Классный час "Я имею право" для учащихся начальной школы. В лёгкой занимательной форме дети младшего школьного возраста знакомятся с некоторыми статьями "Всеобщей декларации прав человека", учатся применять их в жизни. Знакомятся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.
Классный час Я имею право.doc
Я имею право
(классный час в начальной школе по правам человека)
Цель: в лёгкой, занимательной форме познакомить детей младшего школьного возраста с
некоторыми статьями «Всеобщей декларации прав человека», научить применять их в жизни.
Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты».
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кемнибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг. (М. Знобищева)
Давнымдавно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними
появились и главные вопросы. – Что люди могут делать и что не могут?
Что они обязаны делать и что не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за
решение этих главных вопросов в беседах между собой; с помощью различных религий; путём
международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых
заурядных драках… В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась
«Всеобщая декларация прав человека». Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то
порядок на Земле восстановиться. Правда, только в том случае, если соблюдать… А чтобы
соблюдать, надо, по крайней мере, ознакомиться со всеми тридцатью её статьями. А вот изучить
некоторые из них нам помогут литературные герои. Ведь если внимательно посмотреть и
поразмыслить, то в любой сказке, в любом рассказе или повести герои сталкиваются либо с
торжеством Прав Человека, либо с нарушением их. Нет ни одной книги, ни одного
художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивалась бы эта проблема.
Итак, давайте послушаем, о чём же нам расскажут хорошо знакомые герои сказок. Ведь как
говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Красная Шапочка: Злой и коварный Серый Волк прикинулся совсем не злым, разузнал,
как попасть в домик к бабушке и проглотил мою старенькую бабушку и меня. Он нарушил
статью 3 Декларации прав человека, в которой чёрным по белому написано, что каждый
человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.
И я сейчас с вами только потому, что за нарушение этих прав Волк здорово поплатился.
Проходившие мимо дровосеки услышали шум и спасли нас с бабушкой, убив злого Волка. Так
ему и надо, пусть впредь не нарушает права человека.
Буратино: Карабас Барабас схватил меня, отнёс в кладовую кукольного театра и повесил
на гвоздь. К тому же он хотел кинуть меня в огонь, чтобы приготовить себе жаркое. Карабас
Барабас злодей, нарушивший статью 4 «Всеобщей декларации прав человека». В ней записано, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и
работорговля запрещаются во всех их видах.
Баба Яга (вздыхая). Ох, я бедная, несчастная Баба Яга. Захотела немножко покушать и
приготовить на обед Иванушкудурочка. А он не будь дурак, хитростью заманил меня на
сковороду и посадил в горячую печку. А ведь согласно статье 5 никто не должен
подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство
обращению и наказанию. Даже такие вредные старушки, как я. К тому же в статье 8 написано,
что каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда. Может, в
суд обратиться? За мной ведь и хорошие дела водятся. Глядишь, Ивашку и накажут?
Кощей Бессмертный (возмущённо). Вот уж кому в суд подавать, так это мне, Кощею.
Нет меня несчастней. Называют меня Кощеем Бессмертным, а даже любой двоечник знает, как
со мной расправиться. Вот Иванцаревич взял иголку и сломал, а в ней моя жизнь была. Убил
меня ни за что, ни про что. А ведь согласно статье 11 каждый человек, обвиняемый в
совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его
виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его
право на защиту. Подайте немедленно мне защитника!
Ведущий (недоумённо). Ребята! Что же происходит? Как нам разобраться с Кощеем
Бессмертным? Нам нужны обвинители, защитники и судьи. Ребята, а вы не согласитесь быть
судьями? Хорошо, судьи есть. Теперь нужны обвинитель и защитник.
Василиса Прекрасная. Я буду обвинителем. Послушайте. Меня Кощей Бессмертный
похитил из родительского дома, запер в неприступной башне и силой хотел на мне жениться. А я
его не люблю.
Баба Яга. Замолчи, Василиса Прекрасная. Я буду защитником Кощея Бессмертного.
Подумаешь, похитил. Да я мечтаю, чтобы меня похитили и златом осыпали. Ишь какая
«прынцесса» нашлась, жениха ей не надо и злата не надо! Подавай свободу! Не виноват Кощей
Бессмертный, и точка.
Василиса Прекрасная (топнув ногой). Нет, виноват! Вот послушайте, в статье 12
говорится, что каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилища, защиту от
вмешательства в его личную и семейную жизнь, посягательств на его честь и репутацию. Не
знаешь ты, Баба Яга, законов, дремучая ты и неграмотная, вот и говоришь, что Кощей
Бессмертный не виноват. А он нарушил закон и должен быть наказан.
