Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)
Оценка 5

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
13.03.2018
Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», рефлексия показала, что урок детям понравился. Для эмоционального восприятия материала я использовала яркие иллюстрации .Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)
Земля Адыгов - древняя земля.docx
Тема урока: «Земля Адыгов – древняя земля». Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями адыгского  этикета, с возникновением и формированием данных этикетных норм,  приобщить к единой адыгской культуре. План урока. 1. Народы, объединенные общим самоназванием «адыгэ» ­ кабардинцы,  адыгейцы, черкесы. Общность происхождения, территории, языка,  обычаев, традиций. Причины сегодняшней территориальной  разделенности. 2. Сохранение единой адыгской культуры. 3. Адыги за рубежом. 4. Понятия «Адыгэ хабзэ», «адыгэ нэмыс», «адыгагъэ», адыгское поведение и другие.  Оборудование. 1. Диск «Нормы адыгского этикета». 2. Компьютер с проектором. Ход урока. Фоновая музыка «Адыги». Выходят 4 мальчика в фаша, читают стихи адыгского поэта. Земля адыгов, древняя земля  Легенд и давних лет преданий ты полна.  Земля адыгов мудростью жива,  Суровая, быть может, но моя.  Здесь моря гладь, крутые берега  И верных сыновей отважные сердца,  Прибоя шум, волн белая стена,  Всё это ты, Шапсугия моя! Черкешенка с кувшином на плече,  И юноша, сидящий на коне,  Как близко сердцу все это поверь  Адыг ­ ты как рспахнутая дверь.  Здесь рады гостю ночью или днем,  Любой найдет всегда друзей и дом, и кров,  Протянут руку помощи в беде,  Живёт народ такой мой на Земле.  Всё мило сердцу горца и свой взор  Он обращает в вышину прекрасных гор:  Там водопады и бегут ручьи  Стремительны, прохладны и чисты.  Весной цветёт самшит на склонах гор,  Рассвет в лесу встречает птичий хор,  Вокруг царит согласие и покой,  О как прекрасен ты, мой край родной.  Поля, которым края не видать,  Здесь жизнь кипит кругом и благодать.  Идет в ауле свадьба ­ пляски, смех,  Джигит, настало время для утех.  Играй гармонь, трещётник не зевай!  Санэ из рога льется через край.  И выстрелы звучат, но то не бой ­  Так веселится мой народ родной.  Пусть вечно светит солнце над тобой,  И беды все обходят стороной,  Я голову склоняю пред тобой  Земля адыгов, ты наш дом святой!  Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами  познакомимся с нашими предками. У вас, наверное, возник вопрос – «Мы  разве не знакомы с ними»? Опережая ваш вопрос, отвечу – не совсем.  Может быть вы и знаете, кто такие адыги, но, наверное, не знаете, что  некоторые из них живут за границей, не знаете об их культуре, о  традициях. Узнаете и о таком понятии, как «Адыгский этикет». Но вначале я хотела бы заслушать ваши сообщения, взятые из словарей об адыгах. (Заранее учитель распределил небольшие доклады учащимся об адыгах, их  происхождении, культуре).  Учащиеся читают свои сообщения. 1 ученик: Ады́ги ( Черкесы ), самоназвание адыгэ) — народ, разделенный в России на  адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Общая численность в России (750.000~ чел. по переписи 2002). Проживают также в Турции, Сирии,  Иордании, странах Европы, США, в других странах Передней Азии.  Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 5 до 7 млн.  человек. Говорят на черкесском языке, входящим в абхазо­адыгскую  языковую группу и имеющим два литературных диалекта — западный  (адыгейский) и восточный (кабардино­черкесский). В советское время Черкесский (Адыгский) народ, имеющий единое  самоназвание (Адыгэ) и говорящий на одном языке (Адыгэбзэ), был  искусственно разделен на четыре народа – «кабардинцев», «адыгейцев»,  «шапсугов» и черкесов. Название «черкесы» осталось только за черкесами  Карачаево­Черкесии. Черкесы так и не получили единую автономию, оказавшись на своей родине в шести субъектах Федерации (Адыгея, Кабардино­Балкария, Карачаево­ Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край). В  трех из них (Адыгея, Кабардино­Балкария и Карачаево­Черкесия) черкесы  являются «титульными» народами. Черкесы (адыги) КЧР — это черкесские субэтносы бесленеевцы и  кабардинцы; в Адыгее и Краснодарском крае — абадзехи, бжедуги,  кемиргоевцы, шапсуги, кабардинцы, в КБР — кабардинцы. 