взрослых
людей. А есть ли права у детей? Давайте поразмышляем об этом. На доске прикреплен плакат «Права ребенка», на котором изображена незаполненная
таблица. Ее будем заполнять совместными усилиями: я буду зачитывать отрывки из
книг, представленных на выставке, а вы постараетесь назвать законы, относящиеся
к жизни детей и затронутые в прочитанных мною отрывках.
Зачитываются отрывки из следующих художественных произведений и газетных
публикаций.
1. Шапошников Е. Зачем вы, девушки, сирийцев любите? (Закон о гражданстве
детей.)
2. Бруштейн А. Дорога уходит в даль. (Закон о дискриминации детей.)
3. Диккенс Ч. Оливер Твист. (Закон о защите детей во время военных
конфликтов.)
4. Дорохов О. Сердце на ладони. (Закон о защите больных детей.)
5. Мало Г. Без семьи. (Закон о заботе родителей о детях.)
6. Кассиль JI. Кондуит и Швамбрания. (Закон об образовании детей.)
7. Чехов А. Ванька. (Закон о недопустимости детской эксплуатации.)
8. Мало Г. Без семьи. (Закон о личной свободе слова.)
С этими же законами учащиеся встречаются, когда листают страницы Конвенции
ООН о правах ребенка и Устав школы.
VI. В заключение классный руководитель благодарит пятиклассников за активное
участие в классном часе и просит письменно ответить на последний вопрос: для чего
ты должен знать свои права и обязанности? Ученики сдают листочки с ответами
учителю.
Классный час в 5 классе. Разработка «Наши права и обязанности»
Классный час в 5 классе. Разработка «Наши права и обязанности»
Классный час в 5 классе. Разработка «Наши права и обязанности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.