Баба Яга (примирительно). Ладно, ладно, хватит. Может, я и не знаю законов, но вы
тоже хороши. Чуть что не так – сразу смертельный приговор. (Обращается к ребятам)
Пожалейте, ребята, Кощеюшку. Он же ведь влюбился. Может. Сохраним ему жизнь?
Василиса Прекрасная (великодушно) Я согласна. Пусть живёт себе и чахнет в
одиночестве над своим златом. А мне свобода милее. Только впредь Кощей Бессмертный пусть
внимательно читает законы, там ведь не только про права, но и про обязанности написано.
Ведущий. Что, ребята, пощадим Кощея Бессмертного? И пожелаем ему впредь
внимательнее читать законы и не нарушать их. (Отдаёт ему книгу, на которой крупными
буквами написал: «Всеобщая декларация прав человека».) И прочитай внимательно статью
29.
Кощей Бессмертный (читает). Права и свободы каждого человека могут быть
ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других
людей. (Хлопает себя по лбу и восклицает). Я понял! У Василисы Прекрасной тоже есть права,
точно такие же, как и у меня.
Ведущий. Да, ребята, свобода каждого имеет свои пределы – она кончается там, где
начинается свобода другого. Так считал великий мыслитель Жан Жак Руссо. Ребята, а вы
поняли?
Буратино (тянет руку). Я, я всё понял. Ох, какой же я глупый. У меня было право на
образование (статья 26, п. 1, 2). Папа Карло подарил мне азбуку, сшил курточку и штанишки,
чтобы я как хороший мальчик стал умным и грамотным. А я?.. Что я натворил! Я продал азбуку и не пошёл в школу. Вот изза этого со мной и приключились все несчастья. А хитрые
разбойники кот Базилио и лиса Алиса украли у меня деньги, но я теперь знаю закон. Ведь в
статье 17 говориться, что каждый человек имеет право владеть имуществом и никого
нельзя произвольно лишать своего имущества.
Очень хорошо, что я хожу в школу. Вот уже сколько законов знаю, которые меня
защищают от всяких несчастий и плохих людей.
Колобок. Погодите, погодите. Я чтото не понял. Я, Колобок Сусекович,
воспользовался своим правом свободного передвижения и выбора места жительства (согласно
статье 13). А коварная лиса не посчиталась с моими правами, и… (опустив голову) сами знаете,
чем всё закончилось.
Буратино. Ты, как и я, сделал большую ошибку, что ушёл из дома и подверг себя
смертельной опасности. А ведь пока мы маленькие, наше благополучие зависит от родителей.
Они первыми несут ответственность за нас и поэтому запрещают нам делать то, что может
принести нам вред.
Ведущий. Молодец, Буратино, ты многое понял. А, вы, ребята, немножко разобрались
в своих правах и обязанностях? Давайте проверим, как вы разобрались, и проведём сказочную
викторину по «Декларации прав человека». Я буду называть статью Декларации, а вы
постарайтесь вспомнить сказки, в которых эти права нарушились или защищались.
1. Вспомните сказки, в которых было нарушено право человека на жизнь и личную
неприкосновенность (ст. 3). (Д.Н.МаминСибиряк «Серая Шейка», А.С.Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки:
«Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.)
2. Какие литературные герои могут пожаловаться, что было нарушено их право на
неприкосновенность жилища? (ст. 12). ( Л.Н. Толстой «Маша и три медведя», Г.Х. Андерсен
«Дюймовочка», русские народные сказки: «Ледяная избушка», «Теремок»).
3.Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места
жительства? (ст. 13). (В.М.Гаршин «Лягушкапутешественница», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»,
«Бременские музыканты», русская народная сказка «Колобок»).
4.В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом? (ст. 17). (А.Н.
Толстой «Золотой ключик», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», Г.Х.Андерсен
«Снежная Королева»).
5. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
(ст. 23) (А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», русские народные сказки:
«Морозко», «Репка»).
6. В каких сказках нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?
(ст. 24) (Ш. Перро «Золушка», С.Я. Маршак «12 месяцев»).
Конкурс «Песня о правах»
О каких правах идёт речь в этих песнях?
1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний).
2. «Чему учат в школе (право на образование).
3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
4. «Песенка Черепахи и львёнка» (право на отдых) и т. п.
Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной потому, что помогали вам ваши
верные помощники – герои прочитанных вами сказок.
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Обобщение: именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с
правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте
полезные советы, в том числе о том, как защищать свои права! 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребёнка. В ней говорится, что
государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье,
благополучии, образовании и всестороннем развитии.
Классный час в начальной школе "Я имею право"
Классный час в начальной школе "Я имею право"
Классный час в начальной школе "Я имею право"
Классный час в начальной школе "Я имею право"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.