2 ученик: Происхождение Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо­восточном  Причерноморье со II тыс. до н. э. В разные эпохи, у разных народов у  адыгов было много имен. Живший в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий  Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами»  писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги. В  (древне­) русских источниках были известны под именем касогов (давние  соседи адыгов, осетины до сих пор называют кабарду и черкесию кæсæг, а  их самих соответственно кæсгон, ). В XIII в. распространяется монгольское  название черкесы. В XIV—XV вв. часть адыгов заняла земли в окрестностях  Пятигорья, когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана, к  ним присоединяется ещё одна волна адыгских племен с запада, став  этнической основой кабардинцев. В XVIII в. часть кабардинцев  переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где  составила основу черкесов КЧР. Таким образом, в разное время адыги  населяли бо́льшую часть территории Западного Кавказа — Черкесию  (современный Краснодарский край к югу от реки Кубань, Кабардино­ Балкарская, Карачаево­Черкесская республики и Адыгея). Кроме России адыги живут также во многих странах мира, главным  образом на Ближнем и Среднем Востоке, где обычно называются черкесами и включают группы абазин, абхазов, осетин, чеченцев и других выходцев с  Кавказа. За рубежом адыги расселены компактными группами: в Турции,  Иордании, Иране, Ираке, Ливане, Сирии. Общая численность адыгов  оценивается более чем в миллион человек, из них свыше 750 тысяч человек — в России. Адыги говорят на адыгейском и кабардино­черкесском языках,  исповедуют ислам суннитского толка. 3 ученик: «Государственный флаг Республики Адыгея представляет собой  прямоугольное полотнище зелёного цвета, на котором изображены  двенадцать золотых звёзд и три золотые перекрещённые стрелы,  направленные наконечниками вверх.  Обоснование символики 12 звёзд означают 12 адыгских (черкесских) племён, а 3 стрелы — 3  древнейших адыгских княжеских рода. Три перекрещённые стрелы  обозначают их единство. Зелёный цвет символизирует жизнь, вечность, а  также одну из природных особенностей республики, в которой почти 40  процентов территории занимают леса. Три стрелы также ассоциируются с богом кузнецов Тлепшом. Зелёный цвет  полотнища символизирует религию ислам.[4] Также полотно является национальным флагом всех адыгов (черкесов).  Ныне территориально разделенных на кабардинцев, адыгейцев, черкесов,  шапсугов и адыгской (черкесской) диаспорой. Флаг придуман для черкесов, как символ независимой Черкесии в  Кавказской войне (к созданию которой стремилась Великобритания),  резидентом Великобритании Дэвидом Урквартом в 1836 году[5]. 4 ученик: Культура В фольклоре основное место занимают нартские сказания (нарт пшинатль), героические и исторические песни, песни­плачи о героях (гъыбзэ).  Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства  (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц  шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные,  кузнечные, пастушьи песни и наигрыши). Обрядовый фольклор включает песни­обращения к покровителям леса;  песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные  наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни­обращения к божеству грома, сопровождающие похороны,  пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные,  песни­укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни­заговоры от оспы, от ран); песни­благопожелания (хохы). Музыкальные инструменты: смычковый шикlэпщын, щипковый апепшин,  духовой къамыл, или бжами, деревянная трещетка пхъапшина. Со 2­й пол.  19 в. широко распространилась гармоника. Традиционный музыкальный  фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам  джэгуакlо гъыбзау, особенно популярным у адыгейцев. «Музыка адыгов»Лутфиева исполняет на пшине. Фаша Как прекрасна кавказская фаша –  Утонченный веками наряд. В ней кавказская выправка наша. В ней особый кавказский заряд. В строгих линиях – четкость пропорций, Благородство и скромность души. Стать горянки, подтянутость горца. В горскойфаше все так хороши! Позабыли мы эти одежды, Но совсем незаслуженно,зря. Я в душе не теряю надежды, Что вернется к нам этот заряд. Черкеска Не зря джигит тобой гордится, Черкеска белая, как снег, Когда он, легкий, словно птица, На скачках обгоняет всех. Вы продолжаете друг друга, Вы оба – ветер и огонь, Когда летите вы по кругу Под адыгейскую гармонь. Кроили девушки в ауле Тебя из неба и зари. Чтоб мимо пролетали пули, Из сказок шили газыри. Тропинкой горной прострочили, Чтобы красивой ты была. И верности тебя учили, Чтоб горца ты не подвела. Ты узнавала век за веком, Что значит радость и беда. Ты пахла порохом и ветром. Ты кровью пахла иногда. Тебя навылет пробивали В бою. И даже не в бою… Тобой порою прикрывали И душу черную свою. Ты моему народу впору, Ты сердцу горскому близка. Ты принесла свободу в горы На красных крыльях башлыка. Не зря джигит тобой гордится, Черкеска белая, как снег, Когда он, легкий, словно птица, На скачках обгоняет всех. Ты учишь мужеству джигита, Добру и легкости орла. …И хоть по мне черкеска сшита, Всему Кавказу подошла. Слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня мы познакомим вас с таким понятием, как «Адыгэ  хабзэ». Он считается одним из самых основных признаков адыгского  этнического самосознания. Но те, которые переводят адыгэ хабзэ как обычное адыгское право, сильно сужают не только его семантическое  значение, но и духовное, нравственное начало. В широком смысле адыгэ  хабзэ представляло собой целый спектр социальных норм во всех без  исключения областях жизненной деятельности, начиная от простейших  житейских правил и кончая обязательными принципами правовой  регуляции. Это свод неписаных обычно правовых норм, правил поведения,  нравственных положений, определяющих необходимые позитивные  качества личности в адыгском обществе. Об адыгэ хабзэ трудно  рассказывать словами. Его надо почувствовать. Об этом свидетельствует и  пословица: "Хабзэр бзэгупэк1э зэрахьэркъым" (букв.: хабзэ не носят на  кончике языка, т.е. о нем не говорят, его соблюдают). Ученик. Складывалось адыгэ хабзэ в течение многих веков, и, в силу этого,  естественно, сохранило следы различных исторических формации:  первобытности, раннеклассового общества, военно­феодального быта и др.  этим, видимо, и объясняется такой широкий диапазон социально­ нравственных проблем взаимоотношений, охватываемых адыгэ хабзэ. И  трудно даже сказать, что в нем самое главное: то ли многообразие правил и законов, регулирующих поступки человека в обществе, то ли  психологически точно выверенный вариант поведения для той или иной  ситуации, то ли естественность манеры поведения или же мастерское  соблюдение простыми адыгами этих тонкостей. Составной частью адыгэ хабзэ являлись адыгагъэ или адыгэ нэмыс,  которые в совокупности обусловливали такие важнейшие нравственные  категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыд,  умение вести себя в обществе, чуткость, внимательность, уважение к  старшим, к лицам противоположного пола и т.д. Когда говорят о любом из  этих человеческих качеств, как будто все понятно. Взять хотя бы уважение  к старшим. Что оно из себя представляло? В системе адыгэ хабзэ уважение  ­ это, в первую очередь внимательное отношение к другому, умение ставить  себя на его место, проявление своих лучших качеств по отношению к нему.  Внешне уважение к старшим проявлялось в следующем. Когда два адыга  шли или ехали верхом на лошади, старший всегда находился справа. Если  их было трое, то ему полагалось быть посередине, самый младший занимал правую от него сторону, а средний по возрасту ­ левую. Таким же образом  они усаживались за стол. Идущего впереди старшего никогда не окликали.  Его догоняли и, пристроившись слева и поздоровавшись, спрашивали о  том, о чем хотели спросить. В разговоре старшего никогда не перебивали.  При его появлении все везде и всегда вставали. Вставали не только в честь  старшего, но и в честь гостей, женщин, соседей, незнакомых, не только у  себя дома, но и у чужих, в поле, на сенокосе и т.д., не только тогда, когда  сидели на земле, но и когда находились верхом на лошади (приподнимались на стременах или спешивались). Сыновья и дочери, ставшие уже  родителями, не садились в присутствии отца; о том чтобы лежать при нем,  нечего было и говорить. В этой связи интересно одно предание. Как  известно, в прошлом детей знати адыгов воспитывали в "чужом доме", у  аталыка, и они росли с рождения до совершеннолетия, не видя своих  родителей. Один такой воспитанник был тяжело ранен. Перед смертью он попросил,  чтобы хотя бы один раз ему показали родного отца. Об этом сообщили  последнему, и он приехал в дом, где лежал умирающий сын. Адыгэ хабзэ не  позволяло, как уже сказано, ни сидеть, ни лежать при отце. Поэтому  раненный встал при помощи других с постели и встретил своего отца, как и надлежало, стоя. Он стоял, друзья поддерживали его, а отец сидел и  смотрел на умирающего сына. Но недолго это продолжалось. Отец встал и  сказал: "Я не насмотрелся на своего несчастного сына, но все я вынужден  уйти, ибо стоять ему тяжело, а лечь при мне он не смеет". Отец ушел, а сын  тут же упал и умер. Наверное, это жестоко в современном нашем  понимании, но таковы были требования адыгэ хабзэ, таково было понятие о чести. А когда речь идет о чести, достоинстве, адыги говорят: "Напэм и пэ  псэр ихуэ", что примерно означает: "честь дороже жизни". Когда старший  садился или спешивался с лошади, молодые люди брали его лошадь под  уздцы и за правое стремя. Примечательно, что то же самое мог проделать и  старший, если на лошадь садился молодой человек. В данном случае  старшинство признавалось за тем, кто садился на лошадь. Если младшие отлучались, то они обязательно отпрашивались у старшего.  При возвращении же первым делом наведывались к старшему. Признаком воспитанности было также, когда родственники, соседи просто так  заходили к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему  новости, спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно  женщины. Западногерманский этнограф А.Ландманн, которая много  занималась изучением жизни и быта, турецких адыгов (черкесов), приводит такой любопытный пример. Отец взял свою взрослую дочь в Анкару  впервые. Вышли они из автобуса. Отец, думая, что дочь идет за ним,  затерялся в толпе, а дочь, пропуская всех старших, отстала от него. И когда отец, обнаружив, что дочери с ним нет, вернулся, он ее застал на том же  месте, где они сошли с автобуса. Ни одно торжественное событие не проходило без старшего, без тамады.  При этом свадьба, свадебный стол были не только местом, где играли,  танцевали, наедались, напивались. Она была своеобразной школой, где  старший учил молодежь, всех присутствующих обычаям и традициям  народа. Согласно обычаям, старший перед самым началом торжеств просил всех быть благоразумными, сдержанными, чтобы не омрачить радость  семьи, у которой свадьба, "забыть на время вражду, если вражда  существовала между кем­либо из присутствующих". И, естественно, его  нарушение осуждалось всеми. Т.о., уважение к старшему опиралось не на  силу его власти, а на его авторитет, на его справедливость, учтивость,  сдержанность, находчивость, на то, насколько он хорошо знает адыгэ хабзэ. Невозможно перечислить все знаки внимания, через которые проявлялось  уважение к старшему. Его имя не произносили женщины и молодые люди,  при нем не говорили о жене, муже и детях, при нем не позволяли себе  развязную речь, не говоря уже о нецензурных выражениях. За столом  раньше тамады никто не начинал есть. Однако кушать переставали чуть  позже него. Это касалось и гостья, чтобы дать ему наесться, не стесняясь. Если старый человек выполнял какую­то работу, молодые люди (знакомые  или незнакомые) обязаны были ему помочь. Одиноких стариков, женщин,  немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними  ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это  требовало адыгэ хабзэ от адыгов. О значении хабзэ говорят пословицы:  "Тот, кому кажется хабзэ угодничеством, лишает себя и половины того, что заслуживает", "Участь, не знающего адыгэ хабзэ ­ позор", "Не знающий  хабзэ ведет безобразно". Старшинство определялось главным образом по возрасту. Старший всегда  был вышестоящим между братьями, друзьями. Однако, во время походов,  наездничества, полевых работ, старшинство зависело не только от  прожитых лет, но и от умения организовать людей, от мужества, храбрости, знания дела и т.д. Как можно заметить, уважение к старшим было одним из главных компонентов адыгэ хабзэ, а последнее ­ составной частью  самосознания всех адыгов. Таких устойчивых фразеологизмов в сочетании  с понятием "адыгский" в языке адыгов очень много: адыгэ нэмыс (адыгское  достоинство, вежливость, репутация, стыд), адыгэ напэ (адыгская совесть,  честь), адыгэ псалъэ (адыгское слово) и т.д. То же самое наблюдается и в  области материальной культуры: адыгэ унэ (адыгский дом), адыгэ фащэ  (адыгский национальный костюм), адыгэ жьэгу (адыгский очаг). Их очень  много. Причем адыгэ унэ (адыгский дом) означает не только строение,  жилье, но гостеприимство, приветливость, удобство и т.д., точно также, как и адыгэ фащэ (адыгский костюм) понимается не только как утилитарная  часть культуры жизнеобеспечения, но и как красота, изящество и пр. Танец «Кафа» Шире круг! Танцует юность. Смотрят звезды сквозь туман. И звенят задорно струны, И грохочет барабан! Где родился танец «Кафа», Сотканный из серебра? Здесь родился танец «Кафа», Танец чести и добра! Шире круг! Подай мне руку. «Кафа» нас ведет по кругу. Веселей, гармонь, играй! В этом танце – так и знай!–  Грома вешнего раскаты, Волн звенящих перекаты, Резвость, молодость, задор И величье наших гор! Шире круг! Плывут горянки, Словно стая лебедей. До чего ж нарядны! Глянь­ка! Как царевны, ей­же­ей! И звенят лукаво струны, И грохочет барабан. Эй, джигит! Чего ты струсил! Что ты замер, как чурбан? Шире круг! Ударь в ладоши, Под гармонику – ударь! Коль джигит ты, коль удал, То танцором быть хорошим Сам Аллах тебе велел! Кто решителен и смел, Тот для девушки дороже! Здесь родился танец «Кафа», Гордость юности и гор. Каждый знает танец «Кафа» И танцует с давних пор. Шире круг! Шире круг! Барабан ударил вдруг. Состязаются джигиты, В танце огненном горя, Только б не остаться «битым», Неудачливым джигитом, В оба глаза тут смотри ты, Побежденным стать нельзя! Так танцуют лишь джигиты, Закадычные друзья. Танец «Адыга ­ кафа»исполняют ученики. Старый танец Заиграла пшина звонко и легко, словно из кувшина льется молоко. И родился танец, нет его древней. Молодой румянец на щеках парней. Ты за кафой следом медленно пройди – с прадедом и дедом встретишься в пути. Так же танцевали кафу испокон… Так же тосковали у ночных окон. Ведь ничто не ново под седой луной… Так тряхни же снова в танце стариной! Не стареет танец долгие года и на пшинеглянец молодой всегда. Горы ниже стали, старикам подстать… Но не перестали кафу танцевать. Вижу, вскинув руки в сторону подруг, входят наши внуки в кафы вечный круг. У адыговобычай такой Если где­то в кругу молодых Держит речь седовласый адыг, Ты не вздумай его перебить, Придержи свою гордость и прыть, Уважай его возраст седой – У адыговобычай такой. Если гость постучит у двери, Гостю сердце свое отвори, И полдома на время отдай, И четлибжем его угощай, И пои ключевою водой –  У адыговобычай такой. Если строить решил себе дом, Весь аул помогает трудом. Ты один не поднимешь бревно, А для всех – как пушинка оно. Встанет радостный дом над рекой – У адыговобычай такой. Если дочь родилась или сын, Нашей славной страны гражданин, Ты прижми его нежно к груди, А в саду деревцо посади В честь того, кто нарушил покой – У адыговобычай такой! В дружбе преданным будь до конца, Не поддерживай в споре глупца, Тайны сердца храни под замком, Слово мудрых блюди, как закон, Пустяками их не бейспокой –               У адыговобычай такой! Дорогие ребята! На одном уроке невозможно охватить весь свод правил  адыгского этикета. Но мы будем на наших классных часах продолжать  знакомиться и приобщаться к этим правилам. А сейчас давайте посмотрим  фильм о нормах адыгского этикета. Дома попросите ваших бабушек и  дедушек рассказать вам, что такое «адыгэ хабзэ». Уверенна, что вы узнаете  много интересного.

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)

Классный час: "Земля Адыгов - древняя земля" